Курсовая работа: Юридический аспект права лесопользования

План

Вступление

1.  Общая характеристика права лесопользования

1.1 Понятие права лесопользования

1.2 Содержание права лесопользование

2. Виды лесопользования

2.1 Право общего лесопользования

2.2 Право специального леспользования

3. Основания возникновения и прекращения пользования лесами

3.1 Основания возникновения права лесопользования

3.2 Основания прекращения права лесопользования

Заключение

Список литературы


Вступление

Уязвимость и экологическая нестабильность волшебной зелени и важного природного богатства Украины - лес - постоянно привлекали и привлекают внимание специалистов лесного дела и других естественных наук, а также широкого круга общественности. И неудивительно, ведь леса всегда были и остаются одним из главных природных факторов, местом формирования трудовой деятельности человека - начиная с доисторических времен и до сегодняшних дней. Экологические и экономические противоречия относительно лесопользования и направлений его развития нередко сводят к эмоциональному восприятию поверхностных, иногда разрозненных факторов, без выяснения их глубинных причин. Многие ученые и политики видят возможность улучшить экологическую ситуацию на пути дальнейшего расширения объектов природно-заповедного фонда, существенного ограничения или даже полного прекращения промышленного лесопользования в лесах некоторых регионов, не прибегая к системному анализу состояния дел в отрасли, к освещению объективных лесоводческих - технических показателей, характеризующих состояние лесов и изменения, произошедшие в них за прошедшие десятилетия и происходят сегодня.

Актуальность этих проблем обусловливает важность глубокого и всестороннего научного исследования широкого круга вопросов, связанных с правовым регулированием лесопользования, а особенно таких важных видов пользования лесными ресурсами как заготовка древесины и живицы, а также других видов лесопользования. А так же выяснения тех оснований в связи, с которыми может возникать и прекращаться право лесопользования. Детальный анализ и характеристика нынешнего состояния лесопользования, разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию получили не только теоретического, но практического значения. Они необходимы для дальнейшего улучшения законодательства, регулирующего деятельность соответствующих органов государства по лесопользования, улучшение подготовки кадров для них.

В системе права любого государства лесопользования, его законодательное закрепление занимают особое место. Это обуславливается кругом тех общественных отношений, подлежащих упорядочению, охране и развитию в соответствии с объективными потребностями.

Понятия, проблемы сущности, состояния, практического применения, совершенствования и перспектив развития права лесопользования привлекали внимание многих ученых-экологов. Этим вопросам посвящен ряд диссертаций, учебных пособий, научных статей, в частности: В.Ф. Горбового, В.И. Андрейцева, А. Бобко, И. Синякевич, Я. Лазаренко, Г.В. Тищенко, А.И. Крассова, Б.В. Ерофеева, В. Завгородний, В. Непийводи и других, у которых раскрывается понятие, содержание и принципы лесопользования, а также высказываются рекомендации по его совершенствованию и механизма осуществления.

Объектом исследования является лесопользование как один из важных правовых институтов лесного права.

Предметом исследования являются общественные отношения в сфере лесопользования.

Методологической основой курсовой работы стали такие методы научного познания как диалектический, сравнительно-правового исследования, системно-структурный, формально-догматический. Причем каждый из них в конкретном случае использовался не в чистом виде, а в сочетании с другими.

Целью исследования является определение на основе анализа научной литературы и законодательства, касающегося проблем экологического права, сущности и особенностей права природопользования.

Для достижения этой цели в процессе написания курсовой работы ставились следующие основные задачи:

1. Определить понятие и выяснить содержание лесопользования;

2. Раскрыть сущность видов лесопользования.

3.Рассмотреть основания возникновения и прекращения права лесопользования.

лесной ресурс право


1. Общая характеристика права лесопользования

 

1.1 Понятие права лесопользования

Право лесопользования в юридической литературе рассматривается как один из важных правовых институтов лесного права, который включает в себя совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого рационального использования, воспроизводства и охраны лесов, ведение лесного хозяйства, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесины, других лесных ресурсов, использование других полезных свойств леса.[1]

Право лесопользования является также составной частью права природопользования, поэтому ему присущи все общие особенности последнего. Вместе с тем, право лесопользования имеет определенные особенности, что обусловлено формой государственной собственности на леса, их правовым режимом, значимости лесов в исполнении экологической, экономической, культурно-оздоровительной и других функций.

Право лесопользования следует рассматривать в двух аспектах: как объективное и как субъективное право. Объективное право лесопользования - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования и воспроизводства лесов, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений в указанной области. Субъективное право лесопользования - это установленная и гарантированная законом возможность конкретных субъектов на непосредственную эксплуатацию лесов с целью удовлетворения потребностей в лесных ресурсах, добычу их полезных свойств[2].

Как уже говорилось, ранее право лесопользования носит целевой характер. Государство предоставляет отдельным лесопользователям конкретные участки леса, объекты лесопользования для определенных целей, которые в обязательном порядке фиксируются в разрешениях на право пользования. Предоставление праву лесопользования целевого характера имеет важное значение. Оно дает государству возможность планировать эксплуатацию природных ресурсов и тем самым обеспечивать наиболее эффективное их использование в интересах общества. Использования предоставленных объектов не по назначению рассматривается не только как выход за пределы права лесопользования, но и как нарушение права государственной собственности на них. В ряде случаев это нарушение влечет за собой изъятие у лесопользователя соответствующего участка или объекта, а соответственно, и прекращение права лесопользования по отношению к ним. Одинаково лесопользователи не имеют права покидать предоставлен объект без использования.

Право лесопользования относится к абсолютным правам. Лесопользователи имеют право требовать от любого воздерживаться от неправомерных вторжений в пределы их лесопользования. Лица, нарушающие права лесопользователей, должны выполнять следующие требования. Право лесопользования охраняется государственными органами от нарушений со стороны любых лиц.

Право лесопользования непосредственно связано с охраной природы и ее отдельных объектов: это две стороны одной медали, две взаимосвязанные и взаимообусловленные категории. Использование и охрана - элементы одной системы взаимодействия общества и природы. Воздействие на природу происходит в процессе ее использования. Итак, правовое регулирование лесопользования и охрана природы должны осуществляться единым комплексом.

 


1.2 Содержание права лесопользования

Если говорит о содержании права лесопользования, то здесь, как и во всех правовых отношениях выделяются три элемента: субъект, объект и содержание данных правоотношений, под которым понимают совокупность прав и обязанностей субъекта по отношению к объекту.

Субъектами лесопользования являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, которые действуют в соответствии с Конституцией и Законами Украины.

Следует отметить, что в зависимости от срока, на который лесные ресурсы могут предоставляться определенным лицам выделяют постоянных лесопользователей и временных лесопользователей.

Так, согласно ст.9 Лесного кодекса Украины в постоянное пользование земельные участки лесного фонда предоставляются специализированным лесохозяйственным предприятиям, другим предприятиям, учреждениям, организациям, в которых созданы специализированные подразделения (постоянные лесопользователи), для ведения лесного хозяйства, а также для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ в порядке, предусмотренном Лесным кодексом[3]. В постоянное пользование для этой же цели отдельные земельные участки лесного фонда площадью до 5 гектаров, если они входят в состав угодий крестьянских (фермерских) хозяйств, могут предоставляться гражданам со специальной подготовкой.

Во временное пользование по согласованию с постоянными лесопользователями земельные участки лесного фонда могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям граждан, религиозным организациям, гражданам Украины, иностранным юридическим лицам и гражданам (временные лесопользователи) для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ.

Итак, субъектами лесопользования являются государственные, коллективные, общественные предприятия, учреждения, организации, в том числе религиозные, граждане Украины и их объединения, иностранные юридические лица и граждане. Субъектами права лесопользования также могут быть иностранные юридические и физические лица.

Объектами права лесопользования являются лесные ресурсы и земельные участки лесного фонда.

Согласно п. 1. ст. 1 Лесного кодекса Украины лес - это совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, взаимосвязанные в своем биологическом развитии, влияют друг на друга и на окружающую среду. Леса Украины являются ее национальным богатством и по своему назначению и месту расположения выполняют преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), эстетические, воспитательные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране[4].

Леса Украины по экологическим и хозяйственным значением подразделяются на первую и вторую группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно природоохранные функции. В зависимости от выполняемых ими функций леса первой группы относятся к таким категориям:

1. водоохранительные (полосы лесов по берегам рек, вокруг озер, водохранилищ и других водных объектов, полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода каналов);

2. защитные (леса противоэрозионные, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог международного, государственного и областного значения, особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, байрачные леса, степные перелески и другие леса степных, лесостепных, горных районов, имеющих важное значение для защиты окружающей среды). К этой категории относятся также полезащитные лесные полосы, защитные лесные насаждения на полосах отвода железных дорог, защитные лесные насаждения на полосах отвода автомобильных дорог;

3. санитарно-гигиенические и оздоровительные (леса населенных пунктов, леса зеленых зон вокруг населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий.

К первой группе относятся также леса на территориях природно-заповедного фонда (заповедники, национальные природные парки, памятники природы, заповедные урочища, региональные ландшафтные парки, леса, имеющие научное или историческое значение (включая генетические резерваты), лесо-плодовые насаждения и субальпийские древесные и кустарниковые группировки.

Ко второй группе относятся леса, рядом с экологическим имеют эксплуатационное значение и для сохранения защитных функций, непрерывности и неизнурительности использования которых устанавливается режим ограниченного лесопользования[5].

Все леса на территории Украины составляют ее лесной фонд. К лесному фонду относятся также земельные участки, не покрытые лесной растительностью, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К лесному фонду не относятся все виды зеленых насаждений в пределах населенных пунктов, которые не отнесены к категории лесов, отдельные деревья и группы деревьев, кустарники на сельскохозяйственных угодьях, усадьбах, приусадебных, дачных и садовых участках.

Лесные ресурсы - это совокупность материальных благ леса, которые можно использовать без ущерба окружающей среде и с наибольшей хозяйственной эффективностью. Все разнообразие компонентов лесных ресурсов в зависимости от их назначения и особенностей использования можно объединить в следующие группы: сырьевые ресурсы древесного происхождения (древесина, древесная зелень, кора), ресурсы недревесной происхождения (грибы, ягоды, плоды, орехи, лекарственные ресурсы, кормовые и технические ресурсы недревесной растительности и т.д.), ресурсы животного происхождения (полезная и вредная лесная фауна, яйца, мед, рога диких животных и т.п.), многосторонние полезные функции леса и его положительное влияние на окружающую среду[6].

Все группы компонентов лесных ресурсов имеют важное экономическое и социальное значение. Их целесообразно использовать в народном хозяйстве в направлениях, которые позволяют достичь высоких конечных результатов.

Содержание права лесопользования можно рассматривать как содержание правового института, субъективного права и правоотношения.

Содержание правового института лесопользования заключается в возможных правах и обязанностях субъектов этого права, которые могут складываться на основе норм данного института. Эти права и обязанности составляют содержание норм института лесопользования. Содержание субъективного права лесопользования состоит из соответствующих прав (правомочий) субъекта права. Смысл же правоотношения - это конкретные права и обязанности субъектов права как участников конкретного правоотношения.

Общий смысл права лесопользования заключается в правах и обязанностях субъектов по владению и пользованию лесными ресурсами. Право лесопользования, а собственно и правомочия по владению и пользованию, неразрывно связано с правом государственной собственности на природные ресурсы и зависит от него. Причем, если в праве государственной собственности правомочия по владению и пользованию являются независимыми друг от друга (государство может владеть земельными участками, не пользуясь ими), то в праве лесопользования они взаимосвязаны (лесопользователь не может обладать объектом, не пользуясь им, а его право может быть прекращено, если он не приступил к пользованию объектом в определенный срок). Кроме того, если в праве собственности пользования выступает как правомочность государства, то в праве лесопользования - одновременно и право и обязанность лесопользователя. Таким образом, содержание правомочий, принадлежащих собственнику - государству и лесопользователей, разный. В содержание права лесопользования во всех случаях входит право владения. В силу этого права пользователь может находиться на предоставленном ему участке леса, осуществлять ту деятельность, для которой он предоставлен. В этом смысле право владения предшествует праву пользования[7].

Право владения имеет большое практическое значение для лесопользователя и может быть защищено им как самостоятельное правомочие. Это право предоставляет лесопользователям возможность устанавливать и поддерживать на предоставленном ему участке определенный порядок. Да, он может требовать от всех других лиц поведения, который не нарушал бы его интересов; допускать пребывания на его участке тех или иных лиц; требовать удаления нежелательных лиц. Однако право не является безграничным. В отдельных случаях, когда этого требуют общественные интересы, данное право ограничивается законом.

Наиболее важным правомочием, что входит в содержание права лесопользования, считается право пользования, поскольку оно является той целью, для достижения которой и устанавливается право лесопользования. В силу этого лесопользователь может эксплуатировать предоставленный ему объект путем хозяйственного, разумного его использования для извлечения полезных свойств в пределах прав, предоставленных в соответствии с законом.

Пользования соответствующим объектом должно быть рациональным, эффективным, не нарушать прав других пользователей и не наносить ущерба другим объектам природы, а также окружающей природной среде в целом. Помимо владения и пользования объектами юридические лица, являющиеся субъектами права лесопользования, могут осуществлять и другие действия, юридическая квалификация которых охватывается общим понятием внутрихозяйственного управления. Эта правомочность заключается в том, что пользователи могут и обязаны осуществлять Внутрихозяйственное управления предоставленными в пользование объектами, которое обеспечит рациональное их использование для достижения установленной цели, проводить внутрихозяйственный учет состояния и использования данных объектов.

Регламентация видов права пользования лесом и форм их реализации имеет важное значение для обеспечения рационального использования и охраны лесов. Выделяют следующие виды лесопользования:

1. по основаниям возникновения - общее и специальное использование лесных ресурсов;

2. по правовой формой реализации - первичное использование лесов;

3. по срокам использования - постоянное и временное;

4. по целевому назначению леса - использование лесов для нужд лесного хозяйства, для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских, санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных, спортивных и иных целях[8].

В нашей работе мы рассмотрим классификацию права лесопользования в зависимости от оснований возникновения такого права.


2. Виды лесопользования.

 

2.1 Право общего лесопользования

Согласно ст. 13 Конституцией Украины, земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа[9]. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" отмечает, что использование природных ресурсов в Украине осуществляется в порядке общего и специального использования. Законодательством Украины гражданам гарантируется право общего использования природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т.д.) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством Украины.

Указанные положения конкретизируются в ст. 66 Лесного Кодекса Украины: граждане имеют право в лесах государственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника в лесах частной собственности свободно находиться, безвозмездно без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды , орехи, грибы и т.д., кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами Украины.

Право общего лесопользования является общедоступным, то есть гарантируется всем физическим лицам, причем не только гражданам Украины, а всем лицам, находящимся на ее территории несмотря на правовые основания такого пребывания. Для субъектов общего использования природных ресурсов законодательством не устанавливается возрастных ограничений.

Согласно ст. 333 Гражданского кодекса Украины[10] лицо, собиравшее ягоды, лекарственные растения, поймавшее рыбу или получила иную вещь в лесу, водоеме и т.п., является их собственником, если оно действовало в соответствии с законом, местного обычая или общего разрешения владельца соответствующего земельного участка.

На законодательном уровне не закреплена процедура и форма предоставления владельцем такого разрешения. Существует мнение, что общее разрешение владельца на пользование лесными ресурсами следует считать предоставленным, если владелец не установлен отдельных ограничений общего лесопользования. При этом на собственника леса должна быть возложена обязанность по информированию населения через средства массовой информации или иным способом (в частности, в виде специальных знаков, табличек с информацией о соответствующих ограничениях, устанавливаемых на границе леса) о установлены ограничения на лесопользование[11].

Следует отметить, что режим общего лесопользования может быть ограничено в нескольких случаях. Первая группа таких ограничений касается территорий и объектов природно-заповедного фонда и некоторых других категорий природных территорий особо охраняемых. Соответствующие ограничения предусмотрены Законом Украины «О природно-заповедном фонде Украины» и прежде всего касаются территорий природных заповедников, заповедных зон биосферных заповедников, заказников, ботанических садов, дендрологических, зоологических парков и парков - памятников садово-паркового искусства. Специальные ограниченияния общего лесопользования на конкретных территориях и объектах природно-заповедного фонда могут устанавливаться тиак же положениями об этих территории или объекты. Так, например, на территории природных заповедников, в заповедной зоне биосферных заповедников и национальных природных парков запрещается все виды лесопользования.

Ограничение права общего лесопользования могут накладываться по способам природопользования (например способами, наносящих ущерб воспроизводству природных ресурсов), по видам (например, запрет выпаса скота, охоты, рыболовства и т.д.), по срокам (в определенный период года, в период гнездования птиц, в ночное время и т.д.).

Граждане при осуществлении общего использования лесных ресурсов обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами способами и в объемах, не наносящих вреда воспроизведению этих ресурсов и не ухудшают санитарного состояния лесов, руководствоясь при этом Правилами пожарной безопасности в лесах Украины, утвержденных приказом Госкомлесхоза Украины от 27.12.2004 г.

Максимальные нормы бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п. устанавливаются органами исполнительной власти по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Осуществление побочного лесопользования пользований регулируется «Порядком заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований в лесах Украины» , утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1996 N 449. Этот порядок определяет, что сбор гражданами в лесах дикорастущих травянистых растений, цветов, грибов, ягод, орехов и других плодов для собственного потребления принадлежит к общему использованию лесных ресурсов и производится бесплатно[12].

Заготовка второстепенных лесных материалов и побочные лесные пользования должны осуществляться способами и в сроки, исключающие возможность причинения вреда лесу. Порядком установлены основа ресурсной базы для заготовки в лесах дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, границы, правила и периодичность их сбора.

Итак, несмотря на то, что для реализации права общего лесопользования не нужно получать специальное разрешение, государством все же устанавливает определенные ограничения в виде норм, способов сбора объектов растительного мира и требований пожарной безопасности в целях сохранения и обеспечения воспроизводства лесных ресурсов.

 

2.2 Право специального лесопользования

В порядке специального использования природных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, - на льготных условиях.

В отличие от права общего лесопользования, правом специального лесопользования наделяется специальный субъект. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо.

Важным признаком права специального лесопользования является его цель - как правило, получение прибыли.

Специальное лесопользования осуществляется на платной основе и сопровождается выделением лесного участка для установленных целей, без предоставления земельных участков. Лесной участок может быть выделен одному или нескольким временным лесопользователям для различных видов использования лесных ресурсов.

Право специального лесопользования имеет договорную форму: осуществление лесных пользований допускается при наличии специального разрешения - лесорубного билета (ордера) или лесного билета. На отведенных земельных участках лесного фонда могут использоваться только те лесные ресурсы, на которые выданы специальное разрешение.

Специальное разрешение выдается владельцами лесов или постоянными лесопользователями в установленном порядке также на проведение других рубок и работ, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства.

Формы специальных разрешений и порядок их выдачи утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 N 761 "Порядок выдачи специальных разрешений на использование лесных ресурсов".

Лесорубный или лесной билет является основным документом, на основании которого:

1. осуществляется специальное использование лесных ресурсов;

2. ведется учет разрешенных к отпуску запасов древесины и других продуктов леса, устанавливаются сроки осуществления лесных пользований и вывоза заготовленной продукции, сроки и способы очистки лесосек от порубкових остатков, а также учет естественного возобновления леса, подлежащего сохранению;

3. ведется учет платы, начисленной за использование лесных ресурсов

Лесорубный билет выдается органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальными органами Госкомлесхоза, на заготовку древесины при проведении рубок главного пользования на основании утвержденной в установленном порядке расчетной лесосеки.

Оформление разрешений на специальное использование лесных ресурсов осуществляется в установленном порядке до начала работ. В исключительных случаях допускается оформление лесорубочного билета в течение месяца от начала рубки.

Лесной билет выдается владельцем лесов или постоянным лесопользователям для: заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований, использование полезных свойств лесов на условиях краткосрочного временного пользования (до 1 года).

Лесной билет выдается ежегодно на основании лимитов использования лесных ресурсов во время заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований (в пределах территории и объектов природно-заповедного фонда) - по согласованию с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальных органов Минприроды. Для выдачи лесного билета предприятия, учреждения, организации и граждане подают заявку на использование лесных ресурсов.

Передача лесного билета другому лесопользователей может осуществляться владельцем лесов или постоянным лесопользователям, которые выдали билет, на основании письменного заявления. Отметка о передаче лесного билета делается во всех его экземплярах. С момента выдачи лесорубочного или лесного билета выделены лесопользователей лесные участки (лесосеки) сдаются под его охрану.

Лесорубный или лесной билет может быть аннулирован по решению органов Госкомлесхоза, владельцев лесов или постоянных лесопользователей, которые выдали билет, согласно закону.

Выдача разрешений на специальное использование лесовых ресурсов государственного значения осуществляется в соответствии с утвержденным лимитами. Этот вопрос регулируется Положением о порядке установления лимитов использования природных ресурсов общегосударственного значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992 № 459, п.2 которого отмечает, что лимиты специального использования лесных ресурсов устанавливаются в порядке, определенном Лесным кодексом Украины .

Согласно с Лесным Кодексом лимит использования лесных ресурсов при заготовке второстепенных лесных материалов устанавливается соответствующими органами исполнительной власти по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды

Лимит использования лесных ресурсов при осуществлении побочных лесных пользований устанавливается органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Согласно со ст. 67 Лесного Кодекса, выделяются такие виды специального лесопользования в зависимости от целевого назначения:

1. использование древесных ресурсов леса - заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры и т.п.);

2. побочное использование леса - сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, лекарственных растений и технического сырья;

3. использование лесов для воспроизведения ресурсов животного происхождения, пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства;

4. использование леса в научно-исследовательских целях, в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях.

Так же, в зависимости от срока, на который устанавливается пользование земельными участками лесного фонда, может быть постоянным или временным. Право постоянного пользования земельными участками лесного фонда удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования землей. Земельные участки лесного фонда могут предоставляться временным пользователям по согласованию с постоянными пользователями. Временное пользование земельными участками лесного фонда может быть: краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати пяти лет. Подробнее данный вопрос мы рассмотрим в Разделе 3 данной работы.

Рассмотрим важнейшие виды специального лесопользования.

Заготовка древесины является основным лесным пользованием в части удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах. Порядок заготовки древесины регулируется ст. 70 Лесного кодекса Украины, постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 1999 № 1378 о правилах отпуска древесины на пне в лесах Украины.

Правила отпуска древесины на корню в лесах Украины - это система норм относительно установления лимитов, их распределения и выдачи разрешений на заготовку древесины, живицы и других продуктов леса, сроков и порядка их заготовки и вывоза.

Заготовка древесины в порядке специального использования осуществляется при рубок главного пользования, проводимых в спелых деревостанах.

Правила рубок главного пользования в лесах Украины, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 № 559, определяются как система норм и требований относительно осуществления рубок, в основу которых положены соблюдения принципов непрерывного, неистощающего и рационального использования лесных ресурсов, сохранение условий воспроизводства высокопродуктивных устойчивых насаждений, их экологических и других полезных свойств.

В свою очередь, рубки основного пользования в зависимости от особенностей лесов могут быть выборочные (вырубается часть деревьев перестойных и спелых возрастов, при этом способе рубки участок остается покрытой лесной растительностью), постепенные (рубки, при которых предусматривается вырубка древостоя за несколько приемов), сплошные (рубки, при которых весь деревостан вырубается полностью, за исключением семенников жизнеспособного подроста и молодняка, ценных и редких видов деревьев и кустарников, подлежащих сохранению).

Рубки основного пользования в исключительных случаях могут проводиться в поспевающие деревостанах лесов второй группы с разрешения центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованного с центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Кроме рубок основного пользования, законодательство выделяет рубки, связанные с ведением лесного хозяйства (рубки освещения, прочистка, прореживание, проходные рубки), а также другие рубки (выборочные санитарные рубки, сплошные санитарные рубки, лесовосстановительная рубки в деревостанах, что теряют защитные, водоохранные и другие природные свойства прокладки квартальных просек, уход за подростом и за опушкой т.п.)

Применения тех или иных видов и способов рубок определяется правовым режимом лесов первой и второй группы и должно быть направлено на улучшение породного состава и продуктивности лесов, восстановление хозяйственно-ценных древесных пород[13].

В особо защищенных участках леса может быть полностью или частично запрещено применение отдельных видов и способов рубок.

Лимитом заготовки древесины в порядке рубок основного пользования является утвержденная в установленном порядке расчетная лесосека. Заготовка древесины в порядке рубок основного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается. Приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 05.02.2007 № 38 утвержденной Инструкцией о порядке согласования и утверждения расчетных лесосек.

Под расчетной лесосекой понимают научно-обоснованную оптимальную ежегодную норму вырубки спелых древостоев, исчисляемую на длительный период для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство, раздельно по группам лесов, хозяйствами в каждой области, регионе.

Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, как правило, запрещается, кроме случаев крайней необходимости и только с разрешения Кабинета Министров Украины. Заготовка древесины осуществляется ежегодными планами, которые состоят из утвержденного перспективного плана путем распределения между лесозаготовителям летнего лесосечного фонда государства (необходимый объем заготовки древесины по каждому лесозаготовительных предприятий в год).

Субъектами права заготовки древесины является заготовительные предприятия, учреждения, организации, на которые возлагается комплекс обязательств, предусмотренных Лесным кодексом Украины и п. 5 Правил отпуска древесины на корню в лесах Украины: рационально использовать древесину (не оставлять недорубок, заготовленной древесины на местах рубок, не допускать ее потерь и т.д.), обеспечивать охрану лесов (соблюдать требования пожарной безопасности, не засорять леса, сохранять подрасти и молодняк и т.д.), недопускать негативного влияния лесозаготовок на другие природные объекты (лесные почвы, водоемы), а также не наносить вреда различным сооружениям в лесах.

Плата за заготовку древесины на корню взимается за установленным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 января 1997 № 44 таксами на древесину лесных пород, отпускаемых на корню, либо в виде арендной платы или дохода, полученного от реализации лесных ресурсов на конкурсных условиях.

Важным видом лесопользования является заготовка живицы. Порядок заготовки живицы регулируется ст. 72 Лесного кодекса Украины, Правилами отпуска древесины на корню в лесах Украины, Правилами заготовки живицы в лесах Украины[14].

Живица - это смола хвойных деревьев, которая используется для получения медицинских препаратов, а также в технических целях. Живицу получают путем подсечки, т.е. надреза на коре спелых и приспевающих хвойных насаждений. Заготовка живицы осуществляется, в основном, постоянными и временными лесопользователями - предприятиями лесозаготовительной промышленности на основании специального разрешения - лесорубочного билета, который выдается на весь срок эксплуатации участка, предназначенного для подсечки. Заготовка живицы осуществляется на отведенных и предназначенных насаждениях согласно плану отвода насаждений для подчески в натуре, решением областной государственной администрации о распределении лимита заготовки живицы. Отвод насаждений и оформления их в натуре производится согласно Правилам отпуска древесины на корню. Общая площадь насаждений, передающаяся для подсечки, не должна превышать 10 расчетных лесосек.

Для подсечки передаются спелые насаждения: сосны не ранее чем за 10 лет, ели - за 3 года, лиственницы - 5 лет до назначения их к сплошной рубки или последнего приема постепенной рубки. Подсечка поспевающих насаждений сосны допускается за неимением спелых сосновых древостоев.

Для не подлежат насаждения в очагах размножения вредителей до их ликвидации; насаждения в лесах, где согласно законодательству не допускается проведение рубок основного пользования; насаждения, ослабленные в результате пожаров, поврежденные вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами; насаждения, в которых предусматривается проведение выборочных рубок основного пользования.

Срок, порядок и технология заготовки живицы в хвойных насаждениях устанавливается Государственным комитетом лесного хозяйства.

 Особенностью правового регулирования заготовки живицы является то, что до окончания сроков подсечки в хвойных деревостанах, предназначенных для заготовки живицы, рубки главного пользования запрещаются. Вырубка этих древостоев к их подсечки, а также досрочное изъятие их из подсечки может допускаться, как правило, с разрешения Государственного комитета лесного хозяйства Украины. Так, досрочное изъятие деревьев с подсечки возможно при резком ухудшении санитарного состояния или повреждении деревьев во время пожара.

Плата за заготовку живицы определяется в пределах такси на живицу, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 20 января 1997 № 44.

Заготовка второстепенных лесных материалов - пней, луба, коры, древесной зелени - осуществляется с целью их промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения потребностей населения. В соответствии с требованиями ст. 72 Лесного кодекса Украины заготовка второстепенных лесных материалов должна осуществляться без причинения вреда лесу.

Согласно постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1996 № 449 о Порядке заготовки второстепенных лесных материалов - заготовка второстепенных лесных материалов для нужд производственной и коммерческой деятельности относится к специальному леспользованию, производится за плату на основании специального разрешения - лесного билета и только в пределах отведенных земельных участков лесного фонда. Так, древесные пни заготавливаются для получения осмолу (сырья для смолоскипидарного производства) и дров; луб заготовляется путем снятия коры с деревьев, предназначенных для рубки в текущем году, кора древесных пород заготовляется с целью получения лекарственного и технического сырья (коры дуба, крушины, калины , ели и т.д.), а также сырья для производства дегтя: к древесной зелени относятся мелкие побеги и ветви деревьев, подлеска, подростка и целые деревья, что заготавливаются для приготовления корма животным, а также для технических, ритуальных и других потребностей[15].

Сроки проведения заготовительных работ определяются постоянными лесопользователями и указываются в лесном билете. Как правило, пни заготавливаются течение года, луб - только в период интенсивного движения соков (апрель - май), кора - в весенний период с деревьев и кустарников, предназначенных для рубки в текущем году[16].

После завершения работ территория, где заготовлялись пни, должна быть приведена в состояние, пригодное для лесохозяйственного использования. Запрещается заготовка пней в 50 метровой полосе постоянных водотоков. Заготовка древесной зелени производится на специально определенных участках или совмещается с проведением других видов рубок. С деревьев, растущих, зелень заготавливают только во время обрезки ветвей при формировании кроны.

Пни деревьев заготавливаются для получения осмолу (сырье для смолоскипидарного производства) и дров. Запрещается заготовка пней в полосе шириной 50 метров вдоль водотоков.

Луб заготовляется в период интенсивного движения соков (апрель-май) путем снятия коры с деревьев, предназначенных для рубки в текущем году. Кора древесных пород (дуба, крушины, калины, ели и т.д.) заготовляется с целью получения лекарственного сырья, а также технического сырья для производства дегтя. Кора для производства дегтя заготовляется деревьев березы, предназначенных для рубки в ближайшие два года, или с срубленных деревьев в течение года.

К древесной зелени относятся мелкие побеги и ветви деревьев, подлеска, подроста и целые деревья, что заготавливаются с целью приготовления корма для животных, а также удовлетворения технических, ритуальных и других потребностей. Целые деревья заготавливаются (выкапываются) для посадки на землях других категорий. Заготовку древесной зелени осуществляют на специально определенных лесных участках или совмещают с проведением рубок. С деревьев, растущих, зелень заготавливают только во время обрезки ветвей при формировании кроны.

Заготовка древесных соков осуществляется с пригодных для подсочку деревьев на специально созданных деревостанах; на участках леса, выделяемые за 10 лет до проведения рубок основного пользования или других рубок (когда деревостой назначен к рубке), с пней деревьев, срубленных накануне соковыделения.

В случае ухудшения санитарного состояния древостоев заготовка сока прекращается досрочно.

Объемы ежегодной заготовки второстепенных лесных материалов определяются для каждого владельца лесов или постоянного лесопользователя при лесоустройстве или специальных обследований.

Среди различных видов права лесопользования особое место занимают побочные лесопользования. В ст. 73 Лесного кодекса указано, что к побочным лесным пользованиям относятся: выпас скота, размещение пасек, заготовка сена, древесных соков, сбора и заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, лесной подстилки и камыша. Осуществление побочного лесопользования должно производиться без причинения вреда лесу.

Согласно постановлениям Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1996 № 449 о Порядке осуществления побочных лесных пользований в лесах Украины и Порядке специального использования лесных ресурсов, побочные лесопользование можно разделить на две группы. К первой отнесены побочные лесные пользования, объектом которых является лес - заготовка (сбор) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений; заготовка древесных соков; сбора лесной подстилки. Ко второй - не только лес, но и земли лесного фонда, не покрытые лесом, - размещение пасек, заготовка сена и выпаса скота, заготовка камыша.

Осуществление побочных лесных пользований (включая специально созданные для этого насаждения) для нужд производственной и коммерческой деятельности относятся к специального использования, осуществляются за плату на основании специального разрешения - лесного билета и только в пределах отведенных земельных участков лесного фонда. Сбор растений (их частей) и грибов, занесенных в Красную книгу Украины, запрещается[17].

Основу ресурсной базы для заготовки в лесах дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений составляют:

1. ягодники в случае проективного покрытия ими более 10 процентов площади земель лесного фонда и лекарственные растения - 5 процентов;

2. насаждения, в составе которых насчитывается более 50 плодовых и орехоплодных кустарников и деревьев на гектаре.

Объемы ежегодных заготовок продукции устанавливаются постоянными лесопользователями на основании материалов лесоустройству.

Заготовка лесных продуктов для получения пищевого и лекарственного сырья в лесах, где осуществлялись мероприятие по борьбе с вредителями и болезнями с использованием химических средств, и в лесонасаждениях, находящихся в полосе отвода автомобильных дорог и зонах влияния химических и промышленных производств, производится с соблюдением соответствующих санитарных норм и правил.

Оптимальные сроки заготовок дикорастущих плодов и грибов определяются постоянными лесопользователями, исходя из календарных сроков их созревания и указываются в лесном билете.

Во время сбора лекарственных растений необходимо придерживаться следующих требований:

1. заготовка подземных частей растений (корни, корневища, клубни, луковицы) осуществляется только после созревания и осыпания семян, оставлять часть растений для восстановления зарослей, а молодые растения - для дальнейшего роста;

2. срезать траву без грубых приземных частей, не вырывать растения с корнями, корневищами, клубнями, луковицами;

3. заготовлять кору только на деревьях, предназначенных для рубки в текущем году, почки - ранней весной до их набухания и распускания;

4. оставлять лучшие экземпляры цветков и соцветий для опыления и последующего восстановления растений, не допускать срезки и обламывания побегов деревьев и кустарников.

Сбор лекарственного сырья допускается в следующих пределах (от общего биологического запаса на участке):

 - подземных частей растений (корни, корневища, клубни, луковицы) - до 10 процентов;

- травы, листьев, цветков, соцветий травянистых растений, деревьев и кустарников - до 40 процентов.

Заготовка растительного сырья на одной и той же территории проводится периодически, в частности: соцветий, плодов, других надземных органов однолетних растений - один раз в два года; наземных частей многолетних растений (листья, стебли, почки) - один раз в пять лет; подземных частей всех растений - один раз в десять лет.

Наиболее пригодными для размещения пасек является смешанные леса с наличием медоносов: липы, клена, ивы, рябины, жимолости, крушины, боярышника, черники, малины, вереска, калины, терна и др. Период размещения ульев и пасек определяется в зависимости от календарных сроков цветения медоносов.

Места размещения ульев и пасек определяются постоянными пользователями земельных участков лесного фонда с учетом условий ведения лесного хозяйства и специального использования лесных ресурсов. На участках для размещения ульев и пасек разрешается сооружение временных (не капитальных) зданий без права вырубки деревьев и кустарников, расчистки и распашки земельных участков лесного фонда.

Размещение пасек в местах массового отдыха людей запрещается.

Для сенокошения могут использоваться безлесные срубы, лужайки и другие не покрытые лесной растительностью земли, на которых не ожидается естественное лесовосстановление. Срок сенокошения отмечается в лесном билете.

Выпас скота, за исключением коз, разрешается на покрытых и не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда, если это не наносит им вреда. Места и сроки выпаса скота указываются в лесном билете. На территориях объектов природно-заповедного фонда выпаса скота может осуществляться лишь при условии, что оно не противоречит их целевому назначению.

Выпаса скота запрещается:

1. в государственных защитных и полезащитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, особо ценных лесных массивах, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесах первой и второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий и других категорий защитности лесов, где это предусмотрено законодательными актами ;

2. на площадях лесных культур, природных молодняков и в насаждениях с наличием жизнеспособного подроста - до достижения ими высоты, когда вершины не повреждаются животными, а также участках, где проводятся мероприятия содействия естественному возобновлению лесов;

3. на срубах и других не покрытых лесной растительностью землях, предназначенных для естественного восстановления лесов;

4. на площадях с легкоразмывающими почвами и в местах массового роста ягодников и грибов;

5. без пастуха, за исключением выпаса на огражденных участках или на привязи;

6. с использованием собак.

По решению местных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, в пределах их компетенции, могут предусматриваться также другие ограничения выпаса скота в лесах.

