Курсовая работа: Разработка и анализ бюджета денежных средств

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Разработка и анализ бюджета денежных средств


Содержание

 

1.Научно-методические основы краткосрочного финансового планирования и анализа финансового бюджета

2.Состав и последовательность этапов разработки частных и синтетических бюджетов

2.1 Бюджет продаж и коммерческий бюджет

2.2 Бюджет производства

2.3 Бюджет затрат на основные материалы

2.4 Бюджет прямых затрат на оплату труда

2.5 Бюджет производственных накладных расходов

2.6 Расчет затрат на производство и реализацию продукции

2.7 Бюджет административных и коммерческих накладных расходов

2.8 Бюджет денежных средств

2.9 Расчет чистой прибыли от операционной деятельности

2.10 Прогнозный баланс

3. Анализ финансовых показателей

Расчетная часть

Заключительная часть

Список литературы

Приложения

финансовое планирование бюджет баланс


1.Научно-методические основы краткосрочного финансового планирования и анализа финансового бюджета

 

Основы финансового планирования

Планирование было прерогативой командно-административной системой. Главная цель финансового планирования предприятия состояла в проявление неиспользованных ресурсов и определения суммы платежей в бюджет, число которой соответствовало преувеличению доходов предприятия над его расходами.

В условиях рыночной экономики значительно возрастает материальная ответственность руководителя за финансовое состояние предприятия, а по этому известная до сих пор в Украине теория и практика финансового планирования становится недостаточной. Одновременно система финансовых планов, которая используется в странах с развитой рыночной экономикой, для отечественных предприятий является преждевременной. Система финансового планирования на предприятии включает три основных подсистемы:

·  Перспективное финансовое планирование;

·  Текущее финансовое планирование;

·  Оперативное финансовое планирование.

Финансовое планирование является обязательным для финансового обеспечения расширение кругооборота производственных средств, достижение высокой результативности производственно-хозяйственной деятельности, создания условий, которые обеспечили бы платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Цель финансового планирования на предприятии – обеспечение оптимального размера средств, необходимых для успешной операционной и инвестиционной деятельностей, а в итоге – достижение прибыльности предприятия. Финансовое планирование – это процесс определения количества финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными и маркетинговыми показателями предприятии в плановом периоде.

Финансовое планирование – это процесс о разработки системы финансовых планов и нормативных показателей из обеспечения развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышения эффективности его финансовой деятельностью в будущем периоде.

Основными заданиями финансового планирования на предприятии являются:

·  Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

·  Обеспечение разделения прибыли с учетом интересов предприятия, акционеров и других инвесторов;

·  Обеспечение эффективных направлений вложения капитала, оценка рациональностей его использования;

·  Установление рациональных финансовых отношений с другими субъектами хозяйствования, банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями;

·  Обеспечение внутренних хозяйственных резервов и мобилизация всех видов ресурсов для увеличения прибыли от обычной деятельности, а также увеличение других доходов;

·  Обеспечение контроля финансового состояния, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Составление финансового планирования предприятия охватывает три этапа.

Первый этап финансового планирования начинается с изучения показателей, которые характеризуют использование финансового плана предприятием в отчетном году.

Второй этап – составление проектов финансового планирования соответственно показателей производственного плана на будущий год. После этого данный проект плана подается в орган управления имуществом в соответствующее министерство.

На третьем этапе проект финансового планирования рассматривается органом управления, после чего или утверждается, или отклоняется. Финансовый план предприятия негосударственной формой собственности рассматривается и утверждается его собственником.

Большое значение имеет своевременность разработки финансовых планов. Предприятие должно иметь утвержденные финансовый и производственны       й планы не позже чем за 2 месяца до начала планируемого года.

Финансовое планирование дает возможность предприятию определить:

·  Размер денежных средств которые может получить предприятие в свое распоряжение;

·  Источники поступления средств;

·  Соответствие финансовых ресурсов объема операционной и инвестиционной деятельности;

·  Часть средств, которая должна быть передана в бюджет, государственные целевые формы, банкам и другим кредиторам;

·  Направления разделения и использования прибыли на предприятии;

·  Меру обеспечения реальной сбалансированности плановых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования.


2.Состав и последовательность этапов разработки частных и синтетических бюджетов

Сущность и значение бюджетирования

Бюджет – это операционный финансовый план, который составляется в форме баланса доходов и расходов на краткосрочный период и обеспечивает эффективный контроль по поступлениям и расходам средств на предприятие.

Значение бюджетирования состоит в улучшение планирования что позитивно влияет на увеличение продуктивности труда работников подразделений и эффективность использования материальных и финансовых ресурсов.

Процесс бюджетирования на предприятии включает составление операционного, финансового и консолидированного бюджетов, управление и контроль по выполнению бюджетных показателей.

Консолидированный бюджет составляется с интегрированных индивидуальных бюджетов, которые характеризуют прогнозированные объему продаж, расходов, других финансовых операций в следующем периоде.

Таким образом, консолидированный бюджет – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план деятельности предприятия в целом, который объединяет блоки отдельных бюджетов и создает потоки информации, нужные для принятия и контроля управленческих решений в сфере финансового планирования.

Консолидированный бюджет делится на две части:

·  Операционный бюджет;

·  Финансовый бюджет.

Операционный бюджет – это система бюджетов, которая характеризует доходы и расходы по операциям или отдельным функциям предприятия.

Операционный бюджет включает:

·  Бюджет продаж;

·  Бюджет производства;

·  Бюджет расходов (по видам расходов: трудовых, общепроизводственных, административных, затрат на сбыт);

·  Прогноз расходов и доходов.

Финансовый бюджет – это план, в котором отображается объем и структура денежных средств, и их использование.

Финансовый бюджет включает:

·  Бюджет денежных средств;

·  Бюджет денежных инвестиций;

·  Прогнозный бухгалтерский баланс.

Бюджет не имеет стандартизированных форм. Широко используется структура консолидированного бюджета, который предусматривает отделы оперативного и финансового бюджетов.

Характеристика операционного бюджета. Составление общего бюджета начинается с составления операционного бюджета. В операционном бюджете обычная деятельность предприятия отображается через систему специальных технико-экономических показателей, которые характеризуют отдельные направления и стадии операционной и других видов деятельности.

В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого с подразделений предприятия.

Конечной целью операционного бюджета является составление плана расходов и доходов.

От числа и стоимости реализации зависит объем производства, себестоимость, прибыль и др. первым этапом процесса бюджетирования является объем продаж. Прогнозируются объемы продаж, которые в случае действительности прогноза трансформируются в бюджет продаж. Составление бюджета продаж является сложным процессом. Объем реализации определяется не только производственной мощностью предприятия, но и факторами конъюнктуры: деятельность конкурентов; положение на национальном и мировом рынках; неопределенностью и непредвиденностью этих рынков; политикой ценообразования; колебаниями спроса и предложением; результативность рекламы; качеством продукции.

2.1 Бюджет продаж

Бюджет продаж – это наиважнейший расчет, который является основой бюджетирования, включая конкурирующую позицию предприятия и направления ее улучшения.

Бюджет продаж и его товарная структура определяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия, влияют на другие бюджеты, выстроенных на информации, которая содержится в бюджете продаж.

Бюджет продаж – операционный бюджет, который содержит информацию о запланированном объеме продаж, цены и ожидаемые доходы от реализации каждого вида продукции. В упрощенном виде этот бюджет выглядит так:

Бюджет продаж

Центр ответственности – отдел маркетинга.

1.  Ожидаемый объем.

2.  Ожидаемая цена единицы продукции.

3.  Выручка от реализованной продукции.

4.  Поступления денежных средств.

5.  Дебиторская задолженность на начало месяца.

6.  Поступление средств от продажи за месяц.

7.  Всего поступление средств.

Бюджет продаж составляется с учетом сроков и погашения дебиторской задолженности, расчет совершается в такой последовательности:

Расчет ожидаемых поступлений денежных средств от продажи

1.  Остаток дебиторской задолженности на конец периода, грн.

2.  Сумма задолженности до погашения.

3.  Поступления от продажи, грн.

4.  Всего поступлений, грн (строка 2 + строка 3).

Программа составления бюджета продаж включает пять стадий:

1)  Анализ движения продаж за несколько предыдущих лет по видам продукции, регионам, типам покупателей, сезонностью, основными товарными группами и по динамике изменений этих показателей, созданных неравномерным ежегодным приростом объемов продаж, которые влияют на разработку прогноза;

2)  Анализ чувствительности основных рынков сбыта (учет общего экономического развития, фаз цикла – спад, увеличение);

3)  Изучение возможностей рекламы своих товаров, кооперации, условий кредитования, которые влияют на объем реализации;

4)  Анализ информации о стоимости не исполненных заказов и тенденции, касающиеся новых заказов на продукцию предприятия;

5)  Расчет продаж по отдельным товарным группам и в целом по предприятиям. Это конечная фаза составления такого бюджета, когда формируется основная стратегия продаж и его объем.

Прогноз продаж – основа планирования производства, а бюджет продаж – основа бюджета производства.

Образцы расчетов бюджета продаж и графика поступления денег от клиентов смотри в таблицах 2.1.1 и 2.1.2


2.2 Бюджет производства

 

Бюджет производства показывает сколько единиц продукции необходимо изготовить, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов. Бюджет производства – план выпуска продукции в натуральных показателях – составляется исходя из бюджета продаж, учитывая производственные мощности, запасы, внешние закупки. Он включает: анализ производственных мощностей; план производства; расчет производственного персонала; расчет производственных затрат. На основе бюджета производства составляются бюджеты закупок и использования материалов, затрат труда, общепроизводственных, административных затрат и затраты на сбыт. В упрощенном виде бюджет можно преподнести таким способом.

Бюджет производства

1)  запланированная продажа, шт.

плюс

2)  плановый запас готовой продукции на конец периода, шт.

минус

3)  плановый запас готовой продукции на начало периода, шт.

равно

4)  количество продукции, которая подлежит изготовлению, шт.

Расчетах бюджета производства рекомендуется использовать формулу.

 

ТПі = РПі + ОКі - ОНі,

 

ТПі - планируемый объем производства і-го вида продукции в натуральном выражении;

РПі - планируемый объем продаж продукции в натуральном выражении;

OKі - конечные остатки готовой продукции на складе в натуральном выражении (в штуках);

ОНі- начальные остатки готовой продукции на складе, штук.

Разработку производственного бюджета следует осуществлять по форме таблицы 2. 2.2.

2.3 Бюджет затрат на основные материалы

Бюджет закупок/использование материалов. Бюджет прямих затрат на материалы составляется на основе бюджета производства и бюджета продаж, который показывает, сколько сырья и материалов не обходимо для производства, а также сколько необходимо закупить. В бюджете определяют сроки закупок и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которые не обходимо пробрести для использования в производственных целях. Использование материалов определяется бюджетом производства и предложенными изменениями уровня материальных запасов. Бюджет закупок материалов рассчитывается как сумма количества единиц материалов и их закупочной цены. Планове нужды закупок и использование материалов могут быть поданы в одном об щем документе или в отдельных бюджетах. супрощенном варианте этот бюджет можно преподнести так:

Бюджет прямых затрат на материалы

1)  количество продукции, которая подлежит изготовлению, шт.;

2)  нормы затрат материалов, грн.

3)  необходимость в материалах, грн. (строка 1* строка 2)

плюс

4) запас материалов на конец периода, грн

минус

5) запас материалов на начало периода, грн

Равно

6) затраты на материалы, грн.

Бюджеты прямых затрат на материалы составляются с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности.

Расчет совершается в такой последовательности:

Расчет погашения кредиторской задолженности за приобретенные материалы

1.  Остаток кредиторской задолженности на конец периода, грн.

2.  Сумма кредиторской задолженности до погашения в текущем периоде, грн.

3.  Затраты на закупку материалов, грн.

4.  Всего затрат, грн (строка 2 + строка 3).

Расчеты приведены в таблицах 2.3.1. и 2.3.2.

2.4 Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет трудовых затрат. Данный бюджет составляется исходя из бюджета продуктивности производственных данных о продуктивности труда и ставок оплаты основного производственного персонала. Определяет необходимое рабочее время, которое необходимо для выполнения плана производства. Он рассчитывается как сума количества едениц продукта и норм затрат труда в часах, и единицы продукции. В бюджете трудовых затрат определяются затраты на оплату труда, как прибыль необходимого рабочего времени и различных часовых тарифных ставок оплаты труда.

Прямые затраты на оплату труда – это затраты на заработную плату производственного персонала.

В упрощенном варианте этот бюджет можно преподнести так:

Бюджет прямих затрат на оплату труда основного производственного персонала

1.  Объем производства продукции.

2.  Затраты труда основного персонала.

3.  Всего затраты труда персонала.

4.  Стоимость одного часа затрат труда.

5.  Затраты на оплату труда основного персонала.

Расчеты приведены в таблицах 2.4.1. и 2.4.2.

2.5 Бюджет производственных накладных расходов

Бюджет производственных накладных расходов - это количественное выражение планов относительно всех затрат предприятия, не связанных непосредственно с операционной деятельностью (то есть, кроме прямых затрат на материалы и заработную плату). Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется общим числом в зависимости от реальных потребностей производства и указана в задании на выполнение курсовой работы. Для определения переменной части

накладных расходов использован подход, основанный на величине норматива переменных затрат по отношению к базовому показателю распределения переменных затрат. Под нормативом понимают величину затрат на значение базового показателя. Для оценки величины затрат используются различные базовые показатели. В настоящей курсовой работе при разработке бюджета накладных расходов на основе условных исходных данных переменную часть производственных расходов следует определять пропорционально суммарной трудоемкости производственной программы, рассчитанной в таблице 2.4.1.

2.6 Расчет затрат на производство и реализацию продукции

Бюджет затрат на сбыт. В нем детализируются все плановые затраты, связанные со сбытом продукции и услуг. Затраты на сбыт (реклама, комиссионные, транспортировка продукции и другие затраты соответственно к П(С)БУ). Отдельные затраты являются переменными(комиссионные, транспортные), другие затраты – на рекламу и заработную плату старших контролеров – постоянные.

По разработкам и выполнениям бюджета затрат на сбыт ответственность несет отдел продаж. В упрощенном варианте этот бюджет можно преподнести так:

Бюджет затрат на сбыт

1.  Плановая продажа, грн.

2.  Переменные затраты на сбыт, %.

3.  Переменные затраты на сбыт, грн.

4.  Постоянные затраты на сбыт, грн.

5.  всего затрат на сбыт, грн (стока 3 + строка 4).

Расчеты приведены в таблицах 2.6.1.,2.5,2.6.3.

2.7 Бюджет административных и коммерческих накладных расходов

Бюджет административных затрат – это детальный план текущих операционных затрат, отличных от затрат, непосредственно связанных с производством и сбытом, но не обходимых для поддержки деятельности предприятия в целом. Большую часть этого бюджет составляют постоянные затраты. В упрощенном варианте этот бюджет можно преподнести так:

Бюджет административных затрат

1.  Оплата труда, грн

2.  Амортизация, грн.

3.  Текущий и капитальный ремонт, грн.

4.  Другие затраты на материалы, грн..

5.  Другие затраты, грн.

6.  Вего (строки 1 + 2 + 3 + 4 + 5), грн.

Пример расчета бюджета административных и коммерческих расходов представлен в таблице 2.7.

2.8 Бюджет денежных средств

Бюджет денежных средств – это план денежных поступлений и платежей. Принципиально важным в бюджет движения денежных средств является определение времени фактических поступлений и платежей. Бюджет денежных средств предприятия составляет финансовый отдел. Бюджет формируется на месяц, декаду, что дает возможность учитывать сезонные колебания денежных поступлений. Денежные потоки предприятия обеспечивают его ликвидность. Прогнозы денежных потоков являются больше достоверными на ближайшее время, чем на дальнейшую перспективу. Построение бюджета денежных средств начинается с анализа поступления за реализованную продукцию. Денежные средства, которые поступаю от продажи продукции (работ, услуг), используются предприятием и соответственно, отображают их затраты. Расписание затрат используется для прогноза суммы чистых денежных потоков, а также составления бюджета денежных доходов и затрат на каждый месяц. Сумма чистых денежных потоков может быть положительной (излишек) и отрицательной (дефицит). Сальдо чистого денежного потока на начало месяца увеличивается на сумму входящего денежного потока и уменьшается на суму выходящего денежного потока текущего месяца. Таким способом определяется излишек чистого денежного потока на начало следующего месяца. В упрощенном виде этот бюджет можно представить так:

Бюджет денежных средств

1.  Денежные средства на начало периода.

2. Поступление денежных средств:

·  от покупателей;

·  денежные средства у покупателей.

3. Затраты денежных средств:

·  на основные материалы;

·  на оплату труда основного персонала;

·  общепроизводственные затраты;

·  затраты на сбыт и управление;

·  налог и прибыль;

·  закупка оборудования;

·  дивиденды;

·  всего.

4. Излишек (дефицит) денежных средств.

5. Финансирование:

·  получение кредита;

·  погашение кредита;

·  выплата процентов;

·  всего.

6. Денежные средства на конец периода

 

2.9 Расчет чистой прибыли от операционной деятельности

Наличие прибыли является необходимым условием способности предприятия генерировать денежные средства. В плане по прибыли определяется величина налога на прибыль, который используется в отчете о движении денежных средств. Сумма нераспределенной прибыли отражается в прогнозном балансе.

На величину прибыли предприятия влияют объемы продаж, сроки и условия расчетов с клиентами, структура производства и реализации продукции. Расчет прибыли рекомендуется выполнять по форме таблицы 9. План по прибыли разрабатывается на основе частных операционных бюджетов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Операционная себестоимость реализованной продукции предварительно рассчитана по форме таблицы 2.6.3. Сумма выплат процентов за кредит определяется на основе графика движения денежных средств, в котором, возможно, обнаружится потребность взять банковскую ссуду, и тогда, величина чистой прибыли уменьшится.

На величину чистой прибыли влияют условия налогообложения прибыли, действующая ставка налога на прибыль составляет 30 %.

Нераспределенная прибыль рассчитывается по формуле:

НП=ЧП-Д

где ЧП - чистая прибыль;

Д - дивидендные выплаты.

 

Финансовый бюджет

В финансовом бюджете отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет составляется с учетом информации, содержащейся в долгосрочном финансовом плане, операционных бюджетах и плане по прибыли. Текущая часть бюджета капитальных вложений принимается на основе долгосрочного плана инвестиций с учетом его фактического выполнения за предыдущие периоды. Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюджетный план по прибыли и убыткам, на прогнозный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов).

 

2.10 Прогнозный баланс

Прогнозный бухгалтерский баланс характеризует изменение финансового и вещевого состояния при условие использования предвиденных бюджетами хозяйственных и финансовых операций.

Прогнозный баланс коммерческой деятельности предприятия составляется методом определения процентного отношения активов к продаже. Он на том, что на движение активов предприятия влияют изменения объема реализации. За сокращение объема продажи уменьшается сума активов, и наоборот, за увеличение продажи возникает нужда в увеличение суммы активов.

В случае использования этого метода активы делят на такие, что на них влияет изменение объема продажи (они называются спонтанными), и активы, независимы от этих изменений. Большая часть активов зависит от объема продажи. Так, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы прямо связаны с уменьшением, или с увеличением продажи.

Пассива баланса определяются аналогично через изменения, которые происходят. Так, увеличение количества занятых работников ведет к увеличению показателя «начислена, но не выплачена заработная плата», будет увеличивается . для расчета прогнозного баланса необходимо прежде всего проанализировать баланс за прежний год.


3.Анализ финансовых коэффициентов

Финансовая независимость предприятия от внешних источников финансирования определяется при помощи коэффициента финансовой независимости или автономии (Equity Radio). Коэффициент автономии, Кает, рассчитывается как отношение общей суммы собственных средств к итогу баланса:

Кавт.нач.=1161,2/1141,7 =1,01

СС — собственные средства,

В - итог баланса

Практикой определено, что общая сумма задолженности не должна превышать суммы собственных источников финансирования, то есть критическое значение Кает = 0,5. Чем больше значение этого коэффициента, тем лучше финансовая устойчивость предприятия, а именно: меньше зависимость от внешних источников финансирования.

Для решения вопроса об обеспеченности предприятия собственными средствами рассчитывают коэффициент обеспечения собственными средствами. Этот коэффициент рассчитывают как частное от деления разницы между собственными средствами и необоротными активами на сумму оборотных средств.

КСС =(СК-НА)/ТА,

 

СК— собственные и приравненные к ним средства;

НА - необоротные активы;

ТА — текущие активы.

Согласно официальным методикам, значение Ксс должно быть выше 0,1, тем не менее, его конкретное значение зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

Под платежеспособностью предприятия понимают его способность и готовность погасить краткосрочную задолженность средствами, имеющимися в его распоряжении.

Показатели платежеспособности являются измерителями того, какую часть долгов предприятие способно погасить за счет тех или иных элементов оборотных активов и в какой степени общая величина оборотных активов превышает долги. В целом вопрос ставится так: если все кредиторы одновременно потребуют от предприятия погашения долгов, способно ли оно это сделать и одновременно сохранить все условия для продолжения своей деятельности. Здесь речь идет только о краткосрочной задолженности, поскольку долгосрочная задолженность не может быть востребована до наступления срока ее погашения.

Что касается текущей платежеспособности, то она оценивается положительной величиной рабочего капитала Рк (Working capital) и определяется по формуле :

 

Рк = ТА- ТП,

Рк нач. = 494,0 – 137,33 = 356,7

Рк кон. = 1872,8 – 165,6 =1707,2

ТА, ТП - текущие активы и текущие пассивы соответственно.

Следовательно, рабочий капитал является той частью оборотных активов, которая финансируется за счет собственных средств и долгосрочных обязательств.

При этом как избыток, так и недостаток собственного оборотного капитала могут быть отрицательными признаками. Оптимальный размер Рк зависит от области деятельности, объема реализации и других факторов. При неудовлетворительном значении Рк целесообразно проанализировать отдельные факторы, влияющие на показатель платежеспособности, их абсолютные и относительные изменения.

Методически правильное определение величины собственного оборотного капитала Рк является наиболее сложным вопросом при анализе и оценке структуры оборотных средств.

Значение этого вопроса усиливается еще и потому, что собственный оборотный капитал - очень важный показатель финансового состояния предприятия. Дело не только в том, что от его размеров зависят некоторые коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, но и в самом смысле этого показателя.

Какую часть оборотных активов покрывать собственными источниками средств, а какую можно и даже нужно покрывать заемными средствами, - каждое предприятие определяет индивидуально, исходя из конкретной ситуации.

Главным признаком нарушения платежеспособности предприятия является наличие неплатежей. О нарушении платежеспособности, помимо данных баланса, могут свидетельствовать оперативные сведения о задержках выплат заработной платы, платежей в бюджет, оплаты расчетных документов.

Существует два способа проверки платежеспособности предприятия:

-  расчет коэффициентов маневренности рабочего капитала (Inventory to Net working capital) и ликвидности (Liquidity ratios);

-  метод денежных потоков (cash flow).

Значение коэффициента маневренности рабочего капитала зависит от политики предприятия. Это очень важный аналитический коэффициент, показывающий, какая часть собственных средств направляется на пополнение оборотных средств, а какая идет на накопление. Нормальным считается значение в пределах более 0,4-0,6. Коэффициент маневренности собственного капитала, (Мк), определяется по формуле:

МК = ТЗ/Pk,

Т3 - товарные запасы;

Рк - рабочий капитал.

Рекомендуемое значение коэффициента маневренности собственного капитала зависит от специфики отрасли.

Коэффициенты ликвидности

Ликвидность - это возможность конвертировать активы в денежные средства без существенного снижения по стоимости.

Различают три основных показателя ликвидности:

-        общий коэффициент покрытия, Кn, (или коэффициент текущей ликвидности, Current Ratio);

-  коэффициент быстрой ликвидности, Кб.л., (или промежуточный коэффициент покрытия, Quick Ratio);

-  коэффициент абсолютной ликвидности, Ка.л.,(или «кислотного теста», Aside-Test Ratio).

Общий коэффициент покрытия (коэффициент ликвидности оборотного капитала) равняется частному от деления оборотного капитала на краткосрочные долговые обязательства. Он показывает покрытие краткосрочных обязательств тем оборотным капиталом, который может быть конвертирован в денежные средства в ближайшем будущем. Коэффициент покрытия n) показывает также, во сколько раз могут быть уценены средства предприятия при их продаже в случае банкротства.

 

Кп=ТА/ТП,

Кп.нач = 494,0/137,33 = 3,6

Кп.кон = 1872,8/165,6 =11,3

 

ТА - текущие активы;

ТП- текущие пассивы.

 

Кп показывает, сколько денежных единиц оборотных средств приходится на каждую денежную единицу краткосрочных обязательств. Критическое значение К„ равно единице. При Кп < 1 предприятие имеет неликвидный баланс. Значение Кп в пределах от 1 до 1,5 свидетельствует о том, что предприятие может своевременно погасить свои долги. Рекомендуемое большинством ученых и практиков значение Кп находится в пределах от 1,5 до 3,0. Это связано с возможностью уценки средств предприятия при их реализации, а также для обеспечения достаточных оборотных средств для продолжения дальнейшей производственно-хозяйственной деятельности.

Чаще всего банки считают достаточным условием для выдачи кредита значение Кп свыше двух.

Необходимость расчета коэффициента срочной (промежуточной) ликвидности вызвана неодинаковой ликвидностью различных элементов оборотных средств. Если денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы - только после их реализации, для чего еще надо найти покупателя. На Западе к высоколиквидным средствам относят не только денежные средства, но и краткосрочные ценные бумаги, и чистую (то есть очищенную от безнадежных долгов) дебиторскую задолженность.

 

Кб.л = (ТА - ТЗ) / ТА,

Кб.л.нач = 494-11,86/494 =0,9

Кб.л.кон = 1872,8-9,52/1872,8 =0,9

 

ТЗ - запасы и затраты.


Принято считать, что нормальный уровень коэффициента быстрой ликвидности должен находиться в диапазоне 0,7-0,8.

В условиях кризиса неплатежей в экономике Украины расчет коэффициента срочной ликвидности должен сопровождаться подробным анализом платежеспособности покупателей. В случае, если окажется, что значительная часть дебиторской задолженности просрочена или безнадежна, то ее просто надо исключить из суммы ликвидных активов и не принимать в расчет коэффициентов платежеспособности. С этой точки зрения запасы могут оказаться более ликвидными, чем дебиторская задолженность, при условии, что в составе запасов нет труднореализуемых материальных ценностей. В противном случае ликвидные активы должны быть приняты в расчет в сумме, уменьшенной на величину трудно реализуемых ценностей. Оценка просроченной или безнадежной дебиторской задолженности базируется на значении состава дебиторов, их финансового состава и платежеспособности.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.

 

Кал = ДС / ТА,

Ка.л.нач = 30,000/494 = 0,1

Ка.л.кон = 1229,6/1872,8 = 0,7

 

ДС - денежные средства и другие краткосрочные ценные бумаги.

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть в пределах 0,1 - 0,2.

Показатели эффективности использования оборотных средств Эффективность использования оборотных средств определяется двумя основными показателями:

1)коэффициент оборачиваемости оборотных средств 0);

2)средняя длительность одного оборота 0).

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, К0 (Current Assets Turnover) определяется как отношение выручки (валового дохода) от реализации продукции без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора по (ф2) к сумме оборотных средств предприятия из (ф1).

 

Ко=ВД/ ∆ОС,

 

ВД— валовой доход без НДС и АС;

∆ ОС - средние за анализируемый период остатки оборотных средств по балансу.

Рациональное значение показателя оборачиваемости оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, отражая особенности процесса производства и реализации продукции. Во всяком случае, по определению, коэффициент оборачиваемости оборотных средств должен быть больше единицы.

Продолжительность одного оборота, То, (Average Current Assets Collection Period), обратно пропорциональна коэффициенту оборачиваемости и определяется по формуле :

 

То=D/Ko

 

D - количество дней в календарном периоде.


В случае замедления оборачиваемости необходимо выяснить, на какой стадии обращения происходит замедление оборачиваемости (замораживание) оборотных средств. Для этого следует определить коэффициенты оборачиваемости и период оборота по отдельным элементам оборотных средств: производственным запасам, незавершенному производству, готовой продукции, товарам в пути, дебиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, Кодз (Receivables Turnover) рассчитывается путем деления выручки от реализации продукции без НДС и АС на средние за период остатки дебиторской задолженности.

 

Кодз = ВД/ДЗ.

Период оборачиваемости дебиторской задолженности:

 

T одз =D/K одз.

Очень важными показателями являются период оборачиваемости и коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Данные коэффициенты дополняют предыдущие. Для расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности необходимо разделить себестоимость реализованной продукции на среднюю за период сумму кредиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, сколько оборотов необходимо сделать фирме для оплаты имеющейся задолженности. Для анализа оборачиваемости кредиторской задолженности, так же как и для анализа дебиторской, используют показатель периода оборота кредиторской задолженности.

Если сравнить показатели кредиторской задолженности с показателями дебиторской, можно сделать некоторые важные выводы. Например, если показатель периода оборачиваемости кредиторской задолженности хотя бы на несколько дней превышает период оборачиваемости дебиторской задолженности, то это означает умение удерживать заемные средства дольше, если это не вредит взаимоотношениям с партнерами по бизнесу.

Анализ прибыльности предприятия (Profitability Ratios) Прибыльность предприятия характеризуется массой прибыли и уровнем рентабельности. Наиболее часто в финансовом анализе используются коэффициенты рентабельности:

-        продукции предприятия (Return от sales, ROS);

- реализованной продукции или, другими словами, граничный, маржинальный коэффициент прибыльности продукции (Profit Margin);

-  активов (Return on Assets, ROA);

-  собственного капитала (Return on Equity, ROE).

Уровень рентабельности продукции определяется как отношение валовой прибыли до налогообложения к себестоимости продукции.

Граничный (маржинальный) коэффициент прибыльности предприятия следует определять как отношение чистой прибыли к валовому доходу от продаж продукции без НДС и АС.

Рентабельность активов, ROA, определяют как частное от деления чистой прибыли к средней за анализируемый период стоимости активов.

Прибыльность собственного капитала, ROE, находят как соотношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала.

Данные показателей рентабельности необходимо сравнивать с показателями, сложившимися в отрасли для предприятий примерно одинакового масштаба.


РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Таблица 1 – Общий объем продаж продукции, тыс.шт.

март апрель май июнь июль
46 55 65 60 50

Учитывая, что согласно пункту 2.1 задания удельный вес товара А в общем объеме продаж составляет 50%, а товара Б 20%, количество проданной продукции каждого вида представлена ниже.

Таблица 2 – Объем продаж в разрезе номенклатурных групп, тыс.шт

месяцы март апрель май июнь июль
Объем продаж товара А 18,4 22 26 24 20
Объем продаж товара Б 27,6 33 39 36 30
Всего 46 55 65 60 50

Таблица 2.1.1 – Бюджет продаж

Показатель март апрель май июнь 2-й кв. июль
А Б А Б А Б А Б А Б А Б

1.Объем продаж,

тыс.шт.

18,4 27,6 22 33 26 39 24 36 72 108 20 30

2.Цена, грн/шт.

(по заданию, п. 1)

10 20 10 20 10 20 10 20 10 20 10 20
3.Валовой доход от продаж, тыс.грн. 184 552 220 660 260 780 240 720 720 2160 200 600
4. Всего доход, тыс.грн 736 880 1040 960 2880 800

Таблица 2.1.2 – График поступления денег от клиентов, тыс. грн.

Показатель март апрель май июнь 2-й кв.

Дебиторы на

нач. 3-го кв.

1.Дебиторы на начало периода

30(1)

324,4 388,8 496,8 516,8 516,8

2.Погашение дебиторской

задолженности (60%, 35%, 5%)

2.1.за март (валовый доход 736) 441,6

30

257,6

287,6 36,8
2.2.за апрель (валовый доход 880) 528 308 836 44
2.3.за май (валовый доход 1040) 624 364 988 52
2.4.за июнь (валовый доход 960) 576 576 384
Всего поступлений денег 441,6 815,6 932 940 2687,6
3.Дебиторы на конец периода

324,4(2)

388,8 496,8 516,8 516,8 516,8

(1) Приложение Б, пункт 3

 

(2) Дебиторы на конец марта = 257,6 + 36,8 + 30 = 324,4

Дебиторы на конец апреля = 880*0,35+880*0,05+36,8=388,8

Дебиторы на конец мая = 1040*0,35+1040*0,05+44+36,8=496,8

Дебиторы на конец июня = 960*0,35+960*0,05+52+44+36,8=516,8

Таблица 2.2 – Бюджет производства, тыс. шт.

