Доклад: Проблема экспликации понятия «культура» в историко-культурологическом анализе

Приступая к культурологическому анализу формирования и развития ФТС, определяющей ра з вертывание ментального пространства древнерусской культуры эпохи Киевской Руси, необходимо предварительно уточнить понятие культуры и проблему начала возникновения культуры.

В исторических исследованиях обычно неявно принимается двоякое понимание культуры, которое нередко приводит к неопределенности. В основе одного представления лежит принцип территориальности , согласно которому упорядочивание материала и его рассмотрение происходит в границах некоторой территории. Историческое ра з витие культуры, таким образом, складывается в виде слоеного пирога: древние слои составляют сведения о первобытных поселениях, затем рабовладе л ьческий, феодальный слои и так вплоть до современного. В настоящее время каждый этап все более детализируется. Основу другого понимания культуры составляют этноментальные характеристики, которые часто наз ывают «духом», «душой» народа.

Чаще всего эта двойственность понимания культуры сливается в единое монолитное целое , воспринимается как нечто само собой разумеющееся и выступает проверенным, эффективным средством упорядочивания и осмысления культурно-исторического материала. Однако в процессе этногене з а в границах некоторой территории, когда распадаются старые этнические образования , возникают новые, сталкиваются различные этносы (или культуры) в результате завоеваний и т.п., проявляется неоднородность, двуполюсность понимания культуры подобного рода. Отсюда нередко преувеличение одного из аспектов понятия культуры приводит к противоречиям и парадоксам. Так, среди украинских историков, культурологов преобладает территориальный подход в определении начала и гене з иса украинской культуры. Украинскими называют поселения трипольской культуры, этническая принадлежность населения которой до сих пор неопределена . Те, кто отрицает вообще существование украинской культуры, ссылаяс ь на отсутствие самостоятельной высокой украинской культуры и т.п., с необходимостью сталкивается с трудностью идентификации того культурно-исторического процесса, который имел место в этом регионе.

В русской , советской и постсоветской л итературе проблема начала русской культуры и её пространственного ареа л а ещё более неопредел е нна, имеет множество противоречий, по существу методологически грамотно не поставлена и не обсуждается. Единодушно эпоха Киевской Руси относится лишь к русской ку л ьтуре как её древнерусскому э тапу, изначально полиэтнический характер русской ку л ьтуры (в этом смысле, на наш взгляд , корректней было бы употребление термина «российская культура») практически не учитывается и настойчиво славянизируется. Фактически же господствует «государственный» подход в оценке начала и пр остранства русской культур ы. К русской культуре относятся все те культурные процессы, которые имели место в Киевской Руси, Московском государстве, Российской империи, СССР и постсоветской России. Неявность этого определения русской культуры, а, следовательно , его методологическая и теоретическая непродуманность , необоснованность, а также существенные изменения границ выше названных государств и их ментальных пространств – все это служит источником неопределённостей, неточностей в исследованиях.

Между тем, проблема экспликации понятия культуры в историко-культурологическом анализе актуализирует важную проблему начала возникновения культуры как универсальную проблему. Когда выносится в заголовок монографии или учебника название “История итальянской культуры” (или английской , или немецкой, или французской и т. п.) и начинается рассмотрение с первобытных поселений, то следует иметь в виду, что слово «итальянская культура» (или английская , или немецкая, или французская и т . п.) употребляется в этой работе в двух смыслах: широком и узком. Если в широком смысле в понятии «итальянская культура» (и т.п .) преобладает территориальный аспект понимания культуры (все культурно-исторические процессы, которые происходили на определенной территории), то в употреблении термина в узком смысле преобладает этнически-ментальный аспект. Действительно, когда можно говорить собственно о начале итальянской культуры ? Можно ли относить культуру Древнего Рима к итальянской культуре? В широком смысле употребления понятия «итальянская культура», котор о е включает все культурно-исторические процессы , происходившие в границах нынешнего итальянского государства с древнейших времен , культуру Древнего Рима (а также этрусков , сабинян и др.), безусловно , следует считать одним из этапов развития итальянской культуры. Понимание итальянской культуры в узком смысле слова как этно-ментального образования, в котором на первый план выступают национальные особенности , когда происходит консолидация народа Апеннин в итальянскую нацию, осознание себя итальянским народом , тогда , по-видимому , можно говорить о начале итальянской культуры как специфической ментальной реальности. Поэтому в этом смысле итальянская культура начала складываться в эпоху средневековья, в начале второго тысячелетия.

На наш взгляд , проблема семантической двойственности понятия «культура» носит универсальный характер. Осо з нание этого обстоятельства снимает множество дискуссий , когда спорящие стороны, опираясь на различные аспекты понимания культуры, ведут рассуждения о различных отношениях. При этом позиции каждой из сторон имеют достаточные основания. Так, к украинской культуре в ш ироком смысле можно отнес ти сарматскую, скифскую и др . культуры. Дальнейшее развитие «культурной палеонтологии », несомненно, даст дополнительные аргументы этой точке зрения. Как уже отмечалось в первой главе , «смерти» культуры как таковой не существует. Распад культуры как целостной системы всегда оставляет множество «осколков», которые «усв а иваются», трансформируясь «продолжают жить» в последующих культурных образованиях. Ещё должным образом не выявлено, не отслежено влияние сарматов, скифов и др. на язык, топонимику, ментальность украинской культуры. Надо полагать, применение методов молекулярной биологии, генетики в культурологии, когда будут составлены генетические карты, атласы народов нашей планеты , убедительно покажет, что в генетически й код современного украинца входят фрагменты генетического кода сарматов, скифов , тюрков и др. В узком смысле украинская культура начинается с формирования духа (ценностно-тематического пространства) украинского козачества (с середины Х V в .), когда украинские козаки стали осознавать своё отличие как от московитов, так и от поляков.

К сожалению, проблема начала возникновения культуры еще не получила должного теоретического и методологического осмысления в культурологии. Чаще всего ограничиваются рассмотрением последовательности культурных слоев , начиная с древнейших поселений в границах некоторой территории , и, таким образом, неявно принятый в качестве исходного внекультурулогический принцип территориальности фактически элиминирует проблему начала возникновения некоторой культуры. Поэтому в культурологической литературе проблема начала воз никновения культуры не получила должного внимания или формулируется и решается в достаточно абстрактной форме, как, например, у А.Тойнби ("Вызов-и-Ответ"). О. Шпенглера ("рождение", "детство" культуры). Когда можно говорить о начале древнегреческой, французской , немецкой, бразильской, монгольской и других культур? Представляется, выделение единых, универсальных критериев вряд ли возможно и целесообразно в сил у неоднородности культурно-исторического процесса .

В рамках предлагаемого понимания культуры как объективной ценностно-мыслительной реальности проблема начала культуры сводится к выявлению её исходной тематической структуры (ИТС) , а рассмотрение последующего её развертывания и преобра з ования выступало бы как развитие культуры, её ментального пространства.

У культур, корни исторического ра з вития которых уходят в глубокую древность, в качестве ИТС может выступать тематическая модель мифологического со з нания с поправкой на особенности мифологического восприятия конкретного народа. Очевидно , что задача выделения такой структуры всегда будет сталкиваться с трудностями неполноты эмпирического материала, поскольку дошедшие до нас сведения чаще всего отрывочны или же записаны в более по з дний период уже внешним наблюдателем, непрои з вольно наложившим печать интерпретации другой ценностно-мыслительной системы. М ежду тем, теоретическая конструкция мифологического сознания не может быть универсальным средством построения ИТС. Например, у относительно молодых культур (австралийской, канадской, США) в качестве исходного будет служить ценностно-тематическое пространство на период колонизации.

На наш в з гляд, предлагаемый способ решения проблемы начала возникновения культуры как выявление её ИТС представляется достаточно эффективным. Если традиционный территориальный подход служит средством внешнего упорядочивания культурно-исторического материала , то тематический подход позволяет проследить внутреннюю логику становления и развития Духа изучаемой культуры как идеализированного объекта, разворачивающегося в пространстве. При этом в зависимости от задач исследования любая фаза развития культуры может рассматриваться в качестве исходной тематической структуры, при условии наличия письменных источников , достаточных для осуществления тематического анали з а. Так, построение ИТС итальянской культуры возможно от начала основания Рима.

Исследование исходных тематических структур белорусской, русской и украинской культур представляется целесообразным начать с анали з а ФТС языческой культуры древних славян. Как известно, мы не располагаем письменными источниками непосредственно языческой культуры восточных славян. Имеются лишь отрывочные сведения внешних наблюдателей (христианских писателей Киевской Руси и чужеземных историков, путешественников, представителей других культур). Поэтому конкретная реконструкция ценностно-мыслительного пространства я з ыческой культуры восточных славян не представляется во з можной. Однако построение ее общей тематической модели не только возможно , но и необходимо в целях осуществления систематического анализа духовной культуры в историческом развитии.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru