Доклад: Православие в Кении
Одним из главных впечатлений человека, впервые попавшего в Найроби, столицу Кении, является обилие вывесок с названиями различного рода церквей и религиозных общин. Кого здесь только нет: и католики, и лютеране, и англикане, и баптисты, и адвентисты, и пятидесятники, и, конечно, свидетели Иеговы, а также масса других, порой очень экзотических сект, название которых вообще встречаешь впервые. Кажется, нет в мире такой церкви или религиозного движения, которое не было бы представлено здесь. И, конечно, между ними идет напряженная борьба за то, чтобы привлечь к себе как можно больше народа. Воистину, перед кенийцами стоит очень трудный выбор: таблички с названиями различных церквей встречаешь иногда чаще, чем с названиями магазинов.
По численности, без сомнения, лидирует католическая церковь. В условиях крайней бедности, часто голода, когда на улицах запросто можно встретить беспризорников, когда жизнь даже по западным меркам дорога, а доходы большинства ничтожны, оказание помощи в виде постройки госпиталей, школ, детских домов и других благотворительных заведений часто играет решающую роль в выборе церкви. И именно католическая миссия вкладывает наибольшие деньги в оказание социальной помощи. К сожалению, реальность такова, что в современной проповеди Евангелия, и особенно в Африке, одну из важных ролей играет экономический фактор, финансовая мощь миссии. Многие африканцы идут в ту церковь, где они могут получить наибольшую материальную помощь. Однако, далеко не все. Очень многие все же искренне ищут истины и находят ее в Православии.
Православие появилось в Кении в начале XX-го века, когда сюда приехали жить первые греческие переселенцы. Для их нужд Александрийская патриархия время от времени присылала священников. Однако Православие тогда практически не выступало за рамки греческой общины, и миссии как таковой еще не существовало.
Ситуация изменилась лишь к 40-м годам, когда Православие стали принимать местные жители. Тогда, в 1946 г., при Александрийском патриархе Христофоре (1939-1967 гг.) была учреждена митрополия Иринуполя, которая охватила собой Танзанию, Кению и Уганду. Ее кафедра находилась в Дар-эс-Салааме (по-гречески: Иринуполь - “Город Мира”), столице Танзании.
Дальнейшая история митрополии теснейшим образом связана с именем Архиепископа и первого президента Кипра Макария ІІІ (1950-1977). В 1956 г. за участие в освободительной борьбе киприотов против колониализма он был выслан английскими колониальными властями на Сейшельские острова. В это же время за свое освобождение от колониального господства Британии боролась соседняя с Сейшеллами Кения. Ее будущий первый президент Мзее Йомо Кеньятта (1964-1978) тоже одно время, как и Макарий, находился в британской ссылке. Кипрский Архиепископ, посетив эту страну, поддержал ее освободительную борьбу. Это стало основой для последующей крепкой дружбы между двумя президентами. Поэтому, когда Макарий еще раз в 1971 году приехал уже в свободную Кению, президент Кеньятта подарил Православной Церкви большой участок земли в Рируте – пригороде Найроби. На средства Кипрского Архиепископа здесь было построено здание митрополии, и кафедра была перенесена из Дар-эс-Салаама в столицу Кении. На его же средства была построена техническая школа, подаренная затем Церковью государству, и православная семинария, получившая имя своего основателя. Она начала действовать в 1982 году, когда местоблюстителем митрополичьей кафедры был Анастасий (Яннулатос), ныне Архиепископ Тираны и всея Албании.
С тех пор Митрополия значительно развилась и в данный момент насчитывает свыше 200 приходов, около 100 священников, и охватывает собою три государства: Кению, Танзанию и Сейшельские острова. Общая численность православных здесь колеблется между 250 и 300 тысячами человек.
Среди иерархов, занимавших Кенийскую кафедру, можно назвать нынешнего патриарха Петра VII, который одно время был здесь экзархом, а также митрополита Иринея, являющегося сейчас Главным Патриаршим Секретарем и митрополитом Пилусийским. Викарным епископом Рируты до последнего времени был нынешний митрополит Зимбабве Макарий. В 1997 году Кенийскую кафедру занял митрополит Серафим.
Как уже было сказано, с 1982 г. в Найроби действует семинария имени Кипрского Архиепископа Макария ΙΙΙ. Она имеет всеафриканское значение – в ее стенах проходят обучение будущие клирики и катихизаторы из многих африканских стран. За время своего существования она выпустила около 200 человек. Характерной чертой этой семинарии, отличающей ее от других богословских учебных заведений, является то, что студенты здесь совмещают учебу с катихизаторской деятельностью. Каждое воскресение все они разъезжаются по своим приходам, где учат народ основам веры. А вечером за ужином каждый из них по очереди встает и рассказывает о том, где и с какими результатами проповедовал. Вот лишь один пример.
О. Павел рассказывает о том, как вместе с двумя другими семинаристами ездил за 500 км от Найроби в сторону границы с Танзанией и нашел, что местные жители в количестве около 5000 человек готовы принять Православие. Нужно лишь назначить туда постоянного священника и закончить строительство храма, вокруг которого могла бы сконцентрироваться жизнь новой общины...
И таких впечатляющих рассказов, чем-то напоминающих перво-апостольские времена, множество. Православие очень близко африканской душе, и местные жители с радостью принимают слово православных пастырей и катихизаторов. Африка имеет все предпосылки для широкого принятия Православия. Вот некоторые из них.
Если мы говорим, что неотъемлемой чертой Православия является община, собранная вокруг Евхаристической трапезы, и в этой общине ее члены, благодаря участию в Евхаристии, приобретают единый ум и единую душу, то у африканцев поразительно сильно развито чувство общинности. И их единодушие ни в чем другом не проявляется так выразительно, как в совместном пении и танце, которые являются для них не развлечением или отдыхом, но способом жизни и общения. Кажется, обсуждать друг с другом какие-либо вопросы для них менее интересно, чем соединяться в единое целое в едином ритме пения и движений. Далее, Православие взывает прежде всего к сердцу, а потом к уму. Это тоже очень близко африканцам. Православие глубоко эстетично - и это тоже привлекательно для африканцев, у которых, как известно, особые эстетические запросы. И таких точек совпадения можно привести множество.
Православие привлекает также тех, кто уже был католиком или протестантом. Вот один из примеров. Студент семинарии диакон Димитрий рассказывает, что с детства он посещал католический храм. Однако однажды на уроке истории в школе вместе с классом они проходили разделение церквей 1054 года. Православию в учебнике было посвящено всего несколько слов, тогда как католичеству – целая глава. Тем не менее его заинтриговал тот факт, что существует еще одна церковь, имеющая связь с апостольскими временами. Он попытался больше узнать о Православии. Затем оказалось, что его дядя, живший в другом селении, был православным диаконом. Он много рассказал своему племяннику о Православии. Затем будущий о. Димитрий ради любопытства решил посетить православный храм. И вот тут, когда он оказался за богослужением, Православие для него открылось в своей полноте: он не знал, где находится – на небе или на земле. После этого он решил стать православным...
Характерной чертой африканского Православия является то, что в жизни общины хотят участвовать все. Во время богослужения вместе с хором поют все присутствующие в храме. Затем после литургии никто не расходится, но все остаются в храме и начинают петь христианские гимны на традиционные народные мотивы. Делают они это не по принуждению или ради того, чтобы показать свое искусство присутствующему епископу, но для себя. Матери тут же на месте кормят своих грудных детей и затем вновь включаются в совместное пение.
Другим способом участия в приходской жизни являются воскресные школы, в которых дети и молодежь под руководством учителей разучивают христианские гимны, инсценировки, а также, конечно, изучают на доступном им уровне Православие. Раз в год в митрополии проводится конкурс воскресных школ. Каких талантливых детей здесь можно встретить!
Конечно, далеко не все в африканском православии так гладко – существует также множество проблем. Часто понимание Православия у африканцев не очень глубоко и ссылки на мистический опыт почти не вызывают ответа. Однако, этому есть свои объяснения – в Африке, например, нет ни одного монастыря. Также тут сказывается отсутствие традиционной православной культуры (кстати, именно здесь оцениваешь ее значение в духовной жизни человека).
Тем не менее, у африканцев есть главное: ревность к вере и любовь ко Христу и Его Церкви, которая выражается в том числе в том факте, что основную миссию в деле проповеди Евангелия и распространения Православия несут сами африканцы: практически все священники и катихизаторы митрополии – из местных жителей. Они сами крестят новых членов Церкви, организовывают общины, учат своих детей в воскресных школах.
Список литературы
1. Сергей Говорун. Православие в Кении.