Контрольная работа: Финансовое право

Финансовое право

 


Задание 1. Укажите, как соотносятся между собой понятия "финансы", "публичные финансы", "государственные финансы", "финансы государственных предприятий", "финансы предприятий"

 

В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспектах как совокупность:

1) экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

2) фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему РФ, которую составляют следующие институты:

1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды;

3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

3) имущественное и личное страхование;

4) кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт - это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ означает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.

Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость. Существование финансов связано с товарно - денежными отношениями.

Распределительная природа финансов выводится из экономических предпосылок, оснований и условий. Наиболее тесная связь прослеживается между финансами и распределением (перераспределением) национального дохода. В этой связи замечу, что распределение в структуре финансовой деятельности и распределение (перераспределение) национального дохода это не одно и тоже. Тезис о том, что финансовые отношения присутствуют на стадии обмена, также следует доказать из экономических законов, из познания основных и устойчивых тенденций гражданского оборота. Нередко финансы в специальной литературе связывают и с распределением и с обменом. А. С. Емельянов утверждает: "Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия – обмен. Финансовые отношения, проявляясь на стадии обмена, приобретают подлинное значение при распределении". По мнению В.Г. Чантладзе, "…не все производственные отношения, выражающиеся материальными средствами в денежном виде, являются финансами. Государственные финансы формируются в процессе распределения, перераспределения и обмена, опосредованного распределением через государственное вмешательство".

С одной стороны, финансы находятся в сфере объективных мало предсказуемых макроэкономических явлений и процессов, а с другой стороны они, конкретизируясь в отдельных отношениях аккумуляции, распределения, использования средств государственных и муниципальных денежных фондов, становятся предметом финансово-правового регулирования. Косвенно все это просматривается у Е. А. Ровинского: "Те или иные экономические отношения, в том числе и финансовые, играющие важную роль в распределении и перераспределении национального дохода страны, объективированы и обусловлены действием соответствующих экономических законов, но им самим по себе не присущ императивный характер. Это качество те или иные экономические общественные отношения могут получить, лишь когда "срабатывает" механизм их познания и организации выражения (в зависимости от их особенностей) государственной воли, определяющей юридически мотивированное поведение участников правоотношения".

Финансы – есть экономическая категория, необходимое и важное звено экономики, форма производственных отношений. По мнению В. Г. Чантладзе, "не может быть двух мнений о том, что понятие "финансы" в широком смысле относится к сфере производственных отношений, они составляют часть экономики". Э. А. Вознесенский утверждает: "Финансы сами по себе безотносительно к конкретным формам этих отношений есть порождение материального производства на определенной ступени его развития и в силу этого имеют, несомненно, объективный характер данных отношений в реальной системе". "Сфера производства, – отмечает А. К. Анашкин, – является базовой, первичной, а над ней размещается сфера финансов". Финансовая деятельность, напротив, представляет собой идеологическое, субъективное явление. В ней выражаются потребности, интересы, цели, воля и ценности общественно-территориальных образований. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как разновидность деятельности в целом является формой активности субъекта ко всему окружающему, выражающаяся в его познании и преобразовании. Ей присущи все элементы деятельности – субъект, объект, цель, средство, результат.

Кроме того, финансовая деятельность имеет управленческую природу, является видом государственного управления в широком смысле. В этом качестве финансовая деятельность обладает такими свойствами, как целенаправленное воздействие субъекта на объект, подчинение объекта субъекту, обеспечение единства и взаимодействия составляющих систему субъектов и объектов, структурная целостность организационных воздействий для достижения цели. Субъект публичных интересов должен предварительно познать всю стихию финансов, чтобы эффективно управлять ею. В. Г. Афанасьев указывает: "Без научного познания общества невозможно научное управление обществом".

Соотношение финансов и финансовой деятельности просматривается в соотношении объективного и субъективного. Объективные финансовые законы будут иметь место независимо от качества государственного управления финансами. Государство вот уже много лет пытается понять экономическо-финансовые процессы и выстроить адекватную им политику и деятельность. Э. А. Вознесенский отмечает: "Государство может отменить те или иные формы платежей, заменить их новыми (что нередко происходит в практике финансовой политики), однако в любых случаях сохраняется объективная необходимость и реальное существование в целом системы платежей в государственный бюджет при определенных условиях общественного производства".

Однако сказанное нельзя понимать как разрыв неких "объективных" финансов и финансовой деятельности. Нельзя упускать из виду, что финансы и финансовая деятельность крепко связаны между собой. В специальной литературе правильно утверждается, что в отличие от других стоимостных категорий товарного производства возникновение и развитие финансов немыслимо вне государства. Такой разрыв невозможен хотя бы потому, что нет конкретных финансовых отношений, возникающих без участия общественно-территориальных образований. Финансы имеют две стороны, два аспекта сущности – субъективную и объективную. Объективная часть финансов тесно связана с общественным производством, субъективная часть финансов – с государством. В последней из частей финансов просматривается финансовая деятельность. Видимо, здесь же имеет место государственная финансовая политика.

Думается, в конкретной общественной системе происходит усиление той или иной части финансов. В тоталитарном обществе с командно-административной экономикой первична субъективная сторона финансов, а в демократическом обществе с рыночной экономикой первична их объективная часть. По мере увеличения места государства в экономическом обороте происходит пропорциональное увеличение его финансовой деятельности. Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что тезис советских правоведов – финансовое право регулирует только финансовую деятельность государства – был вполне закономерен для своего времени, т.к. финансы в рамках социалистической экономики почти полностью зависели от государства. Отсюда противопоставлять финансы и государственно-финансовую деятельность не имело смысла. Сегодня, когда общественно-политические условия кардинально изменились, тезис советского периода следовало бы пересмотреть. Ныне требуется корректировка финансовой деятельности и российского финансового права с учетом объективной стороны финансов, связи финансов с процессами экономики, денежного оборота, кредита, глобализации. Пора широко обсуждать следующие вопросы. Исчерпывается ли в современное время предмет регулирования финансового права отношениями по поводу финансовой деятельности? Могут ли в него входить иные финансовые отношения, не охватываемые данной деятельностью?

Таким образом, система "финансы – финансовая деятельность – финансовое право" имеет решающее значение для развития и становления отрасли российского финансового права. Параметры взаимосвязи между указанными категориями следовало бы рассматривать с учетом первичности финансов. Сущность самих финансов характеризуется субъективно-объективными свойствами. В субъективной стороне финансов проявляется финансовая деятельность. В большинстве своем финансовое право воздействует на финансы через регулирование конкретных отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности. В современное время при финансово-правовом регулировании следует учитывать объективную сторону финансов.

Г.М. Точильников пишет: "Общее признание получило то, что финансам как публичному хозяйству – особой системе общественного хозяйства – сопутствует и формирование особой "отрасли" права как совокупности правовых норм, определяющих публично-правовой порядок коллективного удовлетворения потребностей. Факт существования такой системы правовых норм неоспорим. Еще в рабовладельческом строе в связи с возникновением денежных налогов появились некоторые элементы финансового права…".

Относительно разъяснения вопроса о сущности финансов П. М. Годме писал: "Финансовая наука изучает финансовые явления в их глобальном аспекте. Она анализирует развитие финансов. Так, она исследует возможные последствия влияния налогового обложения на экономику, последствия бюджетного дефицита для экономической конъюнктуры, воздействие государственных инвестиций на развитие экономики. Финансовое же право наблюдает, изучает механизм финансовых операций, исследует правила, в соответствии с которыми взимаются налоги, определяет права налогоплательщиков и технику контроля над операциями по государственным расходам".

Э. А. Вознесенский утверждает: "Финансы сами по себе безотносительно к конкретным формам этих отношений есть порождение материального производства на определенной ступени его развития и в силу этого имеют, несомненно, объективный характер данных отношений в реальной системе". "Сфера производства, – отмечает А. К. Анашкин, – является базовой, первичной, а над ней размещается сфера финансов".

Все финансы исторически делят на частные и общественные (публичные). Публичные финансы, в свою очередь, включают в себя государственные и местные, или муниципальные финансы. Частные финансы имеют более сложную классификацию. Они делятся на личные и семейные; финансы предприятий и финансы бизнеса; финансы банков; финансы некоммерческих организаций. Частные и публичные финансы имеют разную систему дохода и расхода, разные системы управления.

Главная статья публичных финансов – это статья расходов. Государственные и муниципальные финансы расходуются по четкому, заранее разработанному плану и идут на нужды города, района, государства. Для частных финансов в первую очередь важен доход. Деятельность частных лиц, банков, предприятий направлена на получение прибыли. Полученная прибыль может быть запущена в оборот или истрачена на личные нужды

В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные финансы, с другой – финансы предприятий и корпораций. Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий. Финансы частных предприятии и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.

Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.

Основным мотивом финансовой деятельности государства является образование и расходование фондов денежных средств для реализации им своих функций.

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.

Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.

Потребность в государственных финансах порождается самим фактом существования государства и необходимостью денежного обеспечения выполняемых им функций. В наиболее общем виде основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики и выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства.

Средства, мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями,   социальными   группами и территориями   является рычагом структурной перестройки экономики, реализации елевых и научно-технических программ.

Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность, по своему содержанию, включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых и возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств.

Финансы предприятий - совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, поступлениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования для целей обеспечения производственной деятельности.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания можно сгруппировать по направлениям:

- возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования его уставного капитала;

- между самими предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости (между поставщиками, покупателями, подрядчиками и другими субъектами экономики);

- между подразделениями внутри предприятия (между филиалами);

- между предприятием и его работниками (при распределении полученного дохода, размещении ценных бумаг, выплате дивидендов);

- между предприятием и вышестоящей организацией (внутри холдинга, финансово-промышленной группы, с союзами ассоциациями). Эти отношения возникают при формировании, распределении, использовании ресурсов получаемых для финансирования целевых программ, проведения исследований, осуществления инвестиционных проектов.

- между предприятием и финансами государства при уплате налогов, взносов во внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, ассигнований, уплате штрафов;

- между предприятием и банковской системой при хранении денег, получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

-  между предприятием и страховыми компаниями и организациями, при страховании имущества, работников, рисков;

-  между  предприятием и инвестиционными институтами при размещении инвестиций.

Финансы государственных предприятий являются основным звеном общей финансовой системы РФ. Они представляют собой совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, систему их образования, распределения и использования.

К финансам государственного предприятия относятся: прибыль; кредиты банков; займы у других предприятий и населения; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по ценным бумагам; прочие доходы. В материальном выражении все финансы государственных предприятий формируются из выручки и распределяются от прибыли по фондам: фонд основных средств; фонд оборотных средств; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.

Правовой режим финансов предприятий зависит от того, к какой форме собственности относится предприятие. Специфика финансов государственного предприятия заключается в их распорядительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

 

Задание 2. Перечислите основные элементы налогообложения

 

Налогообложение в качестве особой формы государственного управления предусматривает гармоничное сочетание различных функций налоговых платежей, часть исследователей в области налогового права придерживается той точки зрения, что приоритет существующего Налогового кодекса заключается в соблюдении баланса прав и обязанностей участников налоговых отношений. Подчеркивая экономическое значение налогов, некоторые исследователи определяют их как форму принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества, принадлежащего населению.

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог - установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Обязанности налогоплательщика устанавливаются только совокупностью элементов закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные элементы закона о налоге.

Существенными элементами закона о налоге являются те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными. К ним относятся: налогоплательщик (субъект налога), объект налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты налога, способы и порядок уплаты налога.

Факультативными элементами закона о налоге могут считаться те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правоотношения, налоговые льготы.

Перечисленные элементы должны быть установлены в каждом конкретном законе о налоге. Установить элемент закона о налоге - значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге - значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

С понятием "субъект налогообложения" тесно связано понятие "носитель налога" - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Для юридических лиц существенное влияние на порядок и размеры налогообложения имеют организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности.

Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Понятию "объект налогообложения" близок по значению термин "предмет налогообложения", который означает признаки физического характера (а не юридического), которые обосновывают взимание соответствующего налога. Масштаб налога представляет какую-либо физическую характеристику предмета налогообложения, какой-либо параметр измерения, выбранный из множества возможных для исчисления налога. Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Налоговая база в свою очередь служит для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения.

Источник налога - это средства, за счет которых может быть уплачен налог. Выделяют всего два источника налога - доход (основной источник) и капитал налогоплательщика (резервный источник).

