Статья: Верн, Жюль Габриель

Елена Лавренова

(Verne, Jules) (1828 - 1905)

Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант (Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский колледж с целью получения юридического образования. Литературную деятельность начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). "Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она была названа "Сломанные соломинки" и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. "Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!" [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден." (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем в "Театре Лирик", Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов, составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым романом, "Пять недель на воздушном шаре", была начата осенью 1862, а в конце года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем, сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его сыном). Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг света в 80 дней", напечатанного в 1872.

Жюль Верн был страстным путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды. В 1867 Жюль Верн побывал в Северной Америке: "Одна французская компания приобрела океанский пароход "Грейт-истерн", чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду... На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада." (из интервью Жюля Верна журналистам)

То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии..." (из интервью Жюля Верна журналистам) Один из шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна был заполнен множеством дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний. Многим читателям казалось, что романы пишутся Жюлем Верном удивительно легко. В одном из интервью писатель так прокомментировал подобные заявления: "Мне ничего легко не дается. Почему-то многие думают, что мои произведения - чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда в голове сложится костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет выбран наилучший, тогда только начинается следующий этап работы - за письменным столом. [...] Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля - полстраницы - для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений... Но почему-то принято считать, что, если писатель много пишет, значит ему все легко дается. Ничего подобного!.. [...] Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет - с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью." (из интервью Жюля Верна журналистам)

"Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных читателей, для которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я всегда думаю о том - пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, - чтобы из-под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять дети. [...] Моя жизнь была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.." (из интервью Жюля Верна корреспонденту "Новой Венской газеты"; 1902 год)

В 1903, в одном из писем, Жюль Верн писал: "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!" Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене. Через два года после смерти Жюля Верна на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том "Необыкновенных путешествий".

Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: "Пять недель на воздушном шаре" (1862; роман; первый перевод на русский язык в 1864 - "Воздушное путешествие через Африку"), "Путешествие к центру Земли" (1864; роман), "С Земли на Луну" (1865; роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой "космодром" недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли), "Дети капитана Гранта" (1867-1868; роман), "Вокруг Луны" (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году "Аполлон-11", вернувшийся с Луны), "20 000 лье под водой" (1869-1870; роман), "Вокруг света в 80 дней" (1872; роман), "Таинственный остров" (1875; роман), "Пятнадцатилетний капитан" (1878; роман), "500 миллионов Бегумы" (1879), "В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году" (1889; рассказ), "Плавучий остров" (1895; роман), "Равнение на знамя" (1896), "Властелин мира" (1904; роман), работы по географии и истории географических исследований.

(Автор-составитель краткой биографии Жюля Верна - Елена Лавренова)

Список литературы

Евгений Брандис. "Интервью с Жюлем Верном". Журнал "Вокруг света", 1966, № 9.

Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь)

Проект "Россия поздравляет!"

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.foxdesign.ru/

Журналистика
1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как 4 власть В обществе существует множество формализованных и неформализованных социальных ...
Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о ...
Парижская "Журналь де деба", искусно сочетая снисходительную похвалу с изумлением, пишет о молодом чудо-журналисте, который в "провинциальном городе Праге" ухитряется разоблачать ...
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: шпаргалка
Характеристика аналитических жанров журналистики
1. Основные понятия теории журналистики: массовая информация, массовое сознание (МС). Мотивы обращения аудитории к СМИ По мнению Е.П. Прохорова ...
Эту информацию журналисты получают ежедневно, работая с документами, используя интервью, наблюдение, эксперимент (это основные методы сбора инфы).
К этим жанрам, как правило, относят заметку (новость), репортаж, интервью, отчет.
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: шпаргалка
Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом ...
... поэтической системы Булгакова 1.1 Фантастика в сатирическом и философском аспекте 1.2 Фантастическая реальность в романе М. Булгакова "Мастер и ...
Проблемы, разработанные М. Булгаковым в первом романе - "Белая гвардия" - /1923-1924 г. г/ - нашли завершение в "Мастере и Маргарите" /1928 - 1937 г. г. /. Работа над последним ...
Образ луны несет особую смысловую нагрузку в романе, не всегда четко определенную, но чрезвычайно важную для полного осмысления романа.
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Команданте Ортега, Дон Кихот и роман будущего
Александр Балод Жанр романа находится в глубоком кризисе, возможно даже, накануне гибели. Одним из первых возвестил об этом знаменитый испанский ...
Хороший журналист стремится сделать сенсацией каждую свою книгу или даже статью, хороший писатель ставит целью сотворить сенсацию из каждой строчки своего произведения.
Однако между ним и писателем снова появился очередной посредник - издатель-коммерсант, заменивший в этой роли издателя-комиссара (советское государство).
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: курсовая работа
Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана ...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: "СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СЕНСОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ БОРИСА ВИАНА "ПЕНА ДНЕЙ" Содержание Введение Глава I. Место романа Б ...
... 1956), балетов (в частности, "Французский охотник" ("Le Chasseur francais", 1955), переводов американских романов ("L'Homme aux bras d'or" de Nelson Algren, "Mademoiselle Julie" de ...
Лиля Лунгина (именно так ныне покойная Лилиана Зиновьевна пожелала себя назвать) по просьбе издателя заново просмотрела свой перевод романа (по мнению многих, лучшего романа Виана ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа