Контрольная работа: Методы поиска оптимальных решений

Контрольная работа

«Методы поиска оптимальных решений для развития организации»

 


Введение

В процессе управления используется множество разных образов, подходов и приемов, которые позволяют упорядочить, целенаправленно и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются образы осуществления управленческой деятельности, которые создаются для постановки и достижения ее цели.

Методы занимают особое место в управлении, поскольку на их основании происходит взаимное обогащение теории и практики управления. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или другую управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, которые сокращают расходы времени и других ресурсов на целереализацию. Одновременно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях процессов и явлений, которые происходят в нем, содействуя развития теории управления.

В современных условиях возрастает сложность управленческих задач, которая предопределяет потребность в постоянном развитии и усовершенствовании методологических положений, методов и методических рекомендаций. Научная обоснованность решений, их оптимальность зависит, прежде всего, от степени совершенства методов, которые используются в процессе разработки и реализации управленческих решений, а также от уровня знаний персонала управления и его владение комплексом управленческих методов.


1. Понятие управленческого решения

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Принятие эффективных решений – одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.

Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.

Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.

Решение – это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило.

Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.

Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Эффективность менеджмента в значительной мере обуславливается качеством принимаемых управленческих решений. Процесс управления нередко характеризуют как совокупность процедур по выработке, принятию управленческих решений и организации их выполнения.

В теории менеджмента выделяется самостоятельный раздел, включающий методологические основы принятия правленческих решений: их характеристику, процедуру выработки и принятия, организацию и контроль выполнения. Важное место в нем отводится принятию решений в условиях риска, а также психологии поведения управленческих работников в ситуации принятия решений.

Деятельность в области бизнеса весьма многогранна и проявляется в ежедневном принятии множества решений. Например, в выборе коммерческих решений по поводу совершения торговых сделок, в формировании структуры аппарата управления, подборе и расстановке кадров, организации труда на фирме и труда руководителя. Характер принимаемых управленческих решений формирует имидж руководителя и «лицо» фирмы в целом.

Другими словами, управленческие решения, являясь продуктом управленческого труда, отражаются на всех; сторонах деятельности фирм и, естественно, на их конечных результатах – прибыли.

Особую значимость приобретает способность принятия эффективных управленческих решений руководителями в условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы за потребителя, обеспечения конкурентоспособности производителей продукции, высокого качества обслуживания клиентов и т.д.

Существуют определенные требования, предъявляемые к управленческим решениям. Они достаточно широко и полно освещены в специальной, в том числе учебной, литературе. В составе этих требований выделяются такие, как обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.

Обоснованность управленческого решения выражает необходимость учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его принятием. При этом важное место отводится качеству используемой информации, ее достоверности и полноте.

Эффективность управленческого решения подчеркивает обязательность соотнесения ожидаемого экономического и социального эффекта с затратами на его реализацию. Практика работы в условиях административно-командной системы управления изобиловала примерами отступления от данного требования.

Решения должны приниматься в срок. В этом смысле значение cвoeвpeмeннoгo принятия решений подчеркивает утвердившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованное решение его отсутствию вообще.

Непротиворечивость управленческого решения выражaeт необходимость его соответствия нормативно-правовым документам органов управления и·контроля (федеральным, региональным, ведомственным).

Чтобы решение было правомочным, оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномочия, законное основание, право.

Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.

Решение должны отличать простота формы и ясность содержания с тем, чтобы быть понятым не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.

С точки зрения делопроизводства управленческое решение (приказ, распоряжение, постановление и др.) должно включать констатирующую и постановляющую части. Первая отpaжaeт суть проблемы, вторая – содержит цели решения, средства их достиженья, называет лица, ответственные за его выполнение в указанные сроки. Определяются тaкжe формы и сроки контроля, поощрения и санкции за возможные нарушения.

Необходимо помнить, что управленческие решения являются первопричиной как процветания, так и убыточности фирм, их банкротства. Распространенными ошибками при этом могут быть следующие:

• принятие решений под влиянием эмоций;

• игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов);

• принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий;

• поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий;

• использование неполной и недостоверной информации, ложных предпосылок, принимая желаемое за действительное;

• решение, принятое на основе компромисса не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др.

2. Методы поиска новых идей и решений

метод управление решение принятие

Существует большое количество методов поиска новых идей и решений, которые обеспечивают эффективную творческую деятельность. Эти методы служат надежным и эффективным инструментом менеджмента. Знать эти методы или, по крайней мере, иметь о них представление, обязан каждый менеджер.

Приведём краткое описание, особенности и области применения некоторых основных методов управления:

·  мозговой штурм и его разновидности;

·  конференция идей;

·  синектика;

·  пул мозговой записи;

·  идея Делфи;

·  опрос с помощью карточек;

·  идейная инженерия;

·  метод коллективного блокнота;

·  триггерная[1] техника;

Мозговой штурм

Мозговой штурм (мозговая атака) – это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.

Все проблемы условно разделяют на три основных характерных типа:

·  аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);

·  синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);

·  проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).

Мозговой штурм особенно эффективен при решении синтетических проблем.

Стадии мозгового штурма:

·  представление проблемы для рассмотрения;

·  выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;

·  лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;

·  на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.

Процесс мозгового штурма обычно длится 2−3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию − выработку действенных управленческих решений.

Техника созидательного сотрудничества

Этот метод характеризуется сменой групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10–15 мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время (5–10 мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся.

Организация созидательного сотрудничества

·  Изложение проблемы руководителем (5 мин)

·  Высказывание идей и предложений группой (10–15 мин без учета перерыва)

·  Выработка и модификация идей и предложений (10 мин)

·  Развитие идей и предложений (60 мин)

Конференция идей

Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.

Конференция идей Гильде

К конференции идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с этой проблемой, а также новичков, поскольку они свободны от стереотипов традиционных решений и часто выдвигают свежие идеи. Не следует приглашать на конференцию лиц, скептически настроенных относительно возможности решения данной проблемы, а также специалистов, которым якобы все известно заранее.

На конференции идей ее руководитель ведет себя как равный среди равных. К дополнительной его функции относится обязанность следить за ходом конференции, поддерживать непринужденную обстановку, помогать выдвижению идей.

«Дискуссия-66» (Сессия «жужжащих голосов»; «Филлипс-66»)

Крупное собрание подразделяют на группы по 6 чел., которые независимо друг от друга вырабатывают решения относительно поставленной проблемы или позиции по определенному вопросу. Каждая группа назначает собственного ведущего, протоколиста и спикера. Групповое обсуждение длится приблизительно 6 мин. Затем все группы вновь собираются на пленарное заседание, на котором спикеры групп докладывают о выдвинутых идеях, предложениях и решениях. На этом заседании вырабатывают новое решение относительно рассматриваемой проблемы.

Преимущество данного метода заключается прежде всего в том, что путем деления большого количества участников на мелкие группы достигается эффект максимального участия: каждый член группы активно участвует в решении проблемы.

Модель организации конференции идей Гильде

·  Организация конференции (1–2 дня);

·  Изложение руководителем проблемы, постановка цели и задач (10 мин);

·  Выработка предложений участниками (45 мин);

·  Отбор идей и предложений руководителем (20 мин);

·  Разработка идей и предложений (60 мин).

Модель организации конференции идей методом «Дискуссия-66»

·  Подготовка большого собрания участников, изложение проблемы, постановка цели и задач (3–4 дня);

·  Формирование групп и выдвижение ими предложений, идей и решений (10 мин);

·  Обсуждение и развитие поданных и выработка новых идей и предложений (30–40 мин).

Метод 635

Согласно методу 635 группа из шести участников первоначально анализирует и четко формулирует заданную проблему. Каждый участник группы в течение 5 мин заносит в формуляр три предложения по решению проблемы, после чего передает свой формуляр соседу. Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, затем под ними записывает три собственных предложения. Эти предложения могут участвовать в дальнейшей (ассоциативной) разработке записанных решений, но могут быть выдвинуты и совершенно новые предложения. Таким образом, в течение 30 мин каждый участник успевает заполнить шесть формуляров. Процесс завершается, когда каждый участник обработает каждый формуляр.

Количество участников может изменяться от 4 до 8. Время, предоставляемое на одну ротационную фазу, также должно регулироваться гибко, т.е. необходимо предусмотреть продолжительные промежутки времени в более поздних ротационных фазах.

С помощью метода 635 за 30 мин можно получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений.

Модель организации конференции идей с помощью метода 635

·  Организация собрания и формирование групп из 6 человек каждая (10–15 мин)

·  Выработка предложений участниками группы (гибкое регулирование времени для заполнения формуляров)

·  Изучение и отбор идей и предложений руководителем (30–40 мин)

Синектика

Одним из наиболее эффективных методов стимулирования творческой деятельности является синектика. В ее основу положен принцип классического мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач.

При синектическом штурме допустимы элементы критики, но главное − предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой аналогии (как решаются задачи, похожие на данную); личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с его точки зрения); символической (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической аналогии (как эту задачу решили бы сказочные персонажи).

Автор метода синектики У. Гордон создал в 1960 г. фирму «Синектикс» (США). Эта фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов.

Классическая синектика

Метод классической синектики применяется в небольшой группе (5−7 участников). Другие условия применения метода (правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы и т.д.) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма.

Синектический процесс включает в себя три фазы:

1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы,

2. Производится отчуждение содержания проблемы. С помощью определенной техники отчуждения (прямые, личные и символические аналогии) группа удаляется от проблемы, т.е. сознательно абстрагируется от обстоятельств дела.

3. Формируются подходы к решению проблемы. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы.

Модель организации мозгового штурма методом классической синектики

·  Формирование группы и ознакомление ее участников с проблемой ведущим руководителем;

·  Синектическое заседание группы;

·  Рассмотрение и отбор идей и предложений ведущим руководителем;

·  Повторное синектическое заседание;

·  Повторное рассмотрение идей и предложений руководителем.

Во время синектических заседании ведущий должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке. Другие участники синектического заседания также могут эффективно работать лишь после нескольких тренировочных заседаний.

Синектическая конференция

Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. В данном случае конференция не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует.

Участники синектической конференции должны в совершенстве владеть классической синектикой.

Визуальная синектика

При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигается с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, различные диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву.

В методе визуальной синектики можно использовать крупные изображения на календарях, рекламных проспектах и т.д.

Пул мозговой записи

Согласно методу пула мозговой записи на заседании 4–8 участников записывают предложения по решению выявленной проблемы в специальные формуляры, куда можно внести около десяти предложений.

Модель организации мозгового штурма методом «пула» – мозговой записи

·  Подготовка ведущим руководителем пула и формирование группы (2–3 дня);

·  Заседание участников в «пуле» (до 40 мин);

·  Изучение и отбор идей и предложений руководителем (30–40 мин).

В начале заседания на середину стола («пула» − бассейна) кладут формуляр, уже содержащий несколько предложений по решению проблемы, которые были сформулированы заранее постановщиком проблемы в виде проекта. Каждый участник записывает в один из формуляров, лежащих перед ним, свои идеи по проблеме, причем количество идей не ограничено.

Если кто-то из участников замечает, что поток его идей относительно данной проблемы иссякает, он заменяет свой формуляр другим, лежащим в центре стола. Теперь он может вдохновиться новыми для него идеями, может их расширить или дополнить. Точно так же любой участник в любое время может заменить свой уже обработанный формуляр на формуляр из «пула».

Необходимо держать наготове чистые формуляры на случай, если все ранее выданные формуляры будут полностью заполнены. Как свидетельствует опыт, в ходе заседания в «пуле» собирается все больше заполненных формуляров, в результате чего появляется возможность обмена мнениями и стимулирования каждого участника через все более короткие промежутки времени.

Для того чтобы каждый участник мог распознать, обработан ли им формуляр, находящийся в данный момент на столе, все формуляры должны различаться окраской или крупными цифровыми надписями.

Идея Делфи Метод идеи Дельфи

Этот метод используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процесс реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом.

1. От 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой-либо заранее определенной проблемы, причем независимо друг от друга. В зависимости от типа и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.

2. Для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение – приблизительно 14 дней.

3. После получения всех ответов, содержащиеся в них предложения суммируют, а повторяющиеся – отсеивают (I этап).

4. На II этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой просмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости, возможно, его повторение.

5. На III этапе может быть задан простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившие предложения по различным критериям (например, по ожидаемому обороту, смете расходов). Этот оценочный этап представляется целесообразным и ценным с практической точки зрения, поскольку постановщики проблемы получают предварительную выборку предложений по решению проблемы, которые можно в последующем представить на обсуждение.

Модель организации прогнозирования методом идеи Дельфи

·  Подготовка письменной формулировки проблемы и направление просьбы экспертам (до 30 дней)

·  I этап. Рассмотрение и суммирование первичных предложений (7 дней)

·  II этап. Разработка дополнительных предложений экспертами (10–20 дней)

·  III этап. Оценка экспертами поступивших предложений

Опрос с помощью карточек

При опросе с помощью карточек участники встречаются в спокойной обстановке, где им ничто не должно мешать. Здесь участникам сообщают о проблеме, суть которой записывают на доске или на карточке. При этом появляется возможность путем встречных вопросов и выступлений в дискуссии еще больше прояснить проблему.

Затем в течение ограниченного времени (10–45 мин) участники записывают идеи или критические замечания на одну карточку. Записи остаются анонимными, опасность критики в чей-либо адрес отсутствует.

Карточки после опроса могут быть сгруппированы сначала в отдельные группы, по систематическому принципу или по предметному содержанию.

Идейная инженерия

Идейная инженерия – это метод, который учитывает и обрабатывает в письменной форме идеи сотрудников какого-либо предприятия. Процесс применения метода подразделяется на пять этапов.

1.  Определение целеустановки. Руководитель предприятия или, например, начальник какого-либо функционального отдела выдвигает цель.

2.  Выбор участников. Отбор производится по тем же критериям, что и при классической мозговой атаке, т.е. приглашаются сотрудники, которые «могут что-то сказать» по рассматриваемой проблеме, а также те, кто еще не был ознакомлен с обсуждаемым вопросом.

3.  Анализ трудностей и причин возникновения проблемы. Собирается рабочая команда, чтобы проанализировать трудности и причины возникновения проблемы. При этом аргументы и гипотезы записывают на карточки.

4.  Сбор предложений по решению проблемы. Все существенные данные, собранные на предыдущем этапе, формируются в виде вопросов и предлагаются команде для решения. Предложения по решению проблемы опять-таки фиксируются на карточках.

5.  Составление программы мероприятий. Предложения по решению проблемы проверяют и оценивают специалисты. Результаты сводятся в согласованную программу действий.

Запись предложений и идей (на этапах 3 и 4) осуществляется таким образом, чтобы в ходе коротких дискуссий в составе 4–6 чел. попеременно проходили фазы дискуссии и записи (например, фаза записи − 10 мин, дискуссии − 10 мин; фаза записи −- 5 мин, дискуссии −5 мин; фаза записи − 5 мин и т.д.).

Модель организации опроса с помощью карточек

·  Сбор участников и формирование группы (1 день)

·  Выработка идей и предложений, критические замечания участников (до 45 мин)

·  Изучение и отбор идей и предложений руководителем (40–60 мин)

·  Заключительный этап (время устанавливает руководитель)

Метод коллективного блокнота

Метод коллективного блокнота подобен методу идейной инженерии. Всем опрашиваемым по проблеме выдаются так называемые блокноты для идей, содержащие точное описание проблемы. От каждого требуется ежедневно заносить в свой блокнот все идеи, возникшие у него относительно данной проблемы.

Приблизительно через месяц все блокноты с идеями сдают координатору, который упорядочивает материал, резюмирует его и извлекает принципиальные решения. Результаты этой обработки могут изучать и обсуждать все участники.

Преимущество данного метода заключается в том, что здесь, как и в случае метода идеи Дельфи, участники не нуждаются в координации по времени и месту проведения группового заседания.

