Реферат: Классификация ценностей современного человека

Министерство образования и науки мурманской области

Государственное областное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мурманский технологический колледж сервиса


Реферат

Классификация ценностей современного человека

 

Дисциплина: Основы философии

Специальность: Моделирование и конструирование швейных изделий

Студент: Сазыкина Е. Д.

4 курс, 207 группа

Руководитель: Колесникова И.А.

Мурманск, 2010


Содержание

Введение

Классификация ценностей

Ценности-цели и ценности-средства

Модель иерархии ценностей

Заключение

Источники информации

 


Введение

Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим и наиболее распространенным основанием для типологизации является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.


Классификация ценностей

 

1. Традиционные - ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни. Современные - возникают под влиянием изменений в общественной жизни.

2. Базовые - характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными и второстепенные.

3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).

4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные — моральные, религиозные, художественные, политические и др. Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями — такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности. Однако на бытовом уровне целиком достаточным есть деление ценностей на материальные и духовные. При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные ( состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными — религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.

ценность традиционный базовый цель

Ценности-цели и ценности-средства

Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Ценностями-Целями считают изначальные жизненные ориентиры, которые не нуждаются в обосновании, а имеют значение сами по себе. Их человек воспринимает на веру, они являются очевидными для нее. Такими ценностями есть, например, истина, добро, прекрасное, жизнь, любовь, счастье.

Ценности-Средства воплощают в себе определенную ситуативную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей. Например, молодые люди важным в своей жизни часто считают одежду. Для модниц он даже может быть самоцелью, но для большинства — средством самоутверждения, привлечение к себе внимания, которое также может рассматриваться лишь как средство в достижении жизненного успеха (карьеры, любовь), а карьера — как средство получения славы, богатства.

Ценности-Цели и ценности-средства должны согласовываться между собой. Благородную цель, например, нельзя воплощать никакими средствами, а если для ее утверждения нужны именно такие средства, то она не является благородной.

Модель иерархии ценностей

Ценности высшего порядка формируются, как правило, очень надолго или навсегда, и изменяются только под влиянием очень тяжелых экстремальных воздействий. Большой интерес представляют также ценности низшего порядка, ценность становится ценностью тогда, когда индивидуум обращает на феномен свое внимание, именно они формируют значительную часть разнообразия ценностей личности, как таковых. Так, в данной иерархии можно сформулировать еще одну закономерность, а именно: чем выше порядок ценностей, тем меньше ценностей данного порядка может существовать. Это можно объяснить, прежде всего, необходимостью выживания и адаптации, ибо если бы у человека все ценности были ценностями высших порядков, то он должен был бы или постоянно жертвовать жизнью, или принимать невыгодные для себя решения, что с точки зрения социальной адаптации, конечно, недопустимо. На рисунке 1 представлена модель иерархии ценностей.

Рис. 1.

На данном рисунке кружками разной толщины изображены ценности разных порядков, при этом отражено, что ценностей высоких порядков меньше, чем ценностей низких порядков.

Таким, образом, естественная иерархия ценностей базируется на представлении о том, что чем сильнее воздействие, под влиянием которого индивидуум способен отказаться от данного запрета, тем выше порядок ценностей. Ценности в процессе жизни меняют свой порядок, постоянно мигрируя. Чем выше порядок ценности, тем ниже ее возможность к изменению порядка (подвижность), но количество ценностей низкого порядка всегда больше, чем ценностей высокого порядка.

Однако, предложенная внутренняя классификация ценностей показывает лишь внутреннюю структуру ценностной системы. Между тем, как ценности отвечают за отношение к феноменам реальности. Следовательно, необходимо предложить классификацию ценностей, соответствующую различным сферам окружающей среды, с которыми сталкивается индивидуум. Такая классификация предложена, в частности, Н. Решером, он выделяет экономические, политические, интеллектуальные и другие ценности. На наш взгляд, такой подход страдает некоторой бессистемностью, хотя в целом предложенную классификацию можно принять и использовать. Тем не менее, мы предлагаем использовать в качестве критерия построения внешней классификации жизненные сферы, с которыми имеет дело индивидуум в процессе своего существования, тогда все ценности можно будет разделить на следующие группы:

1.  Ценности здоровья – показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2.  Личная жизнь – описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3.  Семья – показывают отношение к семье, родителям и детям.

4.  Профессиональная деятельность – описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5.  Интеллектуальная сфера – показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6.  Смерть и духовное развитие – ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7.  Социум – ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8.  Увлечения – ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Таким образом, предложенная классификация, на мой взгляд, отражает все типы жизненных сфер, с которыми может сталкиваться человек.

 


Заключение

 

Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

 


Источники информации

 

1. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. - 1993. №9. с. 17-28.

2. Андреенкова А.В. Постматериалистические и материалистические ценности в России // Социологические исследования, 1994, № 11.

Культурологія
ПИТАННЯ ДО ЕКЗАМЕНУ 1.Актуалізація проблематики культурологічних знань та їх характер.P 2.Предмет і завдання культурологіїP З.Категорії культурології ...
Культура розглядалась, передусім, як феномен духовного порядку, як наслідок і прояв творчої діяльності в гадузі науки, мистецтва, релігії.
Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: шпаргалка
Что такое философия?
` Что такое философия? ` Краткий очерк истории философии ` Философская картина мира ` Философия человека ` Философия деятельности ` Задачи и ...
Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это - субъективный идеализм.
В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби).
Раздел: Рефераты по философии
Тип: книга
Саморазвитие и менеджмент
ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1. "Современный менеджер". Цель изучения раздела: Формирование понимания слушателем сущности менеджмента: как сферы деятельности; как ...
... в организации, чем меньше она по размерам и чем меньше энергии он затрачивает, тем больше она соответствует единственной цели своего существования: удовлетворяя нужды внешнего мира ...
Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат
Антология культурологии
Антология исследований культуры. (хрестоматия) Отв. ред. Мостова Л.А. Содержание: Раздел 1. Концепция науки о культуре. Уайт Л. Наука о культуре. Уайт ...
Начав изучать определяющее влияние этого материала на поведение индивидуума, нельзя не заподозрить, что существует аналогичное, но гораздо более значительное влияние более широкого ...
... поле, такие, как "рано, поздно, вскоре, продолжающийся, интенсивный, очень, стремящийся/тяготеющий к... и пр.", весьма немногочисленны и не могут удовлетворить возникающих нужд.
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Психология
Среди различных учебных дисциплин, изучаемых в первом семестре студентами юридического факультета Поморского государственного университета им.М.В ...
Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности: в общении и самовыражении.
Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат