Доклад: Преодоление личностных конфликтов: конструктивное и деструктивное поведение
По мнению специалистов, принципиальные различия между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания со своими психологическими трудностями и проблемами связаны с их направленностью, целями, которые они преследуют.
Эффективные стратегии направлены на "работу" с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни.
Иначе говоря, мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно "освобождается" от породившей его проблемы таким образом, что ее проживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Напротив, те стратегии, которые в сущности являются психологически неаффективными, как бы их не оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса, сопровождающих его эмоциональных состояний.
Если воспользоваться медицинской аналогией, то можно сказать, что в первом случае, почувствовав боль, человек пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.
При переживании критической или кризисной ситуации возможны три принципиальные стратегии.
Одним из деструктивных способов поведения по отношению к кризисам или конфликтам является непризнание наличия проблемы, непринятие реальности, ее искажение, уход от нее. Например, отгоняя от себя беспокойные мысли, человек уговаривает себя, что у него "все нормально", ему не о чем беспокоиться, а все чаще посещающие его депрессивные настроения и ощущение бессмысленности его занятий есть просто результат переутомления.
Делая вид, что ничего не происходит, что все в порядке, человек подавляет в себе всякие сомнения и тревожащие мысли о собственной жизни, старается "поменьше забивать себе голову всякой ерундой" и побольше заниматься каким-нибудь "делом" (работой, домом, семьей, карьерой, увлечениями и т.д., и т.п.), потому что так жизнь быстрее проходит.
Другая ситуация возникает, когда, признавая свои проблемы и необходимость их решения, человек не видит возможности их решения или не находит в себе мужества, готовности сделать какие-то шаги.
Примитивный способ справиться с такой ситуацией - это "заглушить" в себе соответствующие переживания, тоску бессмысленного существования теми или иными отвлечениями (выпивкой, компьютерными играми, наркотиками и т.д.). Признавая наличие проблемы, можно уходить от ее решения, снижая значимость, остроту и тем самым отрицая необходимость что-то делать.
Например, переживая какие-то семейные, подчас довольно тяжелые, проблемы, человек говорит себе: "все так живут", "жизнь такая" или "у других еще хуже" и т.д. Еще одним способом ухода является "откладывание" проблемы или перекладывание ее на других ("у меня голова сейчас занята совершенно другим").
Общим признаком этих деструктивных стратегий является фактическое нежелание человека или его неспособность "работать" со своей проблемой. Он не готов к принятию решений, к ответственности за них, боится их последствий и потому надеется, что "все как-нибудь устроится само собой".
Возможно, какая-то часть переживаемых человеком критических жизненных ситуаций, действительно, постепенно потеряет свою остроту, однако подспудно у человека начинает накапливаться негативный опыт нерешения своих проблем.
Нередким следствием отрицаемых, отложенных, "загнанных внутрь" или искусственно обесцененных проблем становятся невротические состояния или невроз личности. Иногда человек идет путем "наименьшего сопротивления", предпочитая оставить "все как есть" и отказываясь от решений, требующих определенного мужества.
При этом он может чувствовать облегчение от избавления от мучительной проблемы, однако реально возникает регресс личности или замедление, прекращение личностного роста, ограничение возможностей ее самореализации.
Наконец, третья - и единственно конструктивная - возможность состоит в том, чтобы изменить что-то в себе или своей жизни таким образом, чтобы, действительно, получить возможность "жить своей жизнью", ощущать подлинность и "настоящесть" своего бытия.
Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части в возникшей проблеме и решать ее поэтапно.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
Основы психологии | |
Вопрос 1. Современная психология и её место в системе наук В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук ... ... процессов следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п. стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности). * Стремление к превосходству, являясь общечеловеческой чертой, может иметь как конструктивное (например, общественный ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: шпаргалка |
Сопоставление индивидуальных и возрастных кризисов у взрослого ... | |
... ЛОМОНОСОВА факультет психологии кафедра возрастной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛОГО ... Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий. Д. Левинсон рассматривает кризис как переходную фазу, в которой способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, новые возможности - предметом поиска (см. |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа |
Основы социокультурного проектирования | |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Марков А.П., Бирженюк Г.М. ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ... себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной, духовной общностью; ощущение личностной несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной ценности ... Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов, с одной стороны, стимулирует ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Социально-культурная деятельность | |
Социально-культурная деятельность Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации ... Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом ... Стало быть, человеческую деятельность по ее конечным, этическим результатам можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, подлинно культурную деятельность, нацеленную ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: учебное пособие |
Специальная психология | |
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050716 "СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" БЛОК 1: Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка ... В ней социализация представлена как процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных ... 3. по конечной цели: на инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: шпаргалка |