Реферат: Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа

Традиционные народные промыслы и ремесла


Дом и предметы домашнего обихода

Посуда у чеченцев почти до конца 19 века была деревянная, гончарная и медная. В ее изготовлении народные мастера достигли большого совершенства.

Гончарные изделия чаще всего покрывались глазурью с геометрическим или растительным орнаментом. Чеченская посуда  делалась обычно очень вместительной. А форму диктовало содержимое. Так, в кувшине с узким горлышком хранили топленое масло. Кувшин с широким горлышком предназначался для хранения и заквашивания молока. Кувшин для воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку и широкое круглое дно – чтобы  удобно было носить его на плече издалека - от реки или со дна ущелья.  Делали особой формы глиняные сосуды и для запасов зерна. Изделия искусных чеченских гончаров пользовались большим спросом.

Деревянную посуду вытачивали на токарных станках, которые приводились в движение бурным течением горных рек. Самые прочные породы дерева – дуб, клен - шли на изготовление  посуды. Из дерева кроме кухонной посуды  делали различную утварь и предметы домашнего обихода: бочки, спицы для колес, детали повозок. Детские люльки тоже изготовлялись из дерева. Причем конструкция была такой, что  люлькой пользовались и в доме, и вне его. Мать могла, например, привязав такую люльку к спине, взять ребенка с собой на полевые работы. Удобная форма и приверженность национальной традиции – причины того, что кое-где чеченские женщины пользуются такими люльками до сих пор. Впрочем, в домашнем обиходе сохраняются и другие деревянные изделия -  подносы, чашки, ложки, маслобойки.

Традиционная медная посуда:  тазы, кружки, чаны, казаны – тоже перешла из 19 века в нынешний быт.

Исторически сложилась простота и некая аскетичность чеченского жилища. Там был минимум мебели:  переносные деревянные кровати  и столики. Но бесспорным украшением помещений были изготовленные народными умельцами бытовые предметы. Кроме деревянных, медных и гончарных изделий это были произведения мастеров, работавших с шерстью и войлоком. Войлочные изделия были необходимой частью жизни: их подстилали, ими накрывались, украшали стены, утепляли комнаты.

Чеченские ковры обычно имеют многоцветный орнамент и бахрому синего и красного цвета.

 Бурка – это и надежная в любую непогоду одежда, и, в случае необходимости, своеобразное одеяло. Изготовлением бурок в основном занимались женщины, хоть  это был и весьма трудоемкий процесс. На работу уходило от 8 дней до месяца. Чеченские бурки, легкие, тонкие и теплые, славились. Чечня была основным производителем бурок на всем Северном Кавказе.

«Чеченское сукно» тоже было весьма знаменито в 19 веке. Из него шили даже вицмундиры.  Сукно изготовляли кусками на специальном ткацком станке, после этого долго мяли, поливая теплой водой, затем раскатывали на «каталке»  и на ней же сушили.

В равнинных районах Чечни были развиты промыслы плетения из тростника и лозы. Изготовлялись рогожи, циновки,  корзины.

Издревле чеченцы славились и как мастера по выделке кож.   В конце 19 века в Грозном  было даже 6 кустарных предприятий этого профиля, которые изготавливали обувь, чехлы для матрасов и теплую одежду из овчины – прообраз нын ешних дубленок.

Чеченские ювелирные украшения –  браслеты, бусы,спиральные кольца, перстни, подвески – в  древности изготовлялись из бронзы. Позднее к бронзовым украшениям добавились серебряные. Это, в частности, сугубо чеченские пуговицы, которые украшали одежду горянок. Они представляли собой клинообразные пластинки, застегивавшие одежду от груди до пояса.

Мужской и женский национальный костюм

В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и  эстетические принципы.Традиционный  костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа  скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для  изготовления одежды.

Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка  пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет -  на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а  для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее.Штаны  слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм  соответствовал эталону  мужской красоты,  который подразумевал стройность, подтянутость,  широкие плечи,  тонкую талию.

Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна.  Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы –  карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с  зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века,  с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили  застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка  или пистолет.

Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и  лошадь  от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также  подстилкой и одеялом.Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В  дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.Для мужской одежды чеченцев характерна  темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди  носили белые бурки, черкески, папахи.

Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины в 19 веке носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны,  внизу собранные в оборку.  У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченка в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, могла выходить за пределы дома. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.  Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался  ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий  туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок.  На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с  гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение  женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но  обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.

Головной убор чеченки – платок. Девушки  складывали его углом, концы  проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали  платком.

Традиционный костюм чеченцев претерпел немало изменений в 20 веке. Но, надо сказать, что сельские жители, особенно пожилые,  и сейчас сохраняют  верность национальной одежде.

Оружие

ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ

Жизнь в горах многому учила чеченцев. Они стали отличными охотниками, строителями оборонительных сооружений,  воинами-защитниками. Горы помогали: засеет крестьянин поле,  идет в горы - руду искать. Найдет медную – делает посуду, свинцовую – отливает пули.

Первые средства обороны были из камня и дерева. Заостренные и круглые камни метали пращой с высоких боевых башен. Чисто чеченским  изобретением тех времен была «копьеметалка». Ее изготавливали  из саблеобразных  рогов  горных козлов. Рога укрепляли на деревянной подставке и натягивали между ними тетиву из ремней или турьих жил. Копье из такого орудия летело с огромной силой на большое расстояние. В ближнем бою использовали палицы. Из прутьев крепкого дерева плели щиты и кольчуги.  Щиты обтягивали кожей.

Самое крепкое  в кавказских лесах дерево  - граб - считалось священным, строить из него запрещалось. Из граба  делали  оружие, а из молодых побегов – стрелы, которые  имели плоскую форму и оперение,  придававшее им скорость и вращение. Орудием для стрел был так называемый «сложный» лук - большого размера, часто – с двумя тетивами; внутреннюю сторону укрепляли роговые пластины, а  внешнюю – кожа. Стрелять из такого лука мог только очень сильный человек, обладающий зоркостью и хорошей  координацией, чтобы попадать в цель на полном скаку. Стрелы использовали  вплоть до начала 18 века.     

С появлением металла чеченское оружие  прославилось саблями, шашками, кинжалами.  Изготовлявшие их мастера были известны далеко за пределами Чечни. «Яростнее медведя оружие», «Как волк оружие», - говорили в народе не случайно: в закалке клинка  использовали волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней:  раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней,  бросали  в пропасть  и  быстро поднимали. Считалось, что  скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на качество стали.  На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем  затрачивал более месяца,  на кинжал – около двух недель.

«Нет более надежного помощника, чем клинок», - гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде, охоте, танцах. До Кавказской войны  оружейники  не сильно заостряли конец кинжала.  Заколовший врага кинжалом  считался плохим бойцом, не умеющим владеть оружием.Сколь виртуозны были мастера при производстве орудия удара, столь изобретательны были и в средствах защиты. Например, «кхалкхан» - металлическая рогуля  - специфически чеченское  орудие защиты. Рогуля имела длину около полуметра и утолщенную ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали ее под верхней одеждой, в бою же молниеносно подставляли под  сабельный удар. Попавшая в рогулю сабля чаще всего ломалась. Второе предназначение рогули – подставка для кремневого ружья.

 Оружие горца было его гордостью, оно всегда блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах. Даже бедняки старались иметь качественное оружие.  

КНИГА ОБ ИСТОРИИ И  ЭСТЕТИКЕ ЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ

Для тех, кто  серьезно интересуется историей чеченского оружия, мы предлагаем отрывки из книги  Исы Асхабова «Чеченское оружие». Это – уникальная книга: исследование, альбом и справочник одновременно. Автор  изучал  чеченское оружие и  собирал сведения о нем практически всю жизнь. Книга охватывает историю горского оружия с глубокой древности до наших дней. Фотографии, рисунки-схемы, свидетельства историков, литературные ассоциации, репродукции живописи способствуют более глубокому раскрытию темы. Текст в книге дается на русском и на английском языке.

