Реферат: Ислам в Чечне
Проникновение ислама в
13-15 вв. в чеченские племена и общины сплотило народ по принципу
"братьев-мусульман".
В качестве официальной религии ислам впервые был принят в царстве Симсим на юго-востоке Чечни в эпоху Золотой Орды. Это исламское государственное образование (на территории нынешних Ножайюртовского и Гудермесского районов) имело союзнические отношениях с единоверной Ордой, в то время как жители юго-западных обществ (мялхи, мелхистинцы, лам-акки) оставались преимущественно христианами и в правовом отношении придерживались адата - кодекса родовых законов.
Ислам принимали жители неподвластной Орде вольницы
Нашах по мере того, как они переселялись на равнинные земли. К
моменту падения Золотой Орды ислам в предгорьях Кавказа уже укрепился
довольно прочно. Его постулаты (шариат) оказались для местного населения
даже более привлекательными, чем законы общиного права - адата. Тем
более, что ряд принципиальных положений адата и шариата совпадали. О том,
что большинство чеченцев еще в 15-16 веках были мусульманами,
свидетельствуют захоронения того времени. К 1405 - 1406 годам
относится сооружение первого из дошедших до нас религиозного
мусульманского памятника - мавзолея Борга-Каш у селения Плиево
(Назрановский район). Он был возведен в честь некоего Бек-Султана, сына
Худайнадо.
Интенсивному проникновению ислама способствовали
экономические, культурные и политические связи чеченцев и ингушей с населением
Кабарды, Кумыкии, Крымского ханства с Османской Турцией и шахской Персией. В
16-17 веках вайнахи вступили в более тесные экономические, культурные, политические связи с
другими северокавказскими народами, исповедовавшими ислам. В преданиях
сохранились имена первых проповедников ислама в чеченском обществе: Термола,
Бата, Берса. Рассказывают, что воспринимали их проповеди не однозначно. В
горные общины ислам проникал долго и неравномерно. На первых порах новая
религия впитывала в себя древние чеченские традиции, стараясь
приспособиться к ним. Часто вокруг старинного фамильного склепа появлялись стеллы-чурты
над мусульманскими могилами родственников, отступивших от дедовских норм
похоронного ритуала, но не порвавших с сородичами-язычниками. И все же в
вайнахских захоронениях периода распространения мусульманства
языческие традиции преобладают. Их можно проследить в орнаментации
надмогильных стелл. Среди чисто мусульманских надгробий на кладбищах часто
встречаются стеллы, на которых изображены вещи, находящиеся по языческому
ритуалу в могиле умершего: национальная одежда, украшения, пояса, обувь, газыри,
кинжалы, сабли, пистолеты. На некоторых стеллах изображены фигуры людей,
животных и птиц. Глубокой древностью веет от стелл, скульптурно
повторяющих очертания человеческой фигуры. Истоки такого оформления
надмогильников уходят вглубь веков.
Интересным памятником
16-17 вв. является мусульманская жилая башня в обществе Макажой /на границе с
Дагестаном/. В этом сооружении угадывается традиционная башенная архитектура
вайнахов, переосмысленная с учетом потребностей новой религии. Та
же тенденция просматривается в мечети у селения Эткала, что неподалеку от
Итум-Кале в Аргунском ущелье. Здание величественно и фундаментально,
выдержано в традициях исламской архитектуры. Но минарет построен в виде
миниатюрной изящной типично вайнахской боевой башни с пирамидально-ступенчатым
перекрытием и узенькими окнами-бойницами. В течение 16-19 вв. постепенно – то
сотрудничая, то противопоставляя себя древним традиционным верованиям и
христианству - ислам стал господствующей и единственной религией у
вайнахов.
Окончательное утверждение ислама в Чечне связано с усилением национально-освободительного движения. Первым крупным лидером национально-освободительной войны, поднявшим знамя «газавата» - религиозной войны против неверных, т.е. немусульман - был пастух Ушурма из аула Алды на месте которого, позже была возведена крепость Грозный. Ушурма известен в истории под именем шейха Мансура (Победителя). Религиозно-политическая программа Мансура была поддержана духовенством не только Чечни, но и Дагестана и Азербайджана. Речь шла об объединении северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство. Нестабильность в 80-х годах 18 века на Северном Кавказе связана с именем шейха Мансура. Волна народных выступлений спала в 1791 году, после ареста мятежного шейха.
В 1834 году Шамиль реализовал идею шейха Мансура: был создан имамат - исламское светско-религиозное государство, просуществовавшее 27 лет. Под знаменем религиозной войны с немусульманами – «газавата» Шамиль объединил горцев Северного Кавказа на борьбу против колонизаторской политики царизма. Ислам в период имамата Шамиля, соединяя светскую и религиозную сферу, был синтезом религии, политики и права.
С середины 19 века в Чечне начал распространяться ислам суфийского толка. Две этимологии понятия «суфий» дают представление о характере вероучения: от греческого «sophos» – мудрец; от арабского «суфи» - носящий грубые шерстяные одежды, аскет. Для суфизма характерны сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, веротерпимость. Учение суфиев среди вайнахов распространял великий поборник идеи непротивления злу насилием, шейх Кунта-Хаджи Кишиев. Его деятельность преследовалась имамом Шамилем: прежде всего в связи с выступлениями Кунта-Хаджи против войны.