Реферат: Концепция личности в философии В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и Л.П. Карсавина

Томский Государственный Университет

Философский факультет

Кафедра истории философии и логики

Реферат

Концепция личности в философии В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и Л.П. Карсавина

Выполнила

Студентка 4 курса

Группы 1211

Бойко Е.А.

Научный руководитель

Канд. филос.наук, доцент

Сухушин Д.В.

 

Томск 2005


Оглавление

 

Введение

1. Философский принцип всеединства

2. Теория личности Соловьева

2.1 Идея личности

2.2 Отношение личности человека к божественной личности

2.3 Жизнь личности

3. Теория личности Флоренского

3.1 Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности

4. Теория личности Карсавина

4.1 Симфоническая личность

4.2 Единство личности как определение ее совершенства

Заключение

Литература


Введение

концепция личность соловьев флоренский карсавин

Тема моей работы – Концепция личности в философии В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и Л. П. Карсавина. В последние годы активизируются усилия ученых, изучающих личность человека. Известны различные науки, которые предлагают свои подходы к изучению этого феномена, такие как социология, психология, биология, педагогика.…Но в них мы не найдем интегративного исследования личности, ее фундаментального определения, а поэтому возникает необходимость обращения к философии. Основными вопросами, на которые обращает внимание философия, являются вопросы о возможности построения единой науки о личности, о понятии личности. Нельзя сказать, что эти вопросы в философии стали разрабатываться только сейчас, так как только среди трудов отечественных авторов есть немало значимых работ о личности.

Проблема заключается в том, что хотя в этих работах большое внимание уделяется социально-философскому пониманию личности и ее внутреннему миру, но в них нет исследования духовной фундаментальной базы феномена личности. Такой базой является метафизика всеединства, где основная установка - определение духовного содержания личности.

Если же мы обратимся к культурной сфере современного нам общества, то увидим проявляющийся кризис нравственных ценностей, ощущение дезориентации в мировоззрении. Исходя из этого, повышается роль философского осмысления происходящего с точки зрения его влияния на жизнь личности, а для этого нужно знать, что вообще понимается под термином «личность». В основу ее положена задача - раскрыть понимание личности с точки зрения метафизики всеединства. В свою очередь, это нужно, чтобы мы могли реконструировать концепцию личности в традиции отечественной философии и определить ее содержание. Одновременно с общим для разных исторических эпох представлением о личности существует и такое ее понимание, которое обусловлено духовными условиями жизни людей в каждой конкретной культуре. Воздействие этих условий формирует конкретную нацию, народ и своеобразные черты личности, характерные для них. Так выявляется различные ориентиры в понимании личности в России и Европе, где своеобразные условия жизни создали предпосылки для понимания личности. Личность как осознание человеком своего самостоятельного существования, которое не слито с обществом, считается, появилось в эпоху Возрождения именно в Западной Европе. Здесь благодаря конкретным социально – политическим и экономическим условиям возникает идея автономии личности. Этому способствовала и философская установка понимания личности как отдельного индивида, я, как носителя личного сознания, а также, появившаяся на этой почве, ветвь христианской религии - протестантизм. Считалось, что требуется трудовое, деловое отношение к миру, а, следовательно, приветствуется предприимчивость. Таким образом, духовная сфера Западной Европы была связана с предпринимательством. Все это способствовало тому, что в культуре Запада оформлялся идеал предприимчивого человека. Жизнь личности в первую очередь ориентирована на материальное благополучие. То есть на Западе личность понимается с точки зрения ее общественных отношений. Для русской же традиции понимания личности, наоборот, характерно внимание не на внешнее бытие, а на внутреннее содержание. То есть в России личность понимается с точки зрения ее духовного содержания. Здесь жизнь человека наделена на ценности блага, красоты, истины. Такое понимание человека идет от другой ветви христианства – православия. И в протестантизме, и в православии речь идет о добре, уме, совести. Но если в первом они произведены волевым усилием человека, и потому в определенной степени обусловлены. То в православии добро, безусловная ценность личного бытия. Необходимость восстановления связи с отечественной философской традицией определяет актуальность данной работы, посвященной исследованию концепции личности у таких авторов, как В. С. Соловьев, П.А. Флоренский и Л.П., Карсавин, работы которых носят нравственно – этический характер и основываются на идее развития творческого личностного начала в человеке, а также считают, что исследование природы личности невозможно вне метафизики всеединства.

Для анализа выбраны работы именно этих философов, так как у них теория личности наиболее развита и отчётливо прослеживается связь с метафизикой всеединства. Так творчество В. Соловьева можно разделить на три периода. В первом философ надеялся, что осуществление мудрости бога в мире может быть достигнуто с помощью христианской теософии, то есть через познание бога и его отношения к миру. Основные сочинения этого периода: «Чтения о Богочеловечестве», «Религиозные основы жизни». Во второй период Соловьев надеялся на преобразование общества посредством теократии, то есть путем создания справедливого государства и общественного порядка, которые осуществляет христианские идеи. Основными работами здесь были: “История и будущность теократии”, “Россия и Вселенская церковь”. В третий период Соловьев занимался теургией, то есть мистическим искусством, создающим новую жизнь, согласно божественной истине. Работами этого периода стали “Оправдание добра” и “Смысл любви”.

В общем, работы Флоренского представляют собой учение о мире и личности, как части этого мира. Называя эту проблему общечеловеческой, Флоренский для ее решения предлагает исходить из двух фундаментальных принципов: во-первых, существование реальности личного человеческого бытия, и, во- вторых, существование реальности вне личности, независимой от ее сознания. Это означает, что личность, созданная богом, в своем феноменальном существовании содержит некий ноуменальный принцип, так что каждая сотворенная часть мира есть нечто большее, чем она дана личности в ее простом восприятии или ощущении. Вся философия Л.П. Карсавина строится на двух взаимосвязанных принципах: триединство и всеединства. Но в отличие от своих предшественников, автор сделал центром метафизики всеединства философскую теорию личности, проблематику которой он раскрывает в учении о символической личности. Мир, по Карсавину, имеет свое личное бытие и осуществляет его в человечестве. Но мир несовершенен, и поэтому он не может быть высшей ”социальной” личностью, он есть личность симфоническая. Философ представлял мир в виде пасхального яйца, которое само состоит из множества включенных друг в друга яиц, что, с его точки зрения, свидетельствует о наличии в мире личного бытия.

Таким образом, тема личности является сквозной и связующей темой в творчестве всех авторов в том смысле, что она прослеживается в каждой их работе, чем соединяет эти произведения.

Цель же данной работы состоит в следующем: рассмотреть учения этих авторов и на основании этого попытаться реконструировать концепцию личности в философии всеединства. Этой целью определяется и метод, который носит сравнительно – аналитический характер.


1. Философский принцип всеединства

 

Как отмечалось ранее, все три философа являются представителями традиции метафизики всеединства. Соответственно, и личность они понимают на основании этого принципа.

Владимир Соловьев считается основателем метафизики всеединства в русской философии. И особенность его подхода в том, что он использовал этот принцип при построении всех своих теорий – софиологии, гносеологии, онтологии.…Рассмотрим его подробнее. Основная установка здесь – примат целого над частями. Ее не следует понимать как идею Платона, по которой целому приписано особое, отдельное существование в качестве эйдоса или идеи. Здесь целое не может существовать вне и без своих частей, то есть все происходящее включается в определенную целостность, которая объемлет их. Она считается первичной и высшей по отношению ко всем явлениям, а они названы ее «моментами», или «качествованиями». Здесь любое отношение между вещами опосредуется целым и порождается их принадлежностью к этому единству. Отношение такого единства и его моментов становится многоступенчатым, то есть само единство входит в некую совокупность единств, то есть является ее моментом. Таким образом, модель всеединства иерархична: каждое единство актуализирует в себе высшие единства, и само актуализируется в них.