 ШАШКИ. Слово «шашка» происходит от черкесского сашхо – длинный нож. Клинок шашки должен был быть легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва. Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки «гурда», «калдам» и «терс-маймал»  (иначе – «волчок»). Имея высокое качество, они стоили очень дорого, составляли предмет гордости не только горцев и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе. Имена владельцев таких клинков были известны и вызывали зависть, и нередко такие шашки добывались в жестоких боях «когда над телом убитого завязывались отчаянные схватки, и смерть одного влекла за собой гибель десятка других прежде, чем удавалось завладеть оружием», свидетельствует историк В.Потт.

Шашка «терс-маймал» - «волчок» помимо всех прочих достоинств обладала еще и особой гибкостью: ее можно было свернуть и уложить в сито для просеивания муки диаметром 40-50 см. Существовала поговорка: «Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли его разбудить?» Вынуть из сита такую шашку решался не всякий.

КИНЖАЛЫ. «Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды…» -  эпиграфом из Пушкина открывается эта глава книги.

Кинжал – древнее оружие чеченцев. Подтверждением тому служат многочисленные археологически находки на территории республики. Кинжалы подразделялись на два вида: вороненые и зеркальные. До 19 века чеченские кинжалы  отличались большими размерами: шириной  до 9 см., длиной до 60 см. Впоследствии они видоизменились: стали более легкими и изящными. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий или под влиянием моды. Но высокое качество клинка сохранялось всегда.  Чеченские оружейники делали кинжалы, которые могли перерубить кузнечные клещи. «…Лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которая легко распиливает самую крепкую сталь», - описывал один из кинжалов исследователь в 19 веке. Необычно выглядели клинки мастера Талхига, жившего во второй половине 19 века. Он использовал английские иглы для швейных машинок, которые в готовом изделии четко просматривались, словно их не ковали, а покрыли лаком.

Кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость приравнивалась к стоимости дома, скакуна. Крупными центрами по производству клинков были аулы Большие и Малые Атаги.

ОФОРМЛЕНИЕ КИНЖАЛОВ И ШАШЕК. Изначально оружие горца не отличалось изяществом оформления. Красоту клинку придавали, натирая его до блеска хлопьями от каленого железа, собранными с наковальни. Рукоятки делали из дерева, рога тура или буйвола. Им придавали черный цвет, долговременным втиранием разведенного на масле порошка древесного угля.

Со  второй половины 19 века на рукоятки стали чаще использовать и дорогие материалы, такие как слоновая и моржовая кость.  Серебром и золотом украшали также ножны. Существовало правило: за кинжал с серебряными ножнами и рукоятью нужно было платить налог в пользу бедных; за кинжал со скромными серебряными украшениями  налог не взимался.

Некоторые шашки украшали орнаментом на клинке – обычно длиной 10-15 см. от рукояти, реже на всю длину клинка. По желанию заказчика мастера-оформители могли нанести методом травления имя оружейника, узор, дарственную надпись или изречение из Корана.

БУЛАТ.   «…Отделкой золотой блистает мой кинжал, Клинок надежный, без порока. Булат его хранит таинственный закал – Наследье бранного Востока…», писал в стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтов.

По чеченской легенде, однажды  оружейник выковал такую шашку, которая при пробе отрубила выступ наковальни, а  на клинке не осталось и зазубрины. Тогда мастер, осознав, каким страшным оружием может стать такая шашка в руках врага, уничтожил ее и поклялся больше не делать таких клинков.

Кузнец-оружейник – весьма уважаемая у чеченцев профессия. Традиционно это семейное ремесло, секреты которого – в первую очередь методы обработки и закалки металла - передавались от отца к сыну. Качественную сталь для клинков чеченцы называли булатом.Существовали многочисленные названия булатов. Характерно, что многие из них стали мужскими именами: «барсу подобный булат» - Цокбулат; «красивый булат» - Хазбулат; «недремлющий булат» - Самбулат; «булат для боевого топора» - Джамбулат; «черный булат» - Арбулат; «видный булат» - Товбулат; « особый булат» - Бейбулат.

ВОИНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.  Черкеска из черного, коричневого или белого сукна с серебряными газырями; талия опоясана дорогим наборным поясом, на поясе кинжал в золотой или серебряной оправе; за спиной кремневый пистолет и ружье, инкрустированные драгоценным металлом; слева на поясе шашка или сабля в прекрасных ножнах; на ногах мягкие горские сапоги; башлык, шитый золотом, охватывает плечи; бурка, приторочена к седлу; конь, в нетерпении перебирающий на месте ногами – таков поэтический образ горца-воина, сложившийся в 18-19 веках.К традиционному военному искусству и к военному костюму чеченских мальчиков приучают с детства.

Газыри имели практическое значение и придавали красоту черкеске. По семь и более штук располагалось на черкеске по обе стороны груди. В них содержалась точная мера заряда пороха или хранились пули. Газыри вставлялись в кармашки. Ими одинаково удобно было  пользоваться и стоя, и лежа на земле. Навершия, выступающие из карманчиков, были из металла, кости, серебра. Украшения газырей обычно гармонировали с отделкой оружия. Снаряжением для огнестрельного оружия являлись пороховницы и натруски. Натруска имела сверху устройство для отсыпки пороха. В пороховнице было верхнее отверстие, которое закрывалось крышкой. Эти приспособления,  дошедшие до наших дней, выполнены из различных материалов и необычайно разнообразны по форме и декору.

Практическое назначение и красивую форму сочетали  и детали мужского пояса. Так, свисающие  по бокам кожаные ленты (мот)  служили прежде для привязывания коробочек с кремнями, пыжами, смазочным жиром.  Впоследствии они стали украшением пояса.

В 19 веке русские военные оценили красоту и удобство горского военного снаряжения и переняли его. В черкесках щеголяла знать и на балах и приемах  при дворе. Личным конвоем царя Николая Второго были горцы в традиционной одежде и воинском снаряжении.

О КНИГЕ «ЧЕЧЕНСКОЕ ОРУЖИЕ»

Представляя книгу читателям, депутат Государственной думы  России, заместитель председателя Комитета по культуре и туризму Г. Омаров подчеркивает: ""...издание книги "Чеченской оружие" мы рассматриваем как символ единства истории и культуры братских народов Кавказа, как призыв к миру, согласию и добрососедству"".

"... До появления этой работы наука располагала довольно скудными сведениями о развитии оружейного ремесла у чеченцев. Архивные материалы почти не содержат сведений о мастерах-оружейниках, и до последнего времени по этому региону были лишь литературные источники,- пишет в предисловии к книге кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.

До сих пор целая область ремесла и искусства оставалась неисследованной, более того, почти утраченной, не оставив о себе памяти. И вот нашелся человек, который в такие трудные для чеченского народа 1990-е годы взялся за ликвидацию этого пробела. В тяжелое время между войнами он обходил одно селение за другим, собирая сведения о работавших там когда-то мастерах. До появления исследования И. Асхабова были известны лишь 14 имен мастеров-оружейников. Он выявил еще 148 имен...

Трудно переоценить значение этой работы. Имена мастеров в сопоставлении с подписями и клеймами позволят выявить изделия этих мастеров, хранящиеся пока как анонимные экспонаты в наших музеях,- завершает свое предисловие к книге «Чеченское оружие» ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.- Уже на первых этапах знакомства с работой автора удалось выявить в фондах нашего музея чеченский кинжал работы мастера Махмада из аула Джугурта.Книга И. Асхабова станет вкладом как в изучение истории чеченского народа, так и в оружиеведение".

«Научное исследование И.Асхабова является уникальным явлением в исторической науке республики. Перед читателями открывается не только мастерство народа по изготовлению оружия, но и новые, неисследованные страницы исторического прошлого чеченского народа…», так отозвался об этом уникальном издании писатель А.Айдамиров.

«Главное достоинство книги в том, что автор пишет не столько о самом оружии, сколько об оружии как элементе народной культуры, открывая народу замечательных и талантливых мастеров», считает депутат Госдумы России  А.Аслаханов.

А вот как отозвался о книге И.Асхабова поэт, член Союза писателей России М.Гешаев: «Я был просто обрадован и потрясен, узнав, что нашелся человек, по-настоящему влюбленный в свое дело, вернувший нашему народу имена прекрасных мастеров, прославивших чеченский народ своими отличными оружейными изделиями… Хочется верить, что Асхабов продолжит начатое дело и порадует нас своими новыми открытиями…»

«Название книги «Чеченское оружие» с первого взгляда режет слух чрезвычайной сухостью и физической суровостью. Но после прочтения первых же строк это впечатление исчезает бесследно, - пишет кандидат исторических наук С.Умаров.- Более того, убеждаешься в том, что оружие для автора не главный объект исследования, а средство для раскрытия тайн историчских судеб создателей и носителей этого оружия…».

И, в заключение, мнение ученого-этнолога С.Хасиева: «Труд И.Асхабова, став достоянием общественности, станет существенной подмогой для ученого мира и будет способствовать дальнейшим изысканиям в этом направлении…» 

Декоративное оформление детской одежды различных возрастных групп
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Факультет педагогический Кафедра ...
Мужчины гражданского сословия, как правило, носили кинжал, а до начала XVI в. еще и шпагу, на поясе (кушаке) или ремне.
Брюки не были совсем новым видом одежды: подобные костюмы носили моряки около 1760 г., но они не вошли в общую моду, пока не были приняты в качестве детской одежды.
Раздел: Промышленность, производство
Тип: курсовая работа
Культура Японии: Путь самурая
Генеральному директору ОАО "Хлебопек" Макаренкову Ю.А. от программистов Алехновича С.Б., Дорошева П.М. Необходимые меры по реорганизации действующих ...
При этом кинжал брали уже не за рукоять, а за середину клинка.
Большим подспорьем в подобных столкновениях был простой обоюдоострый нож-кодзука, который обычно крепился к ножнам большого меча или к поясу или специальный кинжал для пробивания ...
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Давно ли люди гибнут за металл и как именно закалялась сталь
Давно ли люди гибнут за металл и как именно закалялась сталь? Содержание Давно ли люди гибнут за металл и как именно закалялась сталь? Вопросы ...
Качество клинков из сварной дамасской стали было по тем временам очень высокое, но такого сочетания прочности и упругости как в оружии из литого индийского булата сирийским ...
После того как Тимур покорил Сирию и вывез оттуда всех мастеров, искусство изготовления оружия из литого булата переместилось в Самарканд; однако вскоре оно везде пришло в упадок.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: книга
... обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"
... государственный профессионально-педагогический университет Художественно-педагогический институт Кафедра дизайна одежды и прически Дипломная ...
... учебный процесс программ, ориентирующих студентов на художественные ремесла через дисциплину "История костюма и моды", элективные курсы; интегрирующие основные дисциплины "Рисунок" ...
Усиливающих в композиции статичность (преимущественно в костюмах южных районов), придающих женской фигуре монументальность; повсеместной взаимосвязью отделки и украшений ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Разработка женского сценического костюма
... КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. МЫРЗАХМЕТОВА КАФЕДРА ДИЗАЙН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Разработка женского сценического костюма ДИПЛОМНИК Федоренко
Произведениями дизайна могут быть мебель, утварь, орудия труда, оружие, машины, одежда и украшения.
Вопрос использования декора определяется многими факторами: функциональным назначением (например, декор неуместен в некоторых видах рабочей или деловой одежды), стилем ...
Раздел: Промышленность, производство
Тип: дипломная работа