Курсовая работа: Ценности в подростковом возрасте
Вопросы группового интервью
1. Формирование банка ситуаций пробы.
· Встречаются ли в вашей жизни ситуации, когда вы что-то пробуйте или пробуйте что-то новое?
· А что это за ситуации, или какие это ситуации? Вы можете их описать, назвать?
Уточним: речь идет о ситуациях, которые позволяют узнать о себе что-то новое, почувствовать какие-то свои возможности, либо узнать о тех своих качествах, о которых до этого не знал. Таким образом, речь идет о ситуациях, которые меняют ваше представление о самом себе.
Формируется банк ситуаций пробы, который фиксируется на доске ассистентом.
Дополнительный вопрос: А какие ситуации еще встречаются в вашей жизни, в которых вы что-то пробуйте или пробовали что-то новое за последнее время?
2. «Распредмечивание» ситуаций пробы, формирование банка желаемых
приобретений, ради которых совершается проба.
А теперь давайте поговорим по поводу каждой ситуации.
· Что в каждой ситуации можно приобрести?
· Ради чего в этих ситуациях можно действовать или что бы вы хотели получить в этих ситуациях (когда пробуйте что-то)?
· Как вы считаете, что такое риск?
· Как вы считаете, а попробовать что-то новое в жизни – это риск (или рискованно, рискованная ситуация, связано с риском)?
Формируется список ценных приобретений.
3. Формирование банка потенциальных потерь в ситуации пробы.
· Итак, мы выяснили, что пробы несут в себе определенную частицу риска. И те ситуации пробы, которые вы перечислили так или иначе связаны с какой-то степенью риска, поскольку в этих ситуациях есть вероятность что-то потерять. (Например, если я первый раз в жизни пробую покататься на горных лыжах, есть вероятность, что может так или иначе пострадать мое здоровье, если я неудачно покатаюсь). Сейчас вы пробовали перечислить то, что можно было приобрести в этих ситуациях, перечислить то, ради чего совершалась проба.
· Давайте теперь попробуем перечислить и то, что можно было потерять в этих ситуациях (чем рискуешь, когда пробуешь что-то новое)?
· А есть ли примеры из вашей жизни, когда потери были на самом деле?
Дополнительные (наводящие) вопросы:
То, что можно потерять, можно также положить и в качестве платы.
· А есть ли что-то такое, что может быть положено в качестве платы в ситуациях риска?
· Что может быть еще положено в качестве платы в ситуациях пробы (или ситуациях риска), что еще не перечислили?
· Что еще у вас есть такого, чем вы готовы платить в ситуациях проб (риска) или можете заплатить? То есть, нужно подумать, что у меня есть такого, что я могу положить в качестве платы.
· А теперь подумайте, есть ли у вас что-то такое, что вы никогда не готовы выкладывать как плату, ни в какой ситуации пробы (риска), когда есть риск потерять это.
Банк пополняется и приводится в удобный для работы с ним вид. В итоге получаем определенное фиксированное количество ценных потерь (ценностей).
Бланк индивидуальных результатов
Ф. И. О. _______________________________________
Класс___________
Список желаемого (что я хочу получить, ради чего я готов рискнуть) | Что я готов отдать в качестве платы за желаемое в ситуации риска (чем я готов рискнуть) |
Сумма баллов |
1. Адреналин | 1, 2, 5 | 8 |
2. Удовольствие | 3, 2, 7 | 12 |
3. ………. | ……….. | …. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ü Чтобы можно было расшифровать, что каждый участник подразумевал под теми или иными цифрами, бланк и карточки он должен будет положить в отдельный конверт.
Приложение 2
Ситуации проб, которые называли подростки.
Таблица №1.
Группа №1 (девочки 7а класс) |
Группа №2 (девочки 11б класса) |
Группа №3 (мальчики 7а класса) |
Группа №4 (мальчики 11а класса) |
Попробовать надеть новую одежду, которую ни разу не одевала | 1. Первый раз попробовать секс | 1. Пробовать алкоголь | 1. Покурить ганджубас |
2. Попробовать первый раз курить | 2. Попробовать легкие наркотики | 2. Попробовать не ходить в школу неделю | 2. Пробовал выпить много алкоголя |
3. Попробовать пострелять на занятиях в специальном кружке | 3. Попробовать заняться скалолазанием | 3. Пробовать взорвать петарды в школе | 3. Пробовать заниматься скалолазанием |
4. Пробовать участвовать в конкурсе рисунков в художественной школе | 4. Пробовать сильно напиться | 4. Первый раз тушить пожар | 4. Петь песни под гитару |
5. Попробовать пожить без родителей | 5. Пробовать стритовать ( на улице петь песни за деньги.) | 5. Попробовать кидать пакеты с водой с крыши дома | 5. Пробовать учиться хорошо |
6. Попробовать работать | 6. Пробовать рисовать граффити | 6. Пробовал воровать яблоки в чужом огороде | 6. Пробую читать реп |
7. Пробовал рыбачить в опасном месте | 7. Пробовать общаться, дружить, встречаться с девушками | ||
8. Попробовал напугать соседа тыквой на голове | |||
9. Первый раз выпили и пошли на школьную дискотеку | |||
10. Курили при противопожарных датчиках | |||
Группа №5 (девочки 7б класс) |
Группа №6 (девочки 9б класса) |
Группа №7 (мальчики 7б класса) |
Группа №8 (мальчики 9б класса) |
Попробовать новый аттракцион | 1. Устроится на работу | 1. Пробовать сигареты | 1. Прыгнуть с тарзанки |
2. Попробовать прыжок с парашютом | 2. Попробовать заняться экстремальным видом спорта | 2. Попробовать «травку» | 2. Сдать на оливковый берет |
3. Поучаствовать в учебном конкурсе | 3. Заняться дайвингом. | 3. Пробовать поссорится ( с другом, подругой) | 3. Пробовать прыгнуть с парашютом |
4. Пробовать стать журналистом | 4. Пробовать успокоительное | 4. Пробовать алкоголь | 4. Лично сесть за руль |
5. Попробовать покататься на корабле | 5. Пробовать прыгнуть с парашюта | 5. Попробовать спрыгнуть с большой высоты | 5. Пробовать изобрести особую питарду |
6. Попробовать покататься на самолете | 6. Пробовать выпить | 6. Пробовать секс | 6. Пробую пожить в лагере |
7. Попробовать покататься на скейте | 7. Попробовать похулиганичить | 7. Пробовал напиться и убегать от ментов | 7. Пробовать сдать экзамен хорошо |
Попробовать не сделать домашнее задание | 8. Полазить в телефоне старшего брата | 8. Попробовать не сдать экзамен | |
9. Пробовала убежать с практики |
Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и ... | |
Министерство образования РФ Московский гуманитарно-экономический институт Кировский филиал Факультет гуманитарный Кафедра практической психологии ... Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. То у подростков из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность "жизненная мудрость" и из целей-средств - "рационализм", что выражается в ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Особенности социализации подростков в различных типах семей | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Допущен к ... Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группы (учителя-предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового ... Семья также играет ведущую роль в экономической социализации подростков, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
... педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков | |
Министерство образования педагогический университет Факультет психологии Кафедра теоретической и прикладной психологии КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА По теме ... к социально-психологическим факторам следует отнести (нарушения воспитания подростка в семье; школьная дезадаптация; подростковый кризис - это пик "переходного периода от детства к ... 88. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша: |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ... Проявляющийся в поведении несовершеннолетних синдром социальной дезадаптации, ранее встречающийся, главным образом, среди мальчиков, теперь присущ и девочкам-подросткам, что ... Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры как наиболее приоритетные в ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа |
Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего ... | |
Федеральное Агентство по Образованию Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного Дела Социально-Педагогический Факультет Кафедра ... Как утверждает Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не ... Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |