Доклад: Методы психологии труда

Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.

Метод наблюдения

Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;

Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.

Измерения различных параметров процесса труда;

Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;

Анализ продуктов трудовой деятельности;

Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;

Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса

Метод опроса

Беседа;

Устный опрос (интервью);

Письменный опрос (Анкета);

Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);

Метод обобщения независимых характеристик

Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.

Лабораторный эксперимент

Абстрактный;

Модель отдельных элементов трудового процесса;

Модели профессиональной деятельности в целом;

Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;

Метод тестов

Производственный эксперимент

Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.

Метод искусственной деавтоматизации.

К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет

Методы построения теории

Методы построения простых и сложных теоретических объектов;

Методы интерпретации;

Номологизации;

Определения;

Верификации;

Доказательства;

Объяснения.

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:

методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры);

консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий;

методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;

методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru