Реферат: О музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское"

О музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское"

Многое из того, что мы считаем органичной частью нашей жизни, нашей культуры, пришло к нам из древности, из европейской и мировой цивилизации. Эти следы древнего в современном необычайно важны. Ведь ничто не возникает из ничего. Даже для первого акта Божественного творения, материалом и источником послужила воля Божественного Творца. Мир строится по законам этой воли, из материала, сменяющих друг друга культур, из жизни прошлой, проникающей в настоящее бытие мира.

Об этом невольно вспоминаешь всякий раз, когда возникает необходимость ответить на вопросы, связанные с прошлым и настоящим нашей, русской культуры, с жизнью музея - хранителя удивительной эстафеты, передаваемой из века в век, из поколения в поколение. Музей, наш Пушкинский Заповедник, - прямое тому подтверждение. Давайте остановимся лишь на двух фактах, на двух составляющих его имени: на слове "музей" и имени "Александр".

В своей древней и наиболее известной форме "музей" (от греческого "мусейон" - храм муз) ведет свое существование от знаменитой библиотеки в городе, заложенном по велению Александра Македонского в дельте Нила, в IV веке до Рождества Христова Город назван был Александрией, а по местоположению - Александрией Египетской. Замысел об этом городе, в котором, по преданию, был похоронен великий греческий полководец, был столь же велик, как и все начинания Александра.

Три века спустя после смерти своего основателя он насчитывал более 500 000 жителей. В нем располагались дворец династии египетских правителей Птолемеев Лагидов. Сокровища Египта, все мыслимые чудеса, связанные с развитой средиземноморской торговлей (от диковинных жирафов и гиппопотамов до шелковых тканей Китая и благовоний Индии) все загадки старого и нового времени - иероглифы языка фараонов и фаросский маяк, одно из семи чудес света, - все можно было найти в этом городе.

И все же не свет маяка, а Александрийская библиотека, была настоящим чудом света, светочем, привлекавшим к себе внимание всей греческо-римской цивилизации Средиземноморья. Дадим же слово одной из замечательных писательниц, французскому ученому Ирэн Фрэн: "Ни один властитель, каким бы ...он ни был, не отказался от мечты Александра: построить город, который и в духовном, и в материальном плане заключал бы в себе всю грандиозность Вселенной... Александрия была буквально набита рукописями: их насчитывалось как минимум полмиллиона".

Вслед за Ирэн Фрэн попробуем представить себе это замечательное книгохранилище, "... "материнское" здание - первое, то, которое расположено внизу, ближе к порту, к гавани. Перед его колоннадами, воздвигнутыми на большом искусственном холме, строители пожелали воссоздать страну, откуда прибыли книги, - так возникла рукотворная Греция, замкнутая пределами небольшой долины. Склоны холма повторяли в миниатюре отроги Олимпа; кусты и подобие луга служили оживляющим фоном для скульптурных изображений бегущих нимф, пастухов - поэтов и коз, застывших на грудах камней между оливковыми деревцами и настоящими источниками.

Этот маленький парк был посвящен девяти грациозным, но суровым дочерям Мнемозины, богини памяти, - музам, без поддержки которых нечего и пытаться изменить мир... Здесь письменные тексты существовали ... в форме "библос", книги... В самом этом слове чудится нечто сакральное..." И это не случайно. Слово "Библос", написанное с заглавной буквы вот уже много веков обозначает на греческом языке Книгу книг, Священное писание, Ветхий завет иудеев, перевод которого на греческий язык, по преданию, был осуществлен для Александрийской библиотеки в подземельях Фаросского маяка. Это произошло в середине 2 века до н.э. Более семидесяти ученых осуществили эту работу. А несколько позже индийский император направил в Александрию своих посланцев, чтобы они рассказали владыке Египта о Будде.

Но еще раз дадим слово Ирэн Фрэн: "Вот почему Библиотека напоминает храм. С того момента, как человек переступает через ее порог, входит под колоннады, названные Муейоном в честь девяти муз, начинает прохаживаться под портиками помещений, где живут и работают астрономы, математики, врачи, географы, писатели (они получают пищу, кров, пенсии и освобождение от налогов по милости царя), он ощущает... необычную дрожь... Плотину против небытия - вот, что хотели ... воздвигнуть из этих груд книг. Маяк более мощный, чем тот, что освещает ночной залив со стодвадцатиметровой высоты. Светоч мысли, непрерывно питающий сам себя".

Александр Сергеевич Пушкин еще в стенах лицея узнал об этой знаменитой библиотеке. Ее история, связанная с именем Александра Македонского, вполне возможно, не раз заставляла его задумываться о смысле собственного имени, о его исторической наполненности, об ассоциациях, уводивших в берегам Египта и Александрии. В конечном счете, о тех высотах и возможностях, которые открывал ему его удивительный дар - дар поэта, дар слова. Он прекрасно знал и умело использовал в своем творчестве все богатство классической, греческой и римской литературы, знал историю развития классической культуры в новую, христианскую эпоху. Может быть, именно этим и объясняется "вселенская отзывчивость" поэта: в каждом слове - латинском, греческом, русском, французском, - ему слышался тихий шепот ушедших цивилизаций, творивших до него великих авторов.

Пушкинский заповедник, Государственный музей -заповедник Александра Сергеевича Пушкина "Михайловское", посвящен творчеству и памяти одного из величайших поэтов России и мира. Он - частица непреходящей мечты человечества - объединения мира Божественным Словом, которая была знакома и нашему поэту. Десятки тысяч книг, которые хранит научная библиотека музея, его здания, коллекции, парки, леса и луга, - все это роднит Пушкиногорье с колыбелью европейской цивилизации - Древней Грецией, с загадочной прародиной человечества Месопотамией, с древней землей пирамид, оазисов и пустынь - Египтом, с Древним Римом - прообразом позднейших мировых государств.

В день рождения Пушкинского Заповедника, которое мы будем в 83 раз праздновать в нынешнем году, хотелось напомнить именно об этом. Знание и любовь к истории, почитание предков, внимательное отношение к книге, бережное хранение пушкинского наследия и памяти о нем, само осязаемое историческое и музейное пространство нашей земли, многоцветным ковром расстеленное перед нами на холмах и нивах над Соротью, - все это непосредственная возможность прикоснуться к жизни человечества, призыв противостоять варварству в трудные времена перемен и нестроений нашего Отечества. Это редкая возможность жить настоящим днем, который опирается на фундамент великой культуры.

Через два года Пушкинский Заповедник будет отмечать свое 85-летие. Настоящей статьей музей открывает диалог с читателями, с жителями нашего района. Музей ведет разнообразную работу. Выставки, экскурсии, лекции, уроки со школьниками, уход за территорией музея и работы в парках, - это те виды работы, которые у всех на виду. Вместе с тем, есть многое, о чем неизвестно нашим землякам и читателям, многое, что, наверное, волнует пушкиногорцев и наших гостей. Представляется, что наиболее плодотворная форма рассказа о жизни музея - диалог. Мы будем рады ответить на ваши вопросы, посвященные истории, жизни музея, нашей повседневной работе. Надеемся, что это позволит сделать музей ближе и понятнее.

Г.Н.Василевич, директор Пушкинского Заповедника, лауреат Государственной премии России, кандидат экономических наук

Список литературы

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ...
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов.
Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет к ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Возникновение музеев. Русский государственный музей
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ...
Помимо этого Конвенция включала в состав культурных ценностей здания, главным и действительным назначением которых является сохранение и экспонирование движимых ценностей - музеи ...
Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" от 06.12.95. № 1219
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической ...
Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Челябинская государственная академия культуры и ...
Планомерно решают проблему "Музей и дети" в Государственном объединенном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Примерам такой выставки может быть экспозиция в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве - "Жизнь и творчество поэта в детских рисунках".
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Музеи Белгородской области
Введение Музей - высшее учреждение единства, собор лиц. Храня память, музей способствует "образованию души". Н. Фёдоров, российский философ, "Музей ...
Визитной карточкой Белгородской области стал военно-исторический музей-заповедник Прохоровское поле, созданный в честь 50-летия Прохоровского танкового сражения.
Музей начал свою работу с выставки "Есть в мире сердце, где живу я...", посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и приуроченной также к 35-летию Белгородского отделения ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа
Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев ...
Содержание Введение 1. Музеи как объекты научного исследования 1.1 Понятие "музей" 1.2 Классификация музеев 1.3 История возникновения музеев 2. Музеи ...
Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников.
Слово "музей" происходит от греческого "mouseion", что означает "храм муз".
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа