Доклад: Рецепция римского права в современном законодательстве РФ о гражданстве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО - КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра конституционного и муниципального права


Доклад

по дисциплине «Конституционное (государственное право) РФ»

на тему: «Рецепция римского права в современном законодательстве РФ о гражданстве»

Выполнила:

студентка РЮИ 2 курса группы № 523

Вахрушева А. П.

Научный руководитель:

Сидиропуло И.М.

Ростов – на –Дону 2010 г


Введение

 

Цель работы.

В рамках данного выступления я хочу охарактеризовать сущность института гражданства. А также коснуться данной темы в историческом аспекте, обратиться к истокам и правовой традиции. Для этого я представлю краткий обзор института гражданства в римском праве.

Актуальность проблемы.

Как известно, римское право нашло широкое распространение и отражение в правовых системах многих стран. Россия не является исключением. Конечно, рецепция коснулась в большей степени частного права. Именно поэтому хочется проанализировать влияние на современность римского публичного права, выделить общее и особенное.


Понятие гражданства

Большинство людей, живущих на территории определенного государства, имеют общие корни, общие культурные, национальные, языковые традиции, поддерживают тесные экономические отношения между собой. Все они связаны общей историей и будущим с государством, которое их объединяет. Именно эти обстоятельства и обусловливают наличие у человека особых, длительных взаимоотношений с государством, на территории которого он проживает. В конституционном праве такое состояние определяется понятием «гражданство». Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство — основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданин наделен полным объемом прав и обязанностей, предусмотренным законодательством государства, которые защищаются всеми средствами государственного механизма внутри страны и за ее пределами. С другой стороны, государство вправе ожидать от граждан отстаивания ими интересов и безопасности государства, общества в целом. Эти взаимные обязательства носят постоянный и экстерриториальный характер, т. е. не зависящий от времени и места пребывания человека. Если лицо длительное время не проживает в своем государстве, от этого оно не перестает быть его гражданином. Современное международное право не предполагает наличия принципиальных различий в объеме прав и обязанностей, связанных с обладанием или отсутствием особой правовой связи между человеком и государством.

В настоящее время термин «подданство», применяемый в странах с монархической формой правления, по своему содержанию практически равнозначен гражданству.


Римское гражданство

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения. В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда, в общем, сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями.

Субъектом государственной жизни и публичного права считался в римской юридической традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований — римский гражданин (civis romanus), и это качество было далеко не тождественно любому физическому лицу, даже полноправному в частноправовом смысле. В том, что касалось требований и регуляции публичного права, римлянин представлял специфический субъект — civis optimo jure. Совокупность требований, необходимых для признания за лицом состояния римского гражданства, подразумевала: принадлежность к римской общине, личную и безусловную свободу, особый семейный статус, соответствие возрастным ограничениям. Особенностью института римского гражданства было то, что оно с самого начала своего исторического формирования определялось совокупностью правовых требований и в известном смысле было создано правом, имея строго личностный характер. Следствием этого было в том числе и развитие ряда промежуточных институтов на основе привилегий: право гостя (hospitium), почетное гражданство и др. Римское право исключало поэтому и возможность наличия у субъекта публичного права двойного гражданства: по Цицерону, этого не допускало «величие римского народа».

Принадлежность к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом прав и одновременно обременение публичными обязанностями. Публичная правоспособность наступала с 17 лет, с 60 лет гражданин мог быть освобожден от личных повинностей; освобождало от повинностей также исполнение обязанностей должностного лица и некоторых жреческих функций. К публичным правам римского гражданина относились: право обжалования решений должностных лиц в установленных народных собраниях — либо непосредственно, либо через трибунат; право собраний и ассоциаций, в том числе соседских сходок, — не нарушая публичных правил и только в дневное время (собственно, первоисходное самонаименование римских граждан — «квириты» — и происходит от индоарийского ko-wiri, означавшее собрание мужчин для мирных и военных трудов в ko-wiria, одну из курий позднее); право участия в собраниях государственного значения под руководством магистратов, пассивное право-обязанность исполнять функции должностного лица при соответствующем имущественном цензе. К публичным по характеру обязанностям относилась военно-милицейская служба (по этой обязанности могли быть дарованы льготы, а также и полное освобождение в личную награду); обязанность подлежать цензу, т.е. исчислению имущества и доходов (уклонение преследовалось уголовным порядком); уплата особого налога — трибута, собираемого по чрезвычайной государственной надобности; владение и полезное использование земель покоренных народов. Собственно налогов в обычном смысле римские граждане не уплачивали; в ходу были только пошлины с некоторых юридических действий (при отпуске на волю рабов, волеизъявлении из семейных прав и т.п.), обязательные и для римлян. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Положение иностранцев в Римском государстве было своеобразно. Если они не принадлежали к одной из определенных правовых категорий( латинов, перегринов и т.д.), то в мирное время их рассматривали как «ничейную вещь», и любой мог захватить в свое распоряжение и личность, и собственность иностранца; в военное время положение ухудшалось: иностранцы становились врагами (hostis), и любой мог произвольно расправиться с ними, если ни не вступали под покровительство римлянина.

Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Права римского гражданина могли приобретаться двояким в правовом отношении путем: 1) в силу установлений естественного права, санкционированного законами; 2) в силу непосредственных предписаний публичного права. В первом случае публичное право только санкционировало обретение гражданства естественным путем, и только в особых случаях (строго единичных и на основе судебных решений) могли быть приняты ограничения на такое приобретение прав гражданства. Во втором случае предписания публичного права, будучи по своему смыслу правом исключительным, или специальным не могли быть оспариваемы частным лицом, претендующим на распространение на него аналогичного статуса.

В силу установлений естественного права приобреталось римское гражданство (1) путем рождения от родителей, состоящих в правильном (согласно требованиям гражданского права заключенном) браке, причем оба родителя должны были (это подразумевалось понятием правильного брака) быть римскими гражданами; (2) через усыновление, совершенное полноправным римским гражданином в соответствии с требованиями гражданского права и закрепленное специальной процедурой; (3) через освобождение из рабского состояния также соответственно требованиям закона о процедуре этого. Обретение прав гражданства через освобождение из рабства в свою очередь было различным для ситуаций, когда освобождению подлежал прежде полноправный римский гражданин, временно находившийся в рабском состоянии (как военнопленный или как должник), и когда освобождение касалось «натурального» раба, не принадлежавшего к римской общине. В первом случае речь шла в формальном отношении только о полном восстановлении права гражданства, во втором — права римского гражданства предоставлялись только при соблюдении установленных требований и процедур либо когда гражданство предоставлялось рабу одним из высших лиц «от имени римского народа».

В силу непосредственных предписаний публичного права : гражданство обреталось (1) путем его индивидуального присвоения за личные заслуги перед римским народом (свободному лицу иностранного гражданства или без гражданства), а также (2) через законодательное постановление о предоставлении вообще прав римского гражданства жителям определенного города, провинции либо сословной категории. Родственными в правовом смысле были также возможности (3) купить римское гражданство и (4) выслужить за 20 лет армейской службы.

Дополнительным основанием для приобретения прав римского гражданства в классическую эпоху, особенно в период республики, было обязательное проживание лица, претендующего на таковое, в Риме и вхождение в одну из территориальных единиц общины; позднее это требование не было безусловным.

Приобретение прав римского гражданина достигалось тем самым совокупностью требований, согласующихся с т.н. правом по крови (jus sanquinis), по месту жительства (jus loco) и специальным правом узаконения гражданства (jus civitatis); причем последнее носило определяющий характер.

Представляя преимущественно в качестве привилегии сформированный правовой институт, римское гражданство не считалось обязательной естественной принадлежностью любого индивида, даже принадлежащего к римской общине по рождению, по имуществу и т.д. Статусу римского гражданина следовало соответствовать, т.е. соблюдать некоторые требования гражданского права и нравственно-общественного порядка. В случае «несоответствия» римское право предусматривало возможность отторжения от лица — навсегда или временно — этих прав, возможность лишения гражданства.

Римское гражданство утрачивалось (вне зависимости от физической судьбы индивида) вследствие (1) уголовных наказаний особого рода и (2) политического преследования, выразившегося в особом законном осуждении лица. Осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям, к продаже в рабство за какие-либо преступления означало одновременное лишение прав гражданства; причем, как правило, в таких ситуациях не могло следовать восстановления впоследствии прав гражданства. Временная утрата прав гражданства могла наступать в результате законного ареста, осуществленного по постановлению должностного лица либо уголовного суда, а также изгнания на срок из пределов Рима (вообще из пределов Италии и т.п.); как правило, такой утрате прав гражданства сопутствовало лишение и имущественных прав, — но только по индивидуальным постановлениям.

Особое явление с особыми юридическими последствиями составляло т.н. умаление чести вследствие бесчестья (infamia). Бесчестье могло наступать по основаниям фактическим и по законным. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица (не пойманный вор, распутник, карточный шулер). В формально-правовом отношении это было как бы превентивное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitudo, устранялось из числа возможных свидетелей, от вообще решения общественно-нравственных вопросов, из возможных опекунов, кандидатов в должностные лица. Законное бесчестье наступало в силу конкретного распоряжения закона или вообще права. Оно могло быть (1) непосредственным или (2) опосредованным. Непосредственное законное бесчестье (infamia juris immediata) следовало в случае причастности к образу жизни или поведению, осужденным законом: проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т.п. — и не требовало никаких индивидуально-правовых постановлений. Опосредованное законное бесчестье наступало (infamia juris mediata) в качестве индивидуального акта по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих (договоры поручения, товарищества, поклажи), а также обязанностей по опеке. Результатом бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав — на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях.

Умаление чести могло быть пожизненным или временным. В любом случае восстановление ее могло быть реализовано либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа. Восстановление чести (restitutio famae) могло происходить и в случае фактического бесчестья, когда верховная власть декларацией запрещала распространение впредь позорящих слухов и сопутствующего отношения к ходатайствующему о том лицу.

Ограничение прав римского гражданства, не следующее из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать также по обстоятельствам религиозным или по признаку пола. Несоблюдение требований языческой религии в классическую эпоху с необходимостью влекло общественное осуждение turpitudo с общими для этого правовыми последствиями. В эпоху христианства как господствующей религии состояние римского гражданства подразумевало и обязательное исповедание только христианского вероучения, причем в официально-каноническом признанном государственной властью виде. Соответственно язычники, еретики и разного рода отступники от канонического христианства, иудеи и т.д. ни в каком случае не могли пользоваться правами римского гражданина. Таким образом, внутренние подразумеваемые требования к обладателю римского гражданства придавали этому институту не чисто правовой, а дополнительно своего рода этнически — элитарный смысл. Ограниченное понимание прав римского гражданства связывалось также с половой квалификацией: женщины обладали при соответствии совокупности требований правами римского гражданства, но содержание этих прав было иным, нежели у мужчин. . Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной правоспособностью — caput, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендовать на таковое. Женщины не несли никаких публичных обязанностей и таким образом вообще были лишь условными субъектами права; за исключением жриц культа Весты или позднее монахинь не подлежали ответственности за публичные правонарушения и преступления, не могли сами обращаться за судебной защитой. Двуполое лицо (гермафродит) квалифицировалось в зависимости от того, какие признаки в нем преобладали — соответственно и решался вопрос о качестве его гражданских прав.

Состояние римского гражданства было - для общества, которое охватывалось римским государством - как бы идеалом полноты политических и гражданских возможностей жителя. Стремление к этому состоянию составило важный элемент общественной борьбы, а приближение правового положения других групп населения к полноправным гражданам  - орудием политики, особенно используемым в годы смут. Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства. Первоначально латинами обозначали только жителей центральной области вокруг Рима - Лациума; они первыми признали над собой господство Рима и в V - начале IV в. до н. э. были на положении союзников. Это предоставляло им статус граждан, близких, но не равных римским.

Поселившись в Риме, они могли получить и полное римское гражданство без специальных формальностей. Это давало им возможность принимать участие в деятельности народных собраний, но избираться магистратами они не могли. С сер. III в. 168 г. статус латина стал условным, без этнической и географической привязанности. Его стали давать всем италийским, а потом и неиталийским областям, признавшим власть Рима и получившим от него право автономии. Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составляли жители неиталийских областей и стран, сохранивших административную автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации. По своему основанию такие союзы были справедливыми, когда территория добровольно признавала власть Рима, и несправедливыми, когда население было подчинено после военной победы над ним. Жители этой категории сохраняли собственное гражданство, и как, дружественные граждане, получали государственное покровительство Рима и правовую охрану.

В целом правовая конструкция римского гражданства основывалась на признании его публичной гарантией привилегий лица, по своим внутренним качествам достойного пользоваться состоянием индивидуальной свободы.

Таким образом, мы можем проследить некоторую преемственность. «Чем больше различия в предметах сравнения, тем неожиданнее черта сходства, тем ярче и удачнее сравнение» (Сергеич П.).

Базовыми основаниями приобретения гражданства по-прежнему остаются: приобретение гражданства по рождению (право крови; право почвы); путем усыновления.

Усыновленный (удочеренный) гражданами России (даже если один из супругов гражданин России, а второй лицо без гражданства) ребенок приобретает российское гражданство по заявлению родителя, гражданина Российской Федерации, со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка. Если у усыновленного (удочеренного) ребенка один из родителей гражданин Российской Федерации, а другой — иностранец, то он может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей независимо от места его проживания. Однако даже при отсутствии такого заявления в течение года после усыновления (удочерения) ребенок автоматически приобретает гражданство Российской Федерации, если семья проживает в России.

 

Прием в гражданство

римский гражданство правовой

В общем порядке в гражданство Российской Федерации принимаются лица, если они: 1) непрерывно проживают на территории России после получения вида на жительство в течение пяти лет (вид на жительство — разрешение постоянно проживать на территории Российской Федерации); 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства (требование не распространяется на случаи, когда это не предусмотрено международным договором или указанным законом, либо невозможно в силу независящих от лица причин); 5) владеют русским языком.

Восстановление утраченного гражданства происходит по общим правилам приема в гражданство, с одним исключением - срок обязательного постоянного проживания в России сокращен до трех лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Это так называемый национальный режим.- То есть иностранцы в целом по своему правовому положению приравнены к гражданам государства, но это не означает полного совпадения статуса.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу собраний, право участвовать в управлении делами государства, избирательные права и право на участие в референдуме (за исключением муниципальных выборов и местного референдума, что установлено федеральным законом), право на равный доступ к государственной службе, право собраний и некоторые другие — только для граждан Российской Федерации. Это положение говорит о том, что объем прав и обязанностей, как и в древние времена, зависит от наличия у лица гражданства. Есть права и обязанности, присущие только гражданам.

Положение иностранцев существенно улучшилось в связи с общей гуманизацией и либерализацией. Об отношении к ним как к вещи речь уже идти не может. Сглажено различие между реальным объемом прав мужчин и женщин, а также запрещена религиозная, расовая и иная дискриминация. Существует запрет на лишение гражданства.

Однако по - прежнему, чтобы установить связь с государством т.е. получить гражданство, необходимо соответствовать принятым стандартам. Так, существует ряд оснований для отказа в выдаче и аннулирования разрешения на временное проживание и вида на жительство. Уполномоченный орган может принять такое решение, если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя, создает угрозу безопасности государства и граждан Российской Федерации; участвует или поддерживает в любой форме террористическую (экстремистскую) деятельность; подвергался административному выдворению или депортации; представил поддельные или подложные документы, сообщил заведомо ложные сведения; осужден или имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; не имеет источников существования; болен опасными для окружающих заболеваниями (наркомания, ВИЧ и иные инфекции), и т. п. Иностранный гражданин, виновный в нарушении действующего законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности. Если он незаконно находится в России, то подлежит учету, фотографированию и обязательной дактилоскопической регистрации в специальной базе данных. Если иностранному гражданину сокращен срок проживания или временного пребывания, иностранец должен выехать из России в течение трех дней, в случае аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство — в течение 15 дней. Не исполнивший эту обязанность подлежит депортации. Она, как и административное выдворение иностранного гражданина, производится за счет его собственных средств.

Таким образом, государство заботится о благополучии своих граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Всем гражданам России государством гарантируется защита и покровительство. Этот принцип установлен в ч. 2 ст. 61 Конституции. Он подразумевает, что все органы государства, и в первую очередь находящиеся за границей дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица должны обеспечить гражданам возможность пользоваться всем объемом предоставляемых государством прав, защищать их и охраняемые законом интересы граждан Российской Федерации. РФ поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на ее территории, а также заботится о том, чтобы при любых обстоятельствах ребенок не стал лицом без гражданства.


Список использованной литературы

1.  И.А. Алебастрова, И. В. Ершова: Основы государства и права. Сборник нормативных актов для абитуриентов. М.2000.

2.  А.Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына: Конституция Российской Федерации - вопросы и ответы. М. 2005.

3.  Р. В. Енгибарян: Сравнительное конституционное право. М. 2005.

4.  О.А. Омельченко: Римское право. М .2008.