Реферат: Государственное регулирование НТП
План:
1. Введение ________________________________________________________ 3
2. Основные направления государственного регулирования НТП ___________4
3. Формирование системы инвестиционных фондов ______________________8
4. Государственная политика США в сфере научно-технического развития _ 11
5. Заключение _____________________________________________________13
6. Список литературы ______________________________________________ 14
Введение
Важнейшим условием успешного научно-технического развития является государственное регулирование НТП, обусловленное специфическими условиями российской действительности. Во-первых, это наличие кризисной ситуации, сопровождающейся экономическим спадом и деградацией отечественной промышленности. Во-вторых, уменьшение доли доходов федерального бюджета в ВВП более чем на 40%.
В создавшихся условиях сокращение производства начало приобретать негативный структурный характер. От кризиса страдают машиностроительная, химическая отрасли. Но особенно тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях промышленности, которые составляют основу современного экономического роста. В электронном и электротехническом машиностроении, станкостроении, производстве средств связи и гибкой автоматизации, оборудования для легкой и пищевой промышленности, агропромышленного, транспортного и топливно-энергетического комплексов спад производства достиг 70-80%. Это означает фактическое разрушение существовавшего научно-технического потенциала, переход к экономике, которая теряет способность расширенного воспроизводства на своей собственной основе.
Технологическая отсталость проявляется в высокой энергоемкости, материалоемкости, трудоемкости выпускаемой продукции. Продолжение снижения производства в условиях сохранения существующей экономической и финансовой политики несет в себе такие структурные изменения, которые способствуют завершению процесса деиндустриализации, окончательного разрушения некоторых отраслей промышленности. Сжатие внутреннего спроса на продукцию перерабатывающих отраслей означает и фактическую переориентацию на внешний рынок топливных отраслей и металлургии.
Технологическая среда в российской экономике соответствует экономике с замедленной эволюцией или деградирующей экономике. Необходимы глубокие переориентации всей системы воспроизводственных интересов.
Стратегические расчеты показывают, что государственное регулирование нельзя рассматривать как временную меру, ограничиваясь только переходным периодом. Как свидетельствует опыт западных стран, такое регулирование будет необходимо и в необозримом будущем, в условиях уже сложившейся рыночной экономики. Следует признать, что возможности рынка в решении проблемы ускоренного развития НТП запаздывает, оказывается замедленным в эпоху бурно развивающейся НТР. Он не может обеспечить быструю концентрацию капитала и науки на важнейших направлениях НТР. Запаздывает и получение прибылей от эксплуатации новшеств. Предприниматели неохотно идут на реализацию инновационных проектов.
Недостаточно эффективно действует рыночный механизм и в сфере структурных преобразований. Формирующиеся новые отрасли малорентабельны, а зачастую убыточны. Они требуют больших затрат на НИОКР, создание и освоение новых мощностей, проведение активной инновационной политики, основанной на концентрации имеющихся ресурсов. В России, где давно назрела необходимость структурной перестройки, решение данных задач возможно только на путях усиления государственного вмешательства в воспроизводственный процесс.
Основные направления государственного регулирования НТП
Важнейшим направлением государственного регулирования, ядром формирования экономической системы является прогнозирование научно-технического развития.
В процессе прогнозирования сначала исходят из того, что основным стратегическим фактором преобразования производительных сил является становление процесса автоматизации. Дальнейшее моделирование данного процесса показывает, что идет концентрация высокоавтоматизированных предприятий. На уровне высоких технологий образуются различные формы объединений. В условиях концентрации производства, науки, капитала на важнейших направлениях НТП происходит возникновение системы комплексно-автоматизированных предприятий. Движение к ней может быть осуществлено на основе долгосрочной программы научно-технического развития, в рамках которой необходимо предусмотреть основные положения формирования качественно нового уровня производительных сил и соответствующих им производственных отношений. В ходе движения к системе комплексно-автоматизированных предприятий, которая выступает как важнейшая качественная цель программы научно-технического развития, выделены следующие основные направления ее реализации: наука, информатизация сфер социальной и экономической деятельности, автоматизация проектных работ.
Реализацию направлений необходимо начинать уже сейчас в условиях переходного периода, сочетая решение стратегических и тактических целей и задач. Такой подход уже в настоящее время требует изменения инвестиционной и инновационной политики, использования новых институциональных форм.
На данных направлениях с целью выхода из сложившейся кризисной ситуации и формирования новой наукоемкой структуры необходим поэтапный процесс институционального выделения: новых форм организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; российского информационного комплекса; общероссийской системы автоматизированного проектирования.
Становление научного, информационного комплексов, общероссийской системы автоматизированного проектирования выступает как этапы реализации государственной структурной научно-технической политики.
Она предполагает создание ряда институциональных форм, действующих как частно-государственные финансово-промышленные группы, которые могут обеспечить на обоснованных направлениях комплекс организационных и финансово-экономических мер, способствующих реализации намеченных целей. Вписываясь в характер формирующейся рыночной экономики, они могут обеспечить даже в условиях современной неблагоприятной экономической обстановки концентрацию финансовых, трудовых, материальных ресурсов на выбранных направлениях, выступая как акционерное общество, при наличии собственных банковских структур. Таким образом, становится возможным превратить их в мощные инструменты государственного регулирования проводимых структурных преобразований. В процессе создания современного мощного научного комплекса его основой должна стать интеллектуальная собственность ученых-исследователей. Ее стоимостное выражение должно определяться как часть добавочной прибыли, получаемой как разность между валовой прибылью до внедрения той или иной идеи в производство и после ее воплощения в материальном продукте. Расчетные данные показывают, что действительная интеллектуальная собственность ученых, теоретиков, инженеров составляет 15-20% от получаемой дополнительной прибыли.
Таким образом, основная цель институциональной государственной политики – реализация государственной научно-технической политики, структурных преобразований путем использования экономических форм и методов регулирования, концентрации имеющихся ограниченных ресурсов, новых структурных подразделений, комплексов, систем на важнейших направлениях НТП.
Влияние налоговой политики на научно-техническое развитие. Пути совершенствования налоговой системы.
Реализация научно-технической, структурной, промышленной политики, особенно в настоящее время невозможна без научно обоснованного, программируемого финансового обеспечения инновационных потоков. Последнее невозможно без совершенствования налоговой политики. Современная рестрикционная политика вызвана необходимостью увеличения государственных затрат в переходный период. Выдвинутые правительством социальные программы, осуществление приватизации, демонтаж командной системы, обустройство новых границ и выполнение долговых обязательств обусловили почти 90% изъятия прибыли и предприятий. При этом перестает действовать принцип материальной заинтересованности, предприятия и фирмы остаются без необходимых средств для инвестиционной и инновационной деятельности, подрываются экономические основы самофинансирования, свободы предпринимательства, конкуренции, возрождается дотационный принцип финансирования промышленных предприятий. Таким образом, формируются неблагоприятные социально-экономические условия ускоренного развития НТП.
Решение этих проблем возможно на основе поэтапного регулируемого снижения налогов: на малый, средний и крупный бизнес. Снижение налогов на малый бизнес – важный элемент структурной политики. Существует прямая связь между развитием малого бизнеса и сферой потребления и услуг. Малый бизнес – наиболее оптимальная форма развития легкой промышленности и сферы услуг. Дополнительный прилив сюда капитала будет способствовать формированию необходимых социально-экономических предпосылок ее ускоренного развития.
Становление среднего бизнеса создает благоприятные условия развития наукоемкой структуры российской экономики. На основе средних, но хорошо оснащенных предприятий становится возможным формирование собственной, отвечающей современным мировым стандартам машиностроительной базы. Роль локомотива НТП может взять на себя электронная промышленность.
Развитие наукоемкой структуры на базе электронной промышленности должно быть развернуто на третьем этапе при снижении налогов на крупный бизнес и ФПГ. Здесь может по-настоящему развернуться становление институциональных форм на важнейших направлениях научно-технического развития. Финансово-промышленные группы – флагманы НТП. Одновременно они представляют собой уникальный механизм диверсификации производства. Получив в свое распоряжение значительную часть прибыли, они начинают в полной мере использовать свои потенциальные возможности. Снижение налогов на крупный бизнес создаст оптимальные социально-экономические условия: развертывания механизма диверсификации; перелива капитала в наукоемкие отрасли; производства бытовой электронной аппаратуры, телекоммуникационных систем, глубокой переработки топливно-сырьевых ресурсов.
Поэтапное снижение налогов, формируя структурные изменения в экономике, подготавливает одновременно и финансовую базу для их реализации. Первоначальное снижение налогов на малый бизнес не потребует от государства значительных расходов. Наоборот, следует ожидать роста массы налогов от малого бизнеса из-за:
- значительного увеличения количества предприятий, вызванного переливом капитала в данную сферу;
- роста производства, при котором каждый взимаемый процент станет весомее;
- выхода значительной чисти мелких предприятий из теневого бизнеса и увеличения налоговой базы.
Этих же результатов при росте массы изъятых в бюджет средств следует ожидать на втором и третьем этапах – при снижении налогов на средний, а затем и крупный бизнес. Рост налоговой базы и увеличение объема средств, поступающих в бюджет, позволят сократить бюджетный дефицит, выполнить намеченные социальные программы и при этом значительно увеличить ассигнования на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, создание внебюджетных научно-технических фондов, институциональных форм на важнейших направлениях НТП, льготное кредитование предприятий научно-венчурного капитала, бизнес-инновационных центров, научных городков.
Государственная политика перехода к самофинансированию предприятий и фирм в условиях ограниченности имеющихся ресурсов.
Поэтапное снижение налогов направлено на формирование в России системы самофинансирования. Одним из основных источников в условиях перехода к рыночной экономике должна стать прибыль, чистый доход предприятий.
Росту самофинансирования и одновременно экспортных возможностей российской промышленности способствовала бы политика оставления большей части валютной выручки у предприятий. Это ведет к увеличению инвестиций в самые наукоемкие, передовые, с точки зрения мировой техники и технологии, отрасли производства. В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть снижение пошлин на новейшее импортируемое оборудование и технологии. Такая политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову мировой науки и техники.
Важным направлением усиления самофинансирования может стать продуманная амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий ускоренного списания оборудования путем слияния амортизационного фонда и чистого дохода. В России это необходимо еще и потому, что существующее оборудование сильно устарело. В современных условиях было бы целесообразным предоставлять предприятиям, покупающим, производящим или осуществляющим поставку машин и оборудования, право на дополнительные амортизационные отчисления.
Учитывая огромные территории Российской Федерации, различие региональных и местных условий, необходимо предусмотреть и разработать систему налоговых дополнительных скидок для определенных регионов, а также для отдельных машин и оборудования.
Наличие самофинансирования предполагает ряд мер, направленных на создание условий, способствующих расходованию накопленных сумм на прямое инвестирование, инновационную деятельность. В индустриальном обществе корпорации, промышленные компании сами осуществляют инвестирование. Промышленное сбережение в значительной степени зависит от производимых промышленных инвестиций. Основная проблема состоит в том, чтобы уже имеющиеся у предприятий накопления расходовались не на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров непроизводственного назначения, а качестве источника прямых инвестиций. Эта цель достигается формированием специализированных инвестиционных фондов и введением специальных счетов и счетов обновления. Суммы, накапливаемые в них, подлежат льготному налогообложению или освобождаются от налогов вовсе. В США, при относительно низком уровне налогообложения, действуют около 36 тыс. фондов реконструкции и развития. В Швеции все 100% отчислений в инвестиционные фонды должны быть помещены на специальный беспроцентный инвестиционный счет в Риксбанке. Подобная мера позволила бы российскому правительству получить возможность концентрировать имеющиеся ресурсы, направлять их в соответствии с инновационной политикой государства. Целесообразным было бы законодательное установление счетов обновления с обязательным помещением туда части прибылей отдельных предприятий.
Формирование системы фондов научно-технического развития.
Решение проблемы финансирования НТП невозможно без создания сети специализированных фондов. Внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются формой реализации государственной научно-технической политики и выполняют несколько функций.
Финансовый накопительный резервуар.
В этой функции фонд выступает в качестве резервуара накопления, поскольку для инвестиционной деятельности, реализации инновационных проектов нужно накопить определенную сумму, которая позволит произвести замену производственных фондов, реконструкцию, перейти на новую технологию. Это требует времени, и государство должно всемерно способствовать формированию таких резервуаров.
Средство обеспечения ускоренного развития НТП.
В настоящее время трудно рассчитывать на непосредственную помощь государства в реализации различных инновационных проектов и совсем маловероятно, что оно будет оказывать ее постоянно и непрерывно. Ускорение научно-технического развития предполагает не просто накопление определенных сумм в фондах. Внебюджетные научно-технические фонды исполняют роль экономических институтов, обеспечивающих необходимый комплекс условий для ускоренного развития НТП: финансовая поддержка крупных государственных инновационных проектов и направлений; помощь в развитии венчурного капитала, формирование прогрессивной наукоемкой структуры.
Инструмент государственной научно-технической политики.
В различных странах внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются эффективным средством осуществления промышленной, научно-технической, структурной и социальной политики. Они стали мощным финансовым рычагом, благодаря которому государство целенаправленно воздействует на процесс ускорения научно-технического развития. Сеть российских инвестиционных научно-технических фондов необходимо формировать в тесной зависимости от поэтапного снижения налогов. Это обеспечит реальную финансовую базу становления научно-технических фондов на микро, мезо- и макроуровнях, максимальное использование накопленных сумм на реализацию научно-технического развития. Предусматривается не скачкообразный, а постепенный переход от решения микроуровневых задач к макроуровневым.
Первый этап позволит осуществить массовое формирование научно-технических инновационных фондов в сфере малого бизнеса. Ожидаемый приток свободных средств (благодаря снижению налогов) на счета малых предприятий предлагается направить на создание сети микроуровневых инновационных научно-технических фондов. Их целевой характер определяется необходимостью решения насущной проблемы российской экономики: осуществления реконструкции предприятий, их перевооружения на основе реализации инновационных проектов. В частности, речь идет о формировании инвестиционных фондов реконструкции и развития. В России организация подобных фондов сегодня невыгодна. Поэтому инициатором их формирования, посильным участником должно выступить государство. Формируемые смешанные фонды можно создавать под конкретные проекты реконструкции предприятий и фирм, способствуя тем самым росту инвестиционной активности, модернизации российской экономики, выходу ее из кризисной ситуации. Надо уже на первом этапе полностью освободить от налогов суммы, направляемые в инвестиционные фонды мелких предприятий. Это не намного уменьшит общую долю собираемых налогов, но значительно повысит активность в сфере малого бизнеса. Регулирование инвестиционной деятельности возможно посредством государственного контроля над инвестиционными фондами. Государство должно иметь правовую базу разрешать компаниям использовать часть или весь резерв на установленные законом цели: покупку новых машин, оборудования, накопление материальных запасов, содействие развитию экспорта. Тем самым значительно повышается доля прямых инвестиций, расширяется воспроизводство научно-технического прогресса.
Что касается введения специальных счетов и счетов обновления, то в нашей стране данная мера станет действенным фактором увеличения накоплений лишь при большом возрастании прибыльности предприятий и фирм. Формирование таких счетов под эгидой ЦБ РФ позволит создать устойчивый источник прямых инвестиций, остановить падение производства, а в последующем перейти к активной научно-технической политике. Требуется разработка мер по стимулированию предприятий к образованию таких счетов. В качестве основных мер предлагается: не облагать налогом 50% прибыли при условии направления ее на инвестиции в производственное и непроизводственное строительство; освободить от налогообложения суммы, предназначенные для вложения в новейшую технику, технологию, оборудование, проведения реконструкции на качественно иной, научно-технической основе; установить 30%-ую скидку налогов на сбережения, хранящиеся на специальных счетах; обеспечить систему страхования данных счетов в соответствие с возможным риском от их вложения.
Специальные счета и счета обновления в условиях современной России позволят создать социально-экономические условия, способствующие использованию накапливаемых сумм на прямое инвестирование в производство. Это повлечет за собой оживление деловой активности, станет началом процесса переоснащения существующей материально-технической базы. Введение специальных, обязательных инновационных счетов, на которых накапливаются необходимые суммы, осуществляется на льготных условиях и предполагает наличие механизма, препятствующего расходованию этих сумм на не связанные с развитием НТП цели. Если предприятие или фирма задумает использовать их, например, на коммерческие цели, то следует предусмотреть полное их обложение налогом плюс штрафом.
Формирование системы фондов развития венчурного капитала имеет для российской экономики чрезвычайно большое значение. Отсутствие таких фондов обостряет проблему невостребованности уже накопленных к настоящему времени и нереализованных научно-технических идей.
Развитие рискового капитала в России сдерживается сегодня низким уровнем прибыльности и рентабельности, который практически независим от внедрения достижений НТП в производство. Положение может измениться, если предусмотреть создание российского банка рискового капитала с филиалами и подразделениями в различных регионах и городах Российской Федерации. Последние могут выступать держателями фондов для реализации научно-технических проектов повышенного риска. Финансовые средства из них могут предоставляться после соответствующей экспертизы изобретателям и ученым под реализацию новых идей и проектов. Они должны выступать генеральными распорядителями, вкладывая 1-2%, а остальное – государство и фонды рискового капитала.
Формирование сети инфраструктурных фондов станет возможным на втором этапе, когда произойдет резкое снижение налогов на средний бизнес. Это вызовет увеличение объема средств, идущих на накопление. Они станут финансовой базой создания инфраструктурных фондов. Создание развитой сети региональных фондов обусловлено огромными пространствами России, различием природных условий, климата, имеющихся ресурсов. В будущем стране придется решать проблему освоения незаселенных территорий. Рассчитывать здесь на централизованные вложения, как это было раньше, не приходится. Выходом станет образование ряда региональных фондов. Формирование целевых фондов народнохозяйственного значения станет возможным при существенном снижении налогов на крупный бизнес. Первоначально это будут фонды, ориентируемые на улучшение экологического состояния как отдельных регионов, так и всей страны.
При переходе к наукоемкой структуре становится необходимым формирование специальных фондов НИОКР. В это время у крупных корпораций, финансово-промышленных групп потребность в собственных НИОКР резко возрастает. Дополнительно стимулировать их развитие можно путем обязательного помещения 10-15% прибыли в упомянутые специальные фонды. Не облагаемые налогом суммы существенно повлияют на накопление первоначального капитала, выделяемого на инвестирование НИОКР. Данные фонды должны подлежать акционированию, что создаст экономические условия скорейшего увеличения первоначально собранных сумм. Рынок акций инвестиционных фондов, подкрепленный дивидендами от использования инновационных решений, новейших технологий, может стать одним из существенных частей российского рынка ценных бумаг. Акционирование не облагаемых налогом инновационных фондов – источник расширенного процесса финансирования НТП, ускорения возрождения рыночной экономики России на качественно новой научно-технической основе. Государственное регулирование должно быть нацелено на дифференцированный доход к осуществлению финансирования. Льготы могут быть предоставлены научным учреждениям, НИИ, обслуживающим наиболее передовые и значимые для российской экономики отрасли: аэрокосмический комплекс, атомную энергетику, создание и освоение экологически чистых источников энергии, генную инженерию, искусственный интеллект.
Таким образом, в России надо переходить на основе постепенного изменения в налоговой политике к целостной системе фондов, во многом берущих на себя функции государственного бюджета по финансированию развития НТП, Они образуются на разных уровнях. На первом этапе их цель – ускоренное переоснащение основных производственных фондов, на втором – структурная перестройка экономики, та третьем – обеспечение накоплений для скорейшего перехода к автоматизированному производству. Источниками формирования данных фондов станут прибыль мелких, средних и крупных предприятий, валютная выручка от продажи экспортных товаров, и т.д. Система этих фондов представляет собой взаимосвязанную сеть финансовых резервуаров, направленную на реализацию научно-технической политики государства. Важнейшим его свойством является возможность перелива капитала из одной приоритетной отрасли в другую, от одного направления научных и технических поисков к другому; аккумуляция средств без ухудшения социального положения основной массы населения; создание условий для структурной перестройки на базе высоких технологий и наукоемких отраслей с последующим выходом на комплексную автоматизацию всего производства.
Государственная политика США в сфере научно-технического развития
Основа промышленной политики США – это, прежде всего, обоснованный выбор приоритетов государственной поддержки и выбор адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств.
Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих отраслях и секторах индустрии, имеющих общенациональное значение, и непосредственно воздействует на ситуацию: налоговыми рычагами, прямыми субсидиями, созданием соответствующего благоприятного климата, протекционистскими внешнеторговыми мерами, щадящим законодательством и т.д. Другое дело – какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов, прежде всего в конкретных сферах мирового производства, где у страны могут быть значительные преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль.
Доминирующим принципом промышленного развития признается гибкость и способность к оперативному видоизменению производственной структуры в условиях научно-технического прогресса и смещения приоритетов в рыночном спросе. Приоритеты государственных инвестиций отданы человеку, его социальным потребностям и проблемам, а также высоким технологиям.
Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой продукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследования работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятельности ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами финансирования их деятельности, оплаты труда и его фондовооруженности.
В целом по удельному весу затрат на НИОКР в ВВП США безусловно лидируют в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные исследования в оборонном секторе. Главенствующую роль в финансировании научных исследований и конструкторских разработок играют сами производственные корпорации, на долю которых в среднем приходится не менее двух третей соответствующих затрат. Фактический вклад промышленности в проведение всех промышленных НИОКР в США достигает 70%. Промышленные компании финансируют не только исследования, так или иначе связанные с производством (как фундаментальные, так и прикладного характера), но и изыскания, совершенно не имеющие отношения к профилю деятельности данных компаний, например, в области охраны окружающей среды или при выявлении среди школьников одаренных математиков, биологов, музыкантов.
Конечно же, частные инвестиции в проведение разнообразных промышленных НИОКР преобладают над государственными, но и значения ассигнований федерального бюджета, бюджетов отдельных штатов не следует приуменьшать. Именно в силу стратегической государственной концепции на развитие в стране наукоемких и сложных производств, сохранение за США лидерства в ведущих направлениях научно-технического прогресса американское правительство прямо субсидирует наиболее перспективные направления научного поиска. В стране функционирует много правительственных научно-исследовательских центров и лабораторий, финансируемых из федерального и местных бюджетов – в основном в области оборонных разработок, изучения проблем энергетики, природоохранных мероприятий, - результатами работы которых могут быть и нововведения в промышленности.
Помимо прямого субсидирования научно-исследовательских работ, в том числе в частных компаниях, государство довольно эффективно использует метод представления налоговых льгот. В США применяется налоговая скидка в отношении к исследовательской и экспериментальной деятельности. Помимо увеличения самой скидки, может сокращаться и налог на прибыль всей промышленной компании, что в совокупности иногда приводит к 50%-му снижению величины общего налога.
Все рассмотренные тенденции свидетельствуют о целенаправленной стратегии США на сохранение за собой технологического лидерства в современном мире. США неуклонно стремятся к роли исключительно мирового научно-исследовательского центра, где будет сосредоточено критическое большинство всех принципиальных научных разработок планеты и налажен процесс испытательного производства наиболее современных, технически сложных и дорогостоящих промышленных изделий и систем. Экспорт сверхпередовой и дорогой продукции, нередко не имеющей зарубежных аналогов, а также торговля ноу-хау становятся новой специализацией страны в мирохозяйственных связях.
