Доклад: Межведомственная комиссия для проверок лесного хозяйства

Цели и задачи организации межведомственной комиссии для проверок лесного хозяйства и лесопользования в субъектах Российской Федерации

Комиссия в своей работе может решать следующие задачи:

  • анализ общего состояния и особенностей существующего в регионе лесного хозяйства и лесопользования;
  • выявление масштабов нарушений, факт существования которых известен;
  • выявление значительных по масштабам нарушений, не являющихся общеизвестными;
  • разработка рекомендаций по оптимизации структуры управления лесным сектором, включая элементы финансово-экономического регулирования и рекомендации по корректировке региональной нормативно-правовой базы.

Общие принципы организации работ

Подбор кадров

В работе межведомственной комиссии желательно обеспечить участие широкого спектра организаций и ведомств, в том числе представителей ряда "центральных" организаций, либо организаций из соседних регионов, мнение которых гарантировано не зависит от позиции органов власти проверяемого региона и, в первую очередь, от позиции органов управления лесным хозяйством и/или лесной промышленностью (лесопользованием). Для успешной работы комиссии в ее состав целесообразно включить представителей следующих организаций:

  • органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации;
  • структуры, отвечающей за лесопромышленный комплекс в администрации субъекта Федерации (если есть);
  • органов управления лесным хозяйством (в субъектах Федерации или лесхозов) из других регионов;
  • администрации районов, на территории которых будут проводится выборочные проверки лесхозов и лесопользователей;
  • налоговых инспекций (региональной и районных);
  • налоговой полиции;
  • миграционной службы (если есть данные об участии иностранной рабочей силы на лесозаготовках);
  • таможенной службы (для приграничных районов);
  • территориальных подразделений Госкомэкологии;
  • комитета по земельным ресурсам субъекта Федерации;
  • региональных общественных природоохранных организаций;
  • общероссийских или межрегиональных (с базой вне проверяемого региона) неправительственных природоохранных организаций;
  • научных учреждений общероссийского или межрегионального уровня, расположенных вне проверяемого региона;
  • иных заинтересованных ведомств, особенно если это связано с региональной спецификой (например, рыбоохраны, управлений охотничьего хозяйства и т.д.).

В ряде рейдов и операций может потребоваться участия органов внутренних дел и в частности ГАИ. Председатель комиссии также должен иметь право своим решением привлекать к работе комиссии любых сотрудников региональных госструктур по мере необходимости.

От имени администрации субъекта Федерации участвовать в работе должен человек, хорошо разбирающийся в вопросах лесного хозяйства и лесопользования. Желательно, чтобы работу комиссии курировал кто-либо из руководителей региона (например, вице-губернатор). Особое значение имеет, чтобы куратор не являлся одновременно руководителем или сотрудником одного из ведомств, участвующих в работе комиссии.

Структура комиссии

У комиссии должен быть один председатель и 1-2 заместителя. Руководители комиссии должны быть из разных ведомств. Принятии итогового отчета (либо его частей), а также утверждение выводов и рекомендаций комиссии целесообразно принимать коллегиально.

Персональный состав

Государственные структуры в комиссии не должны быть представлены своими руководителями, так как у первых лиц хронически не находится достаточно времени и сил, чтобы полноценно работать в комиссии. Оптимальный уровень членов комиссии - это заместители руководителей, либо начальники подразделений. Желательно, чтобы каждая государственная структура в составе комиссии была представлена не более чем 2 представителями (не считая привлекаемых к работе решением председателя комиссии).

Общественные организации должны быть представлены 1-2 региональными организациями (если есть и занимаются лесной тематикой) и, желательно, какой-либо одной "центральной" (с базой вне проверяемого региона) организацией. В составе комиссии не должно быть представителей прессы.

Общий состав комиссии не должен превышать 15-20 человек, не считая привлеченных к работе решением председателя комиссии. При большем количестве членов комиссии неизбежны дополнительные трудности с организацией общих обсуждений и координацией работы.

Общие принципы организации работы

В первые дни работы комиссии, ее руководители должны определить последовательность работы и конкретные шаги, с которых начнется деятельность комиссии.

Комиссии желательно распределиться на рабочие группы, занимающиеся проверкой конкретных вопросов. Состав рабочих групп должен частично меняться по ходу работы. Некоторые вопросы, в первую очередь основные выявленные нарушения, должны перепроверяться несколькими рабочими группами. Ситуация, когда каждое ведомство проверяет само себя, фактически будет означать замену межведомственной проверки на неполную внутриведомственную ревизию.

Особенности документирования работ

Все основные факты, как положительные, так и отрицательные, должны документироваться непосредственно по мере выявления. Любые результаты полевых проверок, проверок документов и т.п. также должны фиксироваться. Предпочтительной формой является составление актов за подписью членов комиссии и иных граждан, участвовавших в данном конкретном мероприятии, либо взятие объяснений с тех или иных должностных лиц. При составлении актов необходимо следить, чтобы перечень рассмотренных вопросов был четко и полностью отражен в акте. При взятии объяснений должностных лиц также необходимо указывать все вопросы, на которые предполагается получить ответы, так как конкретные формулировки могут приобрести дополнительный вес в случае возникновения спорных ситуаций.

Права комиссии

Комиссия, созданная решением главы региона должна иметь все необходимые полномочия для проверки работы структур, подчиненных правительству региона. Некоторые сложности возможны при проверке работы структур, подчиненных федеральным органам власти (управления лесами и лесхозы и т.п.). В этих случаях может быть желательным либо получить поддержку федеральных органов власти (например, Рослесхоза), таким образом, чтобы федеральные органы власти дали прямое указание своим структурам на места о необходимости всемерной поддержки работы комиссии, либо включить в состав комиссии 1-2 представителей федеральной структуры.

Кроме того, налоговая полиция и некоторые другие службы имеют право знакомиться с любыми документами, не объясняя причин и целей проверки, однако, при отсутствии федеральной поддержки, этот путь может привести к конфликтам между региональными и федеральными структурами.

В решении главы региона о создании межведомственной комиссии желательно указать следующие моменты:

  • районы и общие цели работы комиссии;
  • персональный состав комиссии;
  • председатель и заместители председателя комиссии;
  • сроки работы;
  • координатор работы комиссии со стороны администрации региона;
  • разрешение председателю комиссии привлекать к работе комиссии любых сотрудников региональных госструктур по мере необходимости;
  • поручение по технической организации работы комиссии (выделение оборудования и транспорта, место работы комиссии, места размещения полевых сотрудников при проведении полевых проверок и т.д.) или, по крайней мере, ответственные за техническую часть, либо поручения конкретным органам обеспечить условия, необходимые для работы комиссии;
  • источники финансирования (оплата командировочных расходов и иных затрат, если необходимо);
  • другие вопросы.