Реферат: Является ли в современных условиях фискальная монополия косвенным налогом?
Является ли в современных условиях фискальная монополия косвенным налогом?
Козлов С.А., группа Н1-2
Научный руководитель д.э.н., доц. Смирнов Д.А.
фискальная монополия налог государственный
Современная российская экономика все еще продолжает этап становления рыночных отношений и, с учетом длительного опыта развития плановой экономики, сохранила отдельные её элементы. Одним из главных недостатков российской экономики является чрезвычайно высокая монополизация сферы производства, а также отдельных рынков сбыта. При этом приоритетную роль в этих монополиях занимают государственные компании или акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Понятно, что наличие исключительного права на производство и/или реализацию товаров, работ и услуг позволяет государству не только получать значительные доходы (сверхприбыль), но и более жестко контролировать отдельные важные направления экономики или сферы производства (в условиях неразвитого антимонопольного законодательства). Однако экономическая теория и практика предлагают более эффективный вариант постепенного (экстенсивного) реформирования государственной монополизации. Речь идет о фискальной монополии.
Фискальная монополия – предмет острых дискуссий, однако её определение является устоявшимся. Государственная фискальная монополия – это полная или частичная монополия государства на производство и/или продажу товаров, работ, услуг. Государственная монополия происходит от регалии - права или возможности исключительного получения дохода. Понятие фискальной монополии и регалии тесно связаны и имеют единую природу. В современной литературе также поднимается вопрос о том, сохранились ли в современных государствах фискальные монополии именно как налоговые платежи (парафискалитет).
Попробуем определить сущность фискальной монополии. Известно, что при наличии монополии на каком-либо рынке, цены на продукцию фирмы-монополиста необоснованно завышаются. При фискальной монополии в роли монополиста выступает государство, которое включает в цену товара вместо специфической (характерной для любой монополии в виде сверхприбыли) монопольной надбавки, дополнительную надбавку в виде фискальной монополии. Эта надбавка и выступает в роли налога. При этом возможен вариант существования в цене и монопольной надбавки, и фискальной монополии.
Существуют различные взгляды относительно вопроса “является ли фискальная монополия косвенным налогом». У. Пэтти в работе «Трактат о налогах и сборах» посвятил целую главу проблеме монополии. «Монополия (как показывает само слово) означает исключительное право продажи. Ярким примером монополии является налог на соль, взимаемый французским королем, причем он продает за 60 то, что стоило ему лишь единицу».
Очевидно, что Пэтти относил к категории налога то, что сейчас принято называть фискальной монополией. Кроме того, ряд дореволюционных ученых, таких как Э.Н. Берендтс, С.И. Иловайский, А.А. Соколов, относили фискальную монополию к косвенным налогам.
С другой стороны, российский дореволюционный финансист А. фон Рутцен говорил, что фискальная монополия – это «прежде всего способ обложения этого продукта; если же продукт был обложен до введения монополии, то монополизирование его производства или продажи является одним из способов изменения размеров обложения и способом взыскания сбора».
Попытаемся выяснить, реализуются в фискальной монополии функции налога? Самая распространенная классификация функций налога включает
1. фискальную функцию
2. регулирующую функцию
3. контрольную функцию
Основная задача фискальной монополии – пополнение казны. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что с помощью фискальной монополии формируются финансовые ресурсы государства, тем самым выполняется фискальная функция налога. Фискальная монополия поступает в казну и обезличивается, в то время как монопольная надбавка используется, прежде всего, на цели самой организации-монополиста.
Кроме того, фискальная монополия обычно преследует не только фискальные цели, но является и мощным регулятором социально-экономических отношений и процессов. Например, питейная монополия помимо существенного пополнения государственной казны, призвана регулировать объем производства, продажи и потребления алкоголя, цены на него, а также качество продукции.
Наконец, контрольную функцию фискальная монополия выполняет сполна, ведь характерный признак монополии – полная информация о рынке. Через фискальную монополию государство получает объективную картину рынка, может отслеживать мельчайшие изменения различных экономических показателей. Итак, мы можем утверждать, что государственная фискальная монополия выполняет все функции налога.
Налог также обладает и специфическими чертами, которые отличают его от всех остальных платежей. Среди них выделяют:
1. Обязательность (императивность)
2. Законодательное оформление
3. Индивидуальную безэквивалентность (безвозмездность)
4. Периодичность (регулярность)
Рассмотрим фискальную монополию с позиций этих признаков. Налог является обязательным платежом. Однако, многие исследователи не находят у фискальной монополии данного признака. Например, по мнению Н.В. Яковлевой «если монопольный товар не будет приобретен, государство не получит дополнительную прибыль в виде разницы в цене, то есть не получит тот самый косвенный налог, которым она является, согласно сложившимся представлениям». Тяжело не согласиться, не купишь – не уплатишь! Однако в соответствии с этой позицией, можно утверждать, что транспортный налог налогом не является, ведь гражданин может не приобретать автомобиль, тем самым, избегая транспортный налог. Речь же идет о том, что, покупая монопольный товар, вы не можете не уплатить надбавку в цене, как, имея машину, – не уплатить транспортный налог. В этом и заключается обязательность. Особенно важным является тот факт, что устанавливая фискальную монополию, государство формирует доходы бюджета, которые как и другие обязательные платежи идут на удовлетворение общественных потребностей.
