Доклад: Александровский сад
Александровский сад
В древности на этом месте, возле северной стены Кремля, протекала река Неглинная. Она верно служила городу, по берегам ее стояли кузницы, мельницы, бани, плотины превратили ее русло в этом месте в каскад прудов. Зимою здесь катались на ледяных горах. Но постепенно Неглинка оказалась местом сброса нечистот, и тогда в начале XIX в. ее, одной из первых, забрали в трубу, так что москвичи почти забыли о ней. Впрочем, в восьмидесятые годы туда спускался король московских репортеров Владимир Алексеевич Гиляровский, посвятивший подземному путешествию очерк «Тайны Неглинки», наделавший много шуму. После этого подземное русло было подвергнуто очистке. Сегодня кусочек этой знаменитой трубы можно видеть с Большого Каменного моста. Забранный решеткой обрез трубы точно обозначает устье Неглинной, место ее впадения в полноводную Москву-реку.
Мы говорим сегодня Александровский сад, а когда-то говорили сады, во множественном числе. Впрочем, и теперь, двигаясь вдоль главной оси Александровского сада, явно ощущаешь, что он состоит из трех частей: Верхнего сада (длиной 350 ) от Угловой Арсенальной башни до Троицкого моста, Среднего — от Троицкой до Боровицкой башни (его длина 382 м) и Нижнего, самого короткого (132 м). Первым открылся для гуляющих Верхний сад, затем Средний, а последним, в 1823 г. – Нижний. Сегодня Нижний сад закрыт для посетителей, поскольку прогулочных аллей в нем нет, но ухаживают за ним садовники не менее тщательно, ведь это один из немногих зеленых оазисов в самом центре пропитанной бензиновым дымом Москвы. Вдоль стен Кремля и Манежной площади проложены три аллеи, между ними ухоженные газоны, посадки деревьев и кустарников, цветочные клумбы.
Но Александровский сад не просто место для гуляний. Это один из наиболее знаменитых мемориальных парков Москвы, призванный напоминать о целом ряде важнейших событий отечественной истории.
Александровский сад был устроен по воле российского императора Александра I «Благословенного», имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в 1820 г., когда еще все в городе жило одним стремлением — возродить первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой, послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую «фасадическую часть» Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную площадь, и Бульварное кольцо и многое другое. Поэтому глубоко символично, что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил мемориальное значение — в память победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814 года — Александровский сад. Примечательно, что даже советская власть, постаравшаяся в 1920‑е гг. вытравить из российской топонимики все, связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада — он всегда оставался таковым.
За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была освоена территория площадью почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля огромные чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в сад — со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота, наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к 50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному герою маршалу Г. К. Жукову (работа скульптора В. Клыкова). Само по себе это выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.
В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка, выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова. Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года стал помещенный на главной площади Александровского сада грот «Руины». Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов приходится напоминать, что грот не только украшение парка — он напоминание…Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов (от итальянского слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной архитектуре, здесь случай особый. Приглядитесь к крыльям грота, они выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно «археологический» вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего Осипа Ивановича Бове.
Эта, центральная, часть Верхнего сада во все времена привлекала множество гуляющих, а в самом гроте «Руины» когда-то играл оркестр – неотъемлемый элемент городских садов прежней России. Для стиля ампир, которым проникнут облик Александровского сада, как и самой послепожарной Москвы, характерно не только увлечение военной эмблематикой, которую мы встречаем и на фасаде грота, и на чугунных воротах. Ампир относит нас к эпохе античности, и именно этим объясняются формы странного сооружения, обычно выкрашенного зеленой краской, возле средней аллеи Верхнего сада, неподалеку от Троицкого моста. Перед нами вентиляционная отдушина протекающей под землей реки Неглинной, стилизованная в формах античного жертвенника! Вот так соединялись утилитарное и декоративное в эпоху классической архитектуры. Зодчие последовательно заботились о том, чтобы все радовало глаз в парке.