Сбор лесной подстилки допускается в отдельных случаях в лесах второй группы, причем на одной и той же площади не чаще одного раза на протяжении 5 лет. Срок сбора отмечается в лесном билете. Сбор лесной подстилки запрещается на лесных участках, расположенных в бедных лесорастительных условиях, на участках, где почвы подвергаются эрозии, и в местах массового размножения грибов.

Заготовка камыша ведется на земельных участках лесного фонда с учетом сохранения благоприятных условий для жизни диких животных и птиц, других требований охраны окружающей природной среды. Сроки заготовки камыша указываются в лесном билете.

Следует отметить, что постоянные лесопользователи при осуществлении побочных пользований обязаны обеспечивать неистощенность ресурсов пищевых, лекарственных и технических растений с учетом сохранения целостности экосистем.

Большое значение леса заключается в его возможности выделять фитонциды - биологически активные вещества, которые способны убить и прекратить рост и развитие микроорганизмов, приводящих к снижению количества микрофлоры в воздухе. Эта его возможность и является целью использования лесных ресурсов с санитарно-гигиенической, рекреационной, оздоровительной и другой целью. Правовое регулирование использования лесных ресурсов в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях и проведение научно-исследовательских работ обеспечивается требованиями статей 74 - 75 Лесного кодекса Украины.

Использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ осуществляется с учетом требований по сохранению лесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением правил архитектурного планирования пригородных зон и санитарных требований.

Право пользования лесом в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях оформляется в соответствии с нормами как лесного, так и земельного законодательства, что выражается в двух правовых формах его реализации - регламентацией порядка размещения в лесах и на землях лесного фонда туристских лагерей, баз отдыха т.д., а также через осуществление общего использования лесных ресурсов.

Выделение лесных участков для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей осуществляется с учетом схем районной планировки, генеральных планов развития населенных пунктов, программ развития лесного хозяйства Автономной Республики Крым, областей, а также материалов лесоустройству. В случае отсутствия указанных схем, планов и программ или других материалов предложения по выделению лесных участков для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей могут вносить органы Госкомлесхоза, владельцы лесов или постоянные лесопользователи, заинтересованные предприятия, учреждения, организации и граждане.

Согласно требованиям лесного законодательства местные советы, государственные администрации всех уровней совместно с органами лесного хозяйства привлекают указанных субъектов этого вида права лесопользования (предприятия, учреждения, организации и граждан) до проведения мероприятий по благоустройству лесных участков и культурно-бытового обслуживания населения с учетом необходимости сохранения лесной среды и природных ландшафтов соблюдением правил архитектурного планирования пригородных зон и санитарных требований.

Для организации отдыха населения используются леса населенных пунктов, леса зеленых зон вокруг населенных пунктов и промышленных предприятий, лесопарки и другие леса, выполняющие преимущественно гигиенически-санитарные и оздоровительные функции. Использование лесов для указанных целей юридическими лицами осуществляется за плату в пределах условий договоров с лесохозяйственными предприятиями на использование лесных ресурсов в пределах предоставленных земельных участков лесного фонда.

Использование полезных свойств лесов может быть временно остановлено в случае высокой пожарной опасности, неудовлетворительного состояния лесов в результате уплотнения грунта их посетителями, возникновение очагов вредителей и болезней леса и других факторов, приводящих к ослаблению естественных лесов.

С целью изучения закономерностей развития лесных экосистем реализуется право научно-исследовательского лесопользования. Главной целью такого права является выявление, изучение, сохранение и использование генетического фонда растений в лесах Украины путем применения научных достижений генетики и селекции древесных пород.

ля проведения научно-исследовательских работ в лесах предприятиям, учреждениям и организациям могут предоставляться специальные участки, на которых могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования других лесопользователей, в том числе граждан, если это не совместимо с целями проведения научно-исследовательских работ. Решение об ограничении или запрещении таких видов права пользования принимают местные советы по согласованию с постоянными лесопользователями.

Объектом этого вида права лесопользования являются лесная площадь с насаждениями, которые имеют эталонные, элитные, уникальные и другие свойства.

Субъектами права пользования лесом с указанной целью является лесохозяйственные научно-исследовательские учреждения и организации, заповедники, лесные семенная-производственные станции, специализированные семенные лесхозы, селекционно-рассадниковые комплексы и т.д. Право лесопользования для этой цели осуществляется в пределах земельных участков лесного фонда, предоставляемые во временное пользование местными советами по согласованию с органами лесного хозяйства.


3. Основания возникновения и прекращения права лесопользования

 

3.1 Основания возникновения права лесопользования

Право лесопользования возникает и осуществляется на основании юридических актов, которые связывают норму права, субъективные права и обязанности конкретного субъекта.

Как уже отмечалось ранее, право общего лесопользователя является общедоступным, то есть гарантируется всем физическим лицам, причем не только гражданам Украины, а всем лицам, находящимся на ее территории несмотря на правовые основания такого пребывания. Для субъектов общего использования природных ресурсов законодательством не устанавливается возрастных ограничений, ни каких-либо ограничений. В отличие от права специального лесопользования, для возникновения которого законодатель предусматривает необходимость получений специальных разрешений - лесорубный билет или лесной билет, выдается бесплатно (п. 1 ст. 69 Лесного Кодекса).

Согласно с постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 № 761 о Порядке выдачи специальных разрешений на использование лесных ресурсов, лесорубный или лесной билет является основным документом, на основании которого осуществляется специальное использование лесных ресурсов. Кроме того, с его помощью ведется учет разрешенных к отпуску запасов древесины и других продуктов леса, устанавливаются сроки осуществления лесных пользований и вывоза заготовленной продукции, сроки и способы очистки лесосек от порубкових остатков, а также учет естественного возобновления леса, подлежащего сохранению, а так же ведется учет платы, начисленной за использование лесных ресурсов. Органы Госкомлесхоза, постоянные лесопользователи подают до пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, органам государственной налоговой службы перечень предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке выдано Лесорубный или лесной билет.

Лесной билет выдается сроком до одного года на: сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и технического сырья, тростника, лесной подстилки, использования лесных участков в научно-исследовательских целях (без права рубки деревьев), временное использование земель лесного фонда для сельскохозяйственного производства, кроме сельскохозяйственных угодий, входящих в состав земель лесного фонда, а также на использование лесных ресурсов для нужд охотничьего хозяйства, размещения туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с сооружением зданий некапитального типа.

Лесорубный билет (ордер) является первичным документом. На его основании ведется учет разрешенной к отпуску древесины с разделением ее на деловую, дровяную, хворост и другую лесопродукцию; учет средств, начисленных лесопользователям за отпущенную им лесную продукцию; осуществляется контроль за выполнением лесопользователями обязанностей по очистке лесосек, рациональной разработке древесины , соблюдении установленных в билете (ордере) сроков и операций и требований правил отпуска древесины на корню; решаются споры между государственными лесохозяйственными органами и лесопользователями о взыскании неустойки за нарушение правил отпуска древесины на корню.

Передача прав на разрешение от одного лесопользователям другому может осуществляться только на основании решения органа, который утвердил раздел лимитов использования этого ресурса между пользователями.

Лесорубный билет выдается органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальными органами Госкомлесхоза на заготовку древесины при проведении рубок главного пользования на основании утвержденной в установленном порядке расчетной лесосеки.

Для выдачи лесорубочного билета владелец лесов или постоянный лесопользователь подает такие документы:

1. заявку на использование лесных ресурсов при проведении рубок главного пользования;

2. ведомость очередной лесосеки;

3. полевую учетную ведомость;

4. учетно-оценочные ведомость;

5. карту технологического процесса разработки лесосеки;

6. план лесосеки.

Оформление разрешений на специальное использование лесных ресурсов осуществляется в установленном порядке до начала работ. В исключительных случаях оформления лесорубочного билета (ордера) допускается в течение месяца с начала рубки. (Для рубки деревьев, угрожающих падением на линии связи, электросети, другие инженерные сооружения или при ликвидации аварий на этих объектах; деревьев во время вырубки визирей для проведения изыскательских работ и научных исследований, отвод лесосек, лесоустройству, тушения лесных пожаров, очистки и ремонта лесо-осушающих систем, проведение аварийно-спасательных работ, расчистка судоходных путей.)

Органы Госкомлесхоза имеют право проводить с согласия постоянных лесопользователей замену переданных по лесорубочного билета лесосек основного пользования, в том числе начатых рубкой, отведенных в здоровых деревостанах, на лесосеки в поврежденных стихией, болезнями и вредителями леса деревостанах.

В исключительных случаях (стихия или другие случаи, которые делают невозможным специальное использование лесных ресурсов) Госкомлесхоз по представлению его органов может разрешить замену недоступных лесосек на другие (в пределах расчетной лесосеки).

Лесной билет выдается владельцем лесов или постоянным лесопользователям для:

1. заготовки второстепенных лесных материалов;

2. осуществление побочных лесных пользований;

3. использование полезных свойств лесов на условиях краткосрочного временного пользования.

Лесной билет выдается ежегодно на основании лимитов использования лесных ресурсов во время заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований (в пределах территории и объектов природно-заповедного фонда - по согласованию с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальных органов Минприроды.

Для выдачи лесного билета предприятия, учреждения, организации и граждане подают заявку на использование лесных ресурсов.

Передача лесного билета другому лесопользователей может осуществляться владельцем леса или постоянным лесопользователем, которые выдали билет, на основании письменного заявления. Отметка о передаче лесного билета делается во всех его экземплярах.

Законодатель устанавливает Срок хранения выданного лесорубочного или лесного билета - 10 лет.

С момента выдачи лесорубочного или лесного билета выделенные лесопользователям лесные участки (лесосеки) сдаются под их охрану.

При этом лесорубный или лесной билет может быть аннулирован по решению органов Госкомлесхоза, владельцев лесов или постоянных лесопользователей, которые выдали билет, согласно закону.

Лесорубный билет (ордер) на заготовку древесины в порядке рубок главного пользования и заготовка живицы выдается при наличии: первичных материалов отвода насаждений в рубку (подсечку). Сведений материально-денежной оценки лесосеки; сведений очередной лесосеки и плана подсечки насаждений, утвержденных руководителем предприятия и согласованных районными органами охраны окружающей природной среды в недельный срок после их представления.

Ордер на мелкий отпуск древесины на корню выдается на заготовку древесины и второстепенных лесных материалов, которые по лесорубочному билету, выписанному органом лесного хозяйства, предназначенные для мелкого отпуска по ордерам.

Лесной билет выдается на основании обоснованного заявления и лимитов использования лесных ресурсов местного значения, утвержденных в установленном порядке местным советом по согласованию с органами охраны окружающей природной среды и органами лесного хозяйства.

Срок действия разрешения на специальное использование лесных ресурсов устанавливается органом, который его выдает, по согласованию с соответствующим местным советом.

При этом лесорубный или лесной билет может быть аннулирован по решению органов Госкомлесхоза, владельцев лесов или постоянных лесопользователей, которые выдали билет, согласно закону.

 

3.2 Основания прекращения права лесопользования

Согласно Инструции о порядке выдачи разрешений на специальное использование лесных ресурсов, утвержденной Приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 31 марта 1993 N 26, отмена разрешения на специальное использование лесных ресурсов осуществляется органами лесного хозяйства в таких случаях:

1. окончание срока лесопользования;

2. ликвидации предприятия, учреждения, организации;

3. изъятие земель в установленном порядке;

4.осуществление лесных пользований не в соответствии с требованиями, предусмотренными в разрешении;

5. замены лесосек или площадей лесных пользований;

6. добровольного отказа от лесопользования;

7. поступления требования от органов государственного санитарного надзора и других специально уполномоченных органов государственного контроля.

Разрешение отменяется также в случае выдачи разрешения с нарушением правил отпуска лесных ресурсов.

Право специального пользования лесными ресурсами может быть прекращено полностью или частично. При полном прекращении исчезают все субъективные права и юридические обязанности по отношению к использованной части леса. В тех же случаях, когда прекращается частично, в документы, которые его подтверждают, вносятся изменения, относительно той части леса, которым продолжает пользоваться субъект права специального лесопользования.

Ст. 78 Лесного Кодекса Украины так же предусматривает такие основания прекращения права лесопользования:

1. добровольный отказ от использования лесных ресурсов;

2. истечение срока, на который было предоставлено право использования лесных ресурсов;

3. прекращение деятельности лесопользователей, которым было предоставлено право использования лесных ресурсов;

4. нарушение правил и норм, условий специальных разрешений на использование лесных ресурсов;

5. использование лесных ресурсов способами, которые негативно влияют на состояние и воспроизводство лесов, приводят к ухудшению окружающей среды;

6. нарушение установленных сроков взыскания сбора за использование лесных ресурсов;

7. использование лесного участка не по целевому назначению;

8. в случае невозмещения в установленном порядке ущерба, причиненного лесному хозяйству в результате нарушений лесного законодательства, и невыполнения требований по устранению выявленных недостатков.

Помимо этого ст. 22 Лесного Кодекса предусматривается, что право лесопользования прекращается в случае использования лесных ресурсов способами, которые наносят вред окружающей среде, не обеспечивают сохранение оздоровительных, защитных и других полезных свойств лесов, отрицательно влияют на их состояние и воспроизведения.


Заключение

Право лесопользования является важным институтом лесного права, нормами которого регулируются условия и порядок многоцелевого рационального использования, воспроизводства и охраны лесов, ведение лесного хозяйства, права и обязанности лесопользователей.

Использование природных ресурсов, в частности ресурсов леса, в Украине осуществляется в порядке общего и специального использования. Гражданам гарантируется право общего лесопользования для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т.д.) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством Украины.

Право общего использования лесных ресурсов осуществляют граждане в лесах государственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника в лесах частной собственности, имеют право свободно пребывать в лесах, безвозмездно, без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.д., кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Ограничение права общего лесопользования могут осуществляться: по способам природопользования (например, способами, наносящих ущерб воспроизводству природных ресурсов), по видам (например, запрет выпаса скота, охоты, рыболовства и т.д.), по срокам (в определенный период года, в период гнездования птиц, в ночное время и т.д.).

В порядке специального использования природных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета), зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности. На отведенных участках лесного фонда могут использоваться только те лесные ресурсы, на которые выданы специальное разрешение.

В свою очередь виды специального права лесопользования по целевому назначению можно разделить на: использование древесных ресурсов леса - заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры и т.д.); побочные лесные пользования - сенокошение, выпаса скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, лекарственных растений и технического сырья; использования лесов для воспроизводства ресурсов животного происхождения, пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства; пользование лесом в научно-исследовательских целях; пользование лесом в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях.

В зависимости от срока на который оно устанавливается пользование земельными участками лесного фонда может быть постоянным или временным. Временное пользование земельными участками лесного фонда может быть: краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати пяти лет.

Основания прекращения права специального использования лесных ресурсов можно разделить на безусловные и условные.

Безусловные - это такие юридические факты, с которыми закон связывает обязательное прекращение права лесопользования. Например, окончание срока лесопользования; ликвидация предприятия, учреждения и организации, которой было предоставлено право специального лесопользования; добровольный отказ от лесопользования; изъятие земельных участков лесного фонда в установленном законом порядке и некоторые другие принадлежат к безусловным основаниям прекращения. Условные основания дают возможность прекращения лишь конкретных видов лесных пользований. Соответствующее решение по этим основаниям требованиям всех конкретных оснований принимает уполномоченный государственный орган управления в сфере экологии. К таким основаниям можно отнести: осуществление лесных пользований не в соответствии с требованиями, предусмотренными в разрешении; поступления требования от органов государственного санитарного надзора и других специально уполномоченных органов государственного контроля; использования земельных участков лесного фонда не по назначению и т.д.

Среди оснований прекращения права лесопользования необходимо также различать правомерные и противоправные юридические факты.

К правомерным, например, следует отнести: окончание срока лесопользования; добровольном отказе от лесопользования; замену лесосек или площадей лесных пользований. Противоправными юридическими фактами, как основаниями для прекращения права лесопользования, признаются: осуществление лесных пользований не в соответствии с требованиями, предусмотренными в разрешении; систематическое невнесение в установленные сроки платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда и некоторые другие.

Прекращение права специального использования лесных ресурсов осуществляется в форме отмены выданного разрешения.


Список литературы

 

1.  Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - №30.

2.  Лісовий кодекс України від 21 січня 1994 року (Кодекс в редакції Закону № 3404-IV) // Відомості Верховної Ради. - 2006.- № 21.- ст.170.

3.  Цивільний Кодекс України // Відомості Верховної Ради (ВВР), 2003, № 40-44, ст.356

4.  Закон України “Про охорону навколишнього середовища”. – К., 1991.

5.  Порядок заготівлі другорядних лісових матеріалів і здійснення побічних лісових користувань в лісах України, затверджений Постановою Кабінету Міністрів України від 23 квітня 1996 р. № 449

6.  Порядок поділу лісів на групи, віднесення їх до категорії захищеності та виділення особливо захисних земельних ділянок лісового фонду, затверджений постановою Кабінету Міністрів України від 27 липня 1995 р. № 557.

7.  Порядок спеціального використання лісових ресурсів, затверджений постановою Кабінету Міністрів України від 23 травня 2007 р. № 761

8.  Правила відпуску деревини на пні в лісах України, затверджені постановою Кабінету Міністрів України від 29 липня 1999 р. № 1378 .

9.  Правила заготівлі живиці в лісах України, затверджені постановою Кабінету Міністрів України від 8 лютого 1996 р. № 185.

10.  Інструкция про порядок видачі дозволів на спеціальне використання лісових ресурсів, затверджена Наказом Міністерства охорони навколишнього природного середовища України від 31 березня 1993 р. № 26.

11.  Баб’як О. С, Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України: Навчальний посібник. - К.: Атіка, 2000. - 216 с.

12.  Бобко А. Проблеми лісового господарства в Україні: оподаткування землі, нормування відпуску та розмір заготівлі деревини.// Економіка України.-1998.-№8.

13.  Бобко А. Динаміка лісів Карпатського регіону та еколого-економічні аспекти управління лісовим господарством.// Економіка України.-1999.-№7.

14.  Бобко А. Лісокористування: соціальна необхідність і економічна доцільність.// Економіка України.-2001.-№3

15.  Бобко А. Удосконалення лісового законодавства.// Економіка України.-2002.-№8.

16.   Синякевич І. Лісова політика України.// Економіка України.-2000.-№10.

17.  Екологічне право України. Академічний курс: Підручник / За заг. ред. Ю.С. Шемшученка. - К.: ТОВ "Видавництво "Юридична думка", 2005. - 848 с.

18.  Екологічне право Ураїни. Підручник для сутдентів юридичних вузів і факультетів. За ред. А.П. Гетьмана та М.В. Шульги -–Х.: Право, 2009. – 328 с.

19.  Екологічне право. Особлива частина Підручник. Для студентів юридичних вузів і факультетів. За редакцією академіка України, В.І. Андрейцева. К.: Істина, 2001 – 412 с.

20.  Завгородня В. Відповідальність за шкоду заподіяна порушенням лісового законодавства.// Підприємництво, господарство і право.-2002.-№12.

21.  Лазаренко Я. Розвиток лісового законодавства України.// Право України.-2003.-№2

22.  Непийвода В. Правові підходи ЄС до вирішення проблем економічного і раціонального використання лісів.// Право України.-1999.- №10

23.  Сафранов Т.А. Екологічні основи природокористування: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. - Львів: “Новий Світ-2000”, 2003. - 248 с.

24.  Тищенко Г.В. Екологічне право: навчальний посібник для студентів юридичних вузів та факультетів. - К.:ТП Пресс, 2003. -256 с.



[1] Горбовой В.Ф. Лесное право: Курс лекций.- Свердловск, 1977.- с.26

[2] Екологічне право Ураїни. Підручник для сутдентів юридичних вузів і факультетів. За ред. А.П. Гетьмана та М.В. Шульги -–Х.: Право, 2009. – с. 125

[3] Лісовий кодекс України від 21 січня 1994 року (Кодекс в редакції Закону № 3404-IV) // Відомості Верховної Ради. - 2006.- № 21.- ст.170.

[4] Лісовий кодекс України від 21 січня 1994 року (Кодекс в редакції Закону № 3404-IV) // Відомості Верховної Ради. - 2006.- № 21.- ст.170.

[5] Лісовий кодекс України від 21 січня 1994 року (Кодекс в редакції Закону № 3404-IV) // Відомості Верховної Ради. - 2006.- № 21.- ст.170.

[6] Екологічне право. Особлива частина Підручник. Для студентів юридичних вузів і факультетів. За редакцією академіка України, В.І. Андрейцева. К.: Істина, 2001 – 412 с.

[7]Баб’як О. С, Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України: Навчальний посібник. - К.: Атіка, 2000. – с.75

[8]Екологічне право України. Академічний курс: Підручнк / За заг. ред. Ю. С. Шемшученка. – К.: ТОВ „Видавництво

[9] Відомості Верховної Ради (ВВР), 1996, N 30, ст. 141

[10]Цивільний Кодекс України // Відомості Верховної Ради (ВВР), 2003, № 40-44, ст.356

[11] Сафранов Т.А. Екологічні основи природокористування: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. - Львів: “Новий Світ-2000”, 2003. – с. 129

[12] Порядок заготівлі другорядних лісових матеріалів і здійснення побічних лісових користувань в лісах України, затверджений Постановою Кабінету Міністрів України від 23 квітня 1996 р. № 449

[13] Тищенко Г.В. Екологічне право: навчальний посібник для студентів юридичних вузів та факультетів. - К.:ТП Пресс, 2003. –с.59.

[14]Правила заготівлі живиці в лісах України, затверджені постановою Кабінету Міністрів України від 8 лютого 1996 р. N 185

[15] Порядок заготівлі другорядних лісових матеріалів і здійснення побічних лісових користувань в лісах України, затверджений Постановою Кабінету Міністрів України від 23 квітня 1996 р. № 449

[16] Екологічне право України. Академічний курс: Підручнк / За заг. ред. Ю. С. Шемшученка. – К.: ТОВ „Видавництво „Юридична думка”, 2005. – с.537

[17] Екологічне право: Особлива частина: Повний акад. курс / за ред. акад. АПрН В.І. Андрейцева. – К.: Істина, 2001. – с.382