П. Флоренский в своем учении добавляет к принципу всеединства идею конкретности. И само учение философ называет «философским символизмом» или «конкретной метафизикой». Любой акт познания автор трактовал как проявление бесконечного знания в бесконечном мире и как выражение конкретного единства субъекта и объекта знания. Результатом такого первичного единства является более значимое всеединство, которое состоит в том, что каждая ступень знания содержит в себе бесконечное содержание.

Наиболее значимой идеей конкретной метафизики Флоренского считается положение о личности, способной принять божественную энергию, которая более ценная и более высокая, чем энергия тварного бытия.

В свою очередь, новизна взглядов Л.П. Карсавина состоит в положении, что принцип всеединства характеризует реальность в ее постоянстве, то есть дает некий статический аспект. А Карсавина, как историка, интересует ее развитие, динамическое движение. Поэтому автор вводит новый принцип изменения, он назван триединством. Кратко его можно выразить как единство, которое самовоссоединяется через саморазъединение. Таким образом, в основе представления о личности лежат два принципа: первый – это принцип триединства, который описывает динамику реальности; и второй – принцип всеединства, который говорит о ее статике. Как уже отмечалось, это положение определяет структуру жизни личности. С одной стороны, каждый ее момент является следствием предыдущего и причиной последующего, то есть идет развитие личности. Здесь она проявляется как динамическая. Но в то же время, личность как система многих моментов, их единство, является статичной, так как в этом случае мы одновременно воспринимаем множество моментов проявления личности, которые относятся друг к другу не в порядке последовательности, а в порядке сосуществования.


2. Концепция личности В. С. Соловьева

 

2.1 Идея личности

Человеческая личность, по Соловьеву, это социальный феномен; он подчинен внешним условиям, которые определяют личность в ее действиях и восприятиях. На основании этого можно было бы говорить о сходстве всех личностей, их тождественности. Но вместе с тем мы знаем, что каждая личность имеет в себе нечто особенное, что отличает ее от остальных. Этой внутренней особенностью и является идея личности, которая составляет ее сущность, индивидуальный характер. Именно она определяет существенные различия личностей и налагает свой отпечаток на все действия и восприятия. В процессе жизни задачей человеческой личности является осуществление и развитие этой идеи.

Идея у Соловьева непосредственно связана с лицом, которое является ее носителем. Идея и лицо соотносятся так же, как субъект и объект и нуждаются друг в друге для полноты своего существования. Личность, лишенная идеи, была бы чем – то пустым, внешней, бессмысленной силой, ей нечего было бы осуществлять, а, следовательно, ее существование было бы только стремлением, а не самой жизнью. В свою очередь идея без носителя будет страдательна, чистым предметом, то есть нечто представляемым, но не существующим действительно. Таким образом, для полноты бытия личности необходимо ее внутреннее единство с идеей, так как по Соловьеву, они представляют собой две разные области.

2.2 Отношение личности человека к божественной личности

Самоопределение личности, в концепции В. Соловьева, рассматривается на основе представления о трех элементах бытия: во – первых, природа, наличная действительность, материал жизни сознания. Во – вторых, божественное начало как искомая цель и содержание. И третье – человеческая личность как субъект жизни. Эти элементы взаимосвязаны. Действие бога предполагает субъекта, который его воспринимает, то есть человека. Человеческая личность отлична от природы и ставит ее себе предметом, оказываясь, таким образом, чем – то большим природы, и власть природных начал над личностью лишь внешняя, она идет до тех пор, пока сам человек на опыте не убедиться, что у нее нет содержания как такового. Взаимодействие же божественного и природного идет в личности, так как она одновременно воспринимает вечную, божественную идею и живет во внешнем мире природы, то есть человеческая личность – это начало, поддерживающее органическую целостность божества и составляющее ее живое единство с физическим телом. По словам автора, в личности наличествует еще один момент, связующий два первых, это собственно человеческий элемент. Совместность этих трех элементов составляет действенную личность человека.

А божественной личность будет, либо когда два первых элемента в ней будут иметь одинаковую действительность, то есть внутренняя жизнь такой личности будет состоять в деятельном согласии природного начала с божественным, либо когда природное начало свободно подчинится божественному, а, следовательно, и достижение ее полноты обусловлено подчинением личности божественному. Для чего нужно признать бога как благо и высшее начало и подчинить в себе низшие начала, то есть в данном случае человеческое тело – божеству. В учении Соловьева есть еще один подход к пониманию божественной личности. Он заключается в том, что любая действительность предполагает действие, а оно – некоего реального субъекта, воспринимающего это действие. Таким образом, действительность бога основана на действии, а субъектом, который его воспринимает, является личность человека. То есть личность как явление эмпирического мира предполагает личность как существо, которое постигает божественную деятельность и в момент осознания этого сама становится божественной, чем совершенствует свое бытие.

2.3 Жизнь личности

В своей работе В. Соловьев особое внимание уделяет рассмотрению того, что влияет на формирование человеческой личности, в результате чего она становится именно такой. Жизнь личности философ определяет как естественный, материально обусловленный процесс. Этот процесс имеет собственное содержание, которое само по себе не зависит от любых материальных условий, то есть его содержание, безусловно. Но человеческая личность живет в физическом мире, а, следовательно, она необходимо взаимодействует с предметами материального мира. Таким образом, для полноценной жизни личности одинаково необходимы собственное независимое содержание и материальные условия ее осуществления. Человек по природе своей всегда чего- то хочет, мыслит, чувствует, и это, «что» составляет определяющее начало, цель. И, по мнению философа, именно это «что» придает определенный смысл жизни личности.

Понятие «жизнь» наполняется у Соловьева более глубоким содержанием, когда выступает как история и судьба личности, а следовательно, ее развитие в обществе, общественные отношения, в процессе которых формируются этические и нравственные ценности личности. В своей теории В. Соловьев считает такие общественные отношения личности важным моментом ее определения. Современники автора отмечали его недовольство существующим положением в обществе. И сам он писал, что «настоящее состояние человечества не таково, каким быть должно, значит для меня, что оно должно быть изменено, преобразовано»(3; с.328). Исходя из этого, он и строил свое нравственное учение, которое выражено в работе «Оправдание добра», где он говорит и о человеческой личности, и о ее месте в обществе. Автор считал, что причина такого общественного положения в России, «ее немощь» идет из слабого развития личности. Следует отметить, что личность и общество в его представлении это понятия, которые соотносительны логически и исторически. И рассматривать их следует вместе. «Человеческая личность, - по Соловьеву, - возможность для осуществления неограниченной действительности или особая форма бесконечного содержания» (цит. по3;с.330). Это положение о бесконечности человеческой личности Соловьев считает аксиомой всей нравственной философии. В вопросе о бесконечности личности речь идет, прежде всего, о связи личности и общества, об их диалектическом единстве. Общество, по мнению философа, уже содержится в определении личности, которая предстает как разумно познающая, действующая сила. На основе такого представления становится понятной трактовка общества как расширенной и дополненной личности. А личность, соответственно, понимается как сжатие общества. Тогда развитие общества в целом не может быть отделено от самостоятельного совершенствования каждой отдельной личности. Но при таком совершенствовании личность должна быть самоцелью, а не средством или орудием. То есть личность должна саморазвиваться только для себя. Тогда она в определенном смысле может подчиниться обществу, но лишь на столько, на сколько она согласиться по собственной воле.

Как же осуществляется переход по ступеням иерархии в обществе? И что он означает для человеческой личности? В особенности автора интересует нравственное ее положение на каждой новой ступени общества, так как анализ этого вопроса важен для понимания личности в целом. При переходе общества на каждую новую ступень в сознании личности возникает вопрос: Остановиться ли на уже достигнутом, или идти по пути развития дальше? То есть речь идет не о выборе между личностью и обществом, а об остановке человеческой жизни на данной ступени или о ее прогрессе. На основании этого Соловьев называет людей, которые выбрали путь дальнейшего совершенствования, «носителями высшей лично – общественной нравственности», так как они способствуют и совершенствованию всего человеческого общества. Взаимодействие личности и общества начинается с самого момента ее рождения, когда личность «входит» в свою семью, где, по словам Соловьева, она может полностью реализовать свое нравственное развитие, то есть семья – это такое взаимодействие людей, где каждый является «целью для всех» остальных, за ним признается безусловное значение, он является незаменимым для своей семьи. В семье личность быстрее совершенствуется, она связывает смысл своей жизни с жизнью предков и потомков, учится на их опыте и оставляет свой опыт для других поколений. А будущее одной семьи неотделимо от будущего всего народа в целом, поэтому почитание отцов переходит в уважение отечества и государства. Таким образом, выявляется взаимосвязная цепь: отдельная личность не может жить вне поколений семьи, в свою очередь семья не существует вне народа, так и народ – вне человечества в целом. Тогда каждая личность связана с жизнью своей семьи и всего человечества.


3. Теория личности П.А. Флоренского

 

3.1 Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности

 

В исследовании личности Флоренский исходит из понимания теодицеи – оправдание бога. Вообще, в русской религиозной традиции 19 века этот термин обозначал идею блага и разумности божественного управления миром. В свою очередь Флоренский видел возможность полного осмысления данного термина в единстве двух путей познания. В – первых, это путь восхождения к богу через понимание назначения религии, то есть путь, который личность проходит в своем стремлении к богу и его благодати. Такое богооправдание названо теодицеей. Отсюда второй путь – антроподицеи, то есть идет оправдание человеческой личности через божественную благодать, посланную ей.

Оба этих явления соединяются в жизни личности, но Флоренский пытается рассмотреть их отдельно. Следует отметить метод Флоренского. Его теоретической основой была диалектика, то есть свободное творческое мышление, а не рассудочные определения.

Флоренский убежден в гармоничности и целостности природы. Он считает, что внутренними принципами ее организации являются всеединство и целостность. В этом контексте антропологию Флоренского можно рассматривать как соборное учение, в котором заключено знание о личности. Главное состоит в том, что антропология Флоренского стала учением, которое хотя и говорит о несовершенной сущности человеческой личности, но в целом является антроподицейной, человекооправдательной. Это проявляется в – первых, когда автор говорит о мудрости и целесообразности человека, во- вторых, в утверждении, что человек сам может перестроить себя из грешника в святого, в- третьих, в большой значимости деятельности личности. В этом смысле личность как высшее существо рассматривается Флоренским не как часть природы, а как малый мир, микрокосм. Мир и человек, по Флоренскому, подобны, но не идентичны. Совершенствуя себя, человек тем самым помогает развитию общества и природы, ограждает их от разрушения.

Термин «богочеловек» Флоренский, в первую очередь, понимает как совершенное развитие человеческой индивидуальности на основе высших человеческих возможностей (физических, душевных, духовных). Основную значимость для философа имеет творческая личность, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Флоренский определяет общество как способность личности возвыситься над условиями эмпирического мира. Характеристикой личности является способность переживать в процессе деятельности, где появляется духовное самосознание, само творчество. Сама возможность теодицеи основана на реальном нисхождении бога к человеку, но вместе с тем, теодицея невозможна без антроподицеи, так как восприятие личностью божественного блага и спасение не может произойти без восхождения самой личности к богу.

Таким образом, в контексте теодицеи Флоренского проявляется антропология, то есть теодицея антропологична, и наоборот, антропология теодицейна. В действительности же, все вместе является учением о личности. И ядром этого учения является положение Флоренского, что и теодицея, и антроподицея совершаются с помощью божественной энергии, которая наличествует в самой личности.


4. Теория личности Л. П. Карсавина

 

4.1 Симфоническая личность

Важнейшей частью решения проблемы определения личности у Карсавина является его учение о симфонической личности, в котором также используется принцип всеединства. Описывая взаимодействие человека с окружающей природой, автор замечает в нем некое динамическое, подвижное единство. Оно «охватывает саму личность, окружающее ее бытие и всеединство». Так получается некое надындивидуальное образование, которое и названо «симфонической личностью». То есть ее можно проинтерпретировать как определенную область объединения всего в мире, но и как частное взаимодействие.

Такие симфонические личности, по Карсавину, встречаются повсюду в мире, они взаимодействуют друг с другом, образуя иерархические структуры. И все тварное бытие, по выражению автора, тоже представляет «иерархическое единство множества симфонических личностей различных порядков»(7; с.139). В таком бытии одновременно одни проявления являются актуальными личностями, а другие имеют только «потенциальное бытие», то есть их самостоятельное проявление и действия в бытии на столько мало развиты, что они лишь некоторыми качествами отличаются от животных. Таким образом, каждая индивидуальная личность в своем теле содержит определенную часть животности и вещности. Эти два качества по – своему проявляются в личности. Обладать качеством вещности, значит иметь физическое качество пространства. То есть личность человека через свое тело обладает протяженностью и объемом. А в животности личность становится необходимостью и обретает внешнее физическое тело. А преодолеть такую животную необходимость можно только «через разъединение и воссоединение в духовности тела» (7; с.151). Речь идет о том, что в своей повседневности человек имеет конкретное индивидуальное тело, животное и вещное. Здесь же у Карсавина появляется представление о духовном теле личности, которое отлично от ее тела в повседневной жизни. Это можно объяснить тем, что хотя тело каждого индивидуального человека отличается от тел окружающих его людей, оно все же соотносится с ними в том плане, что бытие других людей связано с бытием данной личности. И в результате их взаимодействия появляется некая общность, которая и названа духовным телом.

4.2 Единство личности как определение ее совершенства

Как уже отмечалось, новизной философии Л. Карсавина является введенный им принцип триединства. И на основании этого он определяет личность как единство, которое само воссоединяется через само разъединение, то есть сначала она является единством, затем разъединение и разъединенность, а потом множественность воссоединяется. Такая последовательность личности, по Карсавину, есть проявление ее динамики, первое, что мы в ней усматриваем. Но в повседневном употреблении под «разъединением» мы понимаем своеобразное подгибание целого, то есть постепенное отделение и умирание его частей; а относительно нашего рассмотрения, - умирание личности. Автор считает это неверной точкой зрения материализма. Сам он определяет разъединенность личности как такое состояние, «когда она, в существе оставаясь одною, предстает как несколько разных личностей, включенных одна в другую…и связанных с одним и тем же органическим телом »(7; с.22). Таким образом, личность оказывается неуничтожимой, как и все ее моменты, так как иначе был бы возможен переход от бытия к небытию. И в этом специфика статики личности, по Карсавину. Полная разъединенность говорила бы о небытии личности, но личность есть еще и воссоединение, что говорит о ее способности оставаться единой, несмотря на свое изменение. Таким образом, воссоединенность это воссоединенность разъединенного. По этому вопросу Карсавин проводит аналогию с единством. Он говорит, что полная воссоединенность совпадает с единством, но отличается от него через разъединенность. В целом же воссоединение и разъединение противостоят единству, в то время как само единство является ее покоем. Именно поэтому личность может находиться в состоянии покоя, как и в состоянии движения. Она соединяет в себе эти возможности в единство, или, точнее, всеединство.

Исходя из чего, и сама личность представляет собой некую идею всеединства. Она проявляет себя в определенных состояниях, они названы автором «моментами» личности, которые в своем единстве дают целостное представление о ней. Личность – это все ее движение и как множество разделенных неподвижных, «покойных» или «стойких» моментов. Но все это множество в то же время есть единство личности, ее выражение. В каждом моменте осуществляется вся личность целиком. А следовательно, в каждом моменте даны и остальные моменты личности, хотя он и отличен от них. Таким образом, каждый момент личности будет собою и в то же время выражением всех других моментов. Личность объединяет все свои моменты и не существует без них, но и они немыслимы без нее, так как они могут соотноситься только в чем – то, то есть в самой личности, и только в качестве ее могут быть активными. Чтобы стать моментами одной личности, они должны быть единством в ней и в качестве нее. Именно поэтому каждый человек осознает не только свое настоящее, но прошлую и будущую жизнь.

«Моменты личности характеризуются тем, что во всеединстве своем, как личность, не содержат общего, но являются безусловным многообразием» (8; с.74). В качестве конкретного примера возьмем ощущения. Они есть качествования личности. Оно всеедино, то есть выражается во множестве конкретных моментов. Но, тем не менее, каждый такой момент обладает нечто общим, чем отличает ощущения вкуса от ощущения запаха. Таким образом, каждое отдельное ощущение или чувство есть момент качествования личности, а общее ее восприятие или общее представление о конкретном предмете, есть всеединство этих моментов, то есть их единство в представлении данной личности. Исходя из этого, личность есть всеединство и безусловное многообразие, хотя оно и осуществляет себя в отношении качествований личности. В этом смысле личность есть нечто абсолютно установленное, не создаваемое другими личностями, то есть опять же статичная, но она качествует ими, то есть каждая отдельная личность отлична от других в целом, но схожа с ними в способах своего проявления в жизни и восприятии предметов и явлений реальности.

Карсавин тоже рассматривает отношение личности с другими людьми, т.е. её развитие в обществе. Она, как субъект развития, неотрывна от процесса развития в целом, не существует в отдельности от него. Поэтому он и назван не просто единым, а всеединым, то есть актуальное многоединство человеческих личностей в процессе их общественных отношений и развития. Но и сам субъект развития, сама личность предстает как всеединство моментов своего развития. Таким образом, истинный смысл общественной деятельности, по Карсавину, раскрывается как «актуализация всеединства в каждом моменте бытия» (9; с.348). А, исходя из описанного ранее представления о бытии как симфонической личности, где любые сообщества людей воспринимаются так, можно заключить, что исследование процесса общественных отношений означает определение, какие симфонические личности участвуют в нем и как они себя актуализируют.


Заключение

 

Рассматривая учение у трех философов, можно заметить, что все они строят свои теории, обращая внимание на одни и те же аспекты. На основе чего, несмотря на различие их концепций, можно говорить об общности их взглядов. Следовательно, можно сделать вывод о возможности формирования целостного представления о феномене личности на основе метафизики всеединства.

В первую очередь, сама личность рассматривается как идея, некий первопринцип человеческой жизни. Общей является идея духовного содержания личности. То есть, несмотря на многообразие физических проявлений личности, основная ее ценность состоит в духовном совершенствовании. Речь опять идет о внутренней идее личности, которая заложена в нее с рождения и должна быть осуществлена в течение жизни.

Во –вторых, это идея личности как единства духовного и материального, физического бытия.. На основании этого, мы понимаем, что внешнее проявление личности (ее действия, и даже ее внешность) есть результат ее внутренней духовной деятельности. И о чистоте и совершенстве внутренней идеи мы можем судить по ее внешнему проявлению. И даже если человек только пытается казаться положительным, со временем его неистинность проявится именно на основании такого единства, которое теперь можно назвать всеединством.

Идея личности как сознающего бытия, опять же, обращает нас к внутреннему миру. И показывает, что в основе деятельности личности, в основе ее жизни, лежит самосознание, осознание всего бытия. Таким образом, и всю жизнь личность стремиться выстроить в согласии с основами бытия. И сама личность в ее совершенстве, или, как ее называет Карсавин, симфоническая личность, является этим всеохватывающим бытием, которое осознает свои специфические проявления в эмпирическом мире.

Отсюда можно вывести следующую идею личности как исторического бытия, которое стремиться к осуществлению духовной личности. Как было показано, вся история человечества есть история становления и совершенствование данной личности в процессе ее взаимодействия с другими личностями. То есть в каждой конкретной личности в ходе всемирной истории определенным образом проявлялось и все бытие. И в процессе истории личность как бытие совершенствуется и стремиться к осуществлению духовной личности, т.е. своей высшей духовной идеи.

Личность как общественный феномен, или идея личности как общественной жизни предполагает рассмотрение совокупности тех условий, которые повлияли на формирование именно такой личности. То есть сама идея личности включает в себя потенциальные возможности своего бытия и те условия, которые предшествуют осознанию самой личностью ее этических и нравственных ценностей в обществе.


Литература

 

1.  Барухов Б. Л. «Мертвый» рассудок и «живой» разум»/По книге Флоренского «Столп…»//Человек. Культура. История: сборник статей/под редакцией В. Н. Гасилина. Саратов, 1993.- с. 97-105.

2.  Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Что такое я сам?//Русские философы: Антология Вып.1.- М.: Изд-во «Кн. палата», 1993.- с.161-174.

3.  Голубев А. Н. В. Соловьев о бесконечности личности// О человеческом в человеке. - М.: 1991.-с.327-343.

4.  Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХVII веков - М.: Изд-во МГУ, 1990.-288с.

5.  Дидье Жюлиа Философский словарь: Пер. с франц.-М.: Междунар. Отношения, 2000.-с.216-217.

6.  Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. - М.: Наука,1995,-191с.

7.  Карсавин Л. П. О личности//Религиозно – философские сочинения. - М.: «Ренессанс», 1992.-с.3-35.

8.  Карсавин Л. П. Философские истории. АО Комплекс С.-Петербург,1993.-351с.

9.  Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея//Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрис - пресс, 2002.-с.289-352.

10.  Карсавин Л. П. Пролегомены к учению о личности//Русская философия: конец XIX - начало XX века: Антология. – СП б: Издательство С.- Петербургского Университета, 1993.-с.370-380.

11.  Кон И. В. В поисках себя: Личность и ее самопознание. – М.: Политиздат, 1984.-335с.

12.  Мазуров Б. Ф. Теодицея в религиозной философии П. А. Флоренского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 1997.-26с.

13.  Оноприенко В. И. Флоренские. - М.: Наука, 2000.-349.

14.  Петров Ю. В. Антропологический образ философии. – Томск: Изд.- во НТЛ, 1997.-448с.

15.  Социологический словарь. Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. – М.: Университетское, 1991.-с.103-105.

16.  Филонова Л. Г. Л. П. Карсавин о бессмертии души// Русские философы: Антология. – М.: Изд.- во «Кн. палата», 1993.-с.2430289.

17.  Философия как учение о человеке./Под ред. Профессора Ю. В. Петрова. – Томск: Изд.- во Томского ун – та, 1994.-208с.

18.  Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. –

19.  Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. – Томск: Издательство «Водолей», 1999.-160с.

20.  Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина//Религиозно – философские сочинения. Т.1.: М, «Рнессанс», 1992.-с.V- LXXII.

21.  Хилтухина Е. Г. Восток – Запад, или философия всеединства русских мыслителей/Отв. Ред. Н. В. Абаев. – М.,1997.-128с.

22.  Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.-с. 181-184.