Доклад: Государственное коннозаводство в XIX веке
Вплоть до середины XIX века
государственное коннозаводство, несмотря на организационные преобразования,
оставалось для обеспечения императорского двора и поставки конского ремонта в
армию. Тяжелые войны, которые Россия вела в начале XIX века, особенно
Отечественная война 1812 года, потребовали очень большого числа лошадей. К 1814
году в России уже было 1339 частных конных заводов, имевших 281580 маточных
кобыл и 22140 жеребцов. В 1819 году был создан специальный Комитет об
управлении военно-конскими заведениями и ему были подчинены Скопинский,
Деркульский, Стрелецкий, Лимаревский и Новоалександровский военные конные
заводы. Кроме них комитету были подчинены около десяти конных заводов военных
поселений, а с 1826 года - две сводные случные конюшни. С 1833 года Комитет об управлении
военно-конскими заведениями был переименован в Комитет о коннозаводстве
российском. Возглавляли Комитет опытные специалисты, президент Лебедянского
общества Н.А.Лунин и редактор первых русских заводских книг Н.В.Граевский, но
весь стиль работы был казенно-бюрократический и не давал желаемых результатов.
К середине XIX века стала очевидной необходимость очередной реформы
государственного
коннозаводства. Реформа, проект которой был подготовлен в секретном комитете по
крестьянскому вопросу, была осуществлена в 1843 г. Указом от 7 января 1843 года
предписывалось: "Императорские военно-конские заводы со всеми их способами
предназначить для улучшения коннозаводства в государстве". И 10 апреля
1843 г. было учреждено Управление государственного коннозаводства, на которое
возлагали управление всеми государственными конными заводами и случными
земскими конюшнями. Ему же было поручен надзор за проведением скачек и бегов на
ипподромах России и назначение призов для них. Следует отметить сословный
характер Управления государственного коннозаводства, формируемых исключительно
из представителей дворянства. Первым главным управляющим был назначен
В.В.Левашов, его сменил барон Е.Ф.Мейендорф, затем генерал-адъютант
Р.Е.Гринвальд, а в 1881 году граф И.И.Воронцов-Дашков, владевший крупным
рысистым конным заводом в Тамбовской губернии. Оживилось ипподромное дело: если
в 1880г. рысаков испытывали на 24 ипподромах, то в 1895 г. они бежали на 41, а
в 1905 г. - на 59 ипподромах России. При этом количество испытанных лошадей
увеличилось с 280 в 1880 г. до 2900 в 1905 г., а сумма разыгранных призов - с
110000 рублей до 2775000 рублей. Скачки в 1880 г. проходили только на 7
ипподромах и в них участвовало 132 лошади.
В XIX веке изменились
спортивные увлечения дворян. Прежде всего это были скачки и бега, в которых
участвовали сами владельцы лошадей. Офицерские скачки и различные конные игры
стали проводить с 1820 г. в Красном Селе, куда войска выходили в летние лагеря.
С 1872 г. офицеры участвовали в Красносельском стипль-чейзе на 4 версты,
описанным Л.Н.Толстым в романе "Анна Каренина". В 1889 г. в России
впервые были проведены соревнования по "конкуру-иппику" - преодолению
препятствий, расставленных на сравнительно небольшой ровной площадке. Этот вид
конного спорта быстро завоевал в России большую популярность. На международных
соревнованиях в Лондоне все русские конкуристы прыгали новым стилем и трижды -
в 1911, 1912, 1913 гг. - выигрывали главный командный приз - Кубок короля
Эдуарда VII.
· Управление государственного коннозаводства регулярно издавало очередные тома заводских книг рысистых и скаковых лошадей, в которых публиковались сведения о племенных лошадях государственных и частных конных заводов, которых в 1900 г. в России насчитывалось свыше 6000.