Реферат: Свирель

Свирель - народный инструмент, который получил широкое распространение среди украинцев еще в эпоху Киевской Руси. По способу добычи звуков она принадлежит к самым давним духовым инструментам: "Скажем, свирель из Чернивеччини и комплекс ударных костей из Черниговщины датирована 20 тысячами лет назад", - так выражает свое мнение относительно распространения свирели на Украине доцент Львовской государственной музыкальной академии им. М.Лисенко М. Корчинский. Встречаем упоминания об этом инструменте в древних летописях восточных славян ХІ ст., достопримечательностях старого украинского письма Теодосия Печерского, митрополита Киевского Кирилла, Памфила (ХІ - ХІІІ ст.), украинских песнях, сказках, легендах, переводах, произведениях русских и украинских писателей (В.Короленко "Слепой музыкант", Л. Украинка "Лесная песня", М. Коцюбинский "На крыльях песни" но др.), где описывается использование свирели среди пастухов, скоморохов, чумаков, музыкантов на свадьбах в устной традиции.

Первые образцы свирели были технически несовершенными, имели 6 отверстий. По словам М.Лисенко "закрытые или открытые, в разных комбинациях, эти дыры изменяют длину столба воздуха в дудке, а тем меняют и высоту звука или тону". Эти инструменты были диатоническими, служили к игранию пения и к танцам, в репертуаре присутствуют "пастушьи эпические песни" (ХІV - ХVІ в.). То есть их использование ограничивалось сугубо рамками этнографической среды. Об этом отмечает М. Лисенко: "Свирель, которая ударяет обычные бытовые песни и танцы, к тройственной музыке не берут, вероятно через ее не громкий тон. Свирель является инструментом специально пастуший".

Как профессиональный, академический, ансамбльный инструмент свирель начинает использоваться только во второй половине ХХ века.

В конце 20-х годов ХХ века на Украине организуются первые самодеятельные оркестры украинских народных инструментов. Руководители этих коллективов рядом с решением разнообразных художественно стилевых заданий, создания репертуара, воспитания дирижерских кадров, начинают хлопотливую работу над усовершенствованием музыкального инструментария, созданием оркестровых семей, организацией ансамблей народных инструментов при оркестрах. Впервые осуществляются попытки соединить в однородный ансамбль семью оркестровых свирелей талантливыми мастерами-конструкторами, руководителями оркестровых коллективов Л.Г.Гайдамакой и В.О.Зуляком. Их последователями стали мастера этого инструмента: Г.Каскун, О.Шленчик, Е.Бобровников, И.Скляр.

Весомый взнос в дело совершенствования и реконструкции свирели осуществил учитель Ополонивской средней школы Штепивского района Сумской области Никифор Матвеев. Его по праву можно считать первым мастером-свирельщиком в Украине, который изготовил стандартные свирели-примы (диатонический строй, 6 отверстий) и басовые свирели. Созданы им первые самодеятельные детские коллективы свирельщиков (1939, 1940, 1945), их исчислении выступления на районных, областных, республиканских обзорах художественной самодеятельности школьников засвидетельствовали о популярности этого инструмента, высоком исполнительском уровне этих ансамблей, разнообразии репертуара. Продолжателями Н. Матвеева по делу организации ансамблей свирельщиков стали его ученике В.Я.Боруха, М.С.Андрусенко и мастера-исполнители В.Зуляк, Е.Бобровников.

Первым концертным инструментом с точной настройкой, хроматическим звукорядом и с тональным перестроювачем типа подвижных целлулоидных колец, размещенных на поверхности, стала свирель мастера-конструктора И.Скляра. Основой для усовершенствования стала 7 свирель народного умельца И.Яроша. В процессе работы над усовершенствованием свирели И.Скляру удалось произвести постоянные принципы изготовления стандартных инструментов, на которых с помощью комбинированного перекрывания аппликатурных отверстий при соответствующей струе воздуха можно добыть весь хроматический звукоряд. Как пишет сам И.Скляр "целью этой хлопотливой работы стало создание основы, на которой сложилась бы школа игры на свирели, а также, что главное, воспитание исполнителей игры на этом замечательном народном инструменте". Кроме теоретических обоснований, И.Скляр в своей книге "Подарок свирельщикам", подает нотное дополнение, где вмещенные рекомендации относительно выполнения нотного материала. Среди произведений, которые вошли в эту книгу: дуэты (свирели И и ІІ; фортепиано и свирель; свирель и бандура); квартеты (свирели И, ІІ, ІІІ и фортепиано); квинтеты (свирели И, ІІ, альт, бандуры И и ІІ).

Процесс усовершенствования свирели на этом этапе еще не был завершен, Н.Матвеев еще в конце 50-х отмечал: "Процесс усовершенствования и хроматизации свирели еще не закончен, ей принадлежит большое будущее в семье украинских народных инструментов". В 1970 году мастер Д.Ф.Деминчук создает хроматическую свирель на 10 отверстий, где хроматический звукоряд легко добывается последовательной аппликатурой. Открываются классы свирели в вузах, в частности во Львовской государственной консерватории им. М. Лисенко (сегодня музыкальная академия). Среди преподавателей спецкласса доцент М.Корчинский стал активным творцом репертуара и внедрил в учебный процесс "новую, специфически свирельную исполнительскую технологию", что стало результатом его многолетнего опыта.

Именно во второй половине ХХ века свирель академический, профессиональный народный инструмент получила свое утверждение благодаря многим факторам, главное место среди которых принадлежит основателю свирельной академической школы И.Скляру. На этом отмечает М.Корчинский: "Шанс родиться новой, отдельной свирельной культурой ей дало ХХ век".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.musarticles.ru

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и ...
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой) Авторы: Надежда КОНДРАТОВА ...
Этим же ансамблем была исполнена оперетта "Красноярское море" на либретто Г. Сысолятина, а "Большая хакасская вокально-танцевальная сюита", благодаря гастролям Красноярского ...
Я получил массу песен от партизан ВОВ и даже не подозревал, что эта песня может вызвать такой бурный отклик среди бывших партизан", - писал Катаевой автор стихов этой песни ...
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
... социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни
Реконструкция модернизационного сознания в рок-культуре осуществляется разными средствами. В данном исследовании акцент делается на анализе музыки ...
Подробный анализ репертуара, содержания рок-песен приводит ся для доказательства серьезных намерений рок-культуры, несмотря на внешне легковесный антураж.
Согласно опросам, интерес к народной песне больше всего проявляют пожилые люди и та часть молодежи, которая увлекается рок-музыкой т.е. по нашей интерпретации модернизационно ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: курсовая работа
Народный сценический танец как фактор сохранения традиций
Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры 1.1. Анализ основных понятий ...
Следование главным принципам народно-сценического танца - доступности и целесообразности в выборе основных элементов различных видов танца народов мира; познанию и пониманию связи ...
Студия ансамбля народного танца, как правило, существует на базе определенного художественного коллектива и в задачи обучения в ней входит подготовка смены исполнителей в ансамбле ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Организация работы и творческой деятельности хореографического ...
Содержание Введение Глава I. Теоретическая часть. Необходимые условия для работы с хореографическим творческим коллективом § 1. Требования к ...
Насыщенность, углублённость, разно-образие танцевального репертуара ансамбля, зачастую преподносимого мастером-создателем некоторых номе-ров или репертуара в целом.
Чтобы достоверно восстановить номер "Русский танец с платком" Анна Ивановна обратилась с личной просьбой к народной артистке СССР Мире Михайловне Кольцовой помочь в восстановлении ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
... форм в процессе становления и развития русского народного танца
... Факультет искусств Кафедра хореографии КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: " Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного
После Октябрьской революции новой формой проявления танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли песни и танца, народные хоры, а так же самодеятельные коллективы ...
Танцуют этот танец под народные плясовые, шуточные песни, которые исполняются на баяне, гармонике или каком-нибудь другом музыкальном инструменте.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа