Реферат: Русский бильярд
Доступность бильярдного
спорта делает его одинаково ценным для самых различных возрастных категорий,
для мужчин и женщин, для физически развитых людей и для людей, которым болезнь
или инвалидность не позволяет заниматься другими видами спорта.
Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно,
в конце концов, выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в
30-40-х годах прошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и
непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с
шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки, на многих
столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные
шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких
столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла
интерес.
Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге
А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял
необходимым требованиям: -для определенного усложнения игры все шары должны
класться только при точных ударах, а значит, ширина луз должна лишь на
несколько миллиметров превышать диаметр шаров; - в среднюю лузу шар по борту не
должен падать; - все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них
застревали, и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.
Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась, и форма выступа
бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах
этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную
стенку. Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего
отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный
борт было трудно.
В "дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, а особенно
А.Фрейберга, был выработан так называемый "нормальный борт". Ему
соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая
прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма
бортов сохраняется и до настоящего времени.
Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались
замысловатостью. "Диапазон" их ограничивался простым ударом в центр
luapa, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное
направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия.
При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра,
происходил сбой или, как его называют, "кикс". Кроме того, каждый
игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс.
Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно.
Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия
считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был
непобедим. Но невозможность хорошо владеть "своим" шаром из-за
несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры.
В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку
для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода
революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический кавык - после
удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки,
ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар
вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался
и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Такая игра вызывала
у всех окружающих удивление и восхищение.
Вскоре Менго написал книгу.
Она называлась "Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться
первоклассными игроками". Перевод ее на русский язык был издан в
Санкт-Петербурге в 1847 году. В этой книге автор привел описание бильярда, его
принадлежностей, рассмотрел движение шара при горизонтальном и наклонном ударах
кием, особенности отражения шаров при столкновении их с бортами и друг с
другом.
Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских
резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней
повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на
занимательности и зрелищности игры.
В 1912 году в Париже было создано "Международное объединение федераций
любителей бильярда". Эта ведущая организация всех европейских
спортсменов-бильярдистов намечала мировые соревнования, разрабатывала правила
их проведения, вела работу по их организации, готовила бильярдных судей,
назначала ставки (призовые фонды). К этому времени главными европейскими
бильярдными странами стали: Франция, Англия, Германия, Бельгия, Голландия,
Швеция, Австрия и за океаном - США.
Как уже отмечалось, а России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре
I. Будучи за границей, в Голландии, он самолично привез оттуда шары и стол,
приказав его установить в своей приемной, строго наказав: посетители должны не
сидеть и не бить баклуши в ожидании, когда примет их царь, а тренироваться на
заморской диковинке. И посмел бы кто ослушаться! Впрочем, аппетит всегда
приходит во время еды. Царское окружение с увлечением принялось заколачивать
шары в лузы. Но особенно в этом отличался офицерский люд - самый азартный и
охочий до всего нового народ. Буквально в несколько лет игра утвердилась в
гостиницах, постоялых дворах, в клубах, в Офицерских собраниях. Карты были
почти заброшены. Более того, в XIX веке русские офицеры завезли русский бильярд
в Финляндию, где он любим и по сей день. Кстати, русский бильярд постепенно
завоевывает популярность и на Западе - в Швеции, Греции, Германии. Не хотят его
менять ни на какой другой и в Монголии. И, несмотря на то, что стоил тогда один
бильярдный стол громадные деньги - 250-300 золотыми (их меняли даже один к
одному на кровных арабских скакунов), очереди на приобретение этих столов были
немалые. Новая игра стала любимой всеми. Уж на что была обременена
государственными заботами Екатерина II, но и та время для бильярда находила
всегда. И это именно в ее век с чьей-то легкой руки родилось название первой
нашей игры - "русская пирамида". Позже в России появляется еще одна
"пирамида" - "московская".
Еще большее распространение бильярд получил при императрице Анне Иоанновне,
которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и
поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы.
Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного
полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.
На 20-30-е годы прошлого века
приходится начало увлечения французской трехшаровой карамбольной партией в
России. Этому способствовала довольно распространенная в то время мода среди
состоятельных русских дворян путешествовать по Европе, причем особое значение
придавалось пребыванию в Париже. Находясь во Франции, некоторые из таких
путешественников становились заядлыми игроками, приобретали там столы, кии,
шары. Возвратившись на родину, новоиспеченные поклонники бильярда не только
сами с удовольствием играли в карамболь, но и приобщали к нему своих знакомых.
С распространением "французской" игры у нас даже произошла
переориентация бильярдного производства. Талантливые деловые люди из числа
игроков, знатоков и любителей бильярда наладили изготовление новых столов и
принадлежностей. Наиболее известными фабрикантами такого рода были А. Фрейберг
и М, Ерыкалов в Петербуре, В. Щульц, К. Щульц и братья Богомоловы в Москве, Я.
Гоц в Ростове-на-Дону, В. Галушкин в Одессе. Наиболее предприимчивые из них, не
оставив изготовление лузных столов, быстро освоили и производство французских
бильярдов. Так, самая первая построенная в России петербургская фабрика А.
Фрейберга славилась большими масштабами производства и высоким качеством
продукции. В середине XIX столетия здесь наряду с десятью типами лузных столов
начался выпуск двух видов французского карамбольного бильярда. Пятая часть из
200 ежегодно выпускаемых фабрикой Я. Гоца столов также были карамбольными. В
игры на традиционном русском бильярде были включены и карамбольные удары. Так
появилась интересная и любимая многими отечественными игроками прошлого века
партия "Пять шаров с карамболями", в которой французский карамболь
удачно сочетается с покладкой шаров в лузы. И хотя "колыбелью"
бильярда были Франция и Англия, в дальнейшем именно в нашей стране игра была
доведена до совершенства.
В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и
Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть
положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры, В 30-х годах XIX
века в России придумали "Малую русскую пирамиду", которая сразу
приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой
бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить
равнодушными. Выдающимися бильярдными игроками были академик М. В. Ломоносов,
граф Г. Г. Орлов, герои войны 1812 года генералы И. Н. Скобелев (дед
знаменитого генерала М. Н. Скобелева), Д. Г. Бибиков, граф А. Н.
Остерман-Толстой, маркеры Английского клуба в Петербурге Андрей Часовщик,
московского купеческого клуба Роман Бакастов, московский игрок Роженков и др. В
середине XVIII столетия в петербургских трактирах собиралась
"золотая" молодежь того времени. Судя по некоторым источникам, в
жарких схватках за бильярдным столом сходились такие известные исторические
личности, как великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и гвардейский
офицер Григорий Григорьевич Орлов.
Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трех генералов русской армии:
Ивана Никитича Скобелева, Дмитрия Гавриловича Бибикова и Александра Ивановича
Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но, несмотря на это,
систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в
бильярде.
При игре одной рукой все трое
считались лучшими бильярдистами России в 20-х годах прошлого столетия,
Удивительна судьба каждого из них.
Генерал от инфантерии пехоты И. Н. Скобелев (1778-1849) участвовал в войнах
1806-1810 гг. и в Отечественной войне 1812г., в походах 1813-1814 гг. В
Шведской кампании 1808 года в битве при Куортани Скобелев был сильно контужен,
ранен в грудь и потерял два с половиной пальца правой руки, а в польской
кампании 1831 г. в бою под Минском ядро раздробило ему левую руку, которую тут
же пришлось ампутировать. В то время как врачи проводили эту операцию, Скобелев
сидел на полковом барабане и диктовал свой знаменитый прощальный приказ. В нем
есть и такие слова: "... Для меча и штыка к защите... славы святого вам
Отечества, среди храбрых товарищей и трех по милости Божьей оставшихся у меня
пальцев с избытком достаточно".
Иван Никитич имел много других ранений и контузий, но, несмотря на это, слыл
первым кием России.
