Доклад: Характеристика Олимпийских игр

ОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА
Олимпийскими считаются виды спорта, руководимые следующими МСФ:
1 Игры Олимпиады:
• Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ);
• Международная федерация гребли (ФИСА);
• Международная федерация бадминтона (ИБФ);
• Международная ассоциация бейсбола (ИБА);
• Международная федерация баскетбола (ФИБА);
• Международная ассоциация любительского бокса (АИБА);
• Международная федерация гребли на байдарках и каноэ (ИКФ);
• Международный союз велосипедистов (УСИ);
• Международная федерация конного спорта (ФЕИ);
• Международная федерация фехтования (ФИЕ);
• Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА);
• Международная федерация гимнастики (ФИЖ);
• Международная федерация тяжелой атлетики (ИВФ);
• Международная федерация гандбола (ИГФ);
• Международная федерация хоккея на траве (ФИХ);
• Международная федерация дзюдо (ФИД);
• Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА);
• Международная любительская федерация плавания (ФИНА);
• Международный союз современного пятиборья и биатлона (УИПБМ);
• Международная федерация софтбола (ИСФ) (временное признание);
• Всемирная федерация тхэквондо (ВТФ) (временное признание);
• Международная федерация тенниса (ИТФ);
• Международная федерация настольного тенниса (ИТТФ);
• Международный союз стрелкового спорта (УИТ);
• Международная федерация стрельбы из лука (ФИТА);
• Международный союз триатлона (ИТУ) (временное признание);
• Международная федерация волейбола (ФИВБ);
• Международный союз парусного спорта (ИЯРУ);
2 Зимние Олимпийские игры
• Международная федерация бобслея и тобогана (ФИБТ);
• Всемирная федерация керлинга (ВКФ);
• Международная федерация хоккея на льду (ИИХФ);
• Международная федерация санного спорта (ФИЛ);
• Международный союз современного пятиборья и биатлона (УИПМБ);
• Международный союз конькобежного спорта (ИСУ);
• Международная федерация лыжного спорта (ФИС).

52. СПОРТИВНАЯ ПРОГРАММА, ВКЛЮЧЕНИЕ ВИДОВ СПОРТА, ДИСЦИПЛИН И ВИДОВ СОРЕВНОВАНИЙ
МОК УСТАНАВЛИВАЕТ ПРОГРАММУ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР, В КОТОРУЮ ВХОДЯТ ТОЛЬКО ОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА.
1 Виды спорта, включаемые в программу Олимпийских игр
1.1 Для того, чтобы быть включенным в программу Олимпийских игр, олимпийский вид спорта должен соответствовать следующим критериям:
1.1.1 В программу Игр Олимпиады могут быть включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в 75 странах на четырех континентах, для мужчин, и не менее чем в 40 странах на трех континентах - для женщин.
1.1.2 В программу зимних Олимпийских игр могут быть включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в 25 странах на трех континентах.
1.1.3 Виды спорта включаются в программу Олимпийских игр не менее чем за семь лет до соответствующих Олимпийских игр, после этого никакие изменения не допускаются.
2 Дисциплины
2.1 Для включения в программу Олимпийских игр дисциплина, представляющая собой ответвление олимпийского вида спорта и включающая в себя один или несколько видов соревнований, должна иметь прочное международное признание.
2.2 Критерии для включения дисциплин аналогичны критериям для включения олимпийских видов спорта.
2.3 Дисциплина включается в программу по крайней мере за семь лет до начала конкретных Олимпийских игр, и после этого никаких изменений вносить не разрешается.
3 Виды соревнований
3.1 Вид соревнования, являющийся соревнованием в рамках олимпийского вида спорта или одной из его дисциплин и приводящий к распределению мест среди участников, заканчивается вручением медалей и дипломов.
3.2 Для включения в программу Олимпийских игр виды соревнований должны иметь прочный международный статус как по количеству стран, так и по географическому распространению, а также входить не менее двух раз в программы чемпионатов мира или континентов.
3.3 В программу Олимпийских игр могут быть включены только виды соревнований для мужчин, распространенные не менее чем в 50 странах и на трех континентах, и для женщин - не менее чем в 35 странах и на трех континентах.
3.4 Виды соревнований включаются в программу за четыре года до очередных Олимпийских игр и после
этого в отношении этих Игр никакие изменения не разрешаются.
4 Критерии для видов спорта, дисциплин и видов соревнований
4.1 Для включения в программу Олимпийских игр любой вид спорта, дисциплина или вид соревнований должны удовлетворять условиям, определенным в настоящем правиле.
4.2 Неприемлемы виды спорта, дисциплины или виды соревнований, в которых результаты главным образом зависят от механической движущей силы.
4.3 Если только МОК не примет иного решения, соревнование в одном виде программы не может одновременно приносить индивидуальный и командный зачет.
4.4 Виды спорта, дисциплины или виды соревнований, включенные в программу Олимпийских игр, но более не удовлетворяющие критериям данного правила, тем не менее в отдельных исключительных случаях могут оставаться в программе по решению МОК, во имя олимпийской традиции.
5 Уведомление МСФ об участии в Олимпийских играх МСФ, руководящие видами спорта, включенными в программу Олимпийских игр, должны уведомить МОК о
своем участии в соответствующих Олимпийских играх не позже времени проведения Сессии МОК, на которой избирается город-организатор Игр.
6 Включение дисциплины или вида соревнований в порядке исключения
В исключительных случаях и при условии получения согласия соответствующей МСФ и ОКОИ МОК может отступить от временных ограничений, установленных в пп.2 и 3, для того, чтобы включить дисциплину или вид соревнований в программу Олимпийских игр одной определенной Олимпиады.
7 Полномочия по включению или исключению вида спорта, дисциплины или соревнования Полномочия по включению или исключению вида спорта принадлежат Сессии МОК, в отношении дисциплины или вида соревнований - Исполкому МОК.

53. ПРОГРАММА ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
1 Программа Игр Олимпиады должна включать по меньшей мере 15 олимпийских видов спорта. Такой требуемый минимум не относится к программе зимних Олимпийских игр.
2 После каждых Олимпийских игр МОК пересматривает программу Олимпийских игр.
3 При каждом пересмотре стандарты для включения видов спорта, дисциплин и видов соревнований могут быть изменены. Включение или исключение видов спорта, дисциплин или видов соревнований определяют соответствующие органы МОК.

54. ОТБОРОЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ОРГАНИЗУЕМЫЕ МСФ
1 В отдельных видах спорта МСФ могут организовывать отборочные соревнования или иным образом устанавливать лимит допустимой численности участников Олимпийских игр - в частности, команд в командных видах спорта.
2 Правила, регулирующие ограничение численности и отборочные соревнования, определяются Исполкомом МОК в соответствии с положениями Олимпийской хартии. Формула отбора должна быть представлена на утверждение Исполкома МОК. НОК будут информированы МОК по всем вопросам, касающимся отборочных соревнований, организуемых МСФ.
3 Правила 59. 69 и 70 не применяются в отношении отборочных соревнований.

55. ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ОРГАНИЗУЕМЫЕ ОКОИ
1 ОКОИ, после консультации с МСФ, может организовывать Предолимпийские соревнования в соответствии с утвержденной Исполкомом МОК формулой с целью проверки сооружений, используемых для Олимпийских игр.
2 Предолимпийские соревнования в каждом из видов спорта должны проводиться под техническим контролем соответствующей МСФ.
3 Предолимпийские соревнования подчиняются положениям Олимпийской хартии в той мере, как определит Исполком МОК.

56. УЧАСТИЕ В ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ *
Число заявок устанавливается Исполкомом МОК после консультаций с соответствующими МСФ за два года до Олимпийских игр.

Официальное разъяснение к Правилу 56
1 Число заявок в индивидуальных соревнованиях не должно превышать числа, установленного для чемпионатов мира, и не должно превышать трех от страны. Исполком МОК может сделать исключение для отдельных зимних видов спорта.
2 В командных видах спорта число команд не должно быть более двенадцати для каждого из полов и не менее восьми, если Исполком не примет другое решение.
3 В целях обеспечения справедливого распределения числа запасных в некоторых индивидуальных и командных видах спорта, и учитывая, что в ряде видов спорта допускается участие только одного участника от страны в одном соревновании без запасных, Исполком МОК, после консультации с соответствующей МСФ может увеличить или сократить число запасных.

57. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ *
1 ОКОИ должен консультироваться с соответствующими МСФ по всем вопросам, касающимся технической стороны организации Олимпийских игр, включая расписание. Он должен обеспечить равноправное положение различных олимпийских видов спорта.
2 Что касается графика и ежедневного расписания соревнований, то окончательное решение принимает Исполком МОК. За порядок проведения всех соревнований в каждом виде спорта непосредственно отвечает соответствующая МСФ, после консультаций с ОКОИ.
3 Каждая МСФ отвечает за технический контроль и руководство своим видом спорта; все места соревнований, места тренировок и оборудование должны отвечать ее правилам.
4 Не позднее чем за три года до открытия Олимпийских игр МСФ, после консультаций с ОКОИ, должны проинформировать МОК и НОКи о своем выборе технических установок, спортивного инвентаря и оборудования, которые будут использованы на Олимпийских играх.
5 В пределах общего числа, установленного Исполкомом МОК по рекомендации МСФ, соответствующие МСФ назначают необходимых технических официальных лиц (арбитров, судей, хронометристов, инспекторов) и апелляционное жюри в каждом виде спорта. Эти лица выполняют свои обязанности согласно указаниям данной МСФ и в координации с ОКОИ.
6 Официальные лица. которые участвовали в принятии решения, не могут входить в состав жюри, принимающего постановление по разногласиям, возникшим вследствие первоначального решения.
7 Решения жюри должны в кратчайший срок сообщаться Исполкому МОК.
8 Жюри принимает решения по всем техническим вопросам, касающимся своего вида спорта, и его решения, включая все необходимые санкции, являются окончательными, но не влияют на дальнейшие меры и санкции, решение о которых могут принять Исполком или Сессия МОК.
9 ОКОИ должен размещать всех технических официальных лиц, назначаемых МСФ, вне Олимпийской деревни. Технические официальные лица и члены жюри не могут размещаться в Олимпийской деревне. Они не входят в состав делегаций НОК и отвечают только перед своими соответствующими МСФ.

Официальное разъяснение к Правилу 57
1 Технические положения, касающиеся МСФ на Олимпийских играх:
МСФ имеют права и обязанности:
1.1 Устанавливать технические правила по своему виду спорта, дисциплинам и видам соревнований, включая (но не ограничиваясь этим) уровень нормативов, технические характеристики оборудования, установок и объектов, правила технических движений, упражнений и игр; правила по технической дисквалификации, правила судейства и хронометрирования.
1.2 Устанавливать окончательные результаты и распределение мест в олимпийских соревнованиях.
1.3 Подчиняясь руководству МОК, осуществлять техническую юрисдикцию на местах проведения соревнований и тренировок по данному виду спорта во время соревнований и тренировок по данному виду спорта на Олимпийских играх.
1.4 Производить отбор арбитров, судей и других технических официальных лиц из страны-организатора и других стран в пределах квоты, установленной Исполкомом МОК, после получения предложений от соответствующих национальных спортивных федераций (НФ). Расходы по размещению, проезду и экипировке этих судей, арбитров и других технических официальных лиц, приглашенных из других стран, оплачиваются ОКОИ.
1.5 Направлять, по согласованию с ОКОИ, своих двух представителей в период строительства сооружений по своему виду спорта в целях обеспечения выполнения правил федераций и проверки условий размещения, питания и перевозки технических официальных лиц и судей.
1.5.1 Два делегата от каждой МСФ должны находиться на месте минимум за пять дней до начала первого вида соревнований в данном виде спорта с тем, чтобы принять все необходимые приготовления в отношении заявок.
1.5.2 ОКОИ оплачивает расходы этих делегатов в течение этого периода и до окончания Олимпийских игр (стоимость авиабилета бизнес-класса, если расстояние превышает 2500 км, или экономического класса в случае если расстояние меньше 2500 км, питание и размещение).
1.5.3 В исключительных случаях, когда по техническим причинам возникает необходимость присутствия
делегатов или организации их дополнительных приездов, ОКОИ должен принять надлежащие меры, причем МОК должен быть заранее поставлен в известность об этом. В случае разногласий решение принимает Исполком МОК.
1.6 Обеспечить, чтобы все участники отвечали положениям Правил 59 и 61 Олимпийской хартии.
1.7 Следить за выполнением правил МОК в отношении допуска участников как до Олимпийских игр (отборочные соревнования), так и во время их - по согласованию с МОК и НОК.
1.8 Составлять и пересматривать "технические вопросники" для городов-кандидатов. 2 Технические положения, которые должны быть взаимно согласованы между МСФ и ОКОИ до представления на утверждение Исполкома МОК:
2.1 Составление расписания по дням в рамках программы по данному виду спорта на Олимпийских играх.
2.2 Трассы соревнований, проходящих вне олимпийских сооружений (например, парусный спорт, марафон, ходьба, шоссейные велогонки, конное троеборье).
2.3 Потребность в тренировочных объектах до и во время Олимпийских игр.
2.4 Техническое оборудование на местах соревнований, которое не определено и не приводится в технических правилах МСФ.
2.5 Технические установки для определения результатов.
2.6 Униформа для официальных лиц МСФ (таких, как судьи, арбитры и др.). необходимая во время Олимпийских игр.
3 Предложения МСФ, требующие одобрения Исполкома МОК:
3.1 Составление программы Олимпийских игр по своему виду спорта, включение или исключение видов соревнований в соответствии с установленными МОК правилами и критериями.
3.2 Определение числа участников в каждом виде соревнований и по странам, а также числа команд, участвующих в Олимпийских играх.
3.3 Определение системы отборочных (квалификационных) соревнований за три года до Олимпийских игр.
3.4 Определение системы группирования и отбора спортсменов в отборочных видах соревнований (или команд в отборочных группах) для Олимпийских игр.
3.5 Определение числа запасных в индивидуальных и командных видах спорта.
3.6 Определение числа и отбор спортсменов для прохождения допинг-контроля.
3.7 Определение списка участников, которым МСФ выдала на чемпионатах мира и континента свидетельства о половой принадлежности, действительные для Олимпийских игр, в дополнение к свидетельствам, выданным МОК на предыдущих Олимпийских играх.
3.8 Направление более двух технических делегатов для контроля за подготовкой к Олимпийским играм или организация дополнительных визитов, помимо предусмотренных Олимпийской хартией.
3.9 Производство МСФ любыми средствами, аудиовизуальными или визуальными, записей соревнований. любое использование которых в коммерческих целях запрещено.

58. МОЛОДЕЖНЫЙ ЛАГЕРЬ
С разрешения Исполкома МОК ОКОИ может под свою ответственность организовать по случаю Олимпийских игр международный молодежный олимпийский лагерь.

59. ОСВЕЩЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ *
1 Задачей олимпийского движения является то, чтобы освещение Олимпийских игр средствами массовой информации содействовало распространению и развитию принципов олимпизма.
2 В целях обеспечения наиболее полного освещения новостей различными средствами информации и охвата максимально широкой аудитории Олимпийских игр Исполком МОК должен принять все необходимые решения, а ОКОИ - выполнить их.
3 Все вопросы, касающиеся средств массовой информации на Олимпийских играх, включая предоставление и лишение олимпийских удостоверений личности и аккредитационных карточек, входят в компетенцию Исполкома МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 59
1 Исполком МОК составляет документ, озаглавленный "Справочник для средств массовой информации".
2 "Справочник для средств массовой информации" является составной частью контракта, заключаемого между МОК, НОК и городом-организатором, получившим право на проведение Олимпийских игр.
3 Все лица, освещающие Олимпийские игры, должны быть аккредитованы согласно условиям, установленным в "Справочнике". Заявки на аккредитацию должны направляться национальными олимпийскими комитетами в МОК до указанного срока; исключение делается для подписавших контракт радиовещателей и признанных международных агентств, заявки от которых непосредственно высылаются в МОК.
4 Аккредитация гарантирует право доступа на олимпийские соревнования. Если возникает необходимость в ограничениях, МОК предпримет все усилия для удовлетворения разумных заявок аккредитованных средств массовой информации.
5 На всем протяжении Олимпийских игр ни один спортсмен, тренер, официальное лицо, пресс-атташе или любой другой аккредитованный участник ни при каких обстоятельствах не может быть аккредитован в качестве журналиста или в ином качестве, связанном со средствами информации.

60. ИЗДАНИЯ *
Требуемые МОК издания печатаются и распространяются за счет ОКОИ.

Официальное разъяснение к Правилу 60
1 Не менее чем за год до открытия Олимпийских игр ОКОИ должен разослать в МОК, соответствующие МСФ и во все НОК пояснительные брошюры по каждому виду спорта, содержащие общую программу и необходимые сведения, на французском, английском языках и языке страны-организатора.
2 Не менее чем за шесть месяцев до зимних Олимпийских игр и за год до Игр Олимпиады ОКОИ должен разослать медицинскую брошюру в соответствии с инструкциями Исполкома МОК.
3
3.1 На всех документах (приглашениях, заявочных списках, входных билетах, программах и пр.), отпечатанных для Игр Олимпиады, а также на всех выпускаемых
значках должен быть указан номер Олимпиады и название города, где она празднуется. 3.2 В случае зимних Олимпийских игр указываются название города и номер Игр.
4 В течение двух лет после закрытия Олимпийских игр ОКОИ должен отпечатать для МОК полный и окончательный официальный отчет о праздновании Олимпийских игр, по крайней мере на французском и английском языках.
5 Исполком МОК определяет вопросы, которые должны быть рассмотрены в официальном отчете ОКОИ. По одному экземпляру этого отчета должно быть бесплатно выслано на имя каждого члена и почетного члена МОК, в адрес каждой МСФ и НОК, принимавших участие в Олимпийских играх, 100 экземпляров должны быть высланы в адрес секретариата МОК.
6 Гранки всех документов и изданий, упомянутых в этом официальном разъяснении, должны быть предварительно представлены для утверждения в Исполком МОК.

61. ПРОПАГАНДА И РЕКЛАМА *
1 На олимпийских объектах запрещается любая политическая, религиозная или расовая пропаганда. Не разрешается реклама в районах проведения соревнований на стадионах или над ними и в местах соревнований, которые считаются входящими в олимпийские объекты. Не разрешается возведение коммерческих построек и использование коммерческой рекламы на стадионах и в других местах соревнований.
2 Только Исполком МОК определяет принципы и условия, на которых может быть разрешена любая форма рекламы.

