Курсовая работа: Региональное информационное вещание
Региональное информационное вещание на примере работы телекомпаний Красноярского края
основные принципы, приемы.
ПЛАН
Введение.
Глава 1.
Приемы информационного телевещания программы
"Новости Афонтово".
Глава 2.
Приемы информационного телевещания программы "ИКС".
Глава 3.
Приемы информационного телевещания программы "Новости ТВК".
Глава 4.
Специфика работы тележурналистов красноярских программ новостей:
а) ведущий,
б) репортер,
в) оператор,
г) режиссер.
Заключение.
Основные результаты исследования и выводы.
Библиография.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Красноярске регулярно выходят в эфир три местные телевизионные программы новостей. Что мы понимаем под термином "программа новостей"?
Основными чертами выпуска новостей являются:
"- постоянное место в структуре недельной и дневной программы;
- высокая периодичность в сравнении с другими видами передач;
- многотемность основной части выпусков, сочетающихся со специализированными по тематике выпусками (спортивные, экстренные и др.);
- мозаичный характер построения при наличии определенного постоянства (рубрики, указывающие на принадлежность множества событий к единому временному интервалу, постоянных ведущих);
- блоковый характер построения с закрепленной последовательностью (постоянство верстки);
- cочетание различных видов выпусков и передач, различающихся наличием оперативности, характером и объемом комментирования, регулярностью выхода в эфир" [11. - с.65].
Программа "ИКС" Красноярской государственной телерадиокомпании "Центр России" выходит в эфир ежедневно, кроме воскресенья, на 4 общероссийском телевизионном канале, вещая в 19.00 практически на всю территорию Красноярского края, а в 17.30 - со спецвыпуском - на Север края. В программе четверо постоянных ведущих (А.Соколов, А.Бендина, В.Власов и Т.Паршинцева), ее верстка стабильна. В 19-часовом выпуске, идущем в "прямом эфире", есть устоявшаяся система подачи 12 - 15 видеосюжетов по тематическим блокам. "ИКС", в случае необходимости, выходит в эфир со спортивными, политическими и экономическими спецвыпусками. Программа "ИКС" полностью соответствует названию "программа новостей".
"Новости ТВК" выходят в эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 6 красноярском телевизионном канале, вещая в 15.00, 20.00 и 23.00 на Красноярск и на некоторые регионы края. В программе пятеро постоянных ведущих (И.Долгушина, Д.Чечкин, В.Востров, О.Альберг и А.Клюкин), верстка "Новостей ТВК" стабильна, сюжеты во всех выпусках идут по тематическим блокам. "Новости ТВК" соответствуют понятию "программа новостей".
"Новости Афонтово" выходят в эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 9 красноярском телевизионном канале, в 20.30 и 23.30 на Красноярск и на некоторые территории края. В "Новостях Афонтово" трое постоянных ведущих (С.Ким, И.Третьякова и С.Видов), верстка всех выпусков программы стабильна. Сюжеты идут по тематическим блокам. Можно с уверенностью сказать, что "Новости Афонтово" - "программа новостей".
Американские теоретики журналистики насчитывают "у средств массовой информации... 5 основных функций: 1)информировать, 2)развлекать, 3)влиять на аудиторию, 4)размещать рекламу и 5)распространять культуру" [25. - с.173]. Для телевизионной программы новостей определяющей является 1-я функция - информировать зрителя о событиях в окружающем его мире. Начав сознательную жизнь, человек все меньший объем информации получает посредством прямого контакта и все больший - из вторичных источников, в том числе, из средств массовой информации. Здесь задача журналиста - по возможности не исказить новость, чтобы донести ее до зрителя в наибольшей полноте. "Хорошие журналисты стараются не привносить собственное мнение в сюжет и представляют все стороны проблемы честно, объективно и точно" [25. - с.174]. Однако не нужно забывать, что зритель тоже обладает собственным мнением, и, видя сюжет, в котором даются несколько точек зрения на проблему, зачастую зрители отрицательно реагируют на те моменты, которые расходятся с их личным мнением. Исходя из этого, в тележурналистике применяются, в основном, 2 подхода к новости - безоценочная передача только фактов и рассказ о событии, сопровождаемый комментарием автора или ведущего. В своей работе мы собираемся показать, например, что "Новости Афонтово" тяготеют к первому способу подачи информации, а "Новости ТВК" и программа "ИКС" - ко второму.
Кроме этого, существуют и другие концептуальные различия в подходах к осуществлению информационного телевещания тремя красноярскими программами новостей.
В связи с изложенным, представляется достаточно актуальным изучение различных подходов в телевизионной подаче новостей в Красноярске.
Поэтому перед нами были поставлены задачи:
- выявить конкретные приемы информационного телевещания трех красноярских программ новостей: "ИКСа", "Новостей Афонтово" и "Новостей ТВК";
- проследить специфику работы ведущих, репортеров, операторов и режиссеров трех красноярских программ новостей согласно принципам их вещания.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:
- изучение литературы о проблемах информационного телевизионного вещания;
- интервьюирование профессиональных работников телевидения;
- анализ выпусков местных программ новостей.
Все съемки, интервью, режиссура и верстка дипломного видеофильма "Принципы информационного телевизионного вещания в г.Красноярске" проводились авторами дипломной работы.
Думается, подобные исследования должны периодически повторяться. Это может быть полезным для изучения происходящих с течением времени изменений в принципах вещания информационных телепрограмм Красноярска.
С развитием общественных потребностей в расширении сети телеинформационных программ, улучшением качества видеотехники, а также повышением профессионализма журналистов, работающих в системе телевизионной информации, "новостийные" принципы вещания местных программ новостей будут меняться.
Материал данного исследования, на наш взгляд, будет полезен студентам при изучении курса "Тележурналистика". Видеофильм может быть также использован в спецпрактикуме "Мастерство журналиста" и представляет определенный интерес для тележурналистов-практиков, специализирующихся на информационных программах.
Глава 1.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы "Новости Афонтово"
Практически по всем последним рейтингам красноярских социологов ВЦИОМа и "БМ-рекламы" "Новости Афонтово" на сегодня занимают 1 место по популярности у зрителей.
"Новости Афонтово" впервые появились на красноярских экранах чуть больше двух с половиной лет назад. Их возглавили ушедшие из программы "ИКС" популярные ведущие Ирина Третьякова и Сергей Ким, которых пригласил на создаваемый 9 телеканал его директор Александр Карпов.
С первых дней существования "Новостей Афонтово" его создатели поставили перед собой сверхзадачу: сделать на местном уровне "новое телевидение". "Новости Афонтово" сразу начали свою работу в условиях конкуренции с программой "ИКС", которую тогда возглавляла Ирина Долгушина, Чтобы привлечь внимание телезрителей, Сергей Ким и Ирина Третьякова сделали ставку на принципы американского телевидения. Для этого в редакцию приглашались американские специалисты, изучались подходы американцев к способам освещения событий.
И.Третьякова:
- С самого начала существования "Афонтово" мы работаем по учебным программам с американцами, с Москвой, с коллегами в других городах России, то есть, мы очень много обмениваемся опытом. Мы вышли на уровень международный. Только что Сергей Видов вернулся из Вашингтона, Наташа Иванова вот-вот вернется из Англии. Сергей Ким два раза был за границей - очередная поездка ожидается на WTN в сентябре. Поедут туда ведущие "Новостей" и режиссеры.
Одним из главных принципов "Новости Афонтово" избрали освещение максимально возможного количества событий, происшедших в городе. Причем зачастую это новости, затрагивающие лишь небольшую часть аудитории, например, одну школу или семью. Таким событиям, как правило, другие новостийные телепрограммы уделяют мало внимания. Для "Афонтово", тем не менее, это является неотъемлемой частью их концепции.
Во избежание неточной подачи информации, а также возможной субъективной оценки, в "Новостях Афонтово" принято предоставлять слово участникам, очевидцам события либо официальным лицам. Во многих сюжетах дается интервью с места события, что, кроме достоверности, положительно влияет на зрелищность репортажа.
Для восприятия информации большое значение играет также видеооформление программы. По оценкам многих, "Новости Афонтово" на сегодняшний день - это единственная программа, в которой тщательно продуман стиль оформления. Начиная "перебивками" и заканчивая "выгородкой", "Новости Афонтово" выгодно отличаются по оформлению от конкурентов.
Первыми в Красноярске афонтовцы переняли из мирового опыта идею оформления микрофонов и камер фирменными знаками программы. Уже позже фирменные знаки появились на микрофонах и камерах "Новостей ТВК". Очень большое значение придается на "Афонтово" графическому оформлению пространства экрана. Для этого активно применяется компьютерная графика и спец.эффекты. Конкретный пример использования компьютеров - это заставка, уровень исполнения которой гораздо выше, чем у конкурентов. Кроме того, компьютерной графикой оформлены и прогноз погоды, и сообщения службы "005". В совокупности все это намного повышает профессионализм "Новостей Афонтово".
Нужно отметить, что если раньше "Новости Афонтово" специально подчеркивали собственную "американизированность", то в последнее время они все чаще отмечают, что несмотря на это, они принадлежат к российскому телевидению. По нашему мнению, это связано с изменением конъюнктуры телезрителя, который пресытился различной американской кино- и видеопродукцией. Но, приспосабливая содержание новостей к потребностям российского зрителя, "Новости Афонтово" оставляют за собой право использовать "американское" видеооформление.
Один из принципов своей работы "Новости Афонтово" называют понятием "непристрастность". Этот принцип отсутствует и в "Новостях ТВК" и в программе "ИКС". Его суть в том, чтобы очистить факт от какого-либо субъективного подхода к нему. Отказ от оценки факта - стержень, на котором строится вся подача события в "Новостях Афонтово".
Вопрос: - Что главное: новость или ее оценка?
С.Ким:
- Конечно, новость. Безусловно, факт. Потому что все остальное - для других передач. Мы считаем, и лично я считаю, что эта оценка интересна мне, в крайнем случае, трем-четырем моим приятелям. Все остальные люди должны получить факт, по возможности, без моей оценки.
Практика показывает, что полностью отказаться от оценки нельзя. У каждого человека есть собственный взгляд на ту или иную проблему. Здесь речь идет лишь о том, чтобы свести это отношение к минимуму. По словам Ирины Третьяковой, репортер свободен в своих мнениях, и строгого контроля за ним нет. Но после эфира репортер будет отвечать за явно выраженную в сюжете оценку.
Не оценивать событие и давать только его фактологический аспект - это обязанность каждого журналиста "Новостей Афонтово". Как следствие этого, еще один принцип работы - иметь возможность беспрепятственно вернуться на место съемок еще раз.
С.Ким:
- Даже если ты делаешь любой критический материал, даже если ты делаешь репортаж из камеры смертника, ты все равно должен сделать такой материал, чтобы тебе не было стыдно прийти туда во второй раз. Чтобы ты этого человека не обидел, не извратил смысл его выражений, не говорил с ним об одном, а потом на экране сказал другое. Ты можешь в пух и прах развеять какую-то позицию, ты можешь вывести их на чистую воду, но ты должен прийти и сказать: "Вот у меня факты, о которых мы говорили, факты, которые я сам узнал. Если у тебя есть другие факты, я сейчас их запишу, завтра - расскажу". Но так, чтобы я в глаза говорил одно, а потом вывернул ситуацию на другое - это просто невозможно представить.
В сюжетах "Новостей Афонтово" отсутствует и политическая оценка события. По мнению руководства программы, политические пристрастия репортеров не должны мешать зрителю воспринимать событие во всем его объеме. Помимо фактологической точности, это еще и хорошая возможность конструктивно работать с существующей властью. Естественно, если "у руля" окажутся люди, плохо относящиеся к частному телевидению и независимости средств массовой информации, "Новости Афонтово", скорее всего, будут закрыты.
С.Ким:
- По большому счету, мы действительно боимся всяких революционных потрясений. Была бы стабильная власть, были бы стабильные предприятия, экономика, политика и так далее, - и тогда нам вообще ничего не страшно. Потому что все остальное в условиях стабильности мы решим.
И.Третьякова:
- Мы боимся, во-первых, зависимости от определенных структур - властных, финансовых, прочих. Очень просто попасть в зависимость, и очень непросто потом от нее избавиться. На сегодняшний день я оцениваю позицию "Новостей Афонтово" как самую независимую. Мой корреспондент может делать любой сюжет, как он считает и как он его видит. Никакой цензуры у нас не существует.
Слабое место любой частной телекомпании - то, что она зависит от спонсоров и рекламодателей. С другой стороны, это своеобразный "катализатор прогресса", при отсутствии которого деньги потекут к конкурентам. Этим же обстоятельством определяется и обилие рекламы в "Новостях Афонтово". В каждой программе - по 2 рекламных блока, и еще по одному - перед программой и сразу после ее окончания. Длина каждого блока - не более 4 минут.
Этим же, в какой-то мере, объясняется отношение руководства 9 канала к программе новостей как наиболее популярной, стабильной и интересной программе. Поэтому приоритетное финансирование канала идет именно на новости. Кроме того, любая программа, которая помешала бы выходу в эфир новостей, по мнению руководства канала, должна быть прервана вне зависимости от возможных последствий. А время выхода выпусков "Новостей Афонтово" постоянно.
С.Ким:
- Когда мы создавали канал, не новостям мы окружение выбирали, а мы делали совсем наоборот. В сетку вещания мы ставили сначала "Новости" как главную и основную нашу программу. И уже вокруг "Новостей" строится сетка. И уже не важно - куда, какой фильм поставить? "Новости" священны. Ни один раз из-за какой-нибудь передачи "Новости" не переносились. Это себе невозможно представить, это, как бы, табу. "Новости" - это главная программа нашей телекомпании. Да и любой должна быть.
Всего за сутки выходит 3 выпуска "Новостей Афонтово". Оригинальные выпуски - вечером, в 20:30 и 23:30, а на следующий день двадцатичасовой выпуск повторяется в 9 часов утра. Каждому выпуску отводится по 27 минут. Это примерно 15 - 17 сюжетов, 2 рекламных блока, сообщения службы "005", Центра стандартизации, курсы валют и устные информации. Хронометраж обычного сюжета в "Новостях Афонтово" ограничен 1 минутой. Если событие неординарное, хронометраж может быть увеличен. Как, например, было в случае с авиакатастрофой под Ванаварой.
И.Третьякова:
- Когда упал самолет под Ванаварой, этот сюжет шел самым первым в выпуске, потому что это очень серьезная информация, которая интересовала, скажем так, практически всю аудиторию "Новостей". Так, мы заявили, что наш корреспондент вернулся из командировки, буквально, тремя словами (он вернулся за несколько минут до эфира), а в "ночных" мы поставили этот сюжет вверх, с него открывали выпуск, и он шел практически 2 минуты с "копейками".
Количество устных информаций в "Новостях Афонтово" заметно отличается от аналогичного показателя в "Новостях ТВК" и программе "ИКС". Часто они являются лишь связующим звеном между сюжетами. Устные информации в "Новостях Афонтово", как правило, короче, чем в "ИКСе". С этим, кстати, связано и то, что ведущие "Новостей Афонтово" делают в эфире ошибки реже, чем ведущие "ИКСа". Руководители "Новостей Афонтово" считают, что в идеале устных новостей должно быть как можно меньше.
И.Третьякова:
- Устные новости - это только то, что мы не смогли снять, не успели снять, или то, что еще только произойдет.
Верстка выпуска "Новостей Афонтово" заметно отличается от верстки новостей двух других красноярских телекомпаний.
И.Третьякова:
- Наша верстка - верстка "Новостей Афонтово" - принципиально отличается от верстки новостей других телекомпаний в Красноярске. Это уже многие заметили, потому что, во-первых, она очень сильно зависит от рекламных включений (и погода у нас тоже разбита, таким образом, на 3 блока), и, в зависимости от этих рекламных включений, весь выпуск новостей делится на 3 информационных блока.
В первый блок, как правило, попадают официальные события из разряда наиболее важных для города или просто важные новости: экономические, деловые, визиты высоких гостей. Второй блок обычно начинается тоже с важной криминальной или экономической информации. В третий блок попадают новости спорта, культуры, различные хобби - то есть, по словам Ирины Третьяковой, "приятная" информация.
Внутри строение блоков подчинено определенным законам. Каждый блок начинается с самой важной в блоке устной информации, за которой следует самый важный в блоке сюжет. Есть и свои тонкости. Например, какой бы важной ни была спортивная информация, она в лучшем случае может попасть лишь в начало третьего блока. В то же время, сюжеты к празднованию 50-летия Победы шли обычно в самом начале программы.
Верстка выпуска начинается с утра, когда ответственный редактор делает так называемую "грубую верстку". Далее к верстке подключаются продюсер новостей, а затем и ведущий выпуска.
Одна из уникальных особенностей "Новостей Афонтово" - использование так называемых "дразнилок". Чтобы не потерять зрительский интерес во время рекламных вставок, продюсер (С.Видов) или один из репортеров (чаще всего, К.Арутюнян) делают короткий анонс одного из наиболее важных сюжетов из следующего за рекламой блока новостей. Вот пример такой "дразнилки".
Пример "дразнилки".
Для привлечения зрительского внимания служит и нестандартное построение прогноза погоды. Делается своеобразная "отводка" от предыдущего сюжета или рассказывается о чем-то, совсем не связанном с новостями. Чаще всего этим занимается режиссер "Новостей Афонтово" А.Абрамович.
Пример прогноза погоды
Принципы отбора информации в "Новостях Афонтово" тоже своеобразны. Наибольшее внимание уделяется новостям, вызывающим у зрителя положительные эмоции. На фоне массы критических материалов "ИКСа" и "Новостей ТВК" в "Новостей Афонтово" подобное можно увидеть нечасто. В принципах "Новостей Афонтово" - давать больше , по словам С.Кима, хороших новостей.
И.Третьякова:
- Мы считаем, что зритель в Красноярске очень устал от "черноты", от безысходности, от тех проблем, с которыми он сталкивается каждый день. Мы стараемся щадить зрителя, стараемся заражать его положительной энергией.
По нашему мнению, к одному из серьезных недостатков "Новостей Афонтово" относится излишняя фактологичность подачи информации, когда репортер лишь излагает само событие, причем, иногда ему даже приходится повторять в начитке видеоряд сюжета. Между тем Евгений Прохоров в учебнике по тележурналистике отмечает, что "в сюжете текст не должен описывать изображаемое на экране", и "в то же время, он не должен быть абстрактным" [17. - с.209-210], отвлекаться от основной идеи сюжета. Также авторы брошюры "Теле- и радиоинформация" уточняют: "текст... должен дополнять, конкретизировать, расшифровывать изображение, не повторяя того, что "прочитывается" на экране" [3. - c.18].
Не всегда продуманная верстка программы тоже нарушает логику восприятия новостей.
С.Ким:
- В большой степени у нас информации устные идут сами по себе, а видеосюжеты - сами по себе. Мы пытаемся, чтобы они были взаимосвязаны, после политики шла политика или, там, экономика (но никак не политика - культура), то есть, чтобы не было совсем мешанины. Но, тем не менее, нарезка достаточно "лапшой".
В "Новостях Афонтово" понимают, что после пика зрительского интереса, который длится обычно 2-3 года, популярность программы начинает падать. Журналисты готовятся к этому и постоянно ищут новые формы подачи информации. Например, как только на основе данных социологического исследования они понимают, что заставка и выгородка "Новостей" надоели зрителям, появляются новые варианты оформления. Большие возможности открывает перед "Новостями Афонтово" новое здание в бывшем Дворце культуры завода медпрепаратов.
Именно благодаря тому, что они не боятся экспериментов, "Новости Афонтово" и смогли стать ведущей информационной программой местного уровня.
Глава 2.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы "ИКС"
После выпуска "Новостей Афонтово" в 20.30, занимающего 1-е место по городу Красноярску в рейтинге "БМ-рекламы", идет девятнадцатичасовой выпуск программы "ИКС", который транслируется на весь край. У программы "ИКС" самое большое количество телезрителей по краю. Это связано с тем, что на значительной части территории края у "ИКСа" просто нет конкурентов, за исключением местных программ новостей.
Из редакций всех новостийных программ Красноярска редакция "ИКСа" - самая молодая. После ухода команды Ирины Долгушиной на ТВК год назад главным редактором программы "ИКС" стал Мисак Нахшкарян, известный телезрителям как постоянный автор и ведущий программы "Де-юре". С 1 июня прошлого года и по сей день коллектив еще создается, что, безусловно, отражается на творческом процессе. Но несмотря на это, программа ежедневно выходит в эфир и имеет своего зрителя. Уже в течение 5-ти лет практически в одно и то же время зрители "Информацонного Канала Событий" могут увидеть программу на своих экранах и, как отмечают некоторые критики, часть аудитории смотрит ее по старой памяти, вспоминая программу, которую делала Ирина Долгушина, так называемый, "старый "ИКС".
Но это - меньшая часть аудитории. Например, жители одной из деревень Красноярского края вообще не видят разницы между программами Российской телерадиокомпании и краевого телевидения и смотрят "ИКС" как московскую программу.
Однако основная, на наш взгляд, причина того, что "ИКС" стабильно популярен - его государственная принадлежность. Аудитория считает, что у государственной программы новостей всегда будет доступ к наиболее достоверной информации, и что эта программа выражает мнение властных структур. На самом же деле, это - заблуждение, поскольку слишком строгого контроля со стороны власти над редакцией нет. Зачастую в репортажах программы "ИКС" журналисты подвергают весьма острой критике городскую, краевую и федеральную власти. Эта критика, пожалуй, самая сильная из всех трех программ. Естественно, существует цензура, но она внутренняя. Функции цензоров выполняют главный редактор "ИКСа" и заместитель генерального директора КГТРК "Центр России", без подписи которых ни один выпуск не может быть выдан в эфир.
М.Нахшкарян:
- Есть запрет, что в "ИКСе" не появится ни одного сообщения о том, как судится та или иная компания с тем-то, или на кого в суд подали, или кто что купил, или куда поехал, или кого уволили, или кого назначили. Нет.
Государственное подчинение программы обуславливает своеобразный стиль подачи информации как ведущими, так и репортерами.
Солидность и сдержанность ведущих "ИКСа" - принцип их работы. Стиль их одежды должен быть достаточно консервативным, таким же преимущественно должен быть их языковой стиль.
М.Нахшкарян:
- Всегда "Новости" воспринимались как официальная программа. То, что там сказано, значит, это так есть, так будет, так случится. Что это - позиция государства. А в России львиная доля людей - это, все-таки, люди-государственники. И, конечно, с уважением они к этому относятся. И к ведущему они отнесутся как к представителю государства.
В "ИКСе", наверное, самая жесткая из всех 3-х краевых программ новостей верстка сюжетов. Если не случается ничего экстраординарного, в начале программы располагается блок сюжетов, связанных с политикой. Это, как правило, различные совещания городского и краевого уровня. С недавних пор принципом "ИКСа" стало перекрывать видеоряд совещания видеорядом из архива, который касается конкретной темы сюжета.
За политикой следует блок экономических сюжетов. Предпочтение отдается теме государственных предприятий и крупных акционерных обществ.
После блока экономической информации идет блок, связанный с коммунальными услугами. Именно здесь появляются сюжеты о бытовых проблемах жителей Красноярска и края.
Потом настает время блока сюжетов о социальных проблемах населения. Здесь же идут материалы о медицине и науке.
Далее следует криминальная хроника "ИКСа". В последнее время программа "ИКС" отказывается от "голой" статистики: сколько преступлений зафиксировано и сколько звонков о пожарах оказались ложными (как делают "Новости Афонтово"). Чаще всего дается несколько наиболее значимых фактов из краевых оперативных сводок.
После криминальной хроники идет блок сюжетов о культуре. Здесь наиболее часты сюжеты о театральных премьерах и выставках художников. Неудачным является то, что после 19 часов очень редко происходят выезды журналистов "ИКСа" на съемки. Это связано с не совсем продуманной организацией работы водителей. Но именно после 19 часов происходит очень много культурных событий.
После новостей культуры следует блок спортивной информации. С недавних пор одним из принципов "ИКСа" стало выделение спортивной информации в отдельную рубрику со специальным ведущим (В.Власов). Как показали последние рейтинги, этот шаг редакции был достаточно хорошо принят зрительской аудиторией. Выделение спорта в отдельный блок подняло общий рейтинг программы. Это связано с тем, что определенная часть зрительской аудитории интересуется спортом, и ежедневное его появление в эфире с постоянным ведущим способствует оценке программы в целом как стабильной.
В каждом спортивном блоке присутствуют и федеральные новости, если они касаются краевого спорта. Верстка спортивного блока довольно проста: сначала идут федеральные спортивные новости с участием красноярских спортсменов, затем результаты краевых и главных городских соревнований. Далее (через перебивки) идут спортивные сюжеты. Потом следуют анонсы соревнований на ближайшие 2-3 дня. Хронометраж спортивных сюжетов ограничен, как правило, 40 секундами, если масштаб события не требует большего. В спортивных блоках наиболее часто используются спец.эффекты при монтаже. Здесь есть поле для эксперимента.
Программе "ИКС" свойственен очень пристрастный отбор сюжетов, идущих в эфир. Главным здесь служит то, что программа идет на весь край. (У нее - единственной из всех трех красноярских программ новостей есть свои штатные собкоры в городах и районах края. Это Иван Гисич в Назарово, Тамара Попова в Лесосибирске, Татьяна Горейнова в Шушенском и Петр Капустин в Канске.) Главный критерий отбора сюжета - это его актуальность для большинства телезрителей.
А.Соколов:
- События, как такового, сегодняшнего, может и не быть. Может быть освещен на данный момент какой-то процесс. Он имеет, соответственно, какую-то цену, значимость для зрителя. Если этот процесс важный - независимо от того, то ли он начался сегодня, то ли он длится уже несколько лет и принял какой-то новый виток, его нужно осветить.
Не в традициях "нового" "ИКСа" снимать небольшие мероприятия. О них, как правило, говорится в устных информациях. Это объясняется и относительной краткостью выпуска. Длина "среднего" сюжета обычно не превышает 1-1,5 минут. Чуть больше дается особо важной политической или экономической новости. Например, в ситуации, когда был снят мэр Норильска Василий Ткачев, этому событию было уделено в программе около 5 минут.
В программе "ИКС" не принято просто пересказывать события. Наряду с самой новостью важной считается и ее оценка. Причем, естественно, без какой-либо подтасовки фактов из частного случая желательно сделать обобщающий вывод.
А.Соколов:
- Если в каждой телевизионной новости будет просто перечисление фактов, будет оставлено поле для размышлений, эта новость ничего не даст. А если будет какой-то комментаторский посыл, с ним можно согласиться или не согласиться (это не важно), но это, во-первых, будет каким-то стимулом подумать, а, во-вторых, человеку думать будет проще.
Впрочем, "Новости Афонтово" с этим категорически не согласны.
О событиях, на которые нет видеоряда, среди "сегодняшних" съемок или в архиве, рассказывается в устных информациях. Так называемые "информушки" обычно длинней, чем в "Новостях Афонтово" и, как правило, они должны служить не просто для появления ведущего в кадре между сюжетами, а нести в себе информацию. Удельный вес устных информаций в программе "ИКС" больше, чем у ее конкурентов, что, в конечном итоге, по нашему мнению, снижает зрительский интерес. Не способствует расширению аудитории "ИКСа" и практически полное отсутствие оформления. Заставка, перебивка и отбивка программы давно уже морально устарели, так же, как и выгородка, на фоне которой сидит ведущий. Не используются широчайшие возможности компьютера. Единственное техническое средство, несколько оживляющее экран - аппарат для выдачи титров "Альфа", тоже морально устаревший. Это, впрочем, не значит, что ни главный редактор, ни журналисты не понимают важности проблемы оформления и не стараются изменить ситуацию. Просто редакция лишь недавно встала на ноги и получила моральное право разговаривать с начальством студии на равных.
Еще один фактор, отрицательно влияющий на "смотрибельность" "ИКСа" - его не совсем удачное положение в программе. По некоторым оценкам, время эфира 19.00 - слишком раннее для местных зрителей. А что уж говорить о специальном "норильском" выпуске, который выходит в 17.30, когда большая часть активной аудитории еще не вернулась с работы.
Кстати, о "норильском" выпуске. Название "норильский" - условное. Фактически, его принимают во всем крае, кроме Красноярска. Его хронометраж - 10 минут без учета минуты рекламы. Верстка норильского выпуска, в принципе, не отличается от верстки 19-часового "ИКСа". Кроме специальных материалов, подготовленных для Севера края, в него входят репортажи об основных событиях краевого уровня, которые успели смонтировать до выхода выпуска в эфир.
Безусловно, всего один выпуск на Красноярск в условиях, когда конкуренты выходят с 2-3-мя выпусками в день, - серьезный недостаток "ИКСа". Рассматривается вариант с выпуском в 22.30, и пробный эфир 9 мая показал, что редакции это вполне по силам. Но определенные проблемы с руководством телекомпании тормозят процесс развития программы. А пока нет третьего выпуска, на протяжении, примерно, 2-х недель апреля редакция без труда готовила 30-минутные эфиры в 19 часов. Это получило название "перевещание", и руководство телекомпании поручило сектору выпуска, ответственному за техническую выдачу программ КГТРК в эфир, отключать студию от передатчика "на логической точке". В связи с этим 2 или 3 раза блок рекламы даже не попал в эфир.
Особую критику специалистов вызывает недостаточно профессиональная работа операторов. Претензии предъявляются к устойчивости картинки и к неоправданно частому использованию "наездов" и "отъездов". Причем, иногда картинка теряет фокус, потому что операторы пользуются автоматической фокусировкой (!), что недопустимо для профессионалов.
Нарекания связаны и с работой режиссеров. Длинные панорамы, панорамы разнонаправленные - все это мешает нормальному восприятию видео в сюжете. Но обычно это все же связано с нехваткой качественного видеоматериала (операторская проблема). Невозможность выбрать хорошие планы тоже играет свою отрицательную роль.
К числу других проблем "ИКСа" можно отнести жесткую сетку вещания телекомпании в целом. Очень сложно прервать передачи как московские, так и красноярские, и выйти в эфир с экстренным выпуском. Кроме того, приоритеты компании лежат в области рекламы, а не новостей, что осложняет творческий процесс. Не способствует улучшению программы и очень сложная внутренняя структура телестудии в целом. Как транспорт, так и монтажное оборудование принадлежат не редакции программы новостей, а телекомпании "Центр России". Как правило, это нормально, но в данном случае мешает творческой работе. И нужно также отметить, что руководство КГТРК "Центр России" не до конца понимает нужды программы новостей.
Тем не менее, редакция не собирается останавливаться на достигнутом. У журналистов много идей по поводу "нового" "ИКСа", хотя от идей до их материального воплощения еще не один шаг.
