Доклад: Групповая дискуссия и биографический метод

На групповую дискуссию приглашают заранее подготовленную исследователями группу для обсуждения какой-либо темы под руководством одного из членов группы - “матадора” - не принадлежащего самой группе.

Цель этого метода: исследование процесса формирования общественного мнения - от индивидуального и коллективного к социальным последствиям и проблемам в относительно естественной ситуации.

По сравнению с экспериментом и стандартизированным интервью групповая дискуссия происходит в относительно естественной ситуации, т.к. сохраняется сходство с обыкновенной повседневной беседой.

Однако исследуются не индивидуальные мнения отдельных личностей, а индивидуальные мнения как результаты групповых процессов, а также исследуется процесс формирования общественного мнения от индивидуального к коллективному.

Недостатки метода следуют из труднодоступности контроля исследователями, т.к. неизбежность хода дискуссии определяет не одно только содержание дискуссии, но также и эффект групповой динамики: неформальное слияние отдельных участников групповой дискуссии и даже, обусловленное ситуацией неправомерное вмешательство “матадора” (руководителя дискуссии), чья роль тяжело стандартизируется.

Также проблематична обработка результатов групповой дискуссии, т.к. невозможно установить статистически - репрезентативные количественные данные.

Групповая дискуссия подходит больше для начальной фазы исследовательского процесса.

Групповая дискуссия - количественный метод исследования. На групповую дискуссию приглашается совместно подготовленная исследователями группа для обсуждения отдельной темы под руководством матадора, не принадлежащего группе. Цель этого метода: исследовать процесс формирования общественного мнения, индивидуального и коллективного, в относительно естественной ситуации для изучения социальных проблем и последствий. По сравнению с экспериментом и стандартизированным интервью групповая дискуссия происходит в относительно естественной ситуации, т.к. здесь сохраняется сходство с повседневной неформальной беседой. Однако, исследуются не индивидуальные мнения изолированных личностей, а индивидуальные мнения как результаты групповых процессов, а также процесс формирования общественного мнения от индивидуального к коллективному. Недостатки метода следуют из труднодоступности контроля исследователями, т.к. ход дискуссии неизбежно определен не одним только содержанием, но и групподинамическим эффектом, неформальным слиянием отдельных участников дискуссии и данным, обусловленным ситуацией вмешательством “матадора, чья роль тяжело стандартизируется. Также проблематична обработка результатов групповой дискуссии, т.к. невозможно установить статистически - репрезентативные количественные данные.

Групповая дискуссия подходит больше для начальной фазы исследовательского процесса.

Биографический метод

Биографический метод исследования является качественным методом и основывается на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что возможно восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохраненных в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы - факт, что человеческий поступок определен, проходя через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания. Биографические материалы - это тексты (слово) как например краткие автобиографии, дневники, письма, воспоминания и т.д. Но также может идти речь о протоколе совершенно, полностью открытого, так называемого “harrefiver Infervien” - это самый частый случай в современном применении биографического метода. Следовательно, биографический метод представляет собой специальную форму применения анализа содержания, которая может сочетаться со специальной формой опроса. Главное возражение против биографического метода гласит, что рассказы собственной автобиографии, собственных автобиографических фактов передает только индивидуально модифицированную картину. Итак, если автобиографическое восстановление фактов, действительности не передает объективную картину, возникает методологическая проблема восстановления устойчивых объективных структур этой действительности, фактов. Эта герменевтическая проблема до сих пор еще не решена удовлетворительным способом. Оценка работоспособности биографического метода противоречива: если биографический материал не может оцениваться как объективное восстановление действительности, фактов, то при субъективной обработке социальной действительности и социальных процессов биографический метод может иметь большое значение для научной постановке вопросов.

Список литературы

Руденский Е.В. Социальная психология. - М.-Новосибирск: НГАЭ и У, 1997.

Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993.

Социология. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 416-419.

Кобе К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. - Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995.

Философия и методология науки
Национальный Университет Узбекистана имени М. Улугбека Философский факультет Институт философии и права АН РУз. Учебно методический центр. Философия и ...
[19]"Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: учебное пособие
Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ
1. Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа детерминизма Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с ...
Ему предшествует групповая дискуссия, которая позволяет сталкнуть противоположные позиции и тем самым помоч участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление ...
Однако, при заданных вариантах ответа самонаблюдение, которому придаётся стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с объективным тестированием.
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: шпаргалка
Психология как научная дисциплина
1. Понятие о личности. Теории личности в зарубежной психологии Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности ...
В области ПД самосознания используют следующие классы методик: стандартизированные самоотчеты, нестандартизированные самоотчеты, идеографические методики, проективные методики.
Психодиагностические методы относятся к эмпирическим методам, наряду с биографическим, моделирования, экспериментальными методами.
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: шпаргалка
Журналистика
1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как 4 власть В обществе существует множество формализованных и неформализованных социальных ...
По мнению ряда исследователей, в журналистике существует два основных метода "преобразования" объективной действительности в ее информационный аналог - рационально-познавательный ...
1) аналитик-исследователь (контент-анализ текстов, изучение видео- и аудиопрограмм); 2) творческая литературная группа (как правило, группа журналистов); 3) модератор (ведущий ...
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: шпаргалка
Шпоры по Госам МСХА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1. Эк теория и ее структура. Она состоит из общих основ эк теории, микрои макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики). В ...
4.анкетирование: анкета д.б. разработана с применением стандартизирован терминологии, д.б. смыслов определен-ти в формулировке, удобной д/автоматизиров обр-ки.
... уч-ми (дельфийский-неоднократ. анкет-ние людей по опред вопр-м; тематич-ое собесед., неформальное посешение мероприятий, дискуссии); номинал-й коллект. метод (для постан-ки конкрет ...
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат