Реферат: Нахи на Северном Кавказе
Население, проживавшее на территории нынешней
Чечни и Ингушетии, входило в ареал распространения так называемых кобанской и
каякентско-харачойской археологических культур. Уже в начале I
тысячелетия до нашей эры там умели плавить и ковать железо. Это население сыграло определяющую
роль в дальнейшем развитии этногенетических процессов, в возникновении
собственно чеченского и ингушского народов как носителей единой материальной и
духовной культуры. В это время на Центральном Кавказе окончательно
сформировался антропологический тип чеченцев и ингушей, как представителей
европеоидной расы.
Осевшие на северных склонах Большого Кавказского хребта
чеченские и ингушские племена входили в контакты со скифами и другими кочевыми
племенами. Археологические находки свидетельствуют о прочных
торгово-экономических и военно-политических связях вайнахов того времени с
соседними народами и государствами: античным миром, древнегрузинским,
древнеармянским и персидским царствами. Однако не всегда эти контакты были
дружелюбными. Стычки со степняками, набеги кочевников не позволяли
предкам вайнахов широко расселяться на равнине, и в начале нашей эры
вайнахи жили в горах, превращая свои поселения в недоступные каменные
крепости.
Уход в горы чередовался с выходом на равнину. Свидетельство тому - поселения и могильники у селений Сержень-Юрт, Аллерой, Майртуп, Зандак, Бамут, в которых археологами обнаружены свидетельства развитых кузнечного и гончарного промыслов, различных ремесел, а также земледельческие орудия.
Алания
В ранее средневековье
в равнинных районах Предкавказья начал оформляться многоплеменный и
многоязычный союз, который стал называться Аланией. Этот союз включал в себя,
как свидетельствуют археологи, лингвисты, антропологи, и кочевников, и
оседлых жителей этих мест, главным образом, нахоязычных. Это были равнинные
нахи, описанные еще греческим географом Страбоном под названием гаргареи, что
на языке нахов означает «близкие», «родственники».
Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного союза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их укрепленные поселки (городища) появились по берегам Терека и Сунжи. Поселений было много. Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно располагались друг к другу, что в одном поселке было слышно, как поют петухи и лают собаки в другом.
Вокруг поселков
возвышались громадные курганные могильники, некоторые из которых сохранились до
наших дней. Сохранились также следы аланских городищ, одним из которых является
Алхан-Калинское городище на территории Грозненского района, в 16 км. к
западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как предполагают
ученые-кавказоведы, здесь находилась одно время столица Алании город Магас
(Маас), что на языке вайнахов означает «город солнца».
Средневековые нахские племена и царства
Чеченцы и ингуши первой половины первого тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского хребта, были известны под рядом названий, в том числе - «мелхи», «хамекиты», «садики». Эти слова дошли до наших дней с родовыми фамилиями: Садой, Хамхоевы, Мелхи, свидетельствующими о древности этих родов.
Полторы тысячи лет назад
население Чечни и Ингушетии, проживавшее в приграничных районах с Грузией и в
самой Грузии, исповедовало христианство. Руины христианских церквей сохранило
время. Таков, например, храм Тхаба-Ерда близ селения Таргим в Ассиновском
ущелье. Специалисты датируют этот храм периодом раннего средневековья.
К этому же периоду относится установление связей горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами. Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя Святослава с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши выступали на стороне своих славянских друзей. Об этом свидетельствуют, в частности, строки из "Слова о полку Игореве", где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Овлура, спасут и защитят русского князя.
В VIII-XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.
Другим важным путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Он соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.
К эпохе раннего
средневековья относится расцвет каменного строительства в стране нахов. В
горных ущельях были построены сотни сложных архитектурных сооружений -
боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища. Позже появились целые
поселения — крепости и замковые комплексы, которые до сих пор поражают своим
великолепием и мастерством зодчих. Многие боевые башни возводились на пиках
скал и были абсолютно недоступны неприятелю. Древние архитектурные сооружения
вайнахов свидетельствуют о высоком уровне развития производства и культуры.
Татаро-монгольское нашествие
В период татаро-монгольского нашествия царство Алания подверглось почти полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингис-Хана - Джебе и Субедея. Татаро-монголы не жалели никого. Мирное население либо убивали, либо уводили в рабство. Скот и имущество были разграблены. Сотни сел и городищ были превращены в пепел. Еще один удар по предгорьям Кавказа был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг. Экономическое, политическое, социальное и духовное развитие чеченцев было отброшено назад на века.
Населению удавалось
спасаться только бегством в горы. Здесь, в горах, вайнахи, понимая, что
татаро-монгольское нашествие грозит им истреблением или ассимиляцией,
оказывали врагу поистине героическое сопротивление. Благодаря тому, что
часть нахов ушла в горы, народ сумел сохранить язык, обычаи,
культуру. Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и
легенды о том, как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность
своего народа.