Реферат: О музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское"
О музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское"
Многое из того, что мы считаем органичной частью нашей жизни, нашей культуры, пришло к нам из древности, из европейской и мировой цивилизации. Эти следы древнего в современном необычайно важны. Ведь ничто не возникает из ничего. Даже для первого акта Божественного творения, материалом и источником послужила воля Божественного Творца. Мир строится по законам этой воли, из материала, сменяющих друг друга культур, из жизни прошлой, проникающей в настоящее бытие мира.
Об этом невольно вспоминаешь всякий раз, когда возникает необходимость ответить на вопросы, связанные с прошлым и настоящим нашей, русской культуры, с жизнью музея - хранителя удивительной эстафеты, передаваемой из века в век, из поколения в поколение. Музей, наш Пушкинский Заповедник, - прямое тому подтверждение. Давайте остановимся лишь на двух фактах, на двух составляющих его имени: на слове "музей" и имени "Александр".
В своей древней и наиболее известной форме "музей" (от греческого "мусейон" - храм муз) ведет свое существование от знаменитой библиотеки в городе, заложенном по велению Александра Македонского в дельте Нила, в IV веке до Рождества Христова Город назван был Александрией, а по местоположению - Александрией Египетской. Замысел об этом городе, в котором, по преданию, был похоронен великий греческий полководец, был столь же велик, как и все начинания Александра.
Три века спустя после смерти своего основателя он насчитывал более 500 000 жителей. В нем располагались дворец династии египетских правителей Птолемеев Лагидов. Сокровища Египта, все мыслимые чудеса, связанные с развитой средиземноморской торговлей (от диковинных жирафов и гиппопотамов до шелковых тканей Китая и благовоний Индии) все загадки старого и нового времени - иероглифы языка фараонов и фаросский маяк, одно из семи чудес света, - все можно было найти в этом городе.
И все же не свет маяка, а Александрийская библиотека, была настоящим чудом света, светочем, привлекавшим к себе внимание всей греческо-римской цивилизации Средиземноморья. Дадим же слово одной из замечательных писательниц, французскому ученому Ирэн Фрэн: "Ни один властитель, каким бы ...он ни был, не отказался от мечты Александра: построить город, который и в духовном, и в материальном плане заключал бы в себе всю грандиозность Вселенной... Александрия была буквально набита рукописями: их насчитывалось как минимум полмиллиона".
Вслед за Ирэн Фрэн попробуем представить себе это замечательное книгохранилище, "... "материнское" здание - первое, то, которое расположено внизу, ближе к порту, к гавани. Перед его колоннадами, воздвигнутыми на большом искусственном холме, строители пожелали воссоздать страну, откуда прибыли книги, - так возникла рукотворная Греция, замкнутая пределами небольшой долины. Склоны холма повторяли в миниатюре отроги Олимпа; кусты и подобие луга служили оживляющим фоном для скульптурных изображений бегущих нимф, пастухов - поэтов и коз, застывших на грудах камней между оливковыми деревцами и настоящими источниками.
Этот маленький парк был посвящен девяти грациозным, но суровым дочерям Мнемозины, богини памяти, - музам, без поддержки которых нечего и пытаться изменить мир... Здесь письменные тексты существовали ... в форме "библос", книги... В самом этом слове чудится нечто сакральное..." И это не случайно. Слово "Библос", написанное с заглавной буквы вот уже много веков обозначает на греческом языке Книгу книг, Священное писание, Ветхий завет иудеев, перевод которого на греческий язык, по преданию, был осуществлен для Александрийской библиотеки в подземельях Фаросского маяка. Это произошло в середине 2 века до н.э. Более семидесяти ученых осуществили эту работу. А несколько позже индийский император направил в Александрию своих посланцев, чтобы они рассказали владыке Египта о Будде.
Но еще раз дадим слово Ирэн Фрэн: "Вот почему Библиотека напоминает храм. С того момента, как человек переступает через ее порог, входит под колоннады, названные Муейоном в честь девяти муз, начинает прохаживаться под портиками помещений, где живут и работают астрономы, математики, врачи, географы, писатели (они получают пищу, кров, пенсии и освобождение от налогов по милости царя), он ощущает... необычную дрожь... Плотину против небытия - вот, что хотели ... воздвигнуть из этих груд книг. Маяк более мощный, чем тот, что освещает ночной залив со стодвадцатиметровой высоты. Светоч мысли, непрерывно питающий сам себя".
Александр Сергеевич Пушкин еще в стенах лицея узнал об этой знаменитой библиотеке. Ее история, связанная с именем Александра Македонского, вполне возможно, не раз заставляла его задумываться о смысле собственного имени, о его исторической наполненности, об ассоциациях, уводивших в берегам Египта и Александрии. В конечном счете, о тех высотах и возможностях, которые открывал ему его удивительный дар - дар поэта, дар слова. Он прекрасно знал и умело использовал в своем творчестве все богатство классической, греческой и римской литературы, знал историю развития классической культуры в новую, христианскую эпоху. Может быть, именно этим и объясняется "вселенская отзывчивость" поэта: в каждом слове - латинском, греческом, русском, французском, - ему слышался тихий шепот ушедших цивилизаций, творивших до него великих авторов.
Пушкинский заповедник, Государственный музей -заповедник Александра Сергеевича Пушкина "Михайловское", посвящен творчеству и памяти одного из величайших поэтов России и мира. Он - частица непреходящей мечты человечества - объединения мира Божественным Словом, которая была знакома и нашему поэту. Десятки тысяч книг, которые хранит научная библиотека музея, его здания, коллекции, парки, леса и луга, - все это роднит Пушкиногорье с колыбелью европейской цивилизации - Древней Грецией, с загадочной прародиной человечества Месопотамией, с древней землей пирамид, оазисов и пустынь - Египтом, с Древним Римом - прообразом позднейших мировых государств.
В день рождения Пушкинского Заповедника, которое мы будем в 83 раз праздновать в нынешнем году, хотелось напомнить именно об этом. Знание и любовь к истории, почитание предков, внимательное отношение к книге, бережное хранение пушкинского наследия и памяти о нем, само осязаемое историческое и музейное пространство нашей земли, многоцветным ковром расстеленное перед нами на холмах и нивах над Соротью, - все это непосредственная возможность прикоснуться к жизни человечества, призыв противостоять варварству в трудные времена перемен и нестроений нашего Отечества. Это редкая возможность жить настоящим днем, который опирается на фундамент великой культуры.
Через два года Пушкинский Заповедник будет отмечать свое 85-летие. Настоящей статьей музей открывает диалог с читателями, с жителями нашего района. Музей ведет разнообразную работу. Выставки, экскурсии, лекции, уроки со школьниками, уход за территорией музея и работы в парках, - это те виды работы, которые у всех на виду. Вместе с тем, есть многое, о чем неизвестно нашим землякам и читателям, многое, что, наверное, волнует пушкиногорцев и наших гостей. Представляется, что наиболее плодотворная форма рассказа о жизни музея - диалог. Мы будем рады ответить на ваши вопросы, посвященные истории, жизни музея, нашей повседневной работе. Надеемся, что это позволит сделать музей ближе и понятнее.
Г.Н.Василевич, директор Пушкинского Заповедника, лауреат Государственной премии России, кандидат экономических наук
Список литературы
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века | |
ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ... Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет к ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Возникновение музеев. Русский государственный музей | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... Помимо этого Конвенция включала в состав культурных ценностей здания, главным и действительным назначением которых является сохранение и экспонирование движимых ценностей - музеи ... Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" от 06.12.95. № 1219 |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: дипломная работа |
Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической ... | |
Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Челябинская государственная академия культуры и ... Планомерно решают проблему "Музей и дети" в Государственном объединенном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Примерам такой выставки может быть экспозиция в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве - "Жизнь и творчество поэта в детских рисунках". |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Музеи Белгородской области | |
Введение Музей - высшее учреждение единства, собор лиц. Храня память, музей способствует "образованию души". Н. Фёдоров, российский философ, "Музей ... Визитной карточкой Белгородской области стал военно-исторический музей-заповедник Прохоровское поле, созданный в честь 50-летия Прохоровского танкового сражения. Музей начал свою работу с выставки "Есть в мире сердце, где живу я...", посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и приуроченной также к 35-летию Белгородского отделения ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа |
Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев ... | |
Содержание Введение 1. Музеи как объекты научного исследования 1.1 Понятие "музей" 1.2 Классификация музеев 1.3 История возникновения музеев 2. Музеи ... Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников. Слово "музей" происходит от греческого "mouseion", что означает "храм муз". |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа |