Доклад: Малайзия: Основные черты социально-экономической модели

   Динамизм, характерный для экономики Малайзии на протя­жении 70-х и особенно 80—90-х гг., во многом базировался на дол­госрочной государственной политике поддержки стабильного развития аграрной сферы и опережающего роста ориентирован­ной на экспорт промышленности.

В основе этой политики лежит мобилизация внутренних источников финансирования: в середи­не 90-х гг. норма сбережений выросла до 37%, а норма капита­ловложений — до 39%, тогда как в 60-е гг. они составляли соот­ветственно 28 и 14%, при этом наблюдался отток капитала за рубеж. В то же время правительство активно привлекает иностран­ные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА, не считая Сингапура).

Аграрный сектор экономики получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, цент­рализованного регулирования цен, предоставления субсидий на приобретение машин и удобрений. В результате в 90-е гг. обес­печивался устойчивый рост производства продовольствия и сырья для промышленности.

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя мас­штабы государственного регулирования постепенно снижаются. Несмотря на то что отношение бюджетных расходов к ВВП со­кратилось с 58% в 1981 г. до 25% в 1996 г., правительство про­должает поддерживать приоритетные секторы экономики (преж­де всего электронику) путем предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования развития инфраструкту­ры. Обрабатывающая промышленность развивается опережаю­щими темпами и соответственно растет ее роль в экономике: доля машиностроения в ВВП увеличилась (в 1996 гг. до 36%)

Однако поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий за счет импортных ограничений, что сохраняет здоровую конкурентную среду. В этом состоит отличие Малайзии от многих развивающих­ся стран. Кроме того, в Малайзии развитие государственного сек­тора выполняло целевую задачу — перераспределение экономи­ческого потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в поль­зование малайским бизнесменам.

Увеличение экономического потенциала позволило смягчить остроту многих социальных проблем. Доля населения, прожива­ющего ниже черты бедности, снизилась с начала 70-х к середине 90-х гг. в городах — с 22 до 4,5%, на селе — с 45 до 22%.

                                                  Внешние факторы развития

В 80—90-х гг. формировалась индустриально-аграрная эконо­мика, ориентированная на потребности мирового рынка. Экс­портная квота, составлявшая в середине 60-х гг. порядка 50% ВВП, увеличилась к середине 90-х гг. до 80%. Хотя Малайзия ос­тается крупнейшим поставщиком на мировой рынок каучука, пальмового масла, олова, она входит в число ведущих экспортеров какао-бобов, тропической древесины, нефти и газа, а с середины 80-х гг. ведущей статьей малайзийского экспорта стала электро­ника. В 90-е гг. Малайзия наряду с США, Японией, Южной Корей и Тайванем вошла в число крупнейших в мире производителей полупроводников.

Вместе с тем чрезмерная зависимость экономики от состояния рынка полупроводников побуждает правительство стимулировать диверсификацию промышленного экспорта. В частности, во вто­рой половине 90-х гг. Малайзия пытается утвердиться на мировом рынке в качестве производителя автомобилей. Расширяется также экспортоориентированное производство бытовой электроники, текстиля и одежды.

                 Современные тенденции социально-экономического развития

Благодаря особенностям экономической политики Малайзия относительно менее болезненно, чем ее соседи, перенесла пос­ледствия восточноазиатского структурно-финансового кризиса. Опасаясь, что сохранение высокой динамики экономического развития приведет к “перегреву” экономики, выражающемуся в усилении структурных и финансовых диспропорций, правитель­ство еще в 1996 г. усилило контроль за банковско-кредитной сис­темой, ограничило бюджетные расходы и подняло учетную ставку. Кроме того, в Малайзии в меньшей степени, чем в других стра­нах ЮВА, прибегали к привлечению краткосрочных кредитов для финансирования реального сектора экономики. В 90-е гг. начал развиваться процесс либерализации экономической поли­тики (снижение уровня государственного регулирования, прове­дения приватизации государственной собственности). Тем не ме­нее в 1998 г. в Малайзии отмечалось снижение ВВП на 5%.

В отличие от других стран ЮВА Малайзия отказалась от со­действия МВФ в преодолении кризиса и пытается решить эконо­мические проблемы самостоятельно, путем расширения внутрен­него спроса и предложения, финансирования развития ряда приоритетных отраслей (таких, как электроника) за счет увеличения бюджетного   дефицита до 6% ВВП в 1999 г. Кроме того, в стране пытаются взять под контроль движение иностранного кратко­срочного спекулятивного капитала. В то же время правительство вынуждено сократить государственные расходы и отказаться от ряда амбициозных социально-экономических проектов, тем самым на практике признав справедливость некоторых рекомен­даций международных финансовых институтов