Доклад: Виды понятий
Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.
Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, “великий американский писатель Теодор Драйзер”; “река Кама”). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, “велосипед”, “компьютер” и др.).
Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т. е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называются универсальными). Например, натуральные числа - в арифметике, растения - в ботанике и др.
Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой класс (например, “вечный двигатель”, “ человек, проживший 300 лет”, “Снегурочка”, “Дед Мороз”, персонажи сказок, басен и др.)
По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.
Конкретные и абстрактные понятия
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и идеальных). К их числу относятся понятия “ школа”, “опера”, “Александр Македонский”, “землетрясение” и др.
Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, “белизна”, “несправедливость”, “ честность”). В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но “белизна” и “несправедливость” как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (например, “неравенство”, “подобие”, “тождество”, “ сходство” и др.).
Относительные и безотносительные понятия
Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети” - “родители”, “ученик” - “учитель”, “ начальник” - “подчиненный”, “северный полюс магнита” - “ южный полюс магнита”) .
Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш”, “город”, “овца”, “сильное наводнение”).
Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, “грамотный человек”, “алчность”, “отстающий ученик”, “красивый поступок” и т. д.
Если частица “не” или “без” (“бес”) слились со словом и слово без них не употребляется (например, “ненастье”, “беспечность”, “ безупречность”, “ненависть”, “неряха”), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятия “нависть” или “настье”, и частица “не” в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия “ненастье”, “ненависть” и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества ( может быть, даже и плохого - “неряха”, “беспечность”).
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, “неграмотный человек”, “некрасивый поступок”, “ненормальный режим”, “бескорыстная помощь”). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу “не” или “без” (“бес”), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.
Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями.
Собирательные и несобирательные понятия
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, “полк”, “стадо”, “стая”, “созвездие”). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду. Собирательные понятия бывают общими (например, “роща”, “детский хор”) и единичными («созвездие Большая Медведица”, “Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской Академии образования”).
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии (“ручка”, “река”, “игрушка”, “растение”). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.
В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. Возьмем суждение: “Все яблоки в этой корзине спелые”. В нем понятие “яблоко в этой корзине” является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым. В суждении “Все яблоки в этой корзине весят 5 кг” понятие “ яблоки в этой корзине” употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности.
Таким образом, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом:
“коллекция” - общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное;
“нерешительность” - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное;
“поэма” - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
Общее языкознание - учебник | |
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЯ ЯЗЫКА В книге рассматриваются проблемы взаимосвязи языка и общества, языка и мышления; формы ... Знаки естественного языка обладают как отрицательной, так и положительной ценностью, поэтому они способны не только различать обозначаемые ими предметы, понятия, но и обобщать, не ... Иногда даже утверждают, что такие предложения не выражают суждения, так как невозможно сочетание в одном суждении представления (чувственного восприятия) и понятия - слова (единицы ... |
Раздел: Рефераты по языковедению Тип: реферат |
Антология культурологии | |
Антология исследований культуры. (хрестоматия) Отв. ред. Мостова Л.А. Содержание: Раздел 1. Концепция науки о культуре. Уайт Л. Наука о культуре. Уайт ... Скрытая подготовка - это мысленное содействие людей, которые не принимают участия в реальных делах, будь то трудоемкая работа, охота, состязания или церемонии, но устремляют свои ... Понятие "пустой" употребляется в двух языковых рядах: |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: реферат |
Философия грамматики | |
THE PHILOSOPHY OF GRAMMAR by OTTO JESPERSEN О. ЕСПЕРСЕН ФИЛОСОФИЯ ГРАММАТИКИ Перевод с английского В.В. ПАССЕКА и С.П. САФРОНОВОЙ Под редакцией и с ... Иначе говоря, чтобы сообщить наши впечатления и мысли, абсолютно необходимо иметь более или менее абстрактные[18] обозначения понятий: яблоко является абстрактным по отношению к ... Whiteness правильно характеризуется как "абстрактное" имя, как обозначение атрибута безотносительно к предметам, которые обладают этим атрибутом. |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: книга |
Логика | |
В-1 Логика - наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир ... 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные. На ступени абстрактного мышления результаты процесса познания проверяют главным образом сопоставлением полученных результатов с другими, ранее установленными суждениями. Истинность ... |
Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
Классификация суждений | |
Тема работы Классификация суждений План работы: Введение 1. Классификация суждений 1.1 По содержанию предиката 1.2 По качеству связки 1.3 По объему ... Отрицательные суждения тоже имеют две разновидности: а) суждения с положительным предикатом. Единичные суждения - это такие, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли. |
Раздел: Рефераты по философии Тип: контрольная работа |