Статья: Архангельский почтовый тракт
Малахов Сергей
Еще не так давно привычного нам Мурманского шоссе не существовало и путники добирались на восток Ленинградской области и далее, по двум основным дорогам - по древней Ореховской дороге шедшей из Старой Ладоги в Орешек и по Архангельскому почтовому тракту. Езда по Российским дорогам всегда была испытанием на выносливость и Архангельский тракт тому подтверждение.
Архангельской тракт. Идет по самому левому берегу Невы и потом вдоль Ладожскаго озера, проходя на Шлисельбург и Новую Ладогу. От Петербурга до Усть-Ижоры (на 17 вер.) устроено шоссе; далее же, дорога идет по натуральному грунту, причем, за Шлисельбургом, на первых 36 вер, (где дорога пролегает вдоль по берегу Ладожскаго канала) местами насыпан плитный щебень, а у самаго города начата шоссировка дороги. От Петербурга до Усть-Славянки, дорога вплоть обставлена фабриками и заводами с их слободами; далее же, к Усть-Ижоре, по обеим сторонам разбросаны кирпичные заводы. За Уст-Ижорою, до станции Елисаветинской (ІІри устье Мги), дорога, проходя по глинисто-песчаному грунту, находится в самом дурном состоянии на всем протяжении, и в особенности на первой своей половине, покрыта глубокими колеями, выбоинами и ямами, и при малейшем дожде становится крайне грязною и едва лишь возможною для легкаго проезда.
От Усть-Ижоры до Усть-Тосны, к дороге примыкают остатки вырубленнаго леса; за Тосною же дорога входит въ мелкой лес. Чрез реки Славянку, Ижору, Тосну и Мгу устроены деревянные мосты на сваях; только средина Тосненскаго моста лежит на плошкоуте, который выводится для пропуска судов. От станции Елисаветинской до Шлисельбурга, дорога идет сыпучим боромъ и по этому, средина дороги (саж. на две слишком) устлана булыжным камнем. От Шлисельбурга до р. Лавы, тракт проходит вдоль по южному берегу Ладожскаго канала, на ширине от 3 до 4 саж., ограничиваясь с одной стороны окраиною канала, а с другой валом, который насыпан вдоль всего канала. Местами, кое где, дорога устлана булыжником и обломками Путиловской плиты, которая провозится мимо по каналу. Кроме вышеозначенной узкости дороги и соседству канала, что соделывает проезд в темное время опасным, дорога имеет то неудобство, что по ней проходить большая часть тяговых лошадей (т. е. пролегает бичевник) и это стесняет, как проезд, так и судоходство. Вообще положение дороги вдоль судоходнаго канала весьма неуместно и вредно в том еще отношении, что засоряет канал стекающею с дороги грязью и сваливающеюся землею. Почти на всем протяжении, дорога изрыта ухабами и колеями и местами усеяна вывороченными с места камнями и плитными обломками; при песчано-глинистом грунте, первый дождь соделывает дорогу до неимоверности грязною и тяжелою для проезда. Чрез речки Назью, Шельдиху и Лаву (у селений тех же названий) дорога проходит по деревянным мостам. На Назье и Лаве, мосты устроены с подъемным помостом, для пропуска судов. Эта канавная часть дороги, вместе с перегоном от Усть-Ижоры до Елисаветинской станции, соделывают Архангельский тракт почти во все неудобным для следования обозов и провоза тяжестей, по этому всегда предпочитают торговую и прочую кладь отправлять водным путем по каналам (Ладожскому, Сясскому и Свирскому), кои проходят в одном направлении с сухопутным трактом. Во избежание дурной части дороги (от Лавы до Шлисельбурга) местные жители и проезжающие не на почтовых, обыкновенно предпочитают боковую проселочную дорогу, которая, отделившись влево от почтоваго тракта у Колосарь, направляется на пог. Васильково, Путилово, Вагриселку (или Синюхино), Медное и Елисаветино, где выходит опять на почтовый тракт. Эта обходная (если только неиспорчена сильными дождями) не сравнено лучше почтовой и короче оной. вер. на 10.
У Лавы, дорога уклоняется вправо от Ладожскаго канала и идет прямо на Новую Ладогу, при чем, с обоих сторон прилегают болота поросшия мелким лесомъ. До станции Маруя, дорога продолжает быт глинисто-песчановатою; потом, пролегает твердым песчаным грунтом; от станции же Черной до Новой Ладоги, сыпучими песками. При этом грунте, все протяжение дороги от Лавы до Нов. Ладоги, весьма мало портится от дождей и всегда находится в хорошем состоянии. Через р. Кабону, у сел. Лемосарь, лежит мост на сваях. Переправа чрез Волхов у Новой Ладоги, производится на паромном судне, которое ходит по канату.
От Новой Ладоги до Сясских-рядков (лежащих при устье Сяси), дорога, на всех 10 вер., идет вдоль по довольно высокому и песчаному берегу Сясскаго канала, к которому подходит мелкой бор; дорога не примыкает к самому каналу и по этому, бичевник не мешает проезду. У Сясскихъ-рядков, переправа чрез Сясь на пароме. Далее, до Шахново (17 вер.) дорога проходит большею частию бором, по крепкому песчаному грунту, параллельно Свирскому каналу, не далее как вер. в двух от онаго. От Шахнова, дорога круто поворачивает вправо, вверх по левому берегу речки Вороновки и перейдя оную у пог. Вороненскаго, по деревянному мосту, направляется, по волнистою и частию мелколесистой местности, на Манихино и Доможирово, где дорога переходит уже в Олонецкую губернию. За Вороновкою, верстъ на 9, до сел. Горки, грунт дороги становится глинисто-песчаным; далее же, до самой границы губернии, снова продолжает быть песчаным. Чрез Пашу и Оять производится паромная переправа. Через речку Кумбигу (впадающую в Пашу с правой стороны и сильно разливающуюся при ея вскрытии) устраивается постоянный на сваяхъ мостъ, до 80 саж. длиною.
В зимнее время, от сел. Колосарь (лежащаго вер. в 5 от Лавы), обывательской проезд обыкновенно идет: или на Шлисельбург и оттуда, переехав Неву, прямо по Заневской части, чрез Колтуши и Охтенской пороховой завод, на Петербург; или же, направляется, мимо пог. Василькова, на Путилово, Вагриселку (Синявино), Медное, Елисаветино и далее по почтовому тракту. Из этих зимних путей, первый сокращает путь на 18, а второй на 12 вер. Колтушская зимняя дорога, по причине весьма волнообразной и неровной своей местности, бывает, в окрестностях Колтуш, до чрезвычайности ухабиста и по этому, по ней преимущественно проходят легкие обозы; тяжелыя же предпочитают зимник на Путилово, Синюхино и Медное. Летом, Колтушскою дорогою не ездят, ибо она от Колтуш до Шлиссельбурга весьма дурна и к тому же противу Шлисельбурга не учреждено постоянной переправы. Почта, и зимою, ходит по летнему почтовому тракту.
Вот так описывали Архангельский почтовый тракт в Военно-Статистическом обозрении Российской империи за 1851 год. В дальнейшем тракт на участке от Шлиссельбурга и до Новой Ладоги постепенно приходил в упадок, и в начале XX века на его место, как главный путь на восток, выступила дорога проходящая по следам древней Ореховской дороги. Она заменила собой отрезок от бывшей Елизаветинской почтовой станции и до Новой Ладоги. Гораздо позже, уже после Великой Отечественной войны проложили современное Мурманское шоссе. От г. Кировска и до д. Иссад оно прошло по совершенно новому маршруту, и поэтому вдоль него так мало населенных пунктов - все они остались по сторонам, вдоль старинных дорог.
Весной 2004 года мы прокатились по Архангельскому тракту на участке от д. Колосарь и до д. Ченоушево. От поселка Шум (ст. Войбокало) и до д. Сухое идет асфальтированная дорога. На участке примерно от пересечения с р. Ютика и до Сухого эта дорога перекрывает собой Архангельский почтовый тракт. Дальше асфальт уходит налево на Ладожское озеро, в д. Кобона, а прямо идет грунтовка.
Сразу за д. Сухое, после моста через р. Кобону дорога раздваивается. Налево грунтовкой уходит почтовый тракт, а направо дорога на деревни Гавсарь, Гулково, Остров. Местный житель из д. Сухое рассказал нам, что тракт от д. Лемассарь и до д. Черноушево совершенно заброшен и зарос. Проехать по нему можно только на тракторе и то не в любую погоду. Мы ориентируясь на эти слова и на то, что в д. Гавсарь стоят руины церкви Святых Мучеников Флора и Лавра, решили объехать часть тракта через деревни Гавсарь и Остров. Там попутно осмотреть остатки церкви и потом выбраться опять на тракт.
В д. Остров нам рассказали, что выбранная нами лесная дорога для возврата на тракт совершенно заросла и завалена поваленными ветром деревьями. Однако если мы непременно хотим туда попасть, то должны за деревней выйти на полевую дорогу, по ней добраться до опушки леса и там увидеть одинокий дом некого Виктора. Дальше путь выглядел в тумане и была только одна надежда на этого Виктора. Ободряло еще и то, что по словам местных, туда идет дорога.
Полевой дорогой за деревней Остров оказался разъезженный тракторами участок поля с залитыми водой колеями. Мы теша себя надеждой, что на предыдущей дороге нам было бы еще хуже, волокли на себе велосипеды к виднеющемуся на горизонте лесу. Примерно не доходя с километр до края поля мы встретили двух человек с собакой. В начале разговора они не могли понять на какой-такой Архангельский тракт мы пробираемся, а в конце предупредили нас, что там (взмах рукой по направлению леса), на полянке у них пасется бешенная лошадь, которая бросается на незнакомых. В подтверждении этих слов на раскисшей глине пресловутой полевой дороги отчетливо проступали отпечатки копыт. В итоге оставшийся кусок пути до тракта мы проделали напрямую через заболоченный лес, идя по азимуту. В дальнейшем, осмысляя наш "подвиг", мы пришли к выводу, что так и недостигнутый дом некого Виктора, бешенная лошадь на поляне - это место которое сейчас отмечают на картах как нежилая деревня Маруя и где раньше стояла почтовая станция.
Как бы там не было, но мы срезали гораздо более большой кусок Архангельского тракта чем хотели. Место где мы на него выбрались из леса лежит в районе песчаных карьеров (отмечены не на всех картах), примерно на полпути между деревнями Маруя и Харчевня.
От карьеров к деревне Харчевня идет очень милая, сухая, лесная дорога, немного ухудшающаяся на подходе к полям. Выбравшись из леса на поля бывший Архангельский тракт становится песчаным. Таким он продолжается до д. Харчевня, вернее еще чуть дальше, до поворота на д. Лавния.
Деревня Харчевня сейчас это один заброшенный дом, который предоставил нам убежище во время внезапно начавшейся грозы. Чуть дальше, слева от дороги догнивают остатки забора, косвенно указывая место где стоял еще один дом.
От поворота на д. Лавния и до д. Черноушево, а вернее до самой Новой Ладоги идет широкая, каменистая, грейдерная дорога.
Мы же добравшись до Черноушево и узнав, что здание бывшей почтовой станции Черное недавно растащили предприимчивые местные жители, покинули тракт и с заездом в д. Вегота отправились в Кисельню, что на Мурманском шоссе. Оттуда обратно на станцию Войбокало мы вернулись по древней Ореховской дороге, которая в XVIII - начале XX веков считалась Олонецким трактом.
Список литературы