Глава 3.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы "Новости ТВК"
Программа "Новости ТВК" впервые вышла в эфир в мае прошлого года. Однако, несмотря на ее молодость, в ней работает слаженный, хорошо сработавшийся коллектив. Практически, "Новости ТВК" - это команда "старого "ИКСа", которая почти в полном составе ушла с государственного телевидения. Ирина Долгушина, как на "ИКСе", первоначально руководившая "Новостями ТВК", вскоре углубилась в финансовые проблемы, а должность главного редактора службы новостей передала Дмитрию Чечкину, по утверждению ТВК, самому молодому главному редактору информации в мире.
"Новостям ТВК" не пришлось создавать новые связи, что часто является большой проблемой для молодой команды, делающей новостную программу. Также и те зрители, которые смотрели "старый" "ИКС" из-за людей, делавших программу, вскоре увидели любимую программу новостей на новом 6-м канале. Этому способствовала неплохо проведенная рекламная кампания.
С переходом на 6-й канал концепция программы не претерпела существенных изменений. Некоторые ее принципы лишь усилились.
Принцип постоянного информационного потока воплотился в появление 3-го оригинального выпуска новостей в 15.00, причем, самого раннего на красноярском телевидении, а также в возможность в любое время выходить с экстренным выпуском, используя шансы, которые дает собственный канал.
Общеизвестен принцип "Новостей ТВК", получивший название "новости с продолжением". Это значит, что в идеале программа может в течение дня отслеживать событие в продолжении. К примеру, в 15-часовом выпуске можно сообщить о начале некоего совещания и о его предполагаемой повестке, а в 20 часов рассказать о его результатах. В выпуске в 23 часа можно прокомментировать это совещание, используя мнение экспертов.
Очень помогают в работе "Новостей ТВК" старые и сильные связи с источниками информации. Особенно во властных структурах. Примером тому может послужить случай с самолетом рейсом Красноярск - Абакан, упавшим зимой этого года под Красноярском. Съемочную группу "Новостей ТВК" пропустили прямо к месту крушения. Журналистов же "Новостей Афонтово" пропустить отказались.
Хорошо знакомая с представителями органов правопорядка еще со времен работы на "Приме-ТВ" Марина Добровольская регулярно делает в программе "Новостей ТВК" репортажи о сенсационных преступлениях и происшествиях. В то же время журналисты других красноярских телекомпаний часто не имеют доступа к подобной информации.
По мнению некоторых специалистов, одной из отличительных черт "Новостей ТВК" является желание найти какую-либо сенсационную новость или скандал.
Отказываться от оценки "Новости ТВК" считают неуместным. Оценка присутствует как в репортажах, так и в комментариях ведущих.
И.Долгушина:
- Любая наша информация, поданная даже интонацией. - ну, не роботы же люди сидят в эфире - он все равно дает какую-то свою индивидуальную оценку.
Можно отметить достаточно агрессивный стиль ведения "Новостей ТВК". Появляясь в кадре после сюжета, ведущий старается усилить определенный психологический настрой, вызванный материалом. Можно даже сказать, что на протяжении программы зритель чувствует некий психологический прессинг. Много внимания уделяется в "Новостях ТВК" саморекламе. Например, только у них используется следующий прием: репортер после интервью с известным в масштабе страны человеком предлагает ему сказать в камеру, что "Новости ТВК" - лучшие новости. Затем это миниинтервью тоже идет в эфир. Кроме того, в оперативных сюжетах репортеры "Новостей ТВК" всегда стараются подчеркнуть, что они приехали на событие первыми, по возможности упоминая, что милиция или пожарные появились уже после них.
Верстка выпуска "Новостей ТВК", по словам Ирины Долгушиной, довольно традиционна. В то же время она отличается от верстки "ИКСа" и "Новостей Афонтово" тем, что в случае необходимости еще до анонса ставится сюжет, в котором рассказывается о главной новости дня.
И.Долгушина:
- Не обязательно это будет событие из области политической или экономической жизни. Это может быть пожар какой-то серьезный, это может быть чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие; это, в конце концов, может быть скандал какой-то, связанный с кадровыми передвижениями. Мы идем от того, насколько интересно и важно это событие для нашего зрителя.
Далее следует короткий анонс остальных сюжетов выпуска.
Принципы верстки программы в целом, впрочем, не отличаются от верстки "ИКСа". Хотя есть и своя специфика из-за четырехразового выхода в эфир (3 оригинальных выпуска и в 7.00 - повторение 23-часового выпуска прошедшего дня).
Первый оригинальный выпуск начинается в 15.00. Он обычно короткий, 15-20 минут. В нем, в среднем, 8-9 сюжетов. Более половины новостей в выпуске - репортажи, снятые в день эфира. Остальная информация - повторение "вчерашней", однако с новыми деталями.
В 20 часов начинается "главный" выпуск. Он идет полчаса, и, кроме сюжетов дня, в нем обязательно присутствуют курсы иностранных валют, информация КЭС и службы "005".
Последний, 23-часовой выпуск отличается от предыдущих более легким характером информации. Предпочтение отдается новостям из области культуры. Кроме того, обязателен в этом выпуске коллаж.
И.Долгушина:
- Это коротко, где-то, секунд по 15, но где-то 7-8 сюжетов, которые прошли у нас в 3-часовом и 8-часовом выпуске, но не вошли в 11-часовой. Мы в коллаже даем суть, очень фрагментарно - самую суть события.
Если происходит какое-то особенно важное событие, то этот сюжет, как правило, ставится в выпуске первым. Обычный лимит времени - 1-1,5 минуты - в этом случае может быть увеличен.
Устные информации в "Новостях ТВК" обычно несколько короче, чем в программе "ИКС". При верстке выпуска должно приблизительно соблюдаться следующее соответствие: 70% - видеорепортажей, 30% - "устных".
И.Долгушина:
- Изначально мы для себя определили, что у нас должно быть картинки гораздо больше, чем устной информации. Мы лучше сократим устные информации, если у нас их нечем прикрыть.
Время от времени как полноценные сюжеты в "Новостях ТВК" появляются комментарии к каким-либо событиям. Как правило, их видеоряд берется из эфира центральных программ.
Иногда в сюжетах используются фрагменты из мультфильмов и кинофильмов. Однако нужно отметить, что в части графического оформления экрана "Новости ТВК" пока не придумали ничего радикально отличающегося от "Новостей Афонтово". Так же, как и в "Афонтово", в "Новостях ТВК" есть отдельные рубрики для курса валют и сообщений службы "005".
В течение нескольких месяцев спорт в "Новостях ТВК" выходил как самостоятельный блок в выпуске, с отдельным ведущим. Однако с течением времени "Новости ТВК" отказались от такой подачи спортивной информации, и сейчас ее читает ведущий выпуска.
Как любая негосударственная телекомпания, ТВК напрямую зависит от денег спонсоров. Но здесь ситуация несколько иная, чем в "Афонтово". Одним из принципов программы новостей ТВК является отказ от бегущей строки и рекламных блоков в программе. Поэтому внимание зрителя не отвлекается от новостей, что, в конечном итоге, позволяет следить за внутренней логикой развития выпуска.
К числу недостатков "Новостей ТВК" можно отнести некую излишнюю саморекламу, то есть, положение, при котором программа старается не замечать собственных недостатков и, наоборот, акцентирует внимание на собственных достоинствах.
Несомненно, что у программы "Новости ТВК" есть своя информационная ниша и собственный зритель. По словам ведущего программы В.Вострова, это - "зритель, уставший от прозападного телевидения"[10. - с.4].
Глава 4.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ КРАСНОЯРСКИХ ПРОГРАММ НОВОСТЕЙ
"Если журналист газеты при подготовке материала имеет дело только с героем репортажа, то журналист телевидения становится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которой он сотрудничает с режиссером, оператором, ведущим" [8. - с.48] и техническими работниками. Здесь встает вопрос команды. Ни для кого не секрет, что даже при наличии прекрасных ведущих, режиссеров и операторов программа может не получиться из-за их личной неприязни друг к другу. На красноярском телевидении достаточно явно виден процесс "миграции" телевизионщиков из программы в программу. Из "Новостей Афонтово" в программу "ИКС" перешел режиссер Тимур Овчаренко, таким же образом поступила и репортер "Афонтово" Виктория Касатова, которая, кстати, уже ушла и из "ИКСа". Здесь же можно отметить интересную ситуацию с "Примой-ТВ". Во всех красноярских программах новостей работают бывшие "примовцы" - это и Марина Добровольская в "Новостях ТВК", и Ирина Андреева в "Новостях Афонтово", и Елена Андреева в программе "ИКС". Там же работает и Татьяна Паршинцева. Все телекомпании относятся к процессу "миграции" нормально, потому что понимают: становление коллектива - вещь непростая. У каждой новостийной команды есть свой лидер. Во многом от него зависит, насколько удачно сложатся отношения в программе, а значит, насколько интересным будет эфир.
ВЕДУЩИЙ
На красноярском телевидении ни одна программа новостей не обходится без ведущего. Это не значит, что ни у кого не возникало мысли отказаться от ведущего. По словам С.Кима, простая вещь убедила в неправильности этого подхода. Длительность монтажного процесса не позволяет оперативно втиснуть в рамки новостийной программы, идущей в прямом эфире, новости, поступившие во время трансляции. Ведущий должен уметь читать новости, что называется, "с листа". Хотя, иногда случаются казусы. Многие телезрители "ИКСа", наверное, помнят случай, произошедший 30 декабря 1994 года, когда ведущий Владимир Пичугин не смог прочитать в "прямом" эфире информацию на только что смонтированный, но не "начитанный" сюжет Вадима Иогансона о новогодней елке. Объяснение случившемуся простое: текст был написан неразборчиво, от руки. Этот единичный пример показывает, конечно, не непрофессионализм ведущего, а недостатки в программной организации. В любом случае, профессиональный ведущий должен уметь читать любую новость, отпечатанную на бумаге.
Для восприятия программы в целом не менее важно психологическое лицо ведущего. Одно из названий ведущего на американском телевидении - "anchorman", то есть, "человек-якорь". Как говорит московский специалист Г.Кузнецов, "ведущий новостей, как правило, не красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но не развязен. Демократичен, но не вульгарен. Не принадлежит к высоколобым интеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но его обязанность - умело и тактично подать их. Он - сама уверенность, но не самоуверенность. У него четкая дикция и выразительные интонации. Неуловимым образом он заботится о том, чтобы зрители почувствовали себя единым сообществом. Однако ведущий не претендует на то, что он выше и умнее всех: просто он поставлен у источника новостей и старается приобщить к нему всех. Именно всех, что зачастую вызывает недовольство интеллектуалов" [17. - с.224].
Однако на красноярском телевидении трудно выделить сегодня какого-нибудь ведущего, который отвечал бы всем предъявляемым требованиям.
Если говорить о популярности местных ведущих среди зрительской аудитории, можно отметить "феномен Кима" (термин наш), ведущего "Новостей Афонтово". Из года в год Сергей Ким занимает в рейтингах популярности телеведущих первое место. На наш взгляд, это, в большей степени, объясняется, во-первых, его возрастом и, во-вторых, ежедневным появлением в эфире в одно и то же время ("прайм тайм", 20.30). Фактор возраста очень важен для зрительской аудитории. Одно время телекомпании США пытались сделать ставку на молодых, энергичных ведущих, но позже им пришлось вернуться к более зрелым мужчинам и женщинам. Как оказалось, зритель видит в ведущем средних лет более надежный, по американской терминологии, "якорь", человека, который притягивает к экрану. Более того, информация, идущая от опытного, зрелого человека, психологически воспринимается как более достоверная. Кстати, этот прием активно использовался на советском телевидении. Например, в то время одним из любимых у зрителей телеведущих был Игорь Кириллов, человек "в возрасте". Кроме того, "феномен Кима" может быть объяснен еще и его доброжелательным отношением к аудитории. Однако нужно признать, что, по мнению некоторых, он иногда "переигрывает", что не остается незамеченным телезрителями. Тем не менее, цифры показывают, что для красноярского телезрителя такой способ подачи новостей пока более приемлем, чем какой-либо другой.
Тем не менее, сейчас на красноярском телевидении явно виден процесс "омоложения" ведущих новостийных программ. Из 12 постоянных ведущих 7 моложе 30-ти лет. Это ведущий "Новостей Афонтово" Сергей Видов и ведущие "Новостей ТВК" Дмитрий Чечкин, Вадим Востров и Ольга Альберг. Что касается программы "ИКС", трое из четырех постоянных ведущих - Алексей Соколов, Владислав Власов и Анжелика Бендина - моложе 30-ти.
Можно предположить, что, вопреки исследованиям американских специалистов, в среде российских телезрителей сформировалась другая психологическая оценка молодых ведущих. Это связано, по нашему мнению, с популярной в свое время программой "Взгляд", где молодые ведущие показали честный, смелый, нестандартный и в то же время профессиональный подход к освещению новостей.
Последние рейтинги показывают, что в Красноярске популярность более опытных ведущих старше 30 лет выше, но пока еще рано делать окончательные выводы, поскольку наметилась тенденция к повышению рейтингов молодых.
РЕПОРТЕР
Если определять ведущего как "лицо программы", то репортер в новостях - человек номер один. Сразу оговоримся, что понятие "репортер" на красноярском телевидении довольно новое, и принято лишь в "Новостях Афонтово". В программе "ИКС" и в "Новостях ТВК" есть должность "редактор", но функции репортера и редактора одинаковы.
Репортаж является основным жанром новостийной телепрограммы: "телевидение репортажно по своей природе... Репортаж - наиболее оперативный жанр, наглядный, достоверный... Репортаж - это информационно-публицистический жанр, рассказ очевидца с места события или явления на актуальную общественно значимую тему, который сжато, образно, документально точно отображает конкретную действительность" [3. - с.26]. Принято разделять репортажи по содержанию на 1)событийный и 2) проблемный. Часто в репортажах присутствуют и событийность, и проблемность.
Задача репортера - в сжатой форме в течение от 40 секунд до 1,5 минут раскрыть событие с максимальным приближением к нему зрителя. Этому способствует видеоряд события, о котором рассказывается в сюжете, и интершум, на который накладывается текст журналиста. На красноярском телевидении, особенно, в "Новостях Афонтово", часто используются одна или две ключевые фразы, взятые прямо из выступления ответственного лица, что нисколько не умаляет роль "синхрона" в репортаже и называется в теории "микроинтервью". Кстати, в "Новостях Афонтово" это определяется понятием "живой звук".
В любом новостийном репортаже журналист должен ответить на 6 вопросов, причем, независимо от темы репортажа, эти вопросы, как правило, неизменны. Вопросы таковы:
"1) что произошло;
2) где;
3) когда;
4) как;
5) с кем;
6) почему" [3. - с.28].
А затем роль репортера - правильно скомпоновать части события в одно целое, подтвердив их при необходимости свидетельством участника этого события или очевидца.
Существуют 2 точки зрения на универсальность репортера. Первая: репортер должен специализироваться в определенной сфере человеческой деятельности, то есть, к примеру, в политике, экономике, криминалистике или культуре.
Вторая точка зрения: репортер должен уметь снять любую новость. Такой репортер называется "универсальным" репортером, а в теории - "генералистом". Все три красноярские телепрограммы новостей предпочитают генералистов, хотя мотивируют это по-разному. Чаще всего - отсутствием средств содержать большое количество специальных репортеров. Как говорит Ирина Долгушина, лучше пригласить эксперта по какой-либо проблеме. Сергей Ким, в свою очередь, считает, что уметь снять любой репортаж - это главное профессиональное качество репортера.
В программе "ИКС", однако, за каждым репортером закреплена собственная тема. Алексей Соколов отвечает за связи с источниками информации в администрациях города и края, Валентина Фролова - за освещение темы экономики, а Татьяна Паршинцева - темы культуры. Тем не менее, репортеры программы "ИКС" снимают любые сюжеты, а специализация означает лишь их ответственность за освещение данных тем в программе.
У каждого практикующего репортера есть определенная сеть источников информации. В каждой программе новостей больше всего места занимают события, о которых журналисты знали заранее. Информацию о них они получают чаще всего из своих постоянных источников. Иногда - из звонков телезрителей. К сожалению, на красноярском телевидении проблема в том, что у большинства репортеров одни и те же источники информации. Дело не в том, что репортеры не ищут новых источников, а в том, что властные и иные структуры стараются оградиться от средств массовой информации различными пресс-службами, которые, на самом деле, являются лишь преградой для журналистов к получению самой свежей и достоверной информации. В любом случае, прямая связь "журналист - официальное лицо" гораздо лучше для телезрителя, чем связь через посредника в лице пресс-службы.
Кроме видеосюжетов во всех местных программах новостей репортеры делают так называемые "устные информации". Критерием устной информации является ее оперативность и лаконичность.
Одна из основных диксуссий как в мировой, так и в местной тележурналистике - может ли новость быть объективной. Большинство исследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда обладает собственным мнением по рассматриваемой проблеме, даже в максимально беспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элемент субъективизма. На красноярском информационном телевидении программа "ИКС" и "Новости ТВК", как правило, оставляют за собой право комментировать событие, а "Новости Афонтово", напротив, по возможности стараются исключить из репортажа любую оценку.
Практика показала, что репортеру просто необходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любой новостийной программе большинство репортеров - "снимающие". В "Новостях Афонтово", например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортер должен уметь владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самому смонтировать оперативный сюжет.
Одной из тем, о которых журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема "заказных" репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит, когда к сюжету об этой фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных репортажей зависит от личных качеств репортера, а также, от степени финансовой независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех красноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки.
Репортер должен понимать всю ответственность, когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки, главное качество репортера.
ОПЕРАТОР
На съемках сюжета репортер обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемок репортер должен посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь оператора творчески разработать тему. Любое событие можно снять по-разному. Есть несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную картину происходящего, или план докладчика, выступающего с трибуны. В то же время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное, план, который при умелом его использовании может создать психологический фон сюжета в целом.
Однако основная масса сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаются друг от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план места события, потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и это заставляет его отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чем кто-нибудь другой. При этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения "репортажности" съемок, для того, чтобы показать ситуацию изнутри.
Время от времени оператор просто не успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снять его с нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью, особенно, если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано со сложностью настройки камеры и часто говорит о профессионализме оператора. Так, например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было окончательно снято лишь с пятой попытки.
Качество видеоряда напрямую зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практически все операторы программ новостей пользуются камерами полупрофессионального формата "супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки и на любительских, "ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.
На Центральном телевидении обязательной считается съемка всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость кадра и, соответственно, высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались использовать "Новости Афонтово". Пока это у них получается не часто из-за слишком быстрого ритма работы программы новостей.
Главные качества оператора: умение взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать в объектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.
РЕЖИССЕР
Оформление видеоряда, снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст, написанный репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить авторский замысел и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к профессии телережиссера - совершенное владение телевизионной техникой, знание ее скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический монтаж видеосюжетов в "Новостях Афонтово" и "Новостях ТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС" задача режиссера - управлять действиями видеоинженера, который работает непосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК "Центр России" объясняет это материальной ответственностью за монтажное оборудование технического персонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС". На наш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможности творчески работать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не заинтересованный в конечном продукте.
При монтаже программ новостей у режиссеров всех местных телекомпаний возникает несколько профессиональных проблем. Несогласованность на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала, соответствующего сценарию. Как следствие, режиссерам приходится перекрывать начитанный текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы "ИКС" можно привести такой пример. Бывший собственный корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части, где видеоряд состоял только из общего плана ворот этой части и интервью с матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже отказаться.
Ни одна красноярская программа новостей не практикует выезд режиссеров на съемки. В этом году программа "ИКС" в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих режиссеров, качество сюжетов улучшилось. Из-за не до конца продуманной организации подобной практики от нее пришлось отказаться.
Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей - выдать программу в эфир. На время эфира режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператора и звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своем решении перед главным редактором.
Среди основных качеств режиссера можно отметить целостное психологическое видение сюжета при монтаже, хорошую реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотить вокруг себя эфирную группу.
Заключение.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
(1) Все три новостийные телепрограммы Красноярска: "ИКС", "Новости Афонтово" и "Новости ТВК" имеют индивидуальные приемы вещания. При одинаковом стремлении каждой программы подробно информировать телезрителя о происходящих событиях возможности и способы этого информирования различны. Индивидуальность каждой программы обусловлена: спецификой ее организации, наличием собственных политических позиций и взглядов на различные стороны общественного развития.
(2) Ограниченность информационного пространства Красноярска обуславливает освещение во всех трех программах одних и тех же тем и событий.
(3) При подаче информации "Новости ТВК" и программа "ИКС" предпочитают давать собственную оценку событиям. А "Новости Афонтово" сознательно отказываются от этого.
(4) Журналисты всех трех программ новостей часто нарушают классические принципы тележурналистики, например, пересказывая видеоряд или делая неправильные логические выводы из использованной в сюжетах информации.
(5) Все местные программы новостей используют, в принципе, одну и ту же сеть информаторов. Это вызывает появление в эфире практически одинаковых по содержанию сюжетов.
(6) Если рассматривать новостийные программы отдельно, то можно выделить несколько главных проблем каждой.
У программы "ИКС" - не до конца сложившийся коллектив, не совсем продуманная организация программы, отсутствие программного стиля (устаревшие перебивки, выгородка и др.) и слишком малое использование возможностей компьютера.
В "Новостях ТВК" основные проблемы - это определенная вторичность в использовании программного оформления и стиля и некоторая агрессивность ведения программы.
Проблемами "Новостей Афонтово" являются: недостаточно профессиональная репортерская работа, вызывающая нарушение в подаче информации (повторение текстом видеоряда) и большое количество рекламы в выпуске.
(7) Несмотря на выше перечисленные проблемы, каждая программа новостей заняла определенную нишу в системе телевидения и имеет своего зрителя, а также желание и возможности для дальнейшего прогресса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во МГУ, 1987г. - 238с.
2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре.: М., "Прогресс", 1990. - 325с.
3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987г. - 63с.
4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси, "Ганатлеба", 1989г. - 627с.
5. Введение в журналистику.: М., "Высш. шк.", 1986. - 336с.
6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., "Знание", 1987. - 214с.
7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М., "Знание", 1982г. - 184с.
8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992г. - 312с.
9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство журналиста", М., 1977г.
10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г. - 8с.
11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского вещания.: Кишинев, "Штиинца", 1989г. - 119с.
12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., "Наука", 1988г. - 178с.
13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М., "Наука", 1989. - 436с.
14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., "Знание", 1983г. - 216с.
15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ, 1976г. - 86с.
16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.: М., "Знание", 1986г. - 286с.
17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ, 1994г. - 237с.
18. Телеэкран - неограниченное господство?: М., "Прогресс", 1987г. - 228с.
19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.: М., "Знание", 1976г. - 284с.
20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".: М., "Знание", 1990г. - 61с.
21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М., "Наука", 1983г. - 370с.
22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. // "Новое время", 1988г.,
¹ 11.
23. Brody E.W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster, 1990. - 250p.
24. Orlik Peter B. The Electronic Media: An Introduction To The Profession.: Boston, Allyn & Bacon, 1992. - 491p.
25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass Culture.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 1992. - 460p.
26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 437p.
Приложение 1
ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА.
1. Что такое телевизионные новости?
2. В чем суть информационной программы?
3. Должна ли информационная программа освещать все события, о которых узнает?
4. Что главное: новость или ее оценка?
5. Какова роль подачи новости в восприятии ее телезрителями?
6. Что меняет конкуренция?
7. Какова концепция вашей программы?
8. Оценка конкурентов.
9. Роль оператора в сюжете.
10.Есть ли смысл использовать в местной программе федеральные новости?
11.Какую роль в популярности программы играет сетка вещания?
12.Роль "видео" в восприятии новостей.
13.Можно ли манипулировать сознанием зрителя?
14. Как делается верстка выпуска?
15.На какого зрителя ориентируется ваша программа?
16.Каково соотношение "видео" и текста в вашей программе?*
17.Отношение к универсальности репортера.
18.Каким должен быть язык теленовостей и стиль репортера?
19.Какими должны быть качества репортера?
20.Какова роль ведущего в информационной программе?
21.Пожелания начинающим тележурналистам.
Приложение 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН
КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ:
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Как и у любой профессиональной группы, у тележурналистов существует свой арго. Техническая неразвитость отечественной радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностранной аппаратуры, а значит, и большого потока иностранных слов (в основном, английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей и профессиональных понятий.
Словарь разбит на 3 части:
1) обозначения людей, работающих на телевидении;
2) обозначения аппаратуры;
3) понятия, используемые в процессе профессиональной деятельности тележурналистов.
1. Люди, работающие на телевидении.
ВЕДУЩИЙ - человек, который во время эфира программы читает из студии устные информации и представляет сюжеты. Отличается от диктора тем, что непосредственно принимает участие в создании программы.
ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор, ответственный редактор) - ответственный за выпуск, координирующий действия репортеров, операторов, режиссеров, водителей и др.
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР - человек, который следит за правильностью выхода в эфир новостийных блоков, за их очередностью.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - генеральный директор (телекомпании).
ДИКТОР - человек, зачитывающий в эфире какую-либо информацию.
ЗВУКАЧ - звукорежиссер, человек, который обеспечивает правильность наложения звукоряда на видеоряд.
МОНТАЖЕР, МОНТАЖНИК - человек, который монтирует и "склеивает" сюжеты.
ОПЕРАТОР - человек, который работает с кино- и видеокамерой.
РЕКЛАМЩИК - сотрудник отдела рекламы.
РЕПОРТЕР - человек, который собирает новости и работает в штате телекомпании.
СВЕТ - осветитель.
СТРИНГЕР - то же, что и репортер, но не работает в штате телекомпании.
ШЕФ ИНФОРМАЦИИ - начальник отдела новостей.
ШЕФ-РЕДАКТОР - главный редактор.
2. Обозначения аппаратуры.
БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура стандарта BETACAM (англ.).
ВОСЬМЕРКА (мартышка) - компакт-камера стандарта Video-8.
ВХС - любительская видеоаппаратура стандарта VHS (Video Home System).
МОНТАЖКА - монтажная линейка.
ПТС - передвижная телевизионная студия.
ПУШКА - встроенный в камеру микрофон.
СЕМЕРКА - любительская видеокамера стандарта VHS Panasonic M7000.
СУПЕР-ВХС - полупрофессиональная видеоаппаратура стандарта Super-VHS. Наиболее часто используется в красноярских программах новостей.
ТЖК - телевизионный журналистский комплект. Состоит из видеокамеры и видеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности.
ТРОЙКА видеокамера стандарта VHS Panasonic M3000.
3. Понятия, используемые в процессе
профессиональной деятельности тележурналистов.
В/К - информация, которую читает в кадре диктор или ведущий.
ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ - получить информацию по телефону.
ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР - немонтированный выход программы в эфир.
ЗАСТАВКА - фирменный знак программы, как правило, начинает выпуск.
З/К, ЗАКАДР - закадровый текст сюжета.
КАРТИНКА - видеоизображение.
КОДА - графически оформленное окончание программы.
НАКОЛКА - 1. непроверенная информация. 2. информация, полученная от информированного источника.
ОБОИ - нейтральные планы, подходящие для любого сюжета (идущие люди, проезжающие машины и т.д.)
ОЗВУЧКА, НАЧИТКА - наложение на видеоряд текста журналиста.
ОТБИВКА - короткая заставка (см.), ставится после сюжета.
ОТМОНТИРОВАТЬ - смонтировать сюжет, в определенном порядке "склеить" видеоряд.
ОТСМОТРЕТЬ - просмотреть снятый или смонтированный видеоматериал.
ОТСНЯТЬ - снять какой-либо сюжет.
ПЕРЕБИВКА - короткая отбивка (см.), ставится между сюжетами.
ПОДВОДКА - устная информация, произносимая ведущим, которая логически подводит к сюжету.
СНХ, СИНХРОН - синхронизация звука и видеоряда, эффект прямого говорения; интервью.
СТУДИЯ - место, откуда происходит вещание.
ТИТРЫ - надпись на экране.
УСТНАЯ - устная информация.
ШАПКА - то же, что и заставка (см.).
Информационное телевизионное вещание в г.Красноярске: основные ... | |
Информационное телевизионное вещание в г.Красноярске: основные принципы ПЛАН ДИПЛОМНОГО ВИДЕОФИЛЬМА Введение. Глава 1. Приемы информационного ... Из "Новостей Афонтово" в программу "ИКС" перешел режиссер Тимур Овчаренко,таким же образом поступила и репортер "Афонтово" Виктория Касатова, которая, кстати, уже ушла и из "ИКСа". На красноярском информационномтелевидении программа "ИКС" и "Новости ТВК",как правило, оставляют за собой право комментировать событие, а "Новости Афонтово", напротив, по ... |
Раздел: Рефераты по журналистике Тип: дипломная работа |
Формирование имиджа регионального телеканала (на примере Седьмого ... | |
Формирование имиджа регионального телеканала (на примере Седьмого канала) ОГЛАВЛЕНИЕ имидж телеканал public relations ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретические ... На интерес зрителей к местным выпускам новостей больше всего влияют темы сюжетов (71% от общего числа респондентов), меньше всего респонденты обращают внимание на ведущего новостей ... Только 5,1% от зрителей новостей "7 канала" выбирают в выходные новостные выпуски "ТВК" и "Афонтово", исключая просмотр новостей "7 канала". |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа |
Технология моделирования культурных программ на телевидении на примере ... | |
Содержание Введение 1. Специфические особенности моделирования телевизионных программ 2. Использование методов телевизионного воздействия на сознание ... Но несомненным остается тот факт, что телевидение производит более полное эмоциональное впечатление на аудиторию по сравнению с печатью и радио и вызывает у зрителя ощущение ... Понятие "телешоу" вошло в практику телевидения (оно разрабатывается режиссерами, операторами, телекритиками, т.е. практиками телевидения), а это значит, что и на теоретическом ... |
Раздел: Рефераты по журналистике Тип: дипломная работа |
Сравнительный анализ российской и западной телерекламы | |
Государственая Академия Управления им. С. Орджоникидзе Институт социологии и управления персоналом По дисциплине "Основы общей социологии" На тему ... Всё о путешествиях, природе, спорте и музыке, новостях бизнеса (на Западе люди занятые, и телевидение показывает то, что от него хотят: телевидение в США существует для зрителя, а ... Легче сказать, чего тут нет, чем наоборот. Зайдя на www.cnn.com, можно узнать все свежие новости со всего мира; прогноз погоды для 6100 городов по всему свету (об этом позже ... |
Раздел: Рефераты по рекламе Тип: курсовая работа |
... пресс-службы в силовых структурах (на примере УВД г. Красноярска) | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М. Ф. РЕШЕТНЕВА ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И ... Радио - репортеры используют новостные релизы в качестве бэкграунда (истории вопроса) и обычно зачитывают их, например, перед прямым эфиром с конференции. КГТРК, 7 канал, Афонтово-9, Прима ТВ, газета "Вечерний Красноярск", газета "Красноярский рабочий". |
Раздел: Рефераты по журналистике Тип: дипломная работа |