Реферат: Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

Содержание

Введение

1. Своеобразие «серебряного века»

2. «Серебряный век» в русском искусстве

3. Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России

Заключение

Список литературы


Введение

 Рубеж XIX и XX веков ознаменовался русским культурным ренессансом (так определил этот период Н. Бердяев), расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии. Последние десятилетия прошлого столетия подарили миру мощную плеяду русских поэтов, которые при всем многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцами единого культурного феномена, который позднее и получил название «серебряный век».

 В сферу художественных поисков вовлекались музыка, театр, живопись. Хронологически он укладывается в несколько десятилетий, предшествовавшие 1917, но по своему духовному потенциалу, «энергетическим ресурсам» вполне сопоставим действительно со столетием.

 «Серебряный век» — эпоха открытий и экспериментов. Художники, поэты, музыканты как никогда много путешествовали по миру, обязательно посещая мекку европейской цивилизации — Париж. Чужая история и культура осваивались русским искусством, прорастая экзотическими темами и изысканными формами. Православие и католицизм, буддизм и индуизм, философия Ф. Ницше и антропософия Р. Штейнера — духовные истоки русского «серебряного века». Определяющими координатами стали пафос жизнетворчества, подразумевавший неразделимость личности художника и его творения, а также культ красоты, вера в могущество слова, поиски нового поэтического языка.

 С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. «Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, принято называть в истории русской культуры конец XIX — начало XX в. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом (с прологом) справедливо считают знаменитую речь Ф.М.Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве (1880), а концом (с эпилогом — гражданской войной) — программную речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921), его смерть и расстрел Н. Гумилева в августе 1921 г., а также «философские пароходы» (1922), связанные с насильственной высылкой интеллектуальной элиты за пределы советской России. Две активно действующие тенденции, связанные с именами Пушкина и Достоевского, заявили о себе как в рождении нового интегративного стиля культуры «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

 «Серебряный век» есть не столько хронологический период (1880—1921/22) и тем более не сумма философских, литературно-эстетичесих, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника и философа. В этом убеждают их многие декларации о «новом типе личности», «жизненно-творческом методе символизма», «новом творческом типе», «символизме как миропонимании» и т.п. Историческая неповторимость «серебряного века» виделась многим прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох. Одним он представлялся закатом европейской цивилизации, крушением христианского мировоззрения, другим — неким выходом в обновленную жизнь и искусство, обнадеживающей возможностью достичь заветных творческих высот.


1.Своеобразие «серебряного века»

 

 «Серебряный век» — самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотреть мировоззренческий багаж и обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные общечеловеческой культурой, и вместе с тем характеризовалась множеством экспериментов с их принципиальной установкой на «новизну».

Размежевание творческих сил привело к расколу художественного мира на два полярных сознания, определившихся альтернативным восприятием эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил и образцов. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма, абстракционизма, авангардизма в живописи, символизма в музыке. Наряду с традиционным и обновляющимся реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

В творчестве (как и в сложной социальной жизни) заявляло о себе чувство личности в человеке, его достоинства и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к религии, истории, революции и ее различным силам, к природе, в разных соотношениях сознательного и бессознательного в структуре самой личности — в важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его трагическое одиночество, раздвоение и т.д.

В социокультурном процессе давал себя знать уровень исторического синтеза, глобализация истории. Сама личность художника и его героя становилась более динамичной, ощущая свою вовлеченность в круговорот современной жизни. По существу, такое понимание личности на рубеже веков было унаследовано всем XX в.

 Не случайно проблема свободы, в том числе свободы творчества, выдвинулась в центр общественных и литературно-философских дискуссий. Ленинское понимание свободы творчества как осознанное подчинение литератора целям большевиков было убедительно оспорено философом Н. Бердяевым и поэтом В. Брюсовым.

 «Серебряный век» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Возникают разнообразные соединения с их расширением и обогащением диапазона средств — углублением выразительных возможностей каждого вида искусства под определенным воздействием другого, что говорит о возрождении идей романтизма в синтезе искусств. Примат «музыкального» сказывается в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского, М. Кузмина; «звучащие» полотна И. Левитана, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, М. Чюрлениса, взаимообогащающие творческие искания А. Скрябина и поэтов К. Бальмонта,

В. Иванова. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетического произведения с разных сторон. Идеалом времени становится художник универсального типа, идеалом слияния искусств — театр. Театрализация пронизывает все творчество художников Новейшего времени. Более того, в представлении творческого человека рубежа веков театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.

Художественное сознание «серебряного века» воплощало в себе разнонаправленные творческие интересы в сфере всей русской культуры. Остро звучала проблема назначения искусства в жизни общества и общественной миссии художника, в творчестве которого проявлялось как возросшее внимание к прошлым эпохам искусства, так и стремление к обновлению.

Ментальность «серебряного века» — культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, Христа и Антихриста, интегрального способа осмысления времени и Я в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиска Бога, смерти.

«Русский духовный ренессанс» стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологи. В русской ренессансной философии Добро и Зло мира становятся абсолютами-родниками, которые питают непреходящие понятия русского менталитета.

 Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточием, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других ставился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России.

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они не только дали уроки словесного мастерства, но и обогатились новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс стал основанием целого направления в культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования, по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания.

2.«Серебряный век» в русской культуре

 

На рубеже XIX-XX вв. происходило становление новых областей науки (воздухоплавания, ракетодинамики, биохимии, радиогеологии и пр.).

 В области гуманитарных наук большое значение приобрела философия, в особенности религиозная, основы которой были заложены еще в конце XIX в Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Эпоха религиозно-философского ренессанса отмечена целым созвездием блестящих мыслителей (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, Г.П.Федотов и др.), философия русского космизма ( Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).

 Философско-религиозный ренессанс стал основанием целого направления в культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования, по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

Литература Серебряного века продолжила реалистическое направление и одновременно выразилась в новых художественных течениях: неоромантизме, декаденстве, многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. В то же время идею соединения религиозно-мистических мотивов с защитой традиций крестьянской культуры исповедовали крестьянские поэты. Ни одна эпоха не дала такого числа литературных течений и такого обилия деклараций собственной исключительности. На небосклоне русской вспыхнули десятки звезд первой величины – от К.Д.Бальмонта и А.А.Блока до Н.С.Гумилева и совсем молодых М.И.Цветаевой, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой.

Открытие в Москве в 1898г. Художественного театра, основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, стало невиданным сценическим экспериментом. В то же время и не менее интересно в русском театре экспериментировал родоначальник метафорического театра В.Э.Мейерхольд.

Развитие музыкального театра эпохи также связано с поисками новых форм как в императорских, так и в частных. В творчестве композиторов нового поколения усиливался интерес к философско-этическим проблемам и к самым современным формам (модернизм).

Появление новых строительных материалов позволило применять новые художественные приемы, стили. Архитекторы рассматривали детали средневекового зодчества сквозь призму модерна и создавали особое его направление – неорусский стиль, неоромантизм. Модерн – один из наиболее последовательных стилей в архитектуре, так как подразумевает ансамблевый подход, гармоничное сочетание архитектуры, интерьера, скульптуры, живописи, декоративной отделки. Как и архитектура, скульптура освобождалась от эклектизма. Связано это с влиянием импрессионизма.

Начало ХХ века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. В живописи взамен реалистического метода также утверждались импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, примитивизм, абстракционизм ( А.П.Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я.Головин, И.Я.Билибин, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, М.А.Врубель, В.А.Серов, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкин и другие).

Русская наука, естественно-научная мысль вышла на одно из первых мест в мировой науке (И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, Н.И.Пирогов, Д.И.Менделеев, А.С.Попов, П.Л.Чебышев, И.И.Павлов и др.).

Серебряный век русской культуры – время исканий и замечательных находок, ставших вкладом не только в русскую, но и мировую культуру.

3.Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России

 

Сама постановка проблемы «русский Ренессанс» всегда неоднозначно воспринималась отечественным научным сообществом. В отличие от итальянского Ренессанса в России не было Возрождения как самостоятельной и целостной культурной эпохи. Но не было также подобных эпох по своей законченности и масштабу влияния в странах Северной и Восточной Европы. Применительно к этим странам, включая Россию, мы можем говорить лишь об особенностях их культур на отдельных стадиях своего развития в контексте общих типологических черт (рост национального самосознания, антропоцентризм, универсализм, гуманизм, титанизм, становление национального типа личности, формирование национальных языков и художественных стилей).