Следующий признак налога – законодательное оформление. Налог, являясь платежом обязательным, должен быть законодательно установлен. Что касается фискальной монополии, то она, как правило, не носит свойственного налогу законодательного оформления: объект, ставка, порядок исчисления, сроки и порядок уплаты не отражены ни в одном официально публикуемом документе. Но все же, любая деятельность государства должна быть регламентирована, поэтому при создании фискальной монополии ряд законов все же издается, однако данные акты носят, по большей части, закрытый, а иногда, и условный характер. Ведь государство, по сути, являясь владельцем компании, устанавливает от имени её руководства внутренние документы, обладая одновременно как полномочиями по установлению любой цены на товары, так и полностью распоряжаясь получаемой прибылью.
Еще одним признаком, который служит объектом активной дискуссии, является индивидуальная безэквивалентность. По мнению Н.В. Яковлевой «при приобретении товара и скрытой уплате налога потребитель, несмотря на неоправданно завышенную цену своей покупки, тем не менее, взамен все же получает определенный товар для удовлетворения своей индивидуальной потребности». Н.В.Яковлева обращает свое внимание на факт получения потребителем товара, в то время как значение цены занижается. А именно на цену и её связь с товаром стоит обратить пристальное внимание. Цена на товар, производимый или продаваемый фискальной монополией, состоит как минимум из двух компонентов: собственно рыночной цены самого товара + сама фискальная монополия. При покупке монопольного товара потребитель, конечно же, получает встречный поток в виде самого товара, однако этот поток связан не с ценой в целом, а только с рыночной стоимостью того или иного блага. За уплату же надбавки покупатель ничего взамен не получает. Более того, основываясь на убеждении, что покупка товара и есть возмездный поток за произведенную уплату, можно утверждать, что и НДС, и акцизы не являются налогами. Поэтому индивидуальная безэквивалентность характерна для фискальной монополии.
Наконец, последний признак налога – его периодичность. Периодичность налогов происходит от постоянного характера государственных расходов. Учитывая, что доходы фискальной монополии поступают в бюджет и расходуются на удовлетворение общественных потребностей, можно говорить, что для фискальной монополии характерна периодичность. Кроме того, надбавка, которая включается в цену товара – это постоянный элемент цены. Она будет включена в цену в независимости от факта приобретения товара конечным потребителем.
Итак, для фискальной монополии в полной мере характерны такие черты налога как императивность, индивидуальная безэквивалентность и периодичность.
Что касается законодательного оформления, то здесь не может быть категоричного ответа: с одной стороны, имеются отдельные внутренние документы, касающиеся деятельности фискальных монополий, с другой – в них не прописываются элементы налога. В результате, в этой специфической черте мы имеем квазизаконодательное оформление фискальной монополии, что, однако, не мешает считать её налогом.
Говоря о фискальной монополии невозможно не затронуть тему косвенного налогообложения, так как государственную фискальную монополию многие эксперты рассматривают как косвенный налог.
В конце XVII века Дж. Локк впервые дал научное обоснование деления налогов на прямые и косвенные. С развитием финансовой мысли данное деление закреплялось выявлением их новых признаков и, критериев деления. Таким образом, к настоящему времени мы имеем возможность говорить о 4 основных критериях деления налогов на косвенные и прямые:
1. Критерий переложения
2. Критерий пропорциональности
3. Объект налога
4. Способ взимания налога
При фискальной монополии существует возможность переложения налога на третьих лиц, которыми обычно выступают конечные потребители. Переложение может быть как законодательно закрепленным явлением, так и практикой экономических отношений. Кроме того, существует связь между платежеспособностью налогоплательщика и размером взимаемого с него налога. Потребитель с большей платежеспособностью купит большее количество товара, а, следовательно, уплатит и больший налог. Как и в других косвенных налогах объектом в фискальной монополии является потребление, расход, а взимание налога осуществляется исключительно через включение суммы в цену товара. Таким образом мы можем сделать вывод, что фискальная монополия является косвенным налогом.
Однако ряд исследователей говорит о фискальной монополии как о налоге в прошедшем времени. Их позиция состоит в том, что в современных экономиках фискальная монополия остается данью традиции и не носит ярко выраженного налогового характера как в эпоху существования многочисленных монархий. Также утверждается, что фискальные монополии применяются в основном в странах с неразвитыми рыночными отношениями и налоговыми системами.
В настоящее время фискальные монополии широко используются в США, Канаде, Италии, Швеции, Швейцарии, Дании, Польше, Финляндии, Франции, Турции и других странах. Так в Италии действует государственная монополия на продажу табачных изделий - приобрести их можно только в киосках со специальной эмблемой. В США в 18 штатах введена монополия на оптовую продажу алкогольной продукции и в 10 – монополия на розничную торговлю. Монополия на производство крепких спиртных напитков существует в наши дни в Турции, Швейцарии, Латвии.
В России, несмотря на отсутствие официальных документов, можно говорить о наличии фискальной монополии у РОСОБОРОНЭКСПОРТА, который получил исключительное право на продажу военной техники и вооружений за рубеж. Именно полный контроль со стороны государства при установлении объемов выпуска товаров и цен на них, а также отдельные упоминания в составе доходов федерального бюджета страны позволяют отнести данные средства к фискальной монополии.
Кроме того, мы видим перспективы для использования фискальной монополии в сфере производства различных психотропных и наркотических веществ, что позволит не только привлечь дополнительные средства в бюджет страны, но и вести более точный учет данных препаратов. Граждане также будут застрахованы от употребления контрафактной продукции.
Мы ясно видим, что перечень стран, в той или иной степени использующих фискальные монополии достаточно велик и, самое главное, большинство этих стран принято относить к развитым.
Поэтому, на наш взгляд, говорить о фискальной монополии как о дани традиции – ошибочно. Фискальная монополия сохраняет свое значение, так как с её помощью государство препятствует получению сверхприбылей другими экономическими субъектами, «снимает монопольные сливки» и направляет их на решение общегосударственных задач.