Показатель март апрель май июнь 2-й кв июль.
А Б А Б А Б А Б А Б А Б

1.Объем продаж

(табл. 2.1.1, стр.1)

18,4 27,6 22 33 26 39 24 36 72 108 20 30

2.Конечные

запасы готовой

продукции

4,4 6,6 5,2 7,8 4,8 7,2 4 6 4 6 6 1

3.Продажи +

конечные запасы

22,8 34,2 27,2 40,8 30,8 46,2 28 42 76 114 26 31
4.Нач. запасы 3,68 5,52 4,4 6,6 5,2 7,8 4,8 7,2 4,4 6,6 4 6

5.Должно быть

Произведено

(стр.3-стр.4)

19,1 28,68 22,8 34,2 25,6 38,4 23,2 34,8 71,6 107,4 22 25

Таблица 2.3.1 – Бюджет закупок сырья на производство продукции

Показатель март апрель май июнь 2-й квартал июль
А Б А Б А Б А Б А Б А Б

1.Объем пр-ва

(табл. 2.2. стр.5)

19,12 28,68 22,8 34,2 25,6 38,4 23,2 34,8 71,6 107,4 22 25

2.Норма расхода,

кг/шт. (прил.Б. п.5)

0,4 0,6 0,4 0,6 0,4 0,6 0,4 0,6 0,4 0,6 0,4 0,6

3.Расход сырья на пр-во,

тыс.кг

7,64 17,3 9,12 20,52 10,24 23,04 9,28 20,88 28,64 64,44 8,8 15

4.Конечные запасы сырья,

тыс.кг (10% от расхода

будущего периода)

0,91 2,05 1,02 2,30 0,92 2,08 0,88 1,5 0,88 1,5 1,5 0,4

5.Общая потребность

тыс.кг (стр.3 - стр.4)

6,73 15,24 8,09 18,21 9,31 20,95 8,4 19,38 27,76 62,94 7,3 14,6

6.Начальные остатки

сырья, тыс.кг

0,8* 0,32* 0,91 2,05 1,02 2,30 0,92 2,08 0,91 2,05 0,88 1,5

7. Программа закупок,

тыс.кг (стр. 5 - стр.6)

5,93 14,92 7,18 16,16 8,28 18,64 7,47 17,29 26,84 60,88 6,42 13,1

8. Затраты на сырье,

тыс.грн. при цене

4,0 грн/кг

23,74 59,71 28,73 64,65 33,15 74,59 29,88 69,16 107,39 243,55 25,68 52,4
9.Всего затрат, тыс.грн 83,456 93,392 107,744 98,986 350,944 78,08

* Приложение Б, п.5.

Стоимость товарных запасов сырья на нач. 2-го кв.=(0,912+2,052)*4=11,856 тыс.грн

на кон. 2-го кв. = (0,88+1,5)*4 = 9,52 тыс.грн.

 

Таблица 2.3.2 – График погашения кредиторской задолженности за сырье, тыс.грн.

Показатель март апрель май июнь 2-й кв. июль

1.Кредиторская задолженность на

1.03 (прил.Б, п.5)

12,000

2.Погашение

задолженности (50%:50%)

2.1 по закупкам марта 41,728 41,728 41,728
2.2 по закупкам апреля 46,696 46,696 93,392
2.3 по закупкам мая 53,878 53,878 107,744
2.4 по закупкам июня 49,493 49,493 49,493
Всего 53,728 88,424 100,574 103,371 292,357

Таблица 2.4.2 – График погашения кредиторской задолженности по заработной плате, тыс.грн.

Показатель март апрель май июнь 2-й кв. июль

1.Кредиторская задолженность на

1.03 (прил.Б, п.6)

10,200

2.Погашение

задолженности (50%:50%)

2.1 за март 95,6 95,6 95,6
2.2 за апрель 114 114 228
2.3 за май 128 128 256
2.4 за июнь 116 116 116

Всего ден.выплат на погашение

кред.задолженности

105,8 209,6 242 244 695,6

Из табл. 2.3.1:

Погашение задолженности за март = 19,12*1,4+28,68*2,4=95,6 тыс.грн

Погашение задолженности за апрель = 22,8*1,4+34,2*2,4=114 тыс.грн

Погашение задолженности за май = 25,6*1,4+38,4*2,4=128 тыс.грн

Погашение задолженности за июнь = 23,2*1,4+34,8*2,4=116 тыс.грн

Таблица 2.5 – Бюджет производственных накладных расходов, тыс.грн

Показатель

Источник

данных

март апрель май июнь 2-й кв.

1.Трудоемкость пр-ной программы,

тыс.нормо/ч

Табл.2.4.2

Стр.3

95,6 114 128 116 358

2.Переменные накладные

расходы при ставке 0,5

по расчету,

0,5*стр.1

47,8 57 64 58 179
3.Постоянные накладные расходы Прил.Б, п.7 40,000 40,000 40,000 40,000 120,000
4.Всего (стр.2+стр.3) 87,8 97 104 98 299
5.Амортизация Прил.Б, п.7 20,000 20,000 20,000 20,000 60,000

6.Денежные выплаты

(стр.4-стр.5)

67,8 77 84 78 239

Таблица 2.4.1 – Бюджет затрат на заработную плату основных производственных рабочих

Показатель март апрель май июнь 2-й кв. июль
А Б А Б А Б А Б А Б А Б

 

1.Объем пр-ва, тыс.шт

(табл.2.2, стр.5)

19,12 28,7 22,8 34,2 25,6 38,4 23,2 34,8 71,6 107,4 22 25

 

2.Норма трудоемкости, нормо-час/шт.(прил.Б, п.6) 1,4 2,4 1,4 2,4 1,4 2,4 1,4 2,4 1,4 2,4 1,4 2,4

 

3.Трудоемкость пр-ной программы, тыс-нормо-час (стр1*стр2) 26,8 68,9 31,9 82,1 35,8 92,2 32,5 83,5 100,2 257,8 30,8 60

 

4.Затраты на з/пл при

стоимости нормочаса

2 грн

53,5 137,7 63,8 164,2 71,7 184,3 64,9 167,1 200,5 515,5 61,6 120

 

5.Всего затрат, тыс.грн. 191,24 228 256 232 716 181,6

Таблица 2.6.1 – Калькуляция производственной (операционной) себестоимости единицы товара.

Показатель

Источник

данных

Товар А Товар Б

Норма

кг/шт

Цена

грн/шт

Сумма,

грн

Норма

кг/шт

Цена

грн/шт

Сумма,

грн

1.Затраты на сырье

прил.Б,

п.5

0,4 4,00 1,60 0,6 4,00 2,40

2.Заработная плата

основных рабочих

прил.Б,

п.6

1,4 2,00 2,80 2,4 2,00 4,80

3.Производственные

расходы, 41,76% от

стр.2*

ставка %

по расчету

ниже

11,7 2,00

4.Всего производст-

венная себестоимость

16,09 9,2

* Расчет ставки погашения производственных расходов

Ставка погашения – накладные расходы из табл.2.5. стр.4 *100% / Всего затрат на заработную плату из табл. 4.1. стр.5

Ставка погашения = 299*100%/716 = 41,76%

Таблица 2.6.2 - Производственная себестоимость товарных запасов готовой продукции на складе, тыс.грн.

