Статья: Этноискусствознание
Нехвядович Л.И. Алтайский государственный университет Барнаул, Россия
Этноискусствознание как актуальное направление в современных гуманитарных науках
Согласно концепции, распространенной в постмодернистской теории искусства, будущее не в национальных школах, а в предельно творческом индивидуализме художника [1]. В этом контексте актуализируются вопросы взаимоотношения традиции и новации, общего и национально-особенного в искусстве этнических групп. Научные подходы к интерпретации этих явлений признают необходимость исследований в междисциплинарной зоне. Одним из перспективных направлений изучения таких важных аспектов современного искусства является этноискусствознание.
Определения этноискусствознания как научного направления в искусствоведческой литературе встречаются редко, и сформулированы они в самом общем виде. Приведем одно из таких определений, данное С.И. Вайнштейном: «В широком значении этноискусствознание изучает этническую специфику художественной культуры отдельных народов, народное (традиционно-бытовое) искусство различных этносов, его генезис, закономерности развития, происхождение, первобытное искусство, взаимосвязи народного искусства с профессиональным, а также отдельные виды искусства, его судьбы в современном индустриальном обществе, способы хранения и экспонирования произведений народного искусства в этнографических музеях, использование народного искусства как источника изучения этногенеза» [2]. В узком значении ученый характеризует этноискусствознание как область науки, которая изучает изобразительное народное искусство. Исходя их данного определения, этноискусствознание представляет собой междисциплинарное научное направление, сформированное на стыке этнографии и искусствознания.
При изучении этнической специфики художественной культуры отдельных народов этнографов и искусствоведов объединяет историко-генетический и стадиальный подходы, применение в своих исследованиях исторического, социологического, сравнительного, антропологического и культурологического методов. Объединяющим является и метод полевого исследования, предполагающий длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. В то же время в работах искусствоведов и этнографов этого направления расставляются разные акценты. Так, искусствоведы большое внимание уделяют детальному и всестороннему изучению искусства каждого народа в отдельности; их интересует процесс и механизмы взаимодействия типов художественных культур, а в итоге – роль тех или иных этнокультурных традиций в формировании национальной специфики искусства этнических групп [3]. Внимание этнографов сосредотачивается на проблемах генезиса и динамике этнических образований, на ходе самих этнических процессов, протекающих в результате развития, межэтнических контактов и синтеза этих двух сторон [4]. Можно отметить различия и в источниковедческой базе этноискусствоведческих исследований искусствоведов и этнографов, но в целом, здесь наблюдается совпадение целей, методов и содержания исследований.
Истоки этноискусствоведческих знаний можно найти еще в трудах Аристотеля, Платона. Из мыслителей эпохи Возрождения флорентийский живописец и архитектор, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари (1511-1574) одним из первых поставил вопрос о своеобразии творчества итальянских художников. В Новое время И.И. Винкельман (1717-1768) подошел к тому, что сегодня включено в проблематику этноискусствознания, прежде всего, к вопросу о «причинах различия искусства между народами». Он же, одним из первых, повел речь об анализе стиля всей эпохи, нации, поколения и, наконец, индивидуальности и различных стадий ее развития. Развитие этнографии и истории искусства привело на рубеже XIX-XX вв. к выделению этноискусствознания в самостоятельное научное направление. Основателями новой дисциплины считают Ф. Боаса (1858-1942) и А. Крёбера (1876-1960). Значительное влияние на последующее развитие этноискусствознания оказали работы К. Леви-Строса о культуре и искусстве как совокупности знаковых систем, а также Г. Сильвера – инициатора одного из новых направлений в современном западном этноискусствознании - «этноискусство» (ethnoart).
Идеи западных мыслителей получили поддержку и развитие в российской науке в трудах С.В. Иванова, Б.М. Бернштейна, С.М. Вайнштейна. Рост роли и значения регионов в историческом развитии России и стран СНГ на рубеже ХХ-ХХI вв. активизировал научные исследования по этноискусствоведческой проблематике. Для исследований характерно расширение тематики, применение комплексного междисциплинарного подхода, использование новых исследовательских моделей с учетом национального самосознания и соответствующих им понятий, таких как «менталитет», «национальный дух», «этничность», «этническая идентичность». Убедительную концепцию этнонациональной специфики современного искусства дают Т. Степанская, Р. Ергалиева, Р. Несипбай, Н. Ахмедова, Г. Валеева-Сулейманова. Основными вопросами современных исследований в области этноискусствознания являются:
Сопоставление общего и национально-особенного в искусстве, выбор приоритетов между общечеловеческим, универсальным и разнообразием типов индивидуальности (нации, этноса, личности).
Определение места и роли конкретного типа художественной культуры в мировой культуре, конкретных общностей в системе национальной культуры и их взаимодействие.
Современное этноискусствознание как междисциплинарное научное направление рассматривает художественную картину мира во взаимосвязи общего, особенного и частичного. В качестве общего выступает межнациональное (оно состоит из единства этнического, межэтнического и иноэтнического), особенным является собственно национальное (может быть и моно-, и полиэтничным), частичным - этнорегиональное. Исходя из такого понимания объекта и предмета этого научного направления, можно сделать вывод, что проблематика этноискусствознания обширна, актуальна. В эпоху глобализации это направление продолжает расширяться и имеет значительные перспективы.
Список литературы
1. Рыков А.В. Потмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг. – СПб.: Алетейя, 2007. С.40-41.
2. Ванштейн С.И. Этноискусствознание //СЭПИТ. Вып.2. - М., 1988. С.103-104.
3. Степанская Т.М. Традиции и современность в творческом наследии художников Алтая // Наследие и современность. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006.
4. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: (По материалам Западной Сибири). – Томск, Изд-во Том. ун-та, 1993. С.12.
Источник: Научный журнал "Фундаментальные исследования" №8, 2008 год / Российская Академия Естествознания
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.inostranka-newlife.com
Культурология | |
1.2 Культура и цивилизация Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово ... В VI-середине VII в. в Византии был создан свой собственный стиль в искусстве, художественно-эстетическую специфику которого унаследовали в средние века страны православного ... ... феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV-XV в. и ... Исследователи провинциального быта дореволюционной России выявили целый ряд его особенностей: тишину и покой традиционного уклада; средоточие народного искусства, промыслов ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: учебное пособие |
Аллегория в изобразительном искусстве | |
Витебский государственный университет им. П.М. Машерова Художественно - графический факультет Кафедра изобразительного искусства Курсовая работа на ... Символ художественный (греч. ѭѭѭѭѭѭѭѭ - знак, опознавательная примета)- в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой ... Использование прилагательного "современный" для определения периода в истории искусств частично вызвано отсутствием какой-либо особой или превалирующей школы искусства, признанной ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа |
Этногенез и основные факторы этнической эволюции | |
Тайсаев Джабраил Мубарикович Из книги "Эволюция. Этничность. Культура или На пути к построению постнеклассической теории этноса" 1. Определение ... Особенно часто такие языковые коллизии мы наблюдаем в малых этносах, поскольку в микроэтногенезе (см. ниже) этническая дивергенция может происходить настолько быстро, что их языки ... Какие реальные источники энергии служат двигателем генезиса этносов? |
Раздел: Рефераты по философии Тип: статья |
Многообразие знаний о культуре | |
Содержание Введение Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания 1. Сущность и предназначение культуры 2. Многообразие знаний о культуре 3 ... этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); Журнал и собравшаяся вокруг журнала группа талантливых художников, графиков, искусствоведов - А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и другие ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: учебное пособие |
Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных ... | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им.Л.С. ВЫГОТСКОГО ФАКУЛЬТЕТ ... Народная душа (этническая психология), по Вундту, не имеет неизменной субстанции (как у X. Штейнталя и М. Лацаруса). Психический склад этноса - специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности, который состоит из следующих ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |