Доклад: Положения по организации и проведению межведомственных проверок лесного хозяйства

и лесопользования в субъектах Российской Федерации


Анализ деятельности лесхозов

Дополнительной проверке при анализе деятельности лесхозов могут подлежать следующие вопросы:

  • соблюдение лесхозами правил предоставления участков в краткосрочное пользование, предусмотренных действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами;
  • качество лесной охраны (количество, характер и динамика выявляемых нарушений), качество оформления актов, частота и результативность передачи дел в суд);
  • объемы рубок, осуществляемых лесхозами: а) собственными силами (исходя из имеющихся мощностей);
    б) объемы лесозаготовок, осуществленных с переуступкой прав как законной, так и незаконной. К законным могут быть отнесены переуступки прав, оформленные договорами найма, к незаконным - все остальные. При выявлении незаконных переуступок прав необходимо в установленном порядке ставить вопрос о выплате лесхозами и фирмами, фактически осуществляющими заготовку леса, штрафных санкций. При анализе переуступок всех видов необходимо подсчитать суммы не поступивших в бюджет лесных податей;
  • объемы торговли лесом и цены на отпускаемую древесину. Необходимо получить данные об объемах продаж и ценах на древесину франко-лесосека, франко-склады (верхний и нижний), франко-дорога и т.д. Случаи продажи древесины франко-лесосека (франко-пень) нуждаются в выборочной проверке с выездом на место и с проверкой покупателей, в том числе силами налоговой инспекции и полиции, на предмет выявления, кто на самом деле осуществлял заготовку леса на этом участке и по какой цене на самом деле была продана древесина. При выявлении фактов незаконной переуступки нарушителям выставляются соответствующие иски. Результаты этой работы учитываются при анализе налогово-финансовой ситуации в лесном секторе;
  • оказание платных услуг. Проверке подлежит перечень платных услуг, оказываемых лесхозами и порядок формирования цен на эти услуги. В идеале, порядок формирования цен должен быть "прозрачным", т.е. любой заготовитель до получения лесорубочного билета (до победы на лесных торгах либо аукционе) должен иметь возможность рассчитать объемы дополнительных платежей, неизбежных при реализации права заготавливать лес. Если этого нет, то как минимум цены на оказываемые услуги и объемы оказанных услуг должны во всех случаях оформляться договорами либо соглашениями между заготовителями и лесхозом. При анализе этого вопроса необходимо учитывать, что лесхозы не имеют приоритетного права на оказание платных услуг. Любые отказы лесхозов признать результаты услуг, полученных от других фирм должны расцениваться как нарушения, конечно если результаты работы других фирм соответствуют лесохозяйственным требованиям;
  • качество ведомственного контроля. Необходимо обратить внимание на соответствие ведомственного контроля за качеством ведения лесного хозяйства требованиям отраслевых инструкций и стандартов. При этом, особое внимание должно быть уделено оценке качества работ, выполняемых силами лесхоза, особенно, если объемы ликвидных рубок ухода, осуществляемых лесхозом превышают 50 тыс.кбм в год. При проверке этих вопросов внимание должно быть уделено участию управления лесами в проверках качества ведения лесного хозяйства. Помимо количества проверок, необходимо обратить внимание на количество и характер выявленных нарушений, соответствие законодательству и эффективность принятых мер. Отдельно контролируется качество охраны обходов, качество и эффективность охраны лесов от пожаров, защиты леса от вредителей и болезней, наличие и участие службы защиты леса в текущей деятельности лесхозов (назначение и согласование выборочных и сплошных санитарных рубок и иных лесозащитных мероприятий);
  • официальная переписка, договора (соглашения), подряды на выполнение работ;
  • иные вопросы, например, экономические и финансовые, согласно планов работы комиссии.

Природоохранные аспекты лесного хозяйства и лесопользования

В рамках данного раздела желательно получить ответы на две группы вопросов:

А) какие организации и структуры и каким образом осуществляют охрану природы в регионе

  • состояние и работоспособность государственных структур охраны природы;
  • перечень и основные направления деятельности (особенности) организаций (государственных и негосударственных), занимающихся охраной природы;
  • распределение и использование природоохранной информации;

Б) анализ нарушений природоохранительного законодательства в связи с осуществляемым лесным хозяйством и лесопользованием.

