Статья: Платформа для инвестиционного банка

Андрей Серебряков, Майкл Уайф

Из истории информационных технологий

В 1958 году в тридцать шестом номере американского делового вестника Harvard Business Review впервые появился термин, которому суждено было завоевать весь предпринимательский мир конца двадцатого века. Рассуждая о перспективах использования молодого чуда конца сороковых годов - - цифровых машин (компьютеров) - - в сборе, организации, хранении, извлечении и распространении хранимых в этих машинах данных, журнал пишет, что новая технология не имеет еще общепринятого наименования и предлагает называть ее информационной технологией (ИТ).

Споры об уместности и применимости этих технологий не утихают до сих пор. В конце семидесятых годов Конгресс США учреждает специальный комитет по оценке влияния новых технологических проектов на общество, здоровье человека и окружающую среду. Однако в конце девяностых годов становится вполне очевидно, что информационно-технологический бум ни остановить ни полностью проконтролировать невозможно. На человека ураганным потоком обрушилась информация, которую необходимо либо разумно использовать, либо полностью игнорировать (и в результате навсегда остаться в "каменном веке" доинформационного общества).

Первым шагом в систематизации и использовании информации стали появившиеся в конце пятидесятых годов базы данных, создававшиеся по заказу правительства США. За пятьдесят лет эти электронные хранилища информации изменились до неузнаваемости, превратившись из простых складов в многоплатформенные, иерархически организованные, объектно ориентированные базы данных. В середине шестидесятых годов базы данных уверенно входят в мир коммерции и предпринимательства, и сегодня без них немыслимо существование инвестиционных и коммерческих банков.

Дилинг

В условиях современной России нет, пожалуй, проблемы более важной и животрепещущей, чем инвестиции. На арене борьбы за новые области инвестирования - - банки и инвестиционные компании. Правительство предпринимает попытки отладить этот процесс, привлекая внимание инвесторов к малозаметным, но, на взгляд официальных экспертов, чрезвычайно перспективным областям. В этих условиях инвестиционные банки вынуждены вооружаться новейшей техникой и системами, запрограммированными на быстрый и вместе с тем глубокий анализ рисков инвестирования в ту или иную область национальной экономики. Прочно вошедшие в обиход западного предпринимателя анализ и управление рисками (risk management) начинают все активнее использоваться в российском предпринимательстве. Времени "на раскачку" уже не остается. Первопроходцем в этой области стал Национальный резервный банк, не побоявшийся вложить солидный капитал в автоматизированную систему управления рисками Kondor+ компании Reuters. В ряду других систем анализа риска (таких как RXT, RIDS, Kougar, Deal Manager, Sailfish) система Kondor+, по мнению некоторых российских и западных экспертов, наиболее полно охватывает функциональную область дилинговых управлений инвестиционных банков, поскольку - - помимо своей основной функции - - информирует дилера в режиме реального времени о занимаемой им позиции, проводит анализ ситуации по избранному финансовому инструменту, дает дилеру большую свободу для принятия окончательного решения и позволяет ему непосредственно вводить данные по избранной сделке. В идеале дилинговое управление современного инвестиционного банка должно быть оснащено как минимум четырьмя типами устройств обработки и подачи информации в режиме реального времени, позволяющими дилеру работать с максимальной эффективностью. К ним относятся  голосовые системы (типа дилерских телефонов V-Band или Wyatts),  торговые системы, (как, например, Dealing 2000 или торгово-депозитарная система ММВБ, РТС (НАУФОР)),  информационные системы, отражающие состояние мировых рынков (Reuters, Bloomberg, Dow Jones Telerate),  системы анализа рисков.

В совокупности эти системы полностью обеспечивают аналитическую и торговую деятельность дилерского управления и полностью ее исчерпывают в момент заключения сделки.

Перечисленные здесь системы дилингового управления увязаны между собой в единое целое. Например, система анализа риска сделки - - вспомогательный инструмент, позволяющий дилеру оценить насколько эффективной может оказаться заключенная им сделка - - представляет собой механизм, куда напрямую автоматически загружается вся необходимая информация о выбранном дилером финансовом инструменте, моментально пересчитывающий уровень риска в зависимости от текущих котировок, индексов Dow Jones и другой важнейшей рыночной информации, вводимой в систему анализа риска в режиме реального времени. При таком построении дилинга о лучшем нечего и мечтать. Однако затем в игру вступает бэк-офис, призванный выверить все введенные в распорядительной записке дилера данные, подготовить необходимую документацию по сделке и произвести расчет. Любая заминка в работе бэк-офиса неизменно сказывается на эффективности работы банка.

Бэк-офис

До недавнего времени считалось, что "линия фронта" на рынке ценных бумаг проходит по дилингу. Однако практика показывает, что слабая информационно-технологическая обеспеченность бэк-офиса инвестиционного банка существенно замедляет его деятельность, тем самым ослабляя его позиции на рынке. Если банк, являясь активным участником торгов и заключая по несколько сотен сделок в день, не обеспечивает быстрый и своевременный расчет по ним (что возможно только при полной автоматизации информационно-процессуальной деятельности бэк-офиса), то он, как говорится, "теряет лицо".

Бэк-офис банка в общем-то является достаточно консервативным подразделением, которое обязано придерживаться жесткой процессуальной стези. Однако в современных российских условиях бэк-офис вынужден действовать проворнее мангусты. И дело даже не в том, что Россия и сегодня продолжает оставаться нарождающимся рынком (emerging market), а в том объеме инструкций и рекомендаций, который ежедневно рождается в стенах Центробанка, главного органа, регулирующего сегодня банковскую деятельность. В недалеком будущем бэк-офису инвестиционных банков предстоит стать еще сноровистее, поскольку в ряды контролеров финансовых организаций - - участников рынка ценных бумаг вступает Федеральная комиссия по ценным бумагам.

Использующиеся на Западе системы автоматизации бэк-офисов банков достаточно универсальны. Практика показывает, однако, что ни одна из них не может быть в полном объеме использована в нашей стране. А перекраивать существующее программное обеспечение, приспосабливая его под российские условия дорого и малоэффективно. В такой ситуации еще года три назад инвестиционные банки были вынуждены либо содержать солидный штат ИТ, занимающийся не только технической поддержкой, но и программированием, либо покупать еще слабо "обкатанные", но все же гораздо более подходящие к нашим условиям российские программные продукты. По первому пути, например, пошел банк Ренессанс-Капитал, полностью автоматизировав бэк-офис своими силами, по второму пути идет Национальный резервный банк, использующий программу автоматизации бэк-офиса, разработанную компанией Фаворит, и программно-аппаратный комплекс, реализующий функцию операционного дня и сопряженных с ним систем, разработанный компанией Diasoft.

Стандартизация внутреннего учета

В этих условиях свое весомое слово решила сказать Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), выпустив Стандарты внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокеров и дилеров, где определяется, что главной задачей внутреннего учета является формирование полной и достоверной информации о результатах операций с ценными бумагами, необходимой для оперативного руководства и управления компанией, для составления точной и своевременной отчетности перед клиентами компаний, своевременного предупреждения негативных явлений в деятельности компаний, а также для обеспечения контроля со стороны НАУФОР за деятельностью компаний на рынке ценных бумаг. Кроме НАУФОР сегодня никто не занимается сертификацией программных продуктов для бэк-офисов. В кулуарах ассоциации идут разговоры о создании универсального, сертифицированного НАУФОР программного продукта для бэк-офисов, который, вероятно, упростил бы жизнь банковских программистов и освободил их от постоянной оглядки на соответствие принятым стандартам.