Отдельные положения Конституции Российской Федерации непосредственно содержат налогово - правовые нормы, другие имеют большое значение при установлении общих принципов налогообложения, введении налогов  и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяют магистральные  направления совершенствования и  развития налогового  права и  в целом  образуют конституционные основы налогообложения. Например, ст.57 Конституции определяет: "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". На основании этой нормы в 1996 году Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений отметил, что "установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными". К важным  нормам  Конституции Российской  Федерации  в  области налогового права прежде  всего следует  отнести положения статей  8, 15, 34, 35, 46, 57, 71 (п.  "е", "ж", "з", "к"), 72, 74, 75, 76,  90, 104, 106, 114 (ч.3).

Специальное налоговое законодательство (специальное законодательство о налогах и сборах) включает в себя:

- федеральное законодательство о налогах и сборах (Налоговый кодекс Российской Федерации  и иные федеральные законы о налогах  и сборах);

- региональное  законодательство  о налогах  и  сборах  (законы субъектов РФ и  иные нормативные правовые акты  о налогах и  сборах, принятые  законодательными  (представительными)  органами  субъектов Федерации);

- местные акты о  налогах и сборах, принятые  представительными органами местного самоуправления.

Отмечаю, что во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов. Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения. Исторически так сложилось, что главным побудительным мотивом уплаты налогов была не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены к недобросовестным гражданам при выявлении уклонения от уплаты налогов и сборов либо уплаты их в неполном объеме. Тому, по мнению ученых, есть несколько причин, но главная состоит в следующем. Граждане не любят платить налоги, считая, что государство далеко не всегда рационально использует получаемые финансовые средства для осуществления социально-экономических и иных программ, но делают это, понимая их необходимость для нормального функционирования государства и жизни гражданского общества. Поэтому государство, в свою очередь понимая, что одним лишь убеждением добиться уплаты налогов невозможно, устанавливает различные меры наказания за невыполнение или нарушения в выполнении налоговой обязанности. Надо сказать, государство всегда стремилось применять к налогоплательщикам меры принуждения, с тем чтобы заставить своих подданных платить налоги вовремя и в полном объеме. Со временем такие меры были оформлены в соответствующие правовые нормы, регулирующие материальные и процессуальные вопросы их применения. То есть, меры принуждения, обеспечивающие взимание налогов, - это неотъемлемая часть налогообложения с момента его появления как правовой и экономической категории.

Перечень мер принуждения в действующем российском налоговом законодательстве обширен: это и право налоговых органов производить безакцептное списание сумм налогов с юридических лиц, и возможность начисления пени за несвоевременную и/или неполную уплату сумм налогов, и право производить арест денежных средств и имущества, и возможность судебного обжалования налоговыми органами действий участников налоговых правоотношений.

В законодательстве о налогах и сборах предусмотрено применение мер административного принуждения в виде административной ответственности (налоговые штрафные санкции), административного пресечения (проведение налоговых проверок), процессуального обеспечения (затребование у налогоплательщика письменных объяснений, выемка документации), материального обеспечения (залог, поручительство, арест имущества налогоплательщика, пеня как позитивная гипотетическая санкция); и как отдельный компонент - финансовые санкции (взимание недоимки по налогу (сбору), пеня). Однако основное место в комплексе мер административного принуждения занимают нормы об ответственности за налоговые правонарушения, учитывая их денежных характер и размер налагаемых санкций.

Важность правового регулирования института ответственности за налоговые правонарушения определяется значимостью налогов в современном мире, той ролью, которую они играют, влияя на все стороны общественной жизни.

Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации не дает определение понятия "ответственность за налоговые правонарушения", он закрепляет лишь условия и основания ее применения к налогоплательщикам. Не привнеся в действующее налоговое законодательство ничего нового в определение института ответственности за налоговые правонарушения, Кодекс ограничился лишь более детальной регламентацией составов правонарушений и процедуры привлечения к ответственности налогоплательщиков. По мнению А.В. Демина, наиболее дискуссионной и практически значимой представляется проблема видовой идентификации ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Статья 2 НК РФ включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе "привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения". Статья 106 указывает, что за совершение налогового правонарушения "настоящим Кодексом установлена ответственность". Какая ответственность? Административная, налоговая или какая-либо иная? Очевидно, что законодатель затруднился идентифицировать природу ответственности, вследствие чего возникла неопределенность (пробел) правового регулирования, требующая дополнительного толкования.

финансы налогообложение ответственность правонарушение

Задача 3. Организация должна уплатить в бюджет налог до 20 сентября 2006 г. 19 сентября 2006. организация представила в банк платежное порученное, однако из-за отсутствия средств на счете организации банк не перечислил денежные средства.

Будет ли организация нести ответственность за неуплату налога? Изменится ли решение, если средства на счете организации были, а банк не выполнил платежное поручение в результате отзыва у банка лицензии на совершение банковских операций.

 

В соответствии с положениями п. 1 ст. 107 "Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений" 1 части НК РФ - ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК. Ответственность организации наступит по ст. 122 НК - неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора).

Решение изменится, если средства на счете организации были, а банк не выполнил платежное поручение в результате отзыва у банка лицензии на совершение банковских операций.

Статья 109 содержит ряд обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- отсутствие события налогового правонарушения;

- отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;

- истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Задача 4. ЗАО "Олимп" реализовало промышленной продукции на сумму 1 000 000 руб. с НДС 18%. Затраты на приобретение сырья и материалов составили 450 000 руб. с НДС, на оплату труда — 300 000 руб. В бюджет ЗАО "Олимп" уплатило административный штраф за нарушение санитарных норм в размере 50 000 рублей. Также ЗАО "Олимп" заплатило контрагенту неустойку за ненадлежащее исполнение обязательства – 20 000 рублей

Рассчитайте налог на прибыль, подлежащий уплате ЗАО "Олимп".

 

Ст. 247 "Объект налогообложения" - объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Ст. 252 "Расходы. Группировка расходов" - налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

П. 2 ст. 253 гласит, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

Ст. 254 – к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика: на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Таким образом, полученные доходы (1000000 руб.) уменьшаются на сумму затрат на приобретение сырья и материалов (450000 руб. ) и на оплату труда (300 000 руб.) Полученная сумма составляет 250000 руб.

Ст. 284 - налоговая ставка устанавливается в размере 20 %.

Сумма подоходного налога составляет 50000 руб.


Список использованных нормативных актов и литературы:

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3824.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.

3. Постановление Конституционного Суда от 04.04.96 № 9-П  "По делу  о проверке конституционности  ряда нормативных актов города Москвы  и Московской области, Ставропольского края,  Воронежской  области  и города  Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное место жительства в названные регионы" // СЗ РФ. - 1996. - N 16. - Ст.1909.

4. Анашкин А. К. Механизм стабилизации национальных финансов. М., 2007.

5. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1968. С. 33.

6. Вознесенский Э. А. Соотношение финансов и права // Правоведение. 1971. № 3.

7. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов. – М.: "Юстицинформ", 2007.

8. Годме П. М. Финансовое право. М., 1978.

9. Демин А.В. Налоговая ответственность: проблема отраслевой идентификации // Хозяйство и право. - 2007. - N 6.

10. Емельянов А. В. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований// Финансовое право: учеб. пос./ под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2008.

11. Еналеев И.Д. Налоговое право России. Учебник. – М., 2005.

12. Золотухин А.В. Теоретические аспекты развития института ответственности за налоговые правонарушения в науке российского права // Законодательство и экономика. – 2003. – N№ 8.

13. Левчаев П.А. Финансы предприятий национальной экономики. – М., 2004.

14. Лушникова М.В. Правовые основы налоговой системы: Учебн. пособие. – Ярославль. - 2000.

15. Пепеляев С.Г. Налоговый кодекс и налоговая практика // Закон. - 2008. - № 11, 12.

16. Ровинский Е. А. Социалистические финансы и финансовое право // Сов. государство и право. 1980. № 8.

17. Точильников Г. М. Социалистические финансы (вопросы теории). М., 1974.

18. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н.Горбуновой. - М. - 2008.

19. Финансы, денежное обращение, кредит. /Л.А. Дробозина и др. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

21. Цыренжапов, Ч. Д. Некоторые вопросы финансово-правовой теории в Российской Федерации. Опыт России и Франции // Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 3.

22. Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 1979.