Официальное разъяснение к Правилу 61
1 Никакой вид рекламы или пропаганды - коммерческой или иной - не может использоваться на спортивной форме, аксессуарах или, в общем, на любом предмете одежды или оборудовании, надеваемом или используемом спортсменами или иными участниками Олимпийских игр, за исключением идентификации, как определено ниже в параграфе 8, производителя данного предмета или оборудования, при условии, что такая идентификация не будет сделана слишком заметной в рекламных целях.
1.1 Знак изготовителя не должен размещаться на каждом предмете одежды и оборудовании больше одного раза.
1.2 Оборудование: знак изготовителя, который занимает более 10% видимой поверхности оборудования, которое находится на месте проведения соревнований, не должен бросаться в глаза. Вместе с тем размер знака изготовителя не должен превышать размера 60 см2.
1.3 Головные уборы (шапки, шлемы, солнечные очки) и перчатки: при размере знака изготовителя больше 6 см2 он не должен явно выделяться.
1.4 Одежда (например, футболки, шорты, тренировочные костюмы): знак изготовителя, размер которого превышает 12 см2, не должен явно выделяться.
1.5 Обувь: допускается, что на обуви может быть обычный отличительный знак изготовителя. Также могут использоваться имя изготовителя и/или его логотип, размер изображения которых не должен превышать 6 см2, причем они могут находиться как на знаке изготовителя, так и независимо от него.
1.6 В том случае, если МСФ принимает специальные правила, поправки к перечисленным выше правилам должны быть утверждены Исполкомом МОК. Любое нарушение каким-либо лицом положений параграфа приведет к его дисквалификации и лишению аккредитации. Решение Исполкома МОК в этом вопросе является окончательным.
На номерах, надеваемых участниками, не может быть никакой рекламы, на них должна быть изображена олимпийская эмблема ОКОИ.
2 Для того, чтобы иметь законную силу, все контракты ОКОИ, содержащие любой элемент рекламы, включая право или лицензию на использование эмблемы или талисмана Олимпийских игр, должны соответствовать Олимпийской хартии и инструкциям, данным Исполкомом МОК. То же самое касается и контрактов по оборудованию для хронометража и табло, а также по включению любого опознавательного сигнала в телевизионные программы. Нарушение изложенных здесь положений входит в сферу полномочий Исполкома МОК.
3 Любой талисман, созданный для Олимпийских игр, должен рассматриваться как олимпийская эмблема, дизайн которой ОКОИ должен представить в Исполком МОК для утверждения. Такой талисман нельзя использовать в коммерческих целях в странах других НОК без получения письменного согласия НОК этих стран.
4 ОКОИ должен обеспечить защиту прав собственности на эмблему и талисман Олимпийских игр в пользу МОК как на национальном, так и на международном уровнях. Тем не менее только ОКОИ, а после его ликвидации - НОК страны-организатора может использовать эмблему, талисман, а также другие значки, плакаты, предметы и документы, связанные с Олимпийскими играми, во время их подготовки, проведения и в течение одного года со дня закрытия Игр. После окончания этого периода МОК автоматически получает все права на использование такой эмблемы, талисмана, значков, плакатов, предметов и документов без каких-либо возможных ограничений. ОКОИ и/или НОК в случае необходимости должен действовать как доверенное лицо (в смысле попечителя) исключительно в интересах МОК.
5 Положения данного разъяснения вместе со всеми дополнениями и изменениями касаются всех контрактов, подписанных организационными комитетами Сессий МОК или Олимпийского конгресса.
6 На формах участников и любых лиц, занимающих официальный пост, может использоваться флаг или олимпийская эмблема НОК или, с разрешения ОКОИ, олимпийская эмблема ОКОИ. Официальные лица МСФ могут носить формы и эмблемы своих федераций.
7 Идентификационные знаки на техническом оборудовании, установках и другой аппаратуре, которые не носят и не используют спортсмены или участники Олимпийских игр, включая оборудование для хронометража и табло, ни при каких обстоятельствах не могут превышать 1/10 высоты самого оборудования, установки и аппаратуры и не должны быть более 10 см высотой.
8 Слово "идентификация" означает нормальное расположение имени, торговой марки, эмблемы или любого другого отличительного знака изготовителя данного предмета на изделии лишь в одном месте.

62. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ *
МОК передаются авторские права на любое музыкальное произведение, созданное по заказу в связи с Олимпийскими играми. ОКОИ и соответствующий НОК должны быть уверены, что такая работа сделана к удовлетворению МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 62
Исполком МОК может передать ОКОИ все права на использование музыкальных произведений, затем они передаются НОК страны-организатора на четырехлетний период, начиная с закрытия Олимпийских игр, в обмен на процент общего дохода, получаемого от этого. Исполком МОК разрешает ОКОИ использовать в период Олимпийских игр олимпийский гимн на неэксклюзивной основе, без оплаты какого-либо процента.

63. КОММЕРЧЕСКО-РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКОИ ДО ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Если не имеется иного постановления Исполкома МОК, каждый ОКОИ должен добиться, чтобы до начала двухлетнего периода перед открытием Олимпийских игр, которые он организует, все физические или юридические лица, с которыми он заключает контракты, воздерживались бы от любых видов рекламы, связанной с указанными Олимпийскими играми.