Организации и структуры, осуществляющие охрану природы в регионе Анализируя данные о государственных структурах, занимающихся охраной природы желательно составить четкий перечень природоохранных вопросов, возникающих в связи с осуществлением лесного хозяйства и лесопользованием и находящихся в ведении разных государственных структур (органов управления лесным хозяйством, территориальных органов Госкомэкологии, органов рыбинспекции, санэпиднадзора, земельных комитетов и т.д.)

В рамках этого раздела желательно также проанализировать данные по численному составу комитетов охраны природы одновременно с данными по образованию (профессиональной подготовке) сотрудников. Особое внимание должно быть уделено количеству должностных лиц, занимающих руководящие посты и имеющих высшее образование, соответствующее должностным обязанностям.

При анализе деятельности государственных комитетов охраны природы в связи с лесным хозяйством и лесопользованием, желательно оценить полноту (качество), эффективность и соответствие законодательству действий комитетов в следующих случаях:

  • создание особо охраняемых природных территорий на лесных землях;
  • проверка соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий, расположенных на лесных землях; выявленные нарушения, наложенные взыскания и фактически полученное возмещение ущерба;
  • контроль за состоянием популяций редких и охраняемых видов, расположенных на землях лесного фонда;
  • государственные экологические экспертизы применяемых технологий лесозаготовок;
  • государственные экологические экспертизы материалов лесоустройства и иных лесохозяйственных материалов;
  • государственные экологические экспертизы переводов в лесах первой группы лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и/или изъятия лесных земель;
  • согласование переводов и изъятий лесных земель второй и третьей групп;
  • согласования и государственные экспертизы строительства хозяйственных объектов (и аналогичной деятельности) в лесах;
  • организация и качество переподготовки кадров, работающих в структуре комитетов охраны природы;
  • экологическое просвещение (от дошкольного уровня до уровня должностных лиц государственных структур);
  • работа с обращениями граждан по поводу нарушений при лесопользовании природоохранительного законодательства.

Желательно, чтобы материалы в рамках данного раздела были дополнены действующими расценками и сроками исполнения по каждому виду услуг, в первую очередь, это относится к , экологическим экспертизам. Отдельно желательно проанализировать степень и качество взаимодействия природоохранных и лесохозяйственных структур.

Помимо государственных структур значительный объем работ по ряду направлений охраны природы традиционно выполняют научные и общественные организации. В рамках данного раздела желательно организовать встречи с представителями максимального числа научных и неправительственных организаций с тем, чтобы:

  • определить основные направления деятельности и особенности работы научных и неправительственных организаций реально занимающихся охраной природы;
  • уточнить объем природоохранной информации (данные о расположении популяций редких и охраняемых видов и иных ценных природных объектах, состояние существующих особо охраняемых природных территорий, реальное качество ведение лесного хозяйства и лесохозяйственные нарушения и т.д.), имеющейся в распоряжении этих организаций и определить возможности и степень необходимости использования этой информации официальными природоохраными структурами;
  • получить экспертную оценку основных экологических проблем региона.

Анализ природоохранных нарушений в связи с осуществляемым лесным хозяйством и лесопользованием.

В рамках этого раздела на основе всей имеющейся информации, включая данные научных и общественных организаций и материалов полевых проверок составляется перечень природоохранных нарушений, допущенных при ведении лесного хозяйства и лесопользования, анализируются причины возникновения нарушений, делаются рекомендации в целях предотвращения подобных нарушений в дальнейшем. В этом разделе желательно отдельно рассматривать традиционные природоохранные аспекты (особо охраняемые природные территории, популяции редких видов, соблюдение режимов водо- и нерестоохранных зон и т.п.), и нарушения лесного законодательства, допущенные при разработке лесосек и выявленные лесной службой в процессе освидетельствования и иных действий. Эта информация должна быть собрана при анализе деятельности проверяемых лесхозов.

В рамках данного раздела желательно особое внимание уделить качеству и полноте отражения в лесоустроительных иных лесохозяйственных материалах ограничений природопользования, установленных для особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков, водоохранных зон.

Выводы и рекомендации комиссии

Желательно, чтобы кроме краткой оценки общего состояния лесного хозяйства и лесопользования в регионе и перечня наиболее острых проблем в этом разделе содержались бы конкретные механизмы и способы решения, или, по крайней мере, указания на то, кто конкретно должен такие механизмы разработать. Особо должны быть показаны случаи, когда комиссия не смогла найти приемлемых способов решения вопросов, либо выявились принципиально разные взгляды членов комиссии на проблемы и пути их устранения.

Желательно, чтобы выводы и рекомендации комиссии могли быть взяты за основу проекта постановления правительства региона либо проекта решения законодательного собрания региона.