Реферат: Креативный и эвристический менеджмент

Предлагая эту специфическую тему вниманию широкого читателя, надо прежде всего хотя бы в нескольких словах пояснить, о чем именно идет речь, и ответить на естественный вопрос: «зачем и кому это нужно»? Стоит, кстати, вспомнить, что не так уж далеко ушло в прошлое то время, когда подобные вопросы задавались применительно к менеджменту вообще.

И креативный, и эвристический менеджмент тесно связаны с менеджментом инновационным, на сути которого здесь нет смысла останавливаться, поскольку попытку такого рода мы уже предпринимали . Отмечу лишь, что инновационный менеджмент оперирует с интеллектуальным продуктом как объектом целым и неделимым. В отличие от этого и креативный, и эвристический менеджмент рассматривают данный продукт как сложное структурное образование. Соответственно связанное с ним управление созданием новой системы знаний, умений и навыков должно быть определенным образом разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит исследованию и осмыслению в целях осуществления грамотных практических действий. Несколько проще можно сказать: инновационный менеджмент, с одной стороны, креативный и эвристический - с другой, имеют один и тот же объект рассмотрения, но изучают его в одном случае (инновационный) с внешней стороны, как готовый, в другом (креативный и эвристический менеджмент) - с внутренней, как проходящий процесс создания.

Далее необходимо разграничение креативного и эвристического менеджмента. Креативный (от английского «creative») - это буквально «творческий, созидательный». Он, в принципе, касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания. Отличие эвристического (от греческого heuristro, буквально «отыскиваю, открываю») менеджмента от креативного в том, что в его «ведении» управление личностью и ее самоуправление - при тех же условиях отсутствия априори существующей определенности, какие характеризуют и креативный менеджмент. Последний «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности коллектива. Эвристический же менеджмент, напротив, связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как решающего участника сотворения интеллектуального продукта.

Сделанные замечания, разумеется, носят весьма общий характер, но, как представляется, достаточны для самого первого представления о рассматриваемом предмете. Теперь о том, зачем, собственно, его рассматривать, какой прок может быть от такого занятия - далеко, кстати, не легкого и не простого?

Заниматься проблемами креативного и эвристического менеджмента следует уже потому, что совершенно необходимо добиваться повышения качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях - от общегосударственного до отдельного рабочего места. И нет никаких оснований откладывать эту трудную работу, как подчас полагают, «на потом»: дескать, не до того сейчас, нам бы как-нибудь страну из кризиса вытащить. На самом деле одна из существенных причин и самого кризиса, и того, что таким затяжным и мучительным оказался процесс выхода из него, как раз и состоит в недопустимо низком качестве управленческих решений, принимавшихся (и принимающихся) импульсивно, импровизационно, без сколько-нибудь серьезной проработки с позиций современного менеджмента. В том, чтобы последний утвердился в своих реальных правах, а импровизационная самодеятельность в этой области была преодолена, - и состоит, предельно кратко говоря, полезность занятия, о котором здесь идет речь.

Для того чтобы добиться успеха в таком деле требуется, конечно, многое. Начать стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР). Такие методы призван дать креативный менеджмент. Особая сложность решения данной проблемы состоит в том, что нужно, с одной стороны, перерабатывать огромный массив исходной информации (в настоящее время в любой предметной области она накоплена в объемах, еще недавно показавшихся бы фантастическими), с другой, - учитывать специфику ЛПР и характера их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными характером, навыками, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения, предлагая исходную для принятия решений информацию. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех резервов лиц, причастных к процессу, строиться на полном использовании их творческого потенциала, включая и самые глубинные его пласты, особенно если имеются в виду крупные решения глобальност-ратегического масштаба. Способы и формы выявления и лучшего применения потенциала личности, участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, - сфера эвристического менеджмента. Совершенствование управления творческим потенциалом личности и коллектива предполагает в современных условиях решение ряда задач. Назову некоторые из них, представляющиеся важнейшими.

Во-первых, это развитие (увеличение) творческого потенциала. В педагогической литературе не раз декларировался переход от репродуктивной системы обучения к креативной (ее еще иногда называют проблемной, целевой и т.п.). В центре здесь «пронизывание» всей системы непрерывного образования линией на усиление способностей к принятию нетривиальных решений (индивидуальных и коллективных). Но этого нельзя добиться без соответствующего менеджмента. Введение в учебный процесс креативного и эвристического менеджемента радикализируетвесь процесс освоения знаний, умений и навыков, так как благодаря применению качественно иного методического аппарата поднимает творческий потенциал на более высокийуровень. Опыт показывает, что использование креативно-эвристических методик в научно-техническом творчестве позволяет увеличить эффективность работы научных и инженерных коллективов в несколько раз. Однако этот богатый опыт сейчас почти не применяется для совершенствования принятия управленческих решений в экономической и организационной сферах. Такую ситуацию объяснить нетрудно: речь идет об объектах анализа, более сложных по сравнению с техническими системами. Но объяснение недостатка, естественно, не обеспечивает его устранения.

Во-вторых, надлежит добиваться раскрепощения индивидуальности - как в обособленном функционировании личности, так и в участии последней в деятельности коллектива. Здесь проблемы упираются прежде всего в современную систему воспитания личности, - увы, фактически нацеленную на подавление оригинальности, своеобразия, неординарности. На креативный и эвристический менеджмент в данной связи надо рассчитывать как на ориентир и, в то же время, если можно так сказать, на прочный якорь в борьбе с однотипностью, «штампованностью», заурядностью. Человек, владеющий методами указанных видов менеджмента, осуществляет по определенным правилам мониторинг своей мыследеятель-ности так, чтобы добиваться адекватности использования имеющегося творческого потенциала выдвигаемым целевым установкам.

В-третьих, имеется в виду достижение оптимизации усилий и ресурсовложений, направляемых на совершенствование методического аппарата деятельности специалистов. В данной связи правомерно отметить, что разразившийся в России кризис в очень большой степени связан с отсутствием эффективного методического аппарата, позволяющего отслеживать и прогнозировать функционирование систем в переходные (переломные, экстремальные, кризисные) периоды. Тот методический аппарат, который оказался в распоряжении нынешних специалистов, был пригоден (да и то не без оговорок) для осуществления действий в стабильных и квазистабильных условиях; значительное отклонение от них отбрасывает ситуацию в пространство интеллектуальной целины. Правда, в самое последнее время стали появляться разработки, ориентированные на антикризисное управление (например, программа «Антикризисное управление» Академии менеджемента и рынка, предназначенная для переподготовки специалистов в рамках Морозовского проекта ). Однако едва ли есть основания утверждать, что мы в этой области сделали уже нечто большее, чем самые первые шаги. Дальнейшее продвижение, несомненно, имеет одним из условий развитие креативного и эвристического менеджмента, пока еще тоже находящееся у нас в начальной фазе.

Когда мы в очередной раз повторяем общеизвестное положение, согласно которому появление и утверждение новых областей научных знаний и видов деятельности - процесс сложный и трудный, на мой взгляд, всегда на «самых ближних подступах» стоит вопрос о понятийной основе новой дисциплины. Без такой основы новая наука не может ни занять прочное место, ни достаточно успешно развиваться в дальнейшем. При этом было бы ошибочно полагать, будто весь понятийный аппарат нового научного направления должен быть вдруг создан на пустом месте. На самом деле новое направление имеет и «родителей», и «родственников»; более того, претенденты на эти роли обычно в явном избытке. Но оказавшись в новой «семье», они не только как-то ее формируют, а и сами тем или иным образом модифицируются под ее влиянием. Вместе с тем, конечно, эта «семья» дает жизнь собственным «детям», внедряет и осваивает лишь ей присущие понятия. В них, как и в некоторых первоначальных исходных позициях, главным образом и хотелось бы разобраться в данной публикации, ибо рассмотрение круга практических вопросов креативного и эвристического менеджмента, во-первых, требует гораздо более масштабной работы, чем эта статья, во-вторых, не может оказаться продуктивным без того, чтобы была достигнута определенность в понятийном аппарате, в терминологии, в отправных методологических посылках.

Область, о которой здесь идет речь, как уже отмечалось, неразрывно связана с инновационным менеджментом. Его «первопроходцам» в течение какого-то времени казалось, что он вполне способен решить сложную задачу обеспечения гармонизированного развития науки, производства и социальных процессов в условиях научно-технической революции. Но довольно быстро обнаружилось, что такие надежды чересчур оптимистичны. Дальнейший ход развития показал, что за заполненной, было, нишей есть другая, причем более глубокая и труднопроходимая, изобилующая лабиринтами с непредсказуемыми поворотами. Ниша эта образуется в связи с обращением к творчеству человека, к потенциалу его способностей, который в данных условиях может быть реализован. Пожалуй, первым это наиболее полно осознал А.И.Пригожин, который на интуитивном уровне разделил области инновационного и креативного (эвристического) менеджмента. Это разделение стало отправным для исследования предмета данной статьи, и постепенно сформировалось то понимание креативного и эвристического менеджмента, которое предлагалось выше (хотя оно, конечно, не может считаться исчерпывающим и завершенным). Во всяком случае, примерно такой взгляд на указанные разновидности менеджмента можно считать закрепившимся и в научных обменах мнениями, и в преподавании соответствующих дисциплин в тех пока еще не многочисленных случаях, когда оно ведется.

Из приведенных определений вытекает, что креативный менеджмент ближе к дисциплинам «управление кадрами» и «персональный менеджмент», а эвристический - к «личностному менеджменту» и «самоменджменту». В свою очередь креативный менеджмент опирается на креативистику - область знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач, эвристический же - на эвристику, т.е. область знаний о продуктивном творческом мышлении личности.

Попытки систематизации методов эвристики и креативистики предпринимались еще РДекартом и ГЛейбницем. В последнее время издано уже большое число научных работ, связанных с проблематикой творчества, - как коллективного, так и личностного .

В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного (как и эвристического) менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области использования имеет много разновидностей (теория научно-технического, теория художественного творчества и т.п.), которым соответствуют разновидности креативного и (или) эвристического менеджмента.

Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями. Проблемы креативного менеджмента организационно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы.

Важное значение имеет решение проблем креативного и эвристического менеджмента для формулирования задач искусственного интеллекта . Последние успехи в имити-ровании на ЭВМ отдельных элементов творческого процесса (автоматизация коллективного целенаправленного поведения роботов, обеспечение диалогового общения с ЭВМ пользователей на естественном языке их предметной области, особенно в связи с реализацией проектов создания ЭВМ так называемых пятого и шестого поколений) с особой очевидностью выявили необходимость разработки фундаментальных основ креативного и эвристического менеджмента.

Как теория, так и практика изучения творчества до середины 80-х годов развивались под знаком доминирования тех его сторон, что касаются научно-технического творчества (НТТ). В зависимости от степени новизны в НТТ вы-деляюттри стратегическихуровня: 1) рационализацию; 2) изобретательство; 3) открытие. К настоящему времени создано более 150 считающихся самостоятельными методик определения научно-технического творчества. Направления НТТ в конечном счете диктуются наличной системой знаний, структурой производства и социально-экономическими задачами, стоящими перед обществом. В использовании наличного крупного потенциала НТТ креативный и эвристический менеджмент призван сыграть большую роль.

Она реализуется, как известно, через деятельность менеджеров. Последняя охватывает взаимопересекающиеся области. Первая - работа с людьми, обязательно нацеленная на укрепление и лучшее непосредственное применение творческого потенциала (креативный менеджмент), а также на то, чтобы они активизировали собственные интеллектуальные способности (эвристический менеджмент). Вторая область - работа с документами. Она ориентирована на учет ассоциативно-генерационных потребностей тех, кто осваивает информацию, содержащуюся в документе (креативный менеджмент), а также на развитие стремления соответствующих участников процесса готовить документы, способные максимально удовлетворить потребителя (эвристический менеджмент).

Креативистика и эвристика, подобно любой иной науке, базируются на ряде аксиом. Из них стоит выделить следующие: а) для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области (аксиома «глубинность знаний»); 6) творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, догм и штампов; зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией, отсутствием неординарной точки зрения (аксиома «замыливание глаза»); в) отторжение сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть строго рациональным, взвешенным и продуманным (аксиома «выплескивание ребенка вместе с водой»); г) какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями «произвести» творца невозможно (аксиома «крылья даны от природы»); д) наука о творчестве и, стало быть, креативный менеджмент, сами по себе творца не порождая, позволяют ему, однако, овладеть более мощным и совершенным инструментарием для своей деятельности (аксиома «встать на крыло»).

Со всеми прочими отраслями науки креативный и эвристический менеджмент роднит и то, что он преследует достаточно определенные цели. На сегодня в качестве наиболее интересных из них можно выделить такие: а) оценка творческого потенциала личности (специалиста, которого хотят привлечь к решению творческих задач) в зависимости от ряда факторов (специфики предметной области, экстремальности ситуации, наличия помех и т.д.); б) создание творческой атмосферы в коллективе, проработавшем долгое время и имеющем свои традиции, неформальных лидеров, оправдавшее себя распределение ролевых функций; в) формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные предварительно разработанные предложения, в частности в области инновационной политики, ориентированной на улучшение состояния дел и предупреждение кризисных ситуаций, в которых может оказаться предприятие (фирма, ассоциация и т.п.); г) образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творческом процессе; д) оценка доминирующих мотивацион-ных установок, породивших их причин и возможных путей решения в ближайшей и долгосрочной перспективе задач, требующих примененных творческих способностей специалиста; е) определение эвристических методов, операций и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения творческих задач специалистам, вошедшим во временные творческие коллективы.

Менеджмент как особый вид деятельности никогда не отстранялся от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых, для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как всяческие заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев по сути представляют занятие творчеством - пусть часто и неэффективным, даже бестолковым. Во-вторых, менеджмент использует творчество для побуждения подчиненных к действиям, требующимся с точки зрения тех, кто руководит. Такое побуждение предполагает при элементарно грамотной его организации постоянную апелляцию к заложенному в каждом работнике творческому началу, - пусть осуществляющуюся на интуитивном уровне.

Исследование творческих процессов в связи с созидательной деятельностью человека имеет давнюю историю, восходящую к XVII- XVIII вв. Начиная с 30-х годов нашего столетия отмечается появление принципиально новых методов реализации разрабатываемых в этой области идей. Место рассуждений и советов заняли уже своего рода инструкции, в которых стремились отразить определенную регламентированную совокупность конкретных процедур, воплощающих творческие процессы в осуществлении хозяйственной деятельности. В настоящее время литература по творчеству (она относится в основном к инженерии) предлагает несколько десятков подобных методов. Все это многообразие можно, очевидно, сконцентрировать, выделив две группы методов: 1) направленные на усиление креативных и эвристических способностей человека; 2) служащие формализации его логико-аналитической деятельности.

Эти группы методов не противостоят друг другу и не отгорожены друг от друга «китайской стеной»; напротив, на деле они тесно взаимодействуют, при этом одна группа дополняет и усиливает другую. Первая из этих групп «подталкивает» к решению проблемы, позволяет быстрее нащупать «золотую жилу» ; вторая - строится на базе специально разработанных приемов, в которых отражается исторический опыт человека.

Каждый из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, сложность, эффективность, ну и разумеется, - приверженцев и противников. Важно, чтобы ни приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать, что все методы решения творческих задач являются психологическими инструментами. Какой именно из них в том или ином случае выбрать - решается в рамках креативного и эвристического менеджмента с учетом всей многосложности обстоятельств.

Таким образом, креативный и эвристический менеджмент не «придумывают» методы активизации творческого потенциала, а лишь определяют их оптимальную номенклатуру и наиболее рациональную последовательность исходя из разработок. При этом целевые установки и возможные ограничения креативный и эвристический менеджмент берут из инновационного менеджмента, который в данном ракурсе обеспечивает им жизненно необходимое функционирование инфраструктуры.

Подчеркивая, что современный менеджмент пронизан творчеством и без него вообще невозможен, нельзя, впрочем, забывать об известной истине: чем больше в какой-то области деятельности творчества, тем больше ее тяготение к сфере искусства. Рождение креативного и эвристического менеджмента означает, помимо всего прочего, что последний получает как бы дополнительные «якоря», удерживающие его в рамках строгой науки, поскольку вся система менеджмента выводится на качественно новую ступень научности, логичности, формализованности. Практика показывает, что этот переход на новую ступень развития происходит плавно, без нарушения видимой целостности созданной стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества.

Менеджмент творческих процессов, как следует из изложенного, тесно связан с проблемами мыследеятельности. Характер этой связи и вытекающие из нее обстоятельства требуют специального исследования, пока еще в большей степени не осуществленного и даже в существенной мере не начатого. В данной публикации нереально пытаться как-то решать эту сложнейшую задачу. Ограничусь лишь указанием на то, что менеджмент творческих процессов должен вестись на основе определенных представлений об основах теории мыследеятельности. Современная наука подошла к осознанию того, что творчество - это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах, и нужно уметь в этом запутанном конгломерате выделять именно ту структурную составляющую, которая в данных условиях требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента: для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах.

После долгого латентного периода креативный менеджмент и эвристический менеджмент в настоящее время, при всех трудностях становления, уже заявили о себе как реально существующие области знания. Более того, они становятся твердо признанными. Весьма ярким свидетельством такого признания обычно служит введение соответствующей дисциплины в учебный процесс. В отношении креативного и эвристического менеджмента этот этап уже достигнут: в феврале 1995 г. в Государственной академии управления состоялась презентация соответствующей учебной программы для экономических и управленческих вузов России.

Список литературы

К. Кирсанов, доцент кафедры управления экологической безопасностью Государственной академии управления. Креативный и эвристический менеджмент.

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ЗАОЧНАЯ) "ПРОБЛЕМЫ КООНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ" Сборник статей Абакарова Э.Г ...
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая ...
Поэтому, основной путь формирования творчества у детей заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, так и в формировании ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат
Педагогическая антропология
Г .М. Коджаспирова ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для ...
Считается, что подростки менее креативны, чем дети более младшего возраста (у подростков "притупляется" способность к творчеству).
*реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: книга
Креативный менеджмент - проблема активизации творческого ...
СОДЕРЖАНИЕ Введение. 2 1 Креативность управленцев: теоретико-методологические аспекты.. 5 1.1 Креативность личности: сущность и факторы развития 5 1.2 ...
Из них стоит выделить следующие: а) для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области (аксиома ...
продуманным (аксиома "выплескивание ребенка вместе с водой"); г) какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями "произвести" творца ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: курсовая работа
... фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно- ...
На правах рукописи МОНОГРАФИЯ Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ...
Многие из них потеряли часть структурных художественных подразделений, возникли новые виды творческих коллективов типа клубов любителей гитары, джаза, авторской песни и т.п. Однако ...
Следовательно, участие личности в художественно-творческой деятельности способно повлиять на креативные, коммуникационные, духовные и другие особенности участников творческого ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Инновационный менеджмент
Курс лекций по "Инновационному менеджменту" (к.т.н. Старовойтенко О.А.) Москва 2007 - 2008 гг. Раздел 1. Методологические основы управления ...
Таким образом, под системой инновационного менеджмента (СИМ) следует понимать систему подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно ...
Инновационный менеджмент детерминирует принципиально иную психологию менеджера, включающую такие новые методы научно-производственного управления, как применение в процессах ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: учебное пособие