Доклад: Состав симфонического оркестра
Составы оркестров
Под словом состав
подразумевается устоявшееся число музыкантов в каждой из оркестровых групп. В
средние века этого понятия не существовало - мелодические голоса исполняли на
любых попавшихся под руку инструментах. Со времени Баха начинается постепенная
унификация, что приводит к положению, при котором доминируют следующие
музыкальные "образования" (конечно, не учитывая камерной музыки):
Симфонический оркестр
духовые в составе:
2 флейты
2 гобоя
2 кларнета (появились позже)
2 фагота
2 валторны
2 трубы (не всегда)
литавры (время от времени)
струнные в составе:
1 скрипки
2 скрипки
альты
контрабасы
|
Вот так скоромно все и начиналось :)
Музыка была подходящая - спокойная,
средняя по громкости, всем все нравилось...
но пришел дядя Бетховен,
а за ним и Берлиоз и тут началось...
|
флейта-пикколо (может меняться на флейту)
2 флейты
2 гобоя
английский рожок
(также может меняться на гобой)
кларнет-пикколо (редко, чаще все же 2-й кларнет)
кларнет
бас-кларнет (=3 кл.)
2 фагота
контрафагот (самый низкий среди деревянных духовых)
|
из медных представлены:
4 валторны (чувствуете прирост?)
2 или 3 трубы
появились:
3 тромбона и бас медных духовых
туба
|
|
А сколько
ударных!!
пишу все возможные, композиторы
выбирают нужные (2-6 обычно):
треугольник, бубен, тарелки, малый
барабан, кастаньеты, бубенчики, трещотка, ветряная машина, хлопушка, бруски,
наковальня, цепи, сирены, клаксоны, свистки, флексатон, ластра, маракасы,
клавес, гуиро, бонги, гонги, тимбалес, том-томы, большой барабан, темпл-блоки,
там-там, ксилофон, вибрафон, антильские тарелочки, тубафон, колокольчики,
колокола, маримбафон...
Перечислить все не могу - времени жалко
(например Малер использовал в качестве ударного инструмента стул...
И еще: |
литавры, челеста, арфа и... |
фортепиано. |
...хотя, конечно,
чаще оно выступает в роли солиста.
|
|
Также с
оркестром "кооперируется" время от времени орган, но он слишком
мощный для "сотрудничества".
струнные те же.

|
Есть еще четверной
и пятерной составы, но их описывать не буду, легче понять что, духовых и ударных там уже очень много
(например валторн обычно 8),
а общее число участников часто превышает 100 (!) человек.
|
По сути дела это часть симфонического оркестра - струнные отдельно. Для такого состава написано немного произведений (Чайковский "Серенада для струнного оркестра", Бизе-Щедрин "Кармен-сюита" и др.), но часто играют переложения (т.е. произведение написанное, скажем, для струнного квартета, исполняется этим оркестром).
|
|
Балалайки 1ые, Балалайки 2 и з (но с разными диапазонами)
Балалайки большие
Балалайки очень большие (я серьезно!)
Домришко, домра, домра средняя, домра теноровая,
Домра большая басистая и домра басовая
Гусли (обычно 2)
Баяны: пикколо, прима, альт,
тенор, бас, контрабас
Флейты и гобои (обычно по 2)
Литавры (не всегда)
некоторые ударные
|
|

|
|