Вторым считался генерал от инфантерии Д. Г. Бибиков (1792-1870). Он потерял
руку в Бородинском сражении. Позднее, с 1852 по 1855 год, был министром внутренних
дел. Третьим признавался генерал-лейтенант граф А. И. Остерман-Толстой
(1770-1857). В кампании 1806-1807 гг. он получил тяжелое ранение и вскоре
оставил военную службу. В начале Отечественной войны вернулся в строй,
командовал корпусом. Под Бородином его сильно контузило, в бою под Бауценом 9
мая 1813г. ранило в плечо, а 17 августа того же года под Кульмом ядро оторвало
ему руку. Несмотря на многие ранения, А. И. Остерман-Толстой сохранил бодрость
духа до глубокой старости и умер на 88-м году жизни в Женеве.
В середине XIX века в России издаются первые правила известных в то время игр.
В 1834 году такую книгу-руководство подготовил профессиональный петербургский
игрок и бильярдный фабрикант М. Н. Ерыкалов. Это самое первое описание
двухшаровой игры "Алагер", "Французской трехшаровой" и
"Русской пятишаровой" карамбольных партий, игры в
"Пирамиду", а также нескольких игр, распространенных среди военных:
таких, как "Офицерская", "Гусарская" и "Морская".
В 1853 году в Москве были изданы более совершенные "Правила бильярдной
игры...", составленные местным маркером Р. Бакастовым. В том же году в
Петербурге примерно такие же "Правила" издал известный игрок,
управляющий бильярдной фабрикой А. Фрейберг.
О высоком мастерстве русских игроков прошлого века говорит, например, такой
факт. В 1868 году в Россию приехал знаменитый француз Перро с намерением
удивить "восточных варваров" своей артистической игрой. Он выступал
во многих первоклассных бильярдных Петербурга, каждый раз привлекая множество
публики. Поначалу несколько сильных соперников были повержены. Но затем Перро
встретился с уже упоминавшимся выше маркером петербургского Английского клуба
по прозвищу Андрей Часовщик и в пух ему проигрался.
Подобно тому, как некоторые другие игры (кегли, настольный теннис и др.) не
сразу стали видами спорта, и бильярд вначале прошел стадию развития в
гостиницах, кофейнях и трактирах. Хозяева подобных заведений заботились в
первую очередь об увеличении своих доходов и привлечении постояльцев и
посетителей. В. таких "клубах" алкоголь и никотин, как правило, были
неизбежными спутниками бильярдной игры. Соревновательные моменты мало кого
беспокоили.
Иногда в играх случались различные злоупотребления и проделки. Например,
предварительно сговорившись, партнеры играли на так называемую
"сплавку": тот, на кого публика делала свои ставки, умышленно
уступал, а после игры мошенники делились между собой. Для проигрыша
использовались различные приемы, принимаемые доверчивой публикой за чистую
монету: намеренные промахи, как будто бы случайный вылет "своего"
шара за борт, сыгрывание его в лузу "на себя" и т. п.
Все это почти сводило на нет
усилия по-настоящему преданных бильярду игроков, которые серьезно изучали его и
добивались успехов за счет правильной тактики и высокой техники. Эти бильярдисты,
сторонники здорового, спортивного начала в игре, делали все для того, чтобы
обычное трактирное зрелище переросло в виртуозное искусство и стало
привлекательным для большего числа людей.
К приверженцам "спортивного" бильярда может быть отнесен сильный
игрок 40-х годов прошлого столетия граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков
(1790-1854). Интересные сведения приводит о нем М. И. Пыляев в своей известной
книге "Старый Петербург" (изд. А. С. Суворина. 016., 1889):
"Этот вельможа имел внешность дипломата и сохранял таковую даже играя на
бильярде, до которого был большой охотник".