США стремятся поставить под свой контроль весь ход научно-технического прогресса в мире, чтобы исключить даже возможность превосходства над ними в какой бы то ни было принципиальной сфере промышленных НИОКР и непосредственного производства со стороны любого государства или группы стран (прежде всего – Японии, Западной Европы, России и Китая).
Заключение.
В настоящее время весь мир неуклонно движется к постиндустриальному обществу. Это общество развивает лишь самые передовые отрасли промышленности, находящиеся в авангарде научно-технической революции, не связанные с масштабной переработкой сырья и расходованием значительных объемов электроэнергии. В постиндустриальном обществе проведение НИОКР становится своего рода отраслью экономики, играющей значительную роль. Наиболее передовыми становятся такие наукоемкие и сверхнаукоемкие производства как создание компьютерного обеспечения, биотехнологические производства, создание композиционных материалов с заданными свойствами, фибропластиков, аналитических приборов и машин. Моральное обесценивание традиционных продуктов значительно опережает их обесценивание физическое, в то же время рыночная стоимость результатов исследований, разнообразных промышленных ноу-хау, сама передовая промышленная продукция не подвержена падению. Постоянное воспроизводство результатов научных исследований, продуманная торговля ими и экспорт уникальной сверхнаукоемкой продукции способны обогатить любую страну мира.
В постиндустриальном обществе главенствующими становятся информационные технологии, связанные со сбором, обработкой и мгновенной качественной передачей сколь угодно большого объема информации. Самым главным инструментом в информационном обществе уже давно признан Интернет, который со временем, как прогнозируется, может предоставить такие сферы для производственной деятельности, о которых в настоящее время нет и малейшего представления. Не возникает сомнений, что работа в этой сети так же, как сегодня научно-исследовательская деятельность, если и не заменит собой промышленность, то станет самостоятельной отраслью экономики.
Из ныне функционирующих традиционных отраслей обрабатывающей промышленности в новом столетии уцелеет, скорее всего, лишь пищевая промышленность вследствие ее территориальной привязанности к потребителю. Все остальные традиционные товары массового производства – от средств личной гигиены и текстиля до строительных материалов и сравнительно несложных механизмов – будут производиться в странах, которые неспособны пестовать национальную науку и развивать высокотехнологические промышленные производства. Этим странам останется индустриальная копоть, техногенные аварии, растущее потребление всех видов энергии и все снижающаяся прибыль от продаж несложной материалоемкой продукции (что будет заставлять их все время увеличивать объемы производства для восполнения финансовых потерь от удешевления продаваемых товаров и, соответственно, увеличивать энергопотребление национальной промышленности). А передовые страны уже будут экспортировать исключительно дорогостоящие нововведения и результаты опытных разработок по главным направлениям научно-технического прогресса. Это в дальнейшем позволит им увеличивать профицит национального бюджета, обеспечивать неуклонно растущий уровень жизни граждан, всегда востребовать лучших в мире работников интеллектуального труда, жить в атмосфере постоянного поиска и плодотворного творчества, к тому же в незагрязненных природных условиях.
По какому пути пойдет Россия: станет ли одной из ведущих мировых держав или превратится в поставщика материальных ресурсов и дешевой рабочей силы? Этот вопрос нашему государству предстоит решить в самом ближайшем будущем.
Список литературы
1. Высокие технологии как стратегический курс развития экономики США. – Экономика и управление в зарубежных странах – 2000 - №6 – с.26-36.
2. Государственная политика США в сфере научно-технического развития. – Экономика и управление в зарубежных странах – 1999 - №12 - с. 19-24.
3. Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики. – Вестник Московского университета, сер. 6 – 1997 - №1 – с. 3-16.
4. Нехамкин А.Н. Финансирование НТП: формирование системы инвестиционных фондов. – Финансы - 1997 - №6 – с. 19-22.
5. Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России. – Проблемы прогнозирования – 1998 - №4 – с. 86-96.