Реферат: Мировой трубопроводный транспорт

А). Наряду с железнодорожным и автомобильным трубопроводный транспорт относится к сухопутным видам транспорта. Однако тогда как по железным и автомобильным дорогам перевозят и грузы и пассажиров, трубопроводы предназначены только для транспортирования жидких и газообразных продуктов. Соответственно их принято подразделять на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы (пульпопроводы имеют очень небольшое значение).

Б). Развитие трубопроводного транспорта неотделимо от развития нефтяной и газовой промышленности. Нефтепроводы и продуктопроводы наряду с танкерным флотом являются главным средством переброски нефти и нефтепродуктов на средние, большие и очень большие расстояния. Такую же функцию выполняют газопроводы в газовой промышленности. И те и другие обеспечивают преодоление территориального разрыва между районами добычи и потребления жидких и газообразных углеводородов.

В). История трубопроводного транспорта, как и история нефтяной промышленности, восходит к середине XIX в. Первый нефтепровод длиной всего 6 км построили в США в 1865 г. Через десять лет промышленный центр Питсбург в Пенсильвании был соединен с нефтепромыслом 100-километровым нефтепроводом. В Латинской Америке первый нефтепровод был проложен (в Колумбии) в 1926 г., в Азии (в Иране) – в 1934 г., в зарубежной Европе (во Франции) – в 1948 г. На территории Российской империи первый продуктопровод, соединивший Баку и Батуми, был построен в 1907 г. Но широкое строительство нефтепроводов началось уже после Первой мировой войны, а газопроводов – после Второй мировой войны.

Протяженность нефтепроводов и продуктопроводов составляет 600 тыс. км, газопроводов — 900 тыс. км. По продуктопроводам транспортируется уголь, руда в смеси с водой в виде жидкой массы.

Трубопроводы расположены преимущественно в Европе, Северной Америке, на Аравийском полуострове. В России крупнейшими нефтепроводами являются «Дружба» (5, 5 тыс. км), связывающий Западную Сибирь с Европой, и нефтепровод «Уренгой — Западная Европа» (4, 5 тыс. км).

Анализируя размещение нефте– и продуктопроводов, можно отметить, что крупнейшие их системы сложились, во-первых, в странах с большими размерами добычи и внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов, а иногда и экспортирующих их (США, Россия, Канада, Мексика, а также Казахстан, Азербайджан и др.). Во-вторых, они сложились в странах с ярко выраженной экспортной ориентацией нефтяной промышленности (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла). Наконец, в-третьих, они сформировались в странах с не менее ярко выраженной импортной ориентацией нефтяного хозяйства (Германия, Франция, Италия, Испания, Украина, Белоруссия и др.). Самые большие по протяженности магистральные нефтепроводы сооружены в странах СНГ, в США, Канаде, Саудовской Аравии.

В составе первой десятки стран по протяженности газопроводов первые семь позиций – с огромным количественным перевесом – занимают экономически развитые страны. Это во многом объясняется тем, что строительство газопроводов в Китае началось сравнительно недавно, большинство же развивающихся стран если и экспортирует природный газ, то в сжиженном виде морским путем. В свою очередь, из перечисленных в таблице развитых стран США, Германия, Франция, Италия (к ним можно добавить Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Австрию и др.) имеют ярко выраженную потребительско-импортную ориентацию, а Россия и Канада (к ним можно добавить Туркмению, Норвегию, Алжир) – потребительско-экспортную или экспортно-потребительскую ориентацию. Самые большие по протяженности газопроводы действуют в странах СНГ, Канаде и США.

Трубопроводный транспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростом потребностей в нефти и в особенности в природном газе. В разных регионах и странах мира продолжается сооружение магистральных нефтепроводов. Главным центром активности в этом отношении в последнее время стал Каспийский регион. Еще больший размах приобрело строительство газопроводов. Их также сооружают во многих регионах и странах, но если иметь в виду только важнейшие из них, то следует назвать в первую очередь страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Китай, Австралию, а во вторую – Западную Европу, США и Канаду, Северную Африку и Латинскую Америку. По данным на 2001 г., всего в мире сооружалось 85 тыс. км новых трубопроводов.

Россия, уступая США по общей протяженности трубопроводов, еще в начале 1990-х гг. намного превосходила их по грузообороту этого вида транспорта. Этот перевес сохранился и позже: ведь грузооборот нефте– и газопроводов России составляет 1850 млрд т/км, или почти треть мирового. Лидерство России во многом объясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и более современные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлению обладают намного большей пропускной способностью. Это относится к уже давно действующим международным трубопроводам – нефтепроводу «Дружба» и газопроводам «Союз» и «Братство», по которым нефть и газ поставляются в зарубежную Европу. И тем более к недавно введенной в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системе (БТС), давшей выход нефти к Финскому заливу, а также к строящимся морским газопроводам «Северный поток» (на Балтийском море) и «Южный поток» на Черном море. На восточном направлении ведется грандиозное строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому российская нефть пойдет на рынки стран АТР и США. Благодаря трубам диаметром почти в 1, 5 м пропускная способность этой нефтяной магистрали составит 80 млн т в год.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/

Каспийская нефть
Дипломная работа "Каспийская нефть" Содержание Введение.. 3 1. История нефтедобычи в Каспийском бассейне..
Одно время в России считали, что основным трубопроводом для перекачки нефти на западные рынки с гигантского месторождения Тенгиз в Казахстане, равно как и с ряда других нефтяных ...
Трубопровод протяженностью 1500 км должен пройти в основном по территории России и закончиться в новом экспортном нефтяном терминале в Новороссийске.
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: дипломная работа
Ответы на госэкзамены по географии
(экономической, физической и экологии) 14. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. В его состав входят Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной ...
В транспортном комплексе Урала к важнейшим видам относится железнодорожный транспорт, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный транспорт.
По железнодорожным магистралям и трубопроводам с востока поступают металлы , нефть, природный газ , уголь , древесина и хлеб, с юга - каменный уголь, черные металлы, хлеб, овощи и ...
Раздел: Рефераты по географии
Тип: шпаргалка
Логистические системы и география транспорта Дальневосточного региона
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО "Благовещенский государственный педагогический ...
На разъезде Хмыловский планируется строительство перегрузочного комплекса со станцией сливных эстакад нефти трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан с перевозкой нефти ...
Разработан долгосрочный проект (4,5 млрд долл.) строительства газопровода протяженностью 2300 км от Сахалина до Токио.
Раздел: Рефераты по географии
Тип: дипломная работа
Транспортная система России
Содержание Введение I. Общая характеристика транспортной системы России II. Структура транспортной системы 1.Железнодорожный транспорт 2 ...
По общей протяженности магистральных нефте- и газопроводов - 206 тыс. км (143 тыс. км - газопроводы, 48 тыс. км - нефтепроводы и 15 тыс. км - нефтепродуктопроводы) на начало Е 1995 ...
Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил, встрой газопровод Саратов - Москва протяженностью 840 км и диаметром 326 мм.
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: реферат
Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района ...
Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Факультет: "Экономика и социальное управление" Кафедра "Экономика транспорта" Курсовая ...
В транспортную сеть России входит 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов.
Балтийская трубопроводная система (БТС) в регионе должна предусмотреть прокладку новых магистральных и реконструкцию действующих участков трубопроводов для обеспечения подачи на ...
Раздел: Рефераты по географии
Тип: курсовая работа