Доклад: Йозеф Гайдн


(1732—1809)

Австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе. В 1753— 56 работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1759—61 дирижёр капеллы у чешского графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии ; в 1761—90 капельмейстер князей Эстерхази : до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произведений . Годы 1791—92 и 1794—95 Гайдн провёл в Лондоне . В 1792 в Вене учеником Гайдна был Л. Бетховен.

Последние годы Гайдн жил в Вене. Почётный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почётный гражданин г. Вена (1804), почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), филармонического общества в Петербурге (1808).

Гайдн — представитель венской клиссической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструмента с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра (так называемый двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких , итальянских, французских , чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у Гайдна . Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей .

Квартеты и симфонии 50—60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произведениях начала 70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции, в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха и творческая близость Гайдна литературному течению «Буря и натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония, квартеты 1771—72 и др.). Переломными для его творчества явились так называемые Русские квартеты (1781; посвященные великому князю Павлу ) ; в них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцвета в «Парижских» (1785—86) и «Лондонских» (1791—95) симфониях. К концу 1790—началу 1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна , среди них — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Гайдна.

Друзья мои, если кому и охота дальше читать, то я сразу предупреждаю, что у Гайдна было много сочинений (вот позавтракает он, к примеру, и пойдет писать новую симфонию :)

Сочинения:

оперы-24 оперы, в том числе:

зингшпиль
-Хромой бес (Der krumme Teufel, либретто И. Ф. Курц- Бернардон, по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux", 1751?, поставлена 1752, "Кернтнертортеатр", Вена; под названием Новый хромой бес - Der neue krumme Teufel, пост, 1758, там же);

оперы-сериа-
Ацис и Галатея (либретто Дж. Б. Мильявакка, 1762, поставлена 1763, Эйзенштадт), Необитаемый остров (L'lsola disabitata, либретто П. Метастазио, поставлена 1779, Эстерхаза), Армида (либретто Дуранди по поэме "Освобожденный Иерусалим" Тассо, 1783, поставлена 1784), Душа философа (L'Anima del filosofo, либретто К. Ф. Бадини, 1791, поставлена 1951, Флоренция);

оперы-буффа- -
Певица (La Canterina, 1766, поставлена 1767, Эстерхаза; возобновлена в 1939 под названием Die kleine Sangerin, Билефельд), Аптекарь (Lo Speziale, либретто К. Гольдони, поставлена 1768, там же), Рыбачки (Le Pescatrici, либретто К. Гольдони, 1769, поставлена 1770, там же), Обманутая неверность (L'Infedelta delusa, поставлена 1773, там же), Непредвиденная встреча (L'Incontro improviso, либретто К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, поставлена 1775, там же), Лунный мир (II Mondo della luna, либретто К. Гольдони, поставлена 1777, там же), Истинное постоянство (La Vera costanza, 1776, поставлена 1779, там же), Вознагражденная верность (La Fedelta premiata, по пьесе "L'Infedelta fedde" Лорeнци, поставлена 1780, там же);

героико-комическая- опера-
Роланд-паладин (Orlando Раladino, либретто Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто, поставлена 1782, Эстерхаза);

немецкие кукольные оперы (названные Гайдном комическими операми) -
Филемон и Бавкида (исполнена 1773, Эстерхаза; позже - зингшпиль), Совет богов (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к "Филемону и Бавкиде", исполнена 1773, Эстерхаза), Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773), В канун субботы (Herebschabbas, 1773), Покинутая Дидона (Didone ahbandonata, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнено 1777, Эстерхаза), Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнена 1777);

для хора и голосов с оркестром-

оратории-
Возвращение Товия (El Ritorno di Tobia, текст Дж. Г. Боккерини, 1774-1775), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Кгеиzе, текст И. Фриберта, переложение одноимённой оркестровой пьесы Гайдна, 1794; новый текст И. Гайдна и Г. ван Свитена, около 1796), Сотворение мира (Die Schopfung, текст Г. ван Свитена по поэме "Потерянный рай" Мильтона, 1798), Времена года (Die Jahreszeiten, текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томcoна, 1801);

14 месс, в том числе:
малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь свыше Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772), месса свыше Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773), малая органная месса (В-dur, 1778), Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782), месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796), месса с темой "Свят, свят" (Heiligmesse, B-dur, 1796), Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798), месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799), месса с темой из оратории "Сотворение мира" (Schopfungsmesse, B-dur, 1801), месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802);

кантаты, в том числе-
Рукоплескание (Applausus, 1768);

кроме того-
2-Те Deum, Stabat Mater, 2 - Salve regina, Ave regina, 2 Offertorio, мотет и др. духовные произведения;

разные хоровые произведения, в том числе-
Избрание капельмейстера (Die Erwahlung eines Kapellmeisters, для солистов, хора и оркестра, около 1790), Буря (The Storm, для солистов, хора и оркестра, 1792), Хор датчан (Chor der Danen, 1796); сольные кантаты и арии для голоса с оркестром-
Его больше нет с нами (на смерть короля Фридриха II, 1786), 22 арии;

для оркестра-

104 симфонии, в том числе-
№ 6, Утро (Le Matin, D-dur, 1761), № 7, Полдень (Le Midi, C-dur, 1761), № 8, Вечер и буря (Le Soir е la tempesta, G-dur 1761), № 22, Философ (Der Philosoph, Es-dur, 1764), № 26, Стенания (Lamentatione, d-moll, около 1765), № 30, Аллилуйя (Alleluja, C-dur, 1765), № 31, С наигрышем рога, или На тяге (Mit dem Hornsignal, oder Auf dem Anstand, D-dur, 1765), № 43, Меркурий (Es-dur, до 1772), № 44, Траурная симфония (Trauer symphonie, e-moll, до 1772), № 45, Прощальная симфония (Abschiedssymphonie, называется также - Симфония при свечах, fis-moll, 1772), № 48, Мария Тереза (C-dur, 1773?), № 49, Страдание (La Passione, f-moll, 1768), № 53, Величественная (L'Imperiale, D-dur, около 1775), № 55, Школьный наставник (Der Schulmeister, Es-dur, 1774), № 59, Пламя (Feuersymphonie, A-dur, до 1769), № 60, Рассеянный (Simfonia per la commedia intitolata "II Distratto", C-dur, не ранее 1775), № 63, Рокселана (La Roxelane, C-dur, 1777?), № 69, Лаудон (Laudon, C-dur, 1778-79), № 73, Охота (La Chasse, D-dur, 1781), № 82, Медведь (L'Ours, C-dur, 1786), № 83, Курица (La Poule, g-moll, 1785), № 85, Королева (La Reine de France, B-dur, 1785-86), № 92, Оксфордская (Oxford, G-dur, 1788?), № 94, С ударом литавр, или Сюрприз (Mit dem Paukenschlag, The Surprise, G-dur, 1791), № 100, Военная (Die Militarsymphonie, G-dur, 1794), № 101, Часы (Die Uhr, A-dur, 1794), № 103, С тремоло литавр (Mit dem Paukenwirbel, Es-dur, 1795), № 104, Соломон (D-dur, 1795);

кроме того, симфонии-
B-dur (около 1760), B-dur (первоначальная редакция струнного квартета ор. 1, № 5, 1754 или 1762), симфония-концерт для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра (B-dur, ор. 84, 1792), 16 увертюр, в том числе к 11-и операм, 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur), пассион для оркестра-Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе, Испания, 1785, переложение для струн. квартета - ор. 51, 1787; в ораторию-около 1796);

танцы-
свыше 100 менуэтов для оркестра; свыше 30 немецких танцев; 6 маршей, в том числе венгерский национальный марш; концерты для одного и нескольких инструментов с оркестром-
35 концертов, в том числе 2 для клавира, 4 для скрипки, 4 для виолончели,3 для валторны, 2 для баритона (смычкового), по одному - для контрабаса, флейты, трубы, 2 баритонов, 2 валторн, 5 для 2-колёсных лир, 13 дивертисментов с клавиром;