Излагая подробности жизни блестящего вельможи, флигель-адъютанта Александра I
князя А. Я. Лобанова-Ростовского (1788-1866), Пыляев пишет: "Под конец
своей жизни князь Лобанов жил в Петербурге, на углу Большой Морской и Гороховой
улиц, в доме Штрауха, где и давал один раз в год, великим постом, роскошный
раут для мужчин. На этом светском рауте устраивали всегда турнир на бильярде. В
то время в знатных русских домах везде были заведены бильярды в подражание
французам. Иностранные посланцы и другие высокие гости состязались на бильярде
во фраках и со всеми звездами. Марке-рому игроков был известный в то время
Тюрин, из Английского клуба. Победителем на этих турнирах был всегда граф И. М.
Воронцов-Дашков". Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает
русский офицер и литератор конца XIX - начала XX века Анатолий Иванович Леман,
Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под
названием "Теория бильярдной игры". Первое издание книги "Теория
бильярдной игры" (1885 г.) быстро разошлось; второе, дополненное, также
вышло при жизни автора в 1906 году.
Издатель "Теории бильярдной игры" Н. Н. Филиппов и другие
современники отзывались о ней как о добротном труде, который стал наиболее
полным теоретическим и практическим курсом бильярда. В книге изложены история и
техника игры, помещены подробные разборы разных партий, предложен ряд
остроумных и интересных задач, дана характеристика и сравнительная оценка столов,
выпускавшихся тремя главными бильярдными фабриками России М. Н. Ерыкалова и А.
Фрейберга в Петербурге, Якова Гоца в Ростове-на-Дону. Затронут был авторами ряд
нравственных вопросов, касающихся взаимоотношений партнеров во время игры.
Порой бильярд относили к проявлению буржуазного образа жизни, хотя на деле
многие такие теоретики сами не прочь были покатать шары на столах,
установленных на личных и правительственных дачах и в резиденциях для
руководящей номенклатуры. Выше уже отмечалось, что со времен Петра I бильярдные
столы в России были непременной принадлежностью царского обихода. Эта традиция
в своеобразном преломлении нашла свое продолжение и в послереволюционное время
среди советского руководства. Например, бильярд был установлен в резиденциях Сталина,
на его "дальней" и "ближней" дачах под Москвой.
В своем романе "Тридцать
пятый и другие годы" Анатолий Рыбаков пишет: "... Военный совет
утомил Сталина, он уехал на ближнюю дачу, велев на следующий день к завтраку
вызвать Михаила Ивановича Калинина. Михаил Иванович приехал, уютный старичок,
кротко переносил насмешки Сталина. Впрочем, Сталин шутил с ним добродушно -
зачем обижать... Особенно ценил в нем Сталин то, что Калинин плохо играл на
бильярде, но играть любил и Сталин у него обычно выигрывал. Он и у других
выигрывал, но замечал:
подставляются, целятся и мажут - нарочно мажут, боятся выиграть у него. А
Калинин играет честно, старается, трясет бороденкой и - мимо! Они играли три
партии, все Сталин выиграл и был доволен: шары хорошо ложились в лузу. Похлопал
Михаила Ивановича по плечу - "Не огорчайся, Калиныч, бильярд штука такая -
сегодня я выиграл, завтра ты выиграешь", хотя отлично знал, что Калинин
никогда не выигрывает "мазила".
Не менее интересен и эпизод, о котором поведал писатель Л, Лазарев в книге
"Коснувшись неба" (М., 1983), посвященной жизни и деятельности
известного авиаконструктора А. А. Архангельского. На основе его личных
воспоминаний Лазарев рассказывает:
"Весной 1940 года в воскресенье его (А. А. Архангельского) вызвал Сталин к
себе на дачу. Разговор пошел о том, что сейчас не хватает моторов для
самолетов... После обеда они со Сталиным прошли в большую комнату, где стоял
бильярд. Архангельский с видом знатока взял тяжелый кий.
- А вы играете в бильярд? - спросил Сталин.
-Да, и очень люблю, товарищ Сталин. Сталин расстегнул воротник своего кителя.
-Давайте сыграем.
Архангельский также расстегнул верхнюю пуговицу своего френча и подошел к
бильярду.
-В "американку" или "пирамидку" ? - спросил Сталин, беря
кий.
- В "пирамидку ", товарищ Сталин.
- Начинайте.
Архангельский мастерски играл в бильярд, с азартом. Четкими ударами он с
треском загонял шары в лузы. Сталин также хорошо играл, но все-таки сказывалась
разница в возрасте: Сталину уже исполнилось шестьдесят, а Архангельскому было
лишь сорок восемь. Вскоре Архангельский выиграл партию. И тут же с него сошел
азарт. Краем глаза он заметил, что Сталин явно огорчен проигрышем, хотя
старается это скрыть. Минута прошла в молчании. Наконец Сталин сказал:
- Сыграем еще партию.
Архангельский растерялся. Как быть? Поддаться и проиграть? Но Сталин-то отлично
видит, что он играет лучше, и может воспринять выигрыш как обиду. А ну, была,
не была. Буду играть на выигрыш. И снова выиграл. К счастью, в третий раз
Сталин не предложил играть, а пригласил пить чай".
В недавно изданной книге Б. Н. Ельцина "Исповедь на заданную тему"
автор следующим образом описывает выделенный ему загородный особняк в бытность
его членом Политбюро: "Когда я подъезжал к даче в первый раз, у входа меня
встретил старший караула, он познакомил с обслугой - поварами, горничной,
охраной, садовником и т.д. Затем начался обход. Уже снаружи дача убивала своими
огромными размерами. Вошли в дом - холл метров пятьдесят с камином; мрамор,
паркет, ковры, люстра, роскошная мебель... Одна комната, вторая, третья,
четвертая, в каждой - цветной телевизор, здесь же, на первом этаже, огромная
веранда со стеклянным потолком, кинозал с бильярдом... "
В то время как в спортивном бильярде ощущался острый дефицит бильярдных столов,
сотни, если не тысячи их могли годами простаивать на таких дачах, ожидая, когда
временные хозяева этих резиденций захотят докатать шары.
В 50-70-е годы официальные соревнования почти не проводились. Но и в то время
преданные любимой игре энтузиасты бережно сохраняли богатую традициями
отечественную школу бильярда. Продолжались состязания в клубах предприятий, в
Домах творческих работников, в санаториях, на спортивных базах появлялись
новые, технически великолепно оснащенные мастера. Всегда особой популярностью
пользовался бильярд в Вооруженных силах. Не было в стране гарнизона, где бы ни
стояли бильярдные столы либо в Доме Офицеров, либо в солдатском клубе, а то и
просто в казарме.
Днем нового рождения спортивного бильярда в нашей стране можно считать 19
ноября 1988 г. - день создания Московской федерации бильярдного спорта. Вскоре
такие же федерации возникли в Санкт-Петербурге и в других городах, а в декабре
1989 года в Москве прошла учредительная конференция Федерации бильярдного
спорта СССР (ФБС СССР).
Позднее ФБС СССР была преобразована во Всероссийскую Федерацию бильярдного
спорта, которая сейчас называется Федерация бильярдного спорта России и
является общественной спортивной организацией, строящей свою работу на
принципах самофинансирования. Возродить славные традиции русского бильярда,
освоить новые, современные виды этой игры, помочь оздоровить образ жизни нашей
молодежи, приобщить к бильярдному спорту инвалидов, научиться и сегодня делать
прекрасные столы, кии, шары, которыми славилась Россия в начале века, - это
лишь некоторые цели Федерации.
Кроме чисто организационных мероприятий в последнее время в стране прошли
интересные соревнования с участием наших лучших представителей бильярдного
искусства. В конце 1988 года в Ленинградском окружном доме офицеров им. С. М.
Кирова был сыгран первый в истории отечественного бильярда международный матч.
Наша команда была составлена из москвичей Владимира Левитина, Ашота Потикяна,
Владимира Симонича, ленинградца Михаила Аншиелевича и спортсмена из Подмосковья
Юрия Пантелеева.
Соперников представляли
официальные чемпионы Финляндии по бильярду разных лет. Двое из них - Ари
Ярвинен и Кари Иохансен - бильярдные профессионалы.
Поединки проходили по подзабытым у нас правилам игры "Пять шаров с
карамболями", которая в несколько модернизированном виде широко
распространена в скандинавских странах и носит там название "Кайза".
С самого начала завязалась острая борьба. Наши мастера не давали финнам далеко
уйти вперед, постоянно догоняли их и сравнивали счет и, в конце концов,
выиграли со счётом 13:12.
Двумя крупными турнирами порадовал мастеров и всех поклонников бильярда 1989
год. С 15 по 19 марта на арене Дворца спорта автозавода им. Ленинского
комсомола был разыгран открытый Кубок Москвы по игре "Малая русская
пирамида". Валютные доходы от турнира были направлены на приобретение за
рубежом качественного инвентаря для бильярдных клубов и детских спортивных
школ.
Весь цвет отечественного бильярда принял участие в этом престижном турнире. И
вот в финальной встрече сошлись наш сильнейший мастер Ашот Потикян и опытный
финский игрок Анти Саари, Решающий поединок длился несколько часов, в течение
которых зрители неоднократно награждали аплодисментами виртуозов кия за "
зрелищно красивые, артистично выполненные и остроумные удары. Судьи единогласно
присудили обоим финалистам первое место.
В мае-июне 1989 года состоялся первый открытый чемпионат Москвы по одной из
самых распространенных у нас динамичной и интересной игре
"Американка". Этот турнир проходил в московском Дворце спорта
"Крылья Советов" и фактически стал неофициальным чемпионатом страны.
В борьбу вступили 32 лучших игрока из девяти городов, победители или призеры
клубных соревнований.
В октябре 1990 года в Москве прошел фестиваль профессионального бильярда, на
котором состоялись три турнира: чемпионат мира по "Кэнону", открытое
первенство страны по "Снукеру" и международный турнир по
"Русской пирамиде". В играх по "Кэнону" участвовали только
иностранные профессионалы. Наши мастера, впервые играя в "Снукер",
дошли до полуфинала, но в решающих поединках не смогли победить: Юрий Соснин
уступил австралийцу Робби Фалдвари, а Ашот Потикян - англичанину Иэну Уильямсу.
Однако, по мнению авторитетных зарубежных специалистов, присутствовавших на
фестивале, наши лучшие профессионалы уже в ближайшие несколько лет путем
интенсивных тренировок могли бы достигнуть мирового уровня.
За последние годы русский бильярд сделал значительные шаги в своем развитии и в
том числе в продвижении на международную арену.
В Российской Государственной Академии Физической Культуры в 1998 году открыта
специализация "Бильярдный спорт", где началась подготовка
квалифицированных тренерских кадров. В стране ежегодно проходит более 20-ти
всероссийских соревнований. Это и чемпионаты России, женские, юношеские,
ветеранские турниры, соревнования инвалидов.
Федерация бильярдного спорта России стала полноправным членом Всемирной
Конфедерации бильярдного спорта, Всемирной Ассоциации Пула, Всемирной
Ассоциации Профессионального Бильярда и Снукера, Всемирного Союза Бильярда, с
января 1997 года Олимпийского комитета России. Развивая все виды бильярдного
спорта, ФБСР особое внимание уделяет русскому бильярду - одному из немногих
наших национальных видов спорта. По инициативе ФБСР в июне 1998 года в Москве в
ходе Всемирных Юношеских игр были проведены показательные выступления
сильнейших бильярдистов, представителей всех видов бильярда. Это мероприятие
способствовало росту популярности и авторитета русского бильярда. Наши
зарубежные гости смогли удостовериться в том, насколько интересен и своеобразен
русский бильярд. Результатом деятельности стало решение Всемирной Конфедерации
бильярдного спорта о создании в рамках Всемирной Ассоциации Пула Международного
Комитета по Пирамиде, который будет проводить официальные чемпионаты Мира и
Европы по русскому бильярду, заниматься популяризацией этого вида бильярда во
всём мире. Комитет существует с января 1999 года. В его руководящий орган-
Президиум, входят Россия, Украина, Беларусь, Литва, Молдова, Германия, В
сентябре 1999 года в Москве Комитет провёл первый официальный международный
турнир по Пирамиде, который имел статус чемпионата Мира. В этом соревновании
приняли 34 спортсмена из 22 государств. В интереснейшей борьбе победителем стал
двадцатилетний мастер спорта международного класса Евгений Сталев из Подмосковья.