Но не только памятник маршалу Жукову у входа в Александровский сад напоминает здесь о последней большой войне. В декабре 1966 г., когда страна отмечала двадцатипятилетие разгрома немецко-фашистских войск под Москвою здесь был устроен один из главных военных мемориалов города — Могила Неизвестного солдата. Он задуман как памятник всем павшим воинам, в первую очередь тем, чьи имена так и остались неустановленными. Останки одного из таких бойцов, лежавшие в братской могиле на 41-м километре Ленинградского шоссе, где когда-то шли тяжелейшие бои, были торжественно перенесены к кремлевской стене и захоронены. Место захоронения отмечает гранитное надгробие со скульптурным изображением лавровой ветви, каски и знамени, в центре расположенной поверх надгробия красной звезды горит Вечный огонь. Интересно, что зажжен он был от факела, доставленного из Ленинграда, с известного военного мемориального комплекса «Марсово поле». Произошло это 8 мая 1967 г., когда мемориал был торжественно открыт. Бронзовая надпись на надгробии передает саму идею композиции: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Чуть далее, вдоль специально замощенной аллеи выстроились десять гранитных блоков, под которые поместили землю, доставленную из городов-героев. Их имена нанесены на поверхность блоков: Ленинград, Киев, Волгоград, Одесса, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Тула, крепость-герой Брест.
Здесь бывает особенно многолюдно в день Победы, но и в другое время сюда приходят учащиеся, выпускники военных училищ, ветераны, официальные делегации. Возлагают цветы. За воротами Александровского сада по выходным дням можно увидеть кортежи свадебных автомобилей. Ведь Могила Неизвестного солдата – одно из мест, которое любят посещать москвичи-молодожены в день бракосочетания. Черта характерная для страны, которой пришлось так много воевать и так много терять. В 1997 г. специальным президентским указом именно сюда был переведен от мавзолея В. И. Ленина так называемый Пост № 1, главный солдатский пост в Российской Армии.
Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой. Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы российской политической истории XX века. Точнее будет сказать — два памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом, появившийся в Александровском саду в 1914 г. История его такова.
Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным с воцарением Михаила Романова в 1613 г. 17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В следующем году был проведен конкурс проектов. В результате долгих дебатов комиссия в конце концов остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте архитектора С. А. Власьева. (Проект-победитель конкурса оказался слишком дорог). Стоимость обелиска составила без малого 50 тыс. рублей, сумма по тем временам немалая. Сначала хотели приурочить открытие памятника к юбилейной дате 21 февраля 1913 г., дню, когда на Соборе был избран Михаил Романов, затем к приезду императорской четы в Москву в конце мая 1913 г., но, в итоге, царь в мае лишь знакомился с проектом, будучи в Городской Думе и одобрил его. Торжественная закладка состоялась лишь в 18 апреля следующего, 1914, года и 10 июля памятник был открыт. Официальное его название было: Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых.
Обелиск был выполнен из серого финского гранита и увенчан двуглавым орлом, ниже которого располагался герб Романовых — лев со щитом и мечом. Еще ниже были перечислены имена Романовых и гербы губерний и областей Российской Империи, а также гербы Великих княжеств. Первоначально стоял он у входа в Верхний сад.
Но вскоре грянули одна за другой Февральская, а затем и Октябрьская революции. В России стали сносить памятники «царям и их слугам», как это тогда называлось. Романовский же обелиск решили, по предложению В. И. Ленина, оставить, но трансформировать его содержание с точностью до наоборот. И вот в 1918 г. монархический памятник стал революционным: на месте имен Романовых были вырезаны имена революционных мыслителей всех времен и народов, а остальные атрибуты прежней власти ликвидированы. Следы от затертых гербов хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. В 1966 году монумент был перенесен в центр Верхнего сада, к гроту «Руины», где и находится теперь.
И еще одно событие имеет отношение к Александровскому саду. В 1872 г. здесь была устроена знаменитая Политехническая выставка, на которой были показаны все главные достижения техники, транспорта, строительства тех времен. Именно от нее ведет свое начало Политехнический музей в нашем городе. Открытие выставки было приурочено к 200-летию со дня рождения покровителя наук императора Петра I.
А. В. Святославский, к.и.н.