для ансамбля инструментов -
47 дивертисментов для разного состава инструментов, в том числе 8 ноктюрнов для 9 инструментов, 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов, Детская симфония; 83 струн, квартета для 2 скрипки, альта и виолончели, в том числе с названиями: 6 солнечных (Sonnenquartette, ор. 20. № 4-Ссора в Венеции-The Row In Venice, D-dur, 1772), 6 русских (Die russischen Quartet-ten, ор. 33, называются также Девичьи - Jungfernquartette, № 3 - Птичий квартет - Vogelquartett, C-dur, 1781), 6 прусских (Die preussischen Quartetten, ор. 50, № 6 - Лягушечий квартет - Froschquartett, D-dur, 1787), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Kreuze, op. 51, переложение одноимённого пассиона для оркестра, 1787), Жаворонок (Lerchenquartett, D-dur, ор. 64, 1790), Всадник (Reiterquartett, c-moll, op. 74, № 3, 1793), 6 Эрдеди-квартетов (Erdody-Quartette, op. 76; № 2-квартет с менуэтом ведьм - Quintenquartett mit dem Hexenmenuett, d-moll; № 3 - Императорский - Kaiserquartett, C-dur; № 4 - Восход солнца - The Sunrise, B-dur, около 1797), Неоконченный (op. 103, B-dur, 1803);

для 3 инструментов- трио -
41 трио для клавира, скрипки (или флейты) и виолончели, 21 трио для 2 скрипки и виолончели, 126 трио для баритона (смычкового), альта (скрипки) и виолончели, 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов;

для 2 инструментов-
25 дуэтов для баритонов (смычковых) и виолончели с басом или без, 6 дуэтов для скрипки и альта;

для фортепиано в 2 руки-
52 сонаты для фортепиано, 12 пьес для фортепиано, в том числе анданте с вариациями (t-moll, 1793), ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur, до 1768), 6 лёгких вариаций (C-dur, 1790), 91 танец для клавира (в том числе 53 менуэта, 24 немецких танца, 5 контрдансов, 8 в цыганском стиле, 1 кадриль и 1 английский танец);

для фортепиано в 4 руки -
2 пьесы, в том числе вариации (Учитель и ученик - II Maestro е lo scolare), 32 пьесы для музыкальной шкатулки;

для голоса и голосов с сопровождением фортепиано-
13 ансамблей, в том числе: 9 квартетов (1799) и 4 терцета (1796), 4 дуэта (1796-1800), 47 песен для голоса с фортепиано;

55 канонов и рондо;

обработки шотландских, ирландских и валлийских песен
для 1-2 голосов с фортепиано или с трио (скрипка, виолончель, и фортепиано, всего около 439 песен в том числе: 150 шотл, песен, изданных У. Непиром, 1792-1794; 187 шотландских, ирландских и валлийских песен на слова Р. Бёрнса, В. Скотта и др., изд. Томпсоном, впервые в 1802; 65 разных песен, изданных У. Уайтом, 1804 и 1807, кроме того, 26 неопубликованных. народных песен, указанных Гайдном в перечне сочинений);

музыка к спектаклям-

к итальянским комедиям: Удивительная маркиза (La Marchesa Nespola), Вдова (La Vedova), Врач (II Dottore), Craнарепло (все соч. в 1762, поставлена в Эйзенштадте, 1762);

к пьесам: Пожар (Die Feuerbrunst, 1774), Рассеянный (Der Zerstreute, по одноимённой пьесе Ж. Ф. Реньяра, поставлена 1774, Пресбург), Альфред, или Король-патриот (по пьесе "The Patriot King or Alfred and Elvira" Бикнелла, 1796);

отдельные арии Гайдна включены в оперы других композиторов -
"Школа ревнивых" Сапьери (1780, Эстерхаза), "Ифигения в Тавриде" Траэтты (1786, Вена), "Редкое дело" Солера (1786, Вена), "L'amor artigiano" Гасмана