Триггерная техника

При использовании метода триггерной техники на 1 этапе каждый член группы в течение нескольких минут кратко в виде тезисов записывает свое решение по рассматриваемой проблеме. Затем участники по очереди излагают свои идеи. При этом одинаковые идеи не должны предлагаться дважды. Если в ходе докладов у участников возникают новые идеи, то их они также записывают. II этап с объявлением новых идей начинается после того, как были названы все предложения I этапа. Опытные группы способны на таких заседаниях проводить обсуждение в несколько этапов для выявления новых идей.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов, как и ряд других, предполагает активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека.

Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который находится как бы в фокусе переноса, а потому называется фокальным.

В результате могут появиться неожиданные варианты решения. Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных устройств и способов.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.

Метод реализуется следующим образом: определяются синонимы объекта, их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду; вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков.

Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать, В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рациональные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

 


Заключение

Итак, для реализации комплекса управленческих задач и выбора оптимальных методов принятия управленческих решений нужно:

– охарактеризовать всю совокупность научных методов, которая использует персонал в процессе принятия решения;

– определить сферу использования определенной группы методов или отдельного метода в зависимости от типа решения, которое принимается;

– определить конкретные условия, в которых принимается решения.

Выбор методов для обоснования конкретных управленческих решений должен включать:

– анализ управленческого задачи с точки зрения его содержания, возможностей формализации;

– выбор методов для поиска оптимального варианту решения;

– определение правил и условий применения методов.

Методы обоснования управленческого решения используются комплексно, что определяется наличием формальных и неформальных факторов, которые составляют ситуацию. Последние необходимо учитывать при окончательном решении.


Список используемых источников

1.  Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. М.: ЮНИТИ, 2000.

2.  Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

3.  Станиславчик Е.Н. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика. М.: «Ось-89», 2002. – 80 с.

4.  Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник.5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2002 с. 283.

5.  Фомичев А.Н. «Риск-менеджмент» М.: Дашков и К 2004 г.

6.  Хохлов Н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 2000.

7.  Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности. СПб. 2002. – С. 186

8.  Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. К. 2002. – С. 317

9.  Чернова Г.В. Практика управления рисками на уровне предприятия. – СПб: Питер, 2000. – 176 с., 178с

10.  Юкаева В.С. Управленческие решения. Учебное пособие. – М.: Дашков И К, 1999. – 292 с.



[1] Триггер – устройство, применяемое в качестве элемента памяти в цифровых вычислительных машинах, автоматических устройствах и др.

Назначение, цели и методы менеджмента
Введение: назначение, цели и методы Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении как методической, так и содержательной ...
При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста студенты кратко записывают результаты ...
Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении, case study, структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и ролевая игры, имитационные упражнения.
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат
Инновационные игры в подготоке менеджеров
Шакирова А.В. Инновационные игры в подготовке менеджеров Учебное пособие Набережные Челны 2010 ББК 65.290 УДК 638 Ш 12 Автор: старший преподаватель ...
Читатели могут познакомиться с методами развития творческого воображения, такими как метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод синектики, мозговой штурм.
Ведущий раздает участникам карточки для голосования (рекомендуется использовать липкие листочки для записей) и просит записать в центре карточки номер идеи / предложения.
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: учебное пособие
Активные методы обучения
Оглавление Введение. 3 Глава I. Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения. 6 1.1. Проблема активности ...
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть ...
... и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра "Диалог", "Мозговой штурм", "Круглый стол", дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Эвристические методы, их общая характеристика
Контрольная работа на тему: "Эвристические методы, их общая характеристика" Введение Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является ...
Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов ("мозгового штурма", эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых ...
В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: контрольная работа
Маркетинг и его задачи
1. Маркетинг и его задачи Исходя из принципов, маркетинг выполняет несколько стратегических и тактических задач. Наиважнейшими стратегическими ...
Коллективные: "мозговой штурм", синектики, контрольных вопросов, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, фокус-группы.
47. Поисковые методы идей новых товаров: коллективные (мозговой штурм, метод синектики, метод контрольных вопросов)
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: шпаргалка