Товар

Остатки продукции, тыс.шт., из табл.2.2,

стр.2 и стр.4

Производственная

себестоимость,грн/шт.

из табл. 2.6.1

Стоимость товарных

запасов

на нач.кв на кон.кв на нач.кв. на кон.кв.
А 4,4 4 16,09 70,796 64,36
Б 6,6 6 9,2 60,72 55,2
Всего 131,52 119,56

Таблица 2.6.3 – Расчет производственной себестоимости реализованной продукции

Показатель март апрель май июнь 2-й кв.
А Б А Б А Б А Б А Б

1.Объем продаж,

тыс.шт.

18,4 27,6 22 33 26 39 24 366 72 108

2.Себестоимость,

из табл.2.6.1.стр.4

16,09 9,2 16,09 9,2 16,09 9,2 16,09 9,2 16,09 9,2

3.Затраты на

пр-во, тыс.грн

296,1 253,9 353,9 303,6 418,34 358,8 386,16 331,2 1158,5 993,6

4.Всего

тыс.грн

550 657,5 777,14 717,36 2152,1

Таблица 2.7 – Бюджет административных и коммерческих накладных расходов, тыс.грн.

Показатель март апрель май июнь 2-й кв.
А Б А Б А Б А Б А Б

1.Объем продаж,

тыс.шт

18,4 27,6 22 33 26 39 24 366 72 108

2.Ставка перемен.

расходов

0,2 0,3 0,2 0,3 0,2 0,3 0,2 0,3 0,2 0,3

3.Сумма перемен.

расходов

3,68 8,28 4,4 9,9 5,2 11,7 4,8 10,8 14,4 32,4

4.Всего перемен.

расходов

11,96 14,3 16,9 16,6 46,8

5.Постоянные

расходы

20,000 20,000 20,000 20,000 60,000

6.Всего

(стр.4+стр.5)

31,96 34,30 36,90 35,60 106,8

7.Амортизация

(прил.Б)

10 10 10 10 30

8.Денежные

выплаты

(стр.6 – стр.7)

21,96 24,30 26,90 25,60 76,80

Таблица 2.8 – График движения денежных средств, тыс.грн

Показатель

Источник

данных

март апрель май июнь 2-й кв.
Д О Х О Д Ы

1.1.Нач.остаток

ден.средств

Прил.Б, п.9 30,000 183,8 562,2 935,3 183,8

1.2.Поступление

денег от клиентов

Табл. 2.1.2 441,6 815,6 932 940 2687,6
1.Всего доходов

Стр.1.1+

Стр.1.2

471,6 999,4 1494,2 1875,3 2871,4
Р А С Х О Д Ы
2.1.Сырье Табл.2.3.2 53,728 88,424 100,574 103,371 292,357
2.2.Зар.плата Табл.2.4.2 105,8 209,6 242 244 695,6
2.3.Пр-ные наклад-ные расходы

Табл. 2.5,

стр.6

67,8 77 84 78 239
2.4.Администра-тивные расходы

Табл.2.7.

стр.8

21,96 24,30 26,90 25,60 76,8
2.5.Налог на прибыль Табл.2.9 38,51 50,13 56,49 51,76 158,4
2.6.Выплата процентов за кредит По расчету ниже - 12,3 - 12,3
2.7.Дивиденды Прил.Б, п.10 49,000 49,000
2.8.Покупка оборудования Прил.Б, п.11 143,700 143,700
2.Всего выплат 287,8 437,2 558,9 646,46 1641,8
3.Сальдо доходов и расходов Стр.1 – стр.2 183,8 562,2 935,3 1229,6 1229,6

Требуемый кредит марта месяца = оптимальный остаток денежных средств – сальдо доходов и расходов.

Требуемый кредит = 30,000 – 183,8 = - 153,8 тыс.грн.

Выплата процентов за кредит в апреле месяце.

Проценты за кредит = - 153,2*0,08 = - 12,3 тыс.грн.

Денежные средства на начало апреля по строке 2.4 актива баланса =

= 183,8 + (- 153,8) тыс.грн

Денежные средства на конец июня = 1229,6 тыс.грн.

Таблица 2.9 – План по прибыли на 2-й квартал, тыс.грн.

Показатель

Источник

данных

март апрель май июнь 2-й кв.
1.Доход от реализации Табл.2.1.1 736 880 1040 960 2880
2.Затраты на производство Табл.2.6.3, всего 550 657,5 777,14 717,36 2152,1
3.Административные расходы Табл.2.7, стр.6 31,96 34,30 36,90 35,60 106,8
4.Проценты за кредит Прим.табл.2.8 - - 12,3 - - - 12,3
5.Прибыль до налогов Стр.(1-2-3-4-5) 154,04 200,5 225,96 207,04 633,4
6.Налог на прибыль Ставка 25% 38,51 50,13 56,49 51,76 158,4
7.Чистая прибыль Стр.5-стр.6 115,53 150,4 169,47 155,28 475

Нераспределенная прибыль за кв. (стр. 1.3 пассива баланса) – Чистая прибыль – Дивиденды.

Нераспределенная прибыль = 475 – 49,000 = 426 тыс.грн.

ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС, тыс.грн.

Показатель Источник данных Начало квартала

Конец

квартала

А К Т И В Ы
1.Основные средства

650,000(1)

704,400(2)

2.Оборотные средства Стр.(2.1+2.2+2.3+2.4) 494,0 1872,8
2.1.Товарные запасы сырья Табл.2.3.1, прим 11,856 9,52
2.2. - // - готовой продукции Табл.2.6.2., всего 131,52 119,56
2.3.Дебиторская задолженность Табл.2.1.2. 324,4 516,8
2.4.Денежные средства Табл.2.8. 30,000 1229,6
Всего активы (стр.1+стр.2) 1144,73 2577,2
П А С С И В Ы
1.Собственные средства Стр.(1.1+1.2+1.3) 1161,2 1587,2
1.1.Уставной фонд 500,000 500,000

1.2.Нераспределенная прибыль

предыдущих периодов

661,2 661,2

1.3.Нераспределенная прибыль

текущего периода

Табл.2.9, прим. - 426
2.Краткосрочный кредит Табл.2.8, прим - 153,8 -
3.Кредиторская задолженность Стр.3.1+стр.3.2 137,33 165,5
3.1.за материалы Табл.2.3.2 41,728 49,493
3.2.по аработной плате Табл.2.4.2 95,6 116
Всего пассивы Стр.1+стр.2+стр.3 1144,73 1752,7

(1) По условию прил.Б.