Культура Италии эпохи Возрождения стала для Западной и Восточной Европы культурой-донором, породив мощное развитие культур-реципиентов сопредельных государств, включая Россию.

 Состояние культуры в обществе есть всегда показатель его развития в политической, социально-экономической и иных сферах. Расцвет искусств, например, знаменует собой, как правило, подъем государственности, упадок же сопровождается социальным утомлением, декадансом.

Намного раньше, на рубеже ХШ-Х1\/ вв., похожие культурно-исторические процессы происходили в Италии. Это привело к рождению гуманизма, который стал, по мнению немецкого историка культуры К. Бурдаха, самостоятельной силой формирования Европы.

Россия также не осталась в стороне от этих тенденций национально-культурного развития, хотя время ренессансного обновления пришло сюда значительно позже и протекало иначе, чем в Западной Европе.

 Общепринятым является мнение, что в культуре России не было периода гуманизма с его представлением о человеке, основывающимся на новом типе мировоззрения.

 Поднять культуру «безмолвствующего большинства» до высот европейского Возрождения можно было только благодаря росту национального самосознания, в результате чего мог появиться интерес к человеческой личности, да и сама личность стала бы возможной.

 Ученые отказывают России в эпохе Возрождения. По их мнению, русская культура якобы совершила скачок от Средневековья сразу к Новому времени, которое, считают они, ориентировано на западноевропейскую традиционную схему развития: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм, критический реализм. Единодушное признание смены этих художественных направлений в России в ХVIII-ХIХ вв. и сегодня не подвергается сомнению. Все народы Западной Европы прошли через эпоху Возрождения с XIII в. по XVI в., а в России этот этап развития отмечается гораздо позже - в ХVIII-ХIХ вв.

 Впервые о «русском гуманизме» заговорили представители отечественной философской мысли начала прошлого века. Так, один из них, В.В. Зеньковский, относит к «русским гуманистам XVIII века» Новикова, Радищева, русское масонство, а также тех, кого он называет представителями «эстетического гуманизма» XIX века, - Карамзина, Жуковского. В центре внимания русского гуманизма, как он считает, стояли проблемы социальные (утверждение человечности в жизненных отношениях) и моральные (приоритет нравственности над разумом) [5, 542].

По мнению Н.А. Бердяева, если в России и была хоть какая-то вспышка Ренессанса, то это было исключительно творчество Пушкина. «Нам не дано было пережить радость гуманизма, у нас, русских, никогда не было настоящего пафоса гуманизма, мы не познали радости свободной игры творческих избыточных сил. Вся великая русская литература, величайшее наше создание, которым мы можем гордиться перед Западом, не ренессансная по своему духу» [12, 143].

 Драма маленького человека, сострадание к униженным и оскорбленным, народопоклонство, - все то, что отличало русскую литературу от других, по Бердяеву, - не является темами классического гуманизма с его жизнеутверждающим оптимизмом и возвышением человека до уровня Бога. Гуманизм радуется жизни во всех ее проявлениях, исполнен сознания дарованного человеку совершенства, русская литература плачет и скорбит по поводу несовершенства мира. «Русская литература XIX века... была не пушкинская. Мы творили от горя и страдания; в основе нашей великой литературы лежала великая скорбь, жажда искупления грехов мира и спасения. Никогда не было у нас радости избыточного творчества... Творчество Гоголя, Достоевского, Толстого в этом смысле не гуманистическое и не ренессансное. Наше государство, философия, мораль, вся наша национальная судьба противостоит «радостному духу ренессанса и гуманизма». И в этом Н.А. Бердяев видит не недостаток, а великое преимущество России над Западом[12, 143]. Исчерпывающее объяснение этого преимущества дал другой представитель великой философии русского Серебряного века С.Н. Булгаков. По его твердому убеждению, гуманизм, начав с освобождения в человеке человеческого начала, до того заглушаемого верой в потустороннее начало, в конечном счете, порвал вообще с верой, обернулся антихристианским гуманизмом и атеизмом, что привело в итоге к созданию царства духовной буржуазности, культурного мещанства [2, 218-219]. Ему вторит Н.А. Бердяев, трактующий появление буржуазного общества как конец ренессанса и кризис гуманизма, а вместе с ними и конец человеческой истории в ее земном воплощении [12, 108].

 А.Ф. Лосев и Р.И. Хлодовский выделили сущностные черты эпохи Возрождения. Одной из них, определяющей, является антропоцентризм, т. е. признание человека центром мироздания. Это абсолютизирование человеческой личности, по их мнению, и есть новое, что несет эпоха Возрождения человечеству. А.Ф. Лосев отмечал появление ярких живописных красок и телесной выпуклости изображения художниками мира, потребность в созерцании и в то же время устремленность в «бесконечные дали, не знакомые никакой антично-средневековой эстетике». Именно в эпохе Возрождения, подчеркивал ученый, заложено и «классическое равновесие», и «беспокойный уход в бесконечность», и «художественный энтузиазм, о котором говорили в эпоху романтизма» [13,372].

Сущностной чертой эпохи Ренессанса было и воссоздание в иной языковой материи высокоразвитых художественных стилей других литератур, в результате чего и появился зрелый национальный художественный стиль, а значит и национальный литературный язык. Таково принципиальное отличие эпохи Возрождения от других культурных эпох и направлений, и если признать, что в России в начале XVIII в. еще не существовало этапа становления нации, а соответственно-личности, отсутствовал зрелый художественный стиль и национальный литературный язык, то просто удивительно, откуда вдруг стало развиваться в конце XVIII - начале XIX в. стилевое многообразие. В.В. Кожинов обратил внимание на то, что типологической чертой русской литературы первой трети XIX в. явилось «равновесие», т. е. относительное единство нации, личности и государства, и что эта черта родственна западноевропейской литературе эпохи Возрождения. Исследователь подчеркивал, что только после восстания декабристов обнаружилась действительная непримиримость личности и государства, в связи с чем русская культура начала стремительно «отделяться» от государства и к 40-м гг. XIX в. преуспела в этом.

 Надо сказать, что ученые периодически высказывали некоторые сомнения в полноценности существующих на российской почве художественных направлений. Скажем, В.В. Кожинов одно время считал, что между классицизмом, просветительским реализмом, сентиментализмом, романтизмом и критическим реализмом существовал настолько узкий временной просвет, что исчислялся буквально годами, самое большее - десятилетиями, тогда как на Западе эти же художественные направления существовали зачастую столетиями [6, 473].

 Только после того, как личность осознает самое себя, когда бесконечная сущность человечества как некоего социального организма найдет выражение в своем индивидуальном проявлении, станет возможным ее дальнейшее развитие. Именно поэтому важны для человеческой культуры завоевания эпохи Возрождения.

Если рассматривать Россию как целостную самостоятельную цивилизацию, как «симбиоз народов, синтез различных культур, сплав, родивший общее миропредставление и общий образ жизни», то сам дух и культура Возрождения с ее абсолютизированием человеческой личности и было то новое и необходимое русскому человеку, без чего не могло быть его дальнейшего развития. В то же время считается, что становление личности не может происходить без роста национального самосознания, без становления самой нации. Вот отчего ни один народ не может миновать в своем культурном развитии этого этапа. Эпоха Ренессанса знаменательна тем, что именно в ней происходит становление Личности.

 Несмотря на то, что русская литература, вышедшая из Пушкина, пошла другим путем, влияние традиций русского Возрождения не закончилось, оно продолжалось в разные эпохи по-разному, возводя всякий раз русское общество на новый виток духовного развития.

Так случилось и в начале XX столетия: русский Ренессанс проявился в эпохе Серебряного века на уровне ярчайшего всплеска индивидуализма и ницшеанского титанизма, и в социалистическом реализме, базировавшемся на основополагающем принципе Ренессанса-антропоцентризме и породившем новую индивидуальность - социалистический тип личности.


Заключение

 

 Необычайное многообразие форм историко-культурного процесса эпохи сложилось в условиях сложной и противоречивой действительности.

Новый мир начинался в свете мистических зорь. Везде шли разговоры о богочеловечестве, о теократии, о «третьем завете» и конце света. Поэты, художники, философы пытались проникнуть силой интуиции, прозрения за пределы знания, доступные опыту и рассудку. И в этом была своя жизненная логика. Несмотря на все мир предстояло постичь, как-то объяснить и вписаться в этот сложный с социально-психологической точки зрения круговорот событий.

 Многих деятелей русского «серебряного века» отличала значительная непоследовательность, причем непоследовательность не только религиозного, эстетического или научно-философского плана, но и непоследовательность в их политических и общественных взглядах и устремлениях.

 «Серебряный век» отсылает к «золотому» — пушкинскому — веку. Между ними можно провести много параллелей, наметить линии преемственности. Но в «серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы. События 1917 разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии. Русским поэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, Н. А. Клюев стали жертвами репрессий. С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов «отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как бы предчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили до преклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов и многие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества.

 Как отмечал Н. А. Бердяев, русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты предчувствовали не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир. Пророчества о приближающемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, царской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся мировой войны. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавлялись. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние. Но апокалипсическое настроение, ожидание грядущих катастроф у русских всегда связано и с великой надеждой» [1,164-165].


Список литературы

серебряный век искусство эпоха

1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991 – 445 с.

2. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах - Т.2: Избранные статьи. – М., 1993 – 475 с.

3. Видова О.И. «Русский Ренессанс» // Социально-гуманитарные знания №4, 2008 – с.182-202

4. Воспоминания о «серебряном веке» / Сост. В.Крейд - М., 1993. – 558 с.

5. История русской философии.: [ В 2-х т.] // Зеньковский В.В. – Т.1. - Л., 1999. – 542 с.

6. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 1994 – 524с.

7. Культура и искусство России XIX в./ Под редакцией Г.А. Принцева – Л., 1985 – 174с.

8. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. – Спб, 1996. – 586 с.

9. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. - СПб., 1997 – 557с.

10. Мильдон В.И. «Русский Ренессанс» // Вопросы философии №1, 2002 –

с. 40-51

11. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века / Авт. коллектив: Г.А.Бялый, А.Г.Верещагина, Н.М.Волынкин и др., под ред. Н.М.Волынкина. – М., 1976 – 431 с.

12. Смысл истории. Нового средневековье / Н.А. Бердяев; составил и коммент.

 В.В.Сапова . - М., 2002 – 447с.

13. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения./ сост. А.А.Тахо-Годи - М., 1998 – 750 с.

Философия
Министерство образования российской федерации Ставропольский государственный университет Философия Учебник Ставрополь 2001 Печатается по решению ...
Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс), термин "Возрождение" впервые был использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 г.
1-й - философская мысль Древней Руси X - XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: учебное пособие
Художественные стилевые направления в искусстве
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus - древний) - исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впервые ...
Другими словами, искусство Итальянского Возрождения представляет собой не художественный стиль, а великую эпоху - "средневековье, преображенное Ренессансом".
Однако Модерн - это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж XIX-XX вв ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Теории культурологии традиции типологии
. Мифология как система представлений о мире. Мифологическое сознание. Сам термин мифология имеет греческие корни (мифос - предание, сказание и логос ...
Эпоха Возрождения - это время больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма ...
Все активнее подвергались критике устоявшиеся школы в искусстве (реализма - в литературе, передвижничества и академизма - в живописи, "кучкизма" - в музыке, традиций социально ...
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Жанр сонета (от европейских истоков к русскому Серебряному веку)
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: "Жанр сонета (от европейских истоков к русскому Серебряному веку) на факультативных занятиях по ...
Так же, как искусство Ренессанса, искусство Серебряного века - это философия, универсальный взгляд на мир.
Русскими поэтами сонет будет осваиваться с восемнадцатого века, но по-настоящему популярным станет в эпоху Серебряного века, которую назовут русским Ренессансом.
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Культурология
Культурология 1. Тематика изучаемых проблем и планы семинаров по курсу "Культурология" СЕМИНАР 1 1.1 Введение. Предмет культурологии. Культура как ...
Гуманuзм (лат. humanus - человечный) - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, право личности на свободное развитие ...
Реалuзм (позднелат. realis - вещественный) - 1) направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности; 2 ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: учебное пособие