Статья: Маркетинговая деятельность в сфере физкультурноfоздоровительных услуг как объект управления

Кандидат педагогических наук, доцент Г.З. Аронов

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Маркетинговая деятельность предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг направлена на обеспечение конкурентоспособности оказываемой услуги, а следовательно, на обеспечение ее качества. Тогда управление маркетинговой деятельностью есть обеспечение качества.

Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Вместе с тем качество услуги может быть оценено только после того, как эта услуга оказана.

Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: "система", "среда", "цель", "программа" и др.

Появление международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества явилось дальнейшим развитием теории и практики современного менеджмента качеством.

Система управления качеством услуги включает следующие функции:

1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции включают:

- прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

- анализ достигнутых результатов качества существующих условий фирмы для оказания услуги;

- анализ информации о рекламациях;

- анализ информации о потребительском спросе. Тактические функции:

- управление сферой производства;

- поддержание на уровне заданных показателей качества;

- взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой. Учесть значительное количество параметров, влияющих на обеспечение качества систем управления, можно только путем применения различных численных методов.

Имитационное моделирование (simulation) является одним из мощнейших методов анализа экономических систем. Обычно под имитацией понимают процесс проведения на ЭВМ экспериментов с математическими моделями сложных систем реального мира.

В настоящее время процессы принятия решения в социально-экономических отраслях деятельности человека опираются на достаточно большой арсенал математических методов.

При моделировании социальных систем понятие системы дается в более формализованном виде, очищенном от содержательных характеристик элементов, отношений порядка и связей между ними.

Под структурой системы понимают способ ее существования, фиксирующий вполне определенные приоритеты и взаимосвязи ее элементов. Для каждой системы можно построить несколько типов структур.

Существующий анализ состояния систем маркетингового управления в основном затрагивает вопросы промышленного производства, в то же время маркетинговое управление в сфере услуг разработано, на наш взгляд, недостаточно. Это обстоятельство имеет объективные причины. В первую очередь, как нам представляется, качество услуги оценивает потребитель, тогда как в сфере промышленного производства контроль качества осуществляется на стадии изготовления продукции. По определению Ф. Котлера, услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона предлагает другой и которая неосязаема и не приводит к завладению чем-либо.

Анализ понятия услуги связан с тем, что управление маркетингом предприятия сферы физкультурно-оздоровительных услуг подразумевает решение задач прогноза на математической модели, адекватной реальной системе. К сожалению, основываясь на ставшей классической к настоящему времени работе [5], такую модель построить не удается.

Рассматривая модель маркетинговой системы как базисную, сохраняя логику связей элементов, ее составляющих, возможно построить формализованную модель маркетинговой системы физкультурно-оздоровительных услуг.

Адаптация обобщенной модели системы маркетинга услуг к частным специфическим условиям физкультурно-оздоровительных услуг сохраняет основополагающие соотношения элементов и категорий и позволяет получить условную модель системы управления маркетингом предприятия сферы физкультурно-оздоровительных услуг.

Предложенный методологический подход нахождения соответствия между фундаментальными элементами концептуальной модели системы маркетинга и элементами, характеризующими конкретную социально-экономическую структуру, функционирующую в поле рыночных отношений, позволяет в прикладном плане реализовать вскрытые закономерности системного взаимодействия этих элементов, которыми определяется частная маркетинговая структура.

Возникновение у клиента тех или иных потребностей в оказании ему физкультурно-оздоровительных услуг связано:

- с конкретным желанием улучшить состояние здоровья;

- платежеспособностью;

- наличием свободного времени.

Именно в соответствии с проблемами в состоянии здоровья у клиентов возникает потребность в получении физкультурно-оздоровительных услуг.

Логично предположить, что отсутствие проблем со здоровьем и самочувствием у клиента предопределяет в большинстве случаев (учитывая менталитет жителей России) отсутствие потребностей в физкультурно-оздоровительных услугах. Таким образом, у заказчика проблема как элемент маркетинговой системы является одним из определяющих, входных параметров.

Результативность функционирования маркетинговой системы физкультурно-оздоровительных услуг оценивается по конкретным характеристикам случая обслуживания, соответствующих процедур и соответствующей деятельности (единиц труда тренеров).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/

Социально-культурная деятельность
Социально-культурная деятельность Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации ...
К ним относятся: физическое развитие и состояние здоровья; система знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и ...
В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: учебное пособие
Экономика физической культуры и спорта
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ...
... предпринимательская деятельность, природа и характер экономических отношений в сфере физической культуры и спорта, рынок физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, спортивный ...
Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения могут принадлежать физическим лицам, если такие сооружения построены или приобретены за счет собственных ...
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: учебное пособие
Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в ...
Министерство образования Российской Федерации Самарский государственный педагогический университет Диссертация на соискание ученой степени кандидата ...
В теоретическом плане - это проблема определения методологии формирования ценностного отношения к здоровью в раннем юношеском возрасте в процессе физкультурно-оздоровительной ...
Такой подход позволяет оценить здоровье не только с качественной, но и с количественной стороны.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Теоретические основы маркетинга
Министерство образования и науки Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный ...
Имитация (имитационное моделирование) представляет собой математическую, графическую или иную модель контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику ...
Имитационное моделирование позволяет всесторонне изучить множество факторов, определяющих стратегию маркетинга.
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат
Маркетинг
СОДЕРЖАНИЕ 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА 1.1. Сущность маркетинга и его роль в экономике 1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга 1.3 ...
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие ...
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий требует системы управления маркетингом, которая включает планирование маркетинга, состоящего из стратегического и тактического ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: учебное пособие