(2) Стоимость основных фондов на конец периода = стоимости основных фондов на начало периода, минус начисленная амортизация по табл.2.5, плюс ввод основных фондов (закупка оборудования) 650,000 – 90,000 + 143,700 = 704,000 тыс.грн.

(3) Расхождение между активами и пассивами баланса на 2577,2 – 1752,7 = 824,5 тыс.грн. вызвано округлениями при расчете ставки погашения накладных расходов.

(4) Нераспределенная прибыль предыдущих периодов на начало квартала в целях «выравнивания» исходного баланса определяется как разность между «Всего активов» и суммой уставного фнда, краткосрочной задолженности и краткосрочного кредита.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Результаты анализа основных финансово-экономических показателей и коэффициентов

Показатель

Нормативное

значение

Фактическое значение Выводы
Начало кв. Конец кв.

1.Коэффициент покрытия, Кп

1,5 – 3 3,6 11,3

2.Коэффициет автономии, Кавт

> 0,5 1,01 1,2

3,Коффициент срочной ликвидности, Кср.л

0,9 0,9

4.Кэффициент абсолютной ликвидности, К а.л

> 0,2 0,2 0,2

5.Рабочий капитал, Рк

>0 356,7 1707,7

6. Коэффициент рентабельности ROA

ROA<ROE

0,26

7.Коэффициент рентабельности собственного капитала ROE

0,35

Чем больше значение коэффициента автономии тем лучше финансовое состояние предприятия. В данном случае видно, что на конец отчетного периода финансовое состояние предприятия улучшилось.

Коэффициент покрытия процентных платежей показывает во сколько раз в течении отчетного периода предприятие заработало денежных средств для выплаты процентов за кредит.

Коэффициент срочной ликвидности показывает способность предприятия расплачиваться по первоначальным обязательствам за счет наиболее ликвидных активов. В данном случае на начало и на конец отчетного периодов предприятие на 90% своих обязательств в состоянии выполнить немедленнр, а нормальным с точки зрения ликвидности, когда коэффициент равен 1.

Значение коэффициента рентабельности показывает сколько денежных средств потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли.

Значение коэффициента рентабельности собственного капитала показывает эффективность использования только собственных источников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Закон України «Про оподаткування прибутку підприємств». -ВВР, 1995, - № 4, ст. 28 із змінами та доповненнями.

2.  Бень Т.Г., Довбня С.Г. Бюджетування як ірструмент удоскона-лення системи фінансового менеджменту підприемства // Фінанси України,

2000. - № 7. - С. 48-55

3.  Брігхем Є.Ф. Основи фшрансового менеджменту: Пер. з англ. - К.: Молодь, 1997.-1000 с.

4.  Гарнаев А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 336 с.

5.  Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн. пособие / Пер. с франц. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 576 с.

6.  Карпова Т.В. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.

7.  Кононенко О. Анализ финансовой отчетности. - Харьков: Фактор, 2002. - 144с.

8.  Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. - 304 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Исходные данные для выполнения курсовой работы

Условия составления бюджетов

1.  Цена товара А 10 грн/штуку, товара Б 20 грн/штуку.

2.  Удельный вес товаров А в общем объеме продаж 80%, товаров Б 20%.

3.  Условия расчетов за реализованную продукцию (коэффициенты инкасации денег от клиентов).

- 60% денег поступает в месяц продажи

- 35% денег поступает в следующий месяц.

- 5% денег не поступает в течении анализируемого периода (просроченная дебиторская задолженность, то есть неплатежи клиентов).

Балансовый счет дебиторов на 1 марта составляет 30 тыс. грн. и все эти деньги будут получены в апреле месяце.

4.  Руководство предприятия считает, что конечные остатки готовой продукции на складе должны составлять 20% от объема продаж на следующий месяц. На 1 марта у предприятия было 4 тыс. единиц готовой продукции на складе.

5.  Для производства обоих видов продукции используется один вид сырья по цене 4,0 грн/кг. Технические нормы расхода сырья составляют на товар А 0,4 кг/шт, на товар Б 0,6 кг/шт.

Руководство предприятия считает, что на конец каждого месяца оно должно иметь складские остатки сырья в объеме 10% от потребностей следующего месяца.

Оплата закупок производится следующим образом: 50% денег платится в месяц закупки, а вторая половина суммы (кредиторская задолженность за сырье) погашается в следующем месяце.

Балансовый счет кредиторской задолженности поставщикам сырья на 1 марта составил 12 тыс.грн.

6. Норма трудоемкости единицы продукции составляет:

- товара А – 1,4 нормочаса/ед;

- товара Б – 2,4 нормочаса/ед;

Ставка оплаты труда с учетом сборов в социальные фонды 2грн/нормочас.

Выплата заработной платы осуществляется равными частями: 50% денег платится в текущем месяце, а 50% - в следующем.

По условию кредиторская задолженность по заработной плате на 1.03 составляет 10,2 тыс.грн.

7.  Переменная часть производственных расходов составляет 0,5 грн на один нормочас трудоемкости производственной программы, а постоянная часть производственных расходов равна 40 тыс. грн в месяц. Эта сумма включает 20 тыс. грн. амортизационных отчислений, которые не приводят к уменьшению денежных средств предприятия.

8.  Переменная часть административных и коммерческих расходов составляет 0,2 грн на единицу проданной продукции товара А и 0,3 грн на единицу проданной продукции товара Б. Постоянная часть административных и коммерческих расходов составляет 20 тыс.грн. в месяц. В эту сумму входит амортизация зданий, складских помещений и оборудования, которая не приводит к уменьшению денежных средств.

9.  Предприятию открыт счет в местном банке, который позволяет брать ссуду не более 100 тыс.грн. в квартал.

Минимальный остаток денежных средств в кассе и на счету предприятия должен составлять 30 тыс. грн.

Все займы производятся в начале текущего месяца, а выплата процентов за кредит из расчета 8% в месяц производится в начале следующего месяца.

10.В мае месяце акционерам должны быть выплачены дивиденды в сумме 49 тыс. грн.

11.Планируется закупка оборудования с выплатами 143,7 тыс. грн. в июне и 48,3 тыс.грн. в июле месяце.

12.Остаток денежных средств по балансу на конец февраля – начало марта составил 30 тыс. грн.

Культура и образование в Индии
Индийская цивилизация развивается уже более 4500 лет. Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, что проявлялось в возвышении и ...
Устад Вилаят-хан и Никхил Банерджи (ситара), Пандит Рам Нараям (смычковый инструмент саранг), Устад Бисмаллах-хан (шенаи) и Алла Ракха и Кришен Махарадж (барабан табла).
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Основные принципы воздействия музыки на человека
Основные принципы воздействия музыки на человека Музыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями ...
В Индии существуют также звуковысотные ударные инструменты 3 это табла и байян.
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: реферат