Три источника и три составных части

Однако как бы ни был хорош и "быстр" тот или иной программный продукт, нельзя забывать о том, что инвестиционный банк един в трех лицах: дилинг, бэк-офис и опердень банка и сопряженные с ним системы. При отсутствии отлаженной и бесперебойной связи между этими тремя составляющими об успехе и эффективности можно и не мечтать. Отсутствие или неполноценность этой смычки можно сравнить с узкими дверями между просторными и роскошными залами дворца. Пока распорядительные записки дилеров (tickets) вручную переносятся из одного управления в другое и физически заново "вбиваются" в систему автоматизации бэк-офиса, а затем ситуация повторяется практически в том же виде при переходе документов из бэк-офиса в бухгалтерию, это будет напоминать давку в упомянутых выше узких дверях. Идея автоматизации этой связи, конечно, не нова, но при отсутствии единых стандартов автоматизации бэк-офисов, она, вероятно, не могла быть реализована в полной мере. В сущности, понятно, что речь здесь идет о достаточно простом решении - - разработке единого гибкого интерфейса, связывающего между собой системы и отдельные рабочие модули банка. И вопрос здесь даже не в функциональной полноте такого интерфейса, а в иных характеристиках, делающих продукт современным и привлекательным - - скорость операций и объем, занимаемый им на диске. Можно предположить, что в ближайшее время в предметной области банковской деятельности вряд ли появятся какие то новшества. Что же касается ее аппаратной реализации, существенно снижающей риск человеческой ошибки, здесь для разработчиков современных автоматизированных систем открыто необъятное поле деятельности.

Единый программный комплекс

Не так давно Национальному резервному банку такую "смычку" предложила осуществить компания VegaTech, в настоящее время создающая по его заказу единый программно-аппаратный комплекс для связи с используемой в НРБ системой Kondor+ и для автоматизации бэк-офиса и бухгалтерии на этой новой основе. Идея состоит в том, чтобы перевести все три звена инвестиционного банка на единую программно-технологическую платформу на сервере Sybase, с единой базой данных или связанной одним программным языком системой баз данных, в которой информация дилинга после завершения сделки автоматически переводится в бэк-офис для ее окончательной обработки и отчета по ней. Вероятно, такая база данных должна основываться на технологии клиент-сервер, для чего требуется несколько иная физическая и логическая база, чем обычные файловые системы. А такие пока еще распространенные сегодня СУБД, как Paradox, DBase, FoxPro, вряд ли полностью подходят для целей клиент-серверного программно-аппаратного комплекса банка.

При разработке требований к торговой системе Citadel компании VegaTech для Национального резервного банка было сочтено, что с целью повышения эффективности работы банка бэк-офисная система должна в точности дублировать ключевые конфигурационные характеристики финансовых инструментов, заложенные в Kondor+, и иметь единый интерфейс, что с наибольшей оптимальностью можно осуществить на единой программно-технологической платформе - - в данной ситуации на SQL сервере.

Идею связать в едином программно-аппаратном комплексе дилинг, операции и бухучет вряд ли можно рассматривать как новый вклад в теорию информации. Она не предлагает новых способов кодирования и представления данных. Да и вряд ли банки стали бы рисковать введением каких-то новшеств, пока еще не подходящих под активно складывающуюся на данном этапе систему стандартов, которая не сегодня завтра будет закреплена в российском банковском деле de-jure. Кроме того, исходя из реальностей сегодняшнего дня, трудно предположить, что различные компании по разработке программного обеспечения для банков будут едины в выборе инструментария. Кто-то может отдавать предпочтение Sybase, а кто-то - - Informix, и выбор продукта в конечном итоге определяется его функциональной полнотой. Однако с точки зрения оптимизации и развития информационных технологий идею перевода банка на единую программно-технологическую платформу можно без сомнения считать прогрессивной. На этой основе существенно упрощается создание единого интерфейса, увеличивается скорость операций. За счет перевода документооборота на электронную основу ускоряются все процессы обработки сделки от момента введения информации по ней в распорядительной записке и до составления отчета, тем самым значительно повышается эффективность торговой деятельности банка, а, следовательно, и улучшаются его позиции на рынке.

Национальный резервный банк надеется завершить первый этап перехода на единую программно-технологическую платформу Kondor+/Citadel осенью 1997 года. Время покажет, насколько продуктивным будет такое объединение.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://exsolver.narod.ru/