Турнир проводился во Дворце спортивных единоборств ЦСКА, расчитанным на 1000
зрителей, что оказалось недостаточным, так как на финальной игре присутствовали
более1700 человек. Это ли не показатель популярности бильярда.
Несколько слов о распространенном
в былые времена предвзятом мнении, будто бильярд больше относится к азартным
играм, чем к спорту. Сюжетные элементы такого рода действительно трудно не
заметить, но азарт этот, как и в любом виде спорта, основан на состязании и
борьбе. А поскольку успех зависит от искусства и сообразительности игрока, а не
от случая, как, например, в рулетке и тотализаторе, то игра является, прежде
всего, одним из увлекательных видов спортивного состязания.
Вот почему в Западной Европе и Америке бильярд, как оказывающий всестороннее
влияние на организм, особенно на молодой, отнесен к полезным подвижным
спортивным играм и пользуется среди всех слоев населения вниманием и
популярностью.
Сущность бильярдной игры с формальной точки зрения заключается в катании шаров
по площади бильярдного стола с целью направления их в лузы. Интересно, что это
дало повод известному общественному деятелю России конца XVIII - начала XIX
века, староверу и знатоку русского языка адмиралу Александру Семеновичу
Шишкову, до абсурда увлекавшемуся заменой иностранных слов русскими, назвать
бильярд "шарокатом". Он же называл: галоши - мокроступами, фонтан -
водометом, а бульвар - топталищем.
Однако видеть в бильярде простое перекатывание шаров столь же нелепо, как
утверждать, что игра в футбол - простое перебрасывание мяча, а шахматная игра -
только механическая перестановка фигур.
Что же дает человеку бильярд как вид спорта? Пожалуй, трудно найти другую игру,
где бы так всесторонне проявлялись физические, умственные и интеллектуальные
возможности личности. Прежде всего, это - действие. Игрок находится в
постоянном движении, проходя вокруг стола за одну партию до 2-3 и более
километров. По существу, игра на бильярде - это продолжительный (1-2 часа)
полезный моцион без выхода из помещения.
Врачи многим малоподвижным, апатичным больным рекомендуют бильярд как отличное
средство поддержания хорошей физической формы.
Осанка человека, которая формируется у него в течение жизни, зависит от
физической активности, режима дня и многих других факторов. В бильярдной игре
часто удары по шару наносятся кием почти вертикально, причем выполнять их
приходится, удерживая рукоятку кия (турник) высоко поднятой выше головы и чуть
отведенной назад рукой. Такая поза способствует выпрямлению позвоночника и
придает осанке играющего спортивный вид. В то же время легкость и
непринужденность движений в разных игровых позах у бильярдного стола создают
благоприятные условия и для деятельности внутренних органов.
Исходя из сказанного, бильярдная игра может быть рекомендована как одно из
вполне доступных физических упражнений, способствующих поддержанию у спортсмена
правильной осанки и хорошей физической формы. При этом игра не требует
отменного сердца и легких, которые, наоборот, поддерживаются у играющего в
хорошем состоянии. В этом смысле и для многих пожилых разминка вокруг
бильярдного стола не может быть заменена никаким другим видом спорта.
Следовательно, бильярд есть, прежде всего, вид физической закалки организма.
Кроме того, он развивает глазомер, вырабатывает четкость и координацию
движений, быструю реакцию, находчивость - ведь на столе практически никогда
точно не повторяется одинаковое расположение шаров, Постепенно игрок приучается
к терпению и хладнокровию. При этом бильярдное поле - это и практический
учебник геометрии и физики. Многое зависит от знания физических свойств шаров
при столкновении, от точного расчета и умения дать "своему" шару
задуманное вращательное и поступательное движение.
Настоящая игра должна доставлять как партнерам, так и зрителям зрелищное
удовольствие. Это достигается умением сыграть красиво, так, чтобы
"свой" шар вышел на новую позицию по желанию спортсмена, выполняющего
удар. Следовательно, в игре присутствует и эстетический элемент.
В то же время бильярд - прекрасное средство отдыха. Он снимает накопившееся
нервное напряжение в первые же минуты. Играющий почти полностью отвлекается от
повседневных мелочей и отдается увлекательному состязанию.
Бильярд уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку
в жизни. Он учит выигрывать, напрягая всю силу воли, и преодолевать
сопротивление соперника, причем настоящий профессионал воспринимает выигрыш без
какого-либо злорадства и неприличного ликования. Бильярд учит и проигрывать -
не впадая в панику или отчаяние и не теряя веры в себя. Настоящий игрок не
падает духом и сохраняет хладнокровие в трудные моменты, а если и переживает
неудачу, то делает это с достоинством и с юмором. Настоящий игрок скорее
проиграет, чем нарушит правила, а в обычной жизни это и называется честностью и
принципиальностью. Бильярд доступен всем возрастам и потому особенно
привлекателен для пожилых. И, наконец, следует отметить доступность бильярда в
любое время года. Занятия им не зависят от погодных условий.
В нашей стране и без посторонней помощи тысячи поклонников стремятся
приобщиться к этой оригинальной и полезной игре. Но необходимы и
организационные мероприятия: надо воспользоваться положительным опытом развития
бильярда в других странах, создать хорошую материальную базу (качественный
инвентарь, просторные и удобные бильярдные залы), развернуть широкую сеть
бильярдных клубов, а также наладить подготовку высококлассных мастеров,
тренеров-инструкторов, разработать и издать достаточными тиражами специальную
литературу.
Все это вселяет надежду на то, что в недалеком будущем наряду с другими видами
спортивных игр достойное место займет и бильярд.
Создание своего предприятия | |
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" Филиал в г. Трехгорном Курсовая работа на тему: "Создание ... Шар-биток передается начинающему, и последний производит первый удар из "дома" "с рук", т. е., поставив руками биток на любое место бильярда в пределах площади, ограниченной с ... Сукно Симонис - это официально признанное сукно Всемирного Турнира по Профессиональному Бильярду, Евротура, Европейской Бильярдной Федерации, Всемирной Бильярдной Федерации по Пулу ... |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа |
Нетрадиционные виды спорта в адаптивной физкультуре | |
Введение Развитие области физической культуры и спорта связано с постоянным увеличением ее видового разнообразия, появлением новых видов физкультурно ... Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия; 3. бильярд - игроки также передвигаются на колясках; |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа |
Организационно-технологическое обеспечение анимационных программ в ... | |
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Санкт - Петербургский государственный университет культуры и искусств Кафедра ... Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке. Будущим певцам выдаются карточки, на которых написаны фамилии политических лидеров разных лет (Горбачев, Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин, Жириновский и т.д.). Задача игроков ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: дипломная работа |
Менеджмент физической культуры и спорта (ФКиС) | |
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградская государственная академия физической ... Тогда, почему спонсорство получило столь широкое распространение и всегда ли при этом выигрывает спорт? Поэтому в спорте при оплате труда большую роль пока играет субъективный подход. |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: учебное пособие |
Школа русского бильярда | |
Малая русская пирамида Игра производится 16 шарами. 15 белых шаров имеют нумерацию от 1 до 15 очков. Шестнадцатый шар - биток может быть цветным либо ... Снятый с полки шар выставляется на стол плотно к тому короткому борту, где ставится пирамида. 1. при всяком касании (кием, рукой, одеждой и т. п.) любого шара играющим до, после и при выполнении удара; |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: доклад |