Контрольная работа: Метрологический контроль средств физической реабилитации

Контрольная работа

«Метрологический контроль средств физической реабилитации»


Вариант № 2

1.  Исследовать и описать принцип действия одной из измерительных систем или прибора комплексных измерений функционального состояния человека спортсмена.

2.  Описать методику контроля уровня развития двигательных способностей: быстроты и гибкости.

3.  Построить график динамики частоты сердечных сокращений учащихся на уроке физического воспитания по результатам хронометража: - на первой минуте-68 уд/мин., четвёртой -82, восьмой -130, двенадцатой -156, шестнадцатой -160, двадцатой -154, двадцать четвёртой -130, двадцать восьмой -156, тридцать второй -128, тридцать шестой -140, сороковой -122, сорок четвёртой -98 уд/мин.

4.  Построить профиль физической подготовленности двух физкультурников по результатам, показанных в тестах: на выносливость – первый-20 очков, второй-35; силу – 38, 27 очков соответственно; скоростно-силовые качества – 47, 30 очков; быстроту – 20, 40 очков; ловкость – 16, 36 очков; гибкость – 12, 20 очков.

5.  Построить диаграмму соотношения показателей уровня физического развития в группе исследуемых: - с высоким показателем -10%; выше среднего – 15%; средним – 25%; ниже среднего – 30%; низким -20%.


1. Исследовать и описать принцип действия одной из измерительных систем или прибора комплексных измерений функционального состояния человека спортсмена

Фонокардиография.

Фонокардиография (ФКГ) — графический метод исследования тонов и шумов, возникающих в сердце при его работе. ФКГ оказывает существенную помощь при диагностике пороков сердца. Этот метод исследования позволяет судить также о сократительной функции миокарда, функции проведения, динамике давления в полостях сердца и сосудов.

Запись ФКГ ведется с помощью аппарата, основными узлами которого являются микрофон, усилитель с фильтрами и регистрирующее устройство. При записи звуков сердца микрофон устанавливают над различными точками области сердца, которые являются стандартными при выслушивании.

На ФКГ звукам сердца соответствуют колебания различной амплитуды и частоты. Амплитуда этих колебаний позволяет судить о громкости звуков, а число колебаний за определенное время — о частоте тонов или шумов сердца. С помощью ФКГ изучают характер звука во времени (длительность тонов и шумов, интервалы между отдельными группами звуковых колебаний, местоположение шумов в сердечном цикле и т. д.).

Нормальная фонокардиограмма состоит из двух постоянных групп колебаний —I и II тонов сердца и нередко двух дополнительных III и IV тонов.

I тон сердца начинается через небольшой интервал времени после начала зубца Q ЭКГ. Основную роль в его образовании играют колебания клапанного аппарата сердца. II тон сердца слегка опережает или несколько запаздывает по отношению к началу зубца Т ЭКГ. Появление этого тона связывают с напряжением клапанов аорты и легочной артерии. III тон возникает в ранней диастоле. Его происхождение связано с колебаниями стенки желудочков во время быстрого наполнения их кровью. IV тон сердца регистрируется вскоре после начала зубца Р ЭКГ во время систолы предсердий, в конце диастолы желудочков.

У здоровых спортсменов во время физической нагрузки, при проведении ортостатической или фармакологической проб, в патологических условиях могут наблюдаться ослабление или усиление I и II тонов, выраженное расщепление этих тонов, появление высокочастотного III и IV тонов необычно большой амплитуды.

На ФКГ помимо тонов могут фиксироваться сердечные шумы.

Амплитуда I тона у спортсменов часто бывает сниженной. Вызвано это рядом причин: ухудшением проводимости звуков через более толстостенную грудную клетку, некоторым снижением начальной скорости нарастания внутрижелудочкового давления, а главное, особенностями закрытия и напряжения атриовентрикулярных клапанов. У спортсменов чаще по сравнению с нетренированными регистрируются III и IV тоны (это связано с особенностями тонуса миокарда), а также физиологический систолический шум.

2. Описать методику контроля уровня развития двигательных способностей: быстроты и гибкости

Контроль уровня развития двигательных способностей: быстроты.

Бег на 100 метров является интегральным показателем, отражающим быстроту человека.

Бег на 100 метров – циклическое упражнение максимальной мощности. Эффективность успешного выполнения этого упражнения зависит, в основном, от мощности анаэробных механизмов энергообеспечения, а также от таких компонентов скоростно-силовой подготовленности, как максимальная изометрическая, скоростная динамическая и «взрывная» сила мышц ног; освоенность техники бега; быстрота двигательной реакции, способность к стартовому ускорению, уровень максимальной скорости бега по дистанции, скоростная выносливость, гибкость и т. д.

Для подготовки в этом контрольном упражнении применяются повторный и соревновательный методы. Упражнение условно подразделяется на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег но дистанции и финиш.

Для отработки старта используют повторное пробегание, под команду или самостоятельно, отрезков по 10–15 м сериями по 3–5 повторений.

Для отработки стартового разбега (относительно независимой скоростной способности человека) применяют повторное пробегание отрезков до 30 м под команду и самостоятельно, но с обязательным контролем времени его пробегания. Отдых между пробежками – до полного восстановления (обычно это 2–4 минуты).

Скорость бега в стартовом разбеге возрастает постепенно, за счет удлинения шагов и увеличения их частоты. Важное значение для повышения скорости имеет быстрое опускание ноги вниз-назад (по отношению к туловищу), а также энергичные, но не «закрепощенные», движения руками вперед-назад. Резкое, скачкообразное изменение длины шагов нарушает ритм движений и ухудшает результат.

Скорость бега может увеличиваться, особенно у хорошо подготовленных спортсменов, до 60-го метра дистанции. Обычно к 4–5 секунде бега уже достигается 95–99% от уровня максимальной скорости. К моменту достижения на дистанции наивысшей скорости, туловище бегуна имеет незначительный наклон вперед, а ноги ставятся на дорожку упруго, с передней части стопы. Далее происходит сгибание-разгибание в коленном и голеностопном суставах.

При беге по дистанции у каждого бегуна устанавливается характерное для него соотношение длины и частоты шагов, определяющее скорость бега. На последних 30–40 метрах дистанции Длину шагов необходимо несколько увеличить для уменьшения снижения скорости бега. При этом руки, как и в стартовом разбеге, быстро движутся вперед-назад, синхронно с ногами.

Кисти во время бега полусжаты. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч вверх. Спину держать прямо, не сутулиться.

В беге необходимо стремиться к расслаблению тех мышц, которые в каждый данный момент времени активного участия в работе не принимают.

Окончание дистанции (финиш) фиксируется в момент, когда участник коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища (обычно грудью), исключая голову, шею, руки и ноги.

Контроль уровня развития двигательных способностей: гибкости.

Гибкость — это способность выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах.

Различают два типа проявления гибкости: активную и пассивную.

Они зависят от способа измерения.

Активная гибкость определяется максимальной амплитудой в суставе при выполнении какого-либо движения.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинакова для всех измерений. Только в этом случае можно получить объективную оценку пассивной гибкости.

Дефицитом активной гибкости (ДАГ) называется разница между активной и пассивной гибкостью (в см или угловых градусах).

Критерием состояния суставного и мышечного аппарата спортсмена является дефицит активной гибкости.

При регистрации показателей гибкости необходимо учитывать, что их величина зависит от времени тестирования (в 10 часов утра гибкость меньше, чем в 16 часов), температура воздуха (при 300С гибкость больше, чем при 100С), стандартизованности разминки (ее длительность влияет на увеличение гибкости).

Гибкость может быть измерена:

·  в угловых градусах;

·  в линейных мерах (см).

Измерить амплитуду движения в суставе можно следующими способами:

·  механическим (гониометрическим);

·  механоэлектрическим (электрогониометрическим);

·  оптическим;

·  рентгенографическим.

В первом случае измерение производится с помощью механического гониометра — угломера, к одной из ножек которого прикреплен транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, образующих сустав. При выполнении движения (разгибание, вращение и т.д.) изменяется угол между осями сегментов. Изменение данного угла регистрируется гониометром.

Во втором случае транспортир заменяют потенциометрическим датчиком и получается электрогониометр. С его помощью получают гониограмму. Этот метод более точен.

Третий способ — оптический. Эти методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино- и видеорегистрации. На суставных точках спортсмена укрепляют датчики — маркеры, изменение взаиморасположения которых фиксируется регистрирующей аппаратурой. Точность оптических методов зависит от:

·  погрешностей регистрирующей аппаратуры;

·  способов крепления маркеров на суставных точках и величин их смещения при выполнении движения;

·  погрешностей анализа кино-, фото- и видеоматериалов.

Наиболее точный из оптических методов — стереоциклография, позволяющая регистрировать амплитуду движения в трехмерном пространстве.

Четвертый способ — рентгенографический метод, позволяющий определить теоретически допустимую амплитуду движения, рассчитав ее на основании рентгенологического анализа строения сустава.

Коэффициент надежности тестов гибкости равен 0,85 – 0,95. Информативность тестов на гибкость зависит от того, насколько амплитуда тестирующего движения совпадает с амплитудой соревновательного упражнения. Наибольшая информативность показателей гибкости маховых движений ногами отмечается у футболистов, барьеристов, прыгунов в высоту и длину.

быстрота гибкость сердечный нагрузка

3. Построить график динамики частоты сердечных сокращений учащихся на уроке физического воспитания по результатам хронометража: - на первой минуте-68 уд/мин., четвёртой -82, восьмой -130, двенадцатой -156, шестнадцатой -160, двадцатой -154, двадцать четвёртой -130, двадцать восьмой -156, тридцать второй -128, тридцать шестой -140, сороковой -122, сорок четвёртой -98 уд/мин

График динамики частоты сердечных сокращений учащихся на уроке физического воспитания


4. Построить профиль физической подготовленности двух физкультурников по результатам, показанных в тестах: на выносливость – первый-20 очков, второй-35; силу – 38, 27 очков соответственно; скоростно-силовые качества – 47, 30 очков; быстроту – 20, 40 очков; ловкость – 16, 36 очков; гибкость – 12, 20 очков

5. Построить диаграмму соотношения показателей уровня физического развития в группе исследуемых: - с высоким показателем -10%; выше среднего – 15%; средним – 25%; ниже среднего – 30%; низким -20%

Диаграмма соотношения показателей уровня физического развития

Литература

1.  Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 270 с.

2.  Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.

3.  Макарова Г.А. Спортивная медицина. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.

Физиология спорта
отведения, используемые для ее регистрации. Основные пока-затели ЭКГ и их связь с сердечным циклом. Изменение показателей ЭКГ при мышечной работе. Р ...
Исходя из этого структура урока делится на 3 части: подготовитель-ную (8-10 мин, ходьба с построе-нием, бег со средней скоростью, вольные упр-ия), основную (30 мин., бег, ходьба ...
Гибкость определяется как способ-ность совершать движения в суставах с большой амплитудой, т.е. сустав-ная подвижность.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат
Лекции по физкультуре (ОГУ)
Содержание Введение 6 1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 7 Основные понятия 7 Физическая культура - часть ...
Более совершенная межмышечная координация приводит к увеличению проявляемой силы, быстроты, выносливости и гибкости.
Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат
Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
... качеств детей 6-7 лет 1.1 Психофизические особенности развития ребенка 6-7 лет 1.2 Значение развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет ...
Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой.
Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа
Скоростно-силовая подготовка юных футболистов в возрасте 15-17 лет
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ" На правах ...
К их числу относятся: упражнения без мяча - стартовые рывки на короткие дистанции из различных исходных положений; бег с высокой и максимальной скоростью по прямой и виражу от 30 ...
Гибкость определяется, как способность совершать движения в суставах с большой амплитудой, то есть характеризуется такой физиологической способностью, как суставная подвижность.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Методические рекомендации по обучению барьерному и гладкому бегу для ...
Управление образования МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Обучение гладкому, барьерному бегу и метанию малого мяча учащихся 4 - 11 классов Составитель: Семкин ...
Как в стартовом разбеге, так и во время бега по дистанции руки, согнутые в локтевых суставах, быстро движутся вперед-назад в едином ритме с движениями ног.
Специфические особенности техники метания требуют хорошей координации движений, эластичной мускулатуры, достаточной подвижности в суставах и гибкости, динамической и взрывной силы ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: учебное пособие