Реферат: Прокуратура Украины

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра: Конституционное право

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  N 1

по дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

тема: ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

                                                      

ПЛАН

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

2.1 Прокуратура в свете Конституции - Основного Закона Украины

2.2 Правовые основы деятельности прокуратуры

2.3 Основные функции прокуратуры

2.4 Принципы организации и деятельности прокуратуры

2.5 Рассмотрение заявлений и жалоб органами прокуратуры

3.ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

3.1 Предмет общего надзора

3.2 Полномочия прокурора при осуществлении своих функций

3.3 Протесты,предписания,представления и постановления прокурора

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

В В Е Д Е Н И Е

Закон Украины "О прокуратуре" принят 5 ноября 1991 г. Верховным Советом Украины. Его принятие явилось выражение возросшего значения законности в условиях глубокой правовой реформы,происходящей в новом суверенном государстве и роли прокурорского надзора в её обеспечении.

Прокуратура является неотъемлемой частью государственного меха­низма, наделена определенным объёмом власти для осуществления высшего надзора за исполнением законов в государстве.

Средства осуществления надзора едины для прокуроров всех уровней и применяются в пределах компетенции каждого прокурора. При установле­нии нарушений закона прокуроры в пределах своей компетенции вправе оп­ротестовывать акты министерств,государственных комитетов и ве­домств,исполнительных и распорядительных органов и местных Советов на­родных депутатов,предприятий учреждений,объединений граждан,а также решения и действия должностных лиц;вносить представления или протесты на решения местных Советов народных депутатов в зависимости от харак­тера нарушений;возбуждать в установленном законом порядке уголовные дела,дисциплинарные производства об административных правонарушени­ях,передавать материалы на рассмотрение объединений граждан;давать предписания по устранению очевидных нарушений закона;вносить представ­ления государственным органам ,объединений граждан и должностным лицам об устранении нарушений закона;вносить представления государственным органам,объединений граждан и должностным лицам об устранении наруше­ний закона и условий,им способствующим;обращаться в суд или арбитраж­ный суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан,госу­дарства,предприятий и других юридических лиц;вносить кассационные и отдельные представления на приговоры ,решения,определения и постанов­ления судей в пределах их компетенции; истребовать в пределах своей компетенции из суда любое дело или категорию дел,по которым пригово­ры,решения,определения и постановления вошли в законную силу. При на­личии оснований к пересмотру дел в порядке судебного надзора, прокурор приносит протест на приговор ,решение,определение или постановление суда. Указанные акты обязательны для рассмотрения органами и должност­ными лицами,которым они адресованы.

Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему,ко­торую возглавляет Генеральный прокурор Украины с подчинением нижестоя­щих прокуроров вышестоящим.

Предлагаемая ниже тема очень актуальна и интересна тем,что цели, задачи и функции прокуратуры Украины в корне изменились в связи с при­нятием Конституции Украины 28 июня 1996 г. , переходом украинского об­щества от социалистического к капиталлистическому пути развития и построению подлинного демократического правового государства.

2. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

2.1 Прокуратура Украины составляет единую систему ,на которую возла­гаются:

1) поддержание государственного  обвинения  в  суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях,определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность,дознание,досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам,а также при применении иных мер принудительного ха­рактера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины,ко­торый назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины и ос­вобождается от должности Президентом Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины ,что влечет его отставку от должности.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины - пять лет. Организация и  порядок деятельности органов прокуратуры определя-

ется законом (ст.ст.121-123  Конституции Украины).

2.2 Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов Ка­бинетом Министров  Украины,министерствами,государственными   комитета­ми,ведомствами,другими органами  государственного и хозяйственного уп­равления и контроля,Правительством Автономной Республики Крым,местными Советами народных депутатов,их исполнительными и распорядительными ор­ганами,воинскими частями,политическими партиями,общественными  органи­зациями,массовыми движениями,предприятиями,учреждениями и организация­ми, независимо от  форм  собственности,подчиненности  и  принадлежнос­ти,должностными лицами  и гражданами осуществляется Генеральным проку­рором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Полномочия прокуроров,организация,начала и порядок деятельности прокуратуры определяется Конституцией Украины,Законом Украины "О про­куратуре",иными законодательными актами.

Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверж­дение верховенства закона,укрепление правопорядка и имеет своей зада-

чей защиту от неправомерных посягательств:

1) закрепленных Конституцией Украины независимости республики , общественного и государственного строя,политической и экономической систем,прав национальных групп и территориальных образований;

2) гарантированных Конституцией,другими законами Украины и между­народными правовыми актами социально-экономических,политических,личных прав и свобод человека и гражданина;

3) основ демократического устройства государственной власти,пра­вового статуса местных Советов народных депутатов ,органов территори­ального общественного самоуправления (ст.ст.3,4 Закона Украины "О про­куратуре").

2.3 Основными функциями прокуратуры являются:

1)надзор за соблюдением законов всеми органами,предприятиями,уч­реждениями,организациями,должностными лицами и гражданами;

2)надзор за соблюдением законов органами,ведущими борьбу с прес­тупностью и другими правонарушениями и расследующими деяния,содержащие признаки преступления;

3)расследование деяний,содержащих признаки преступления;

4)поддержание государственного обвинения,участие в рассмотрении в судах уголовных,гражданских дел и дел об административных правонаруше­ниях и хозяйственных споров в арбитражных судах;

5)надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения,при исполнении наказаний и применении дру­гих мер принудительного характера,назначаемых судом;

6)надзор за соблюдением законов органов военного управления, во­инскими объединениями,соединениями,воинскими частями,подразделениями, военными учреждениями и военными учебными заведениями и должностными лицами Вооруженных Сил,Пограничных войск,Национальной гвардии,Управле­ния государственной охраны,Службы безопасности Украины и иных воинских формирований,дислоцированных на территории Украины.

Прокуратура принимает участие в разработке органами государствен­ной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства.

На прокуратуру не могут возлагаться функции,не предусмотренные законами Украины (ст.5 Закона Украины "О прокуратуре").

2.4 Органы прокуратуры Украины:

1) составляют единую централизованную систему,которую возглавляет Генеральный прокурор Украины,с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим;

2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конститу­ции Украины и действующих на территории республики законов,независимо от каких бы то ни было органов государственной власти,должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов;

3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на началах их равенства перед законом,независимо от национального или социального происхождения,языка,образования,отношения к религии,полит­ических убеждений,служебного или имущественного положения и других признаков;

4) применяют меры к устранению нарушений закона,от кого бы они не исходили,восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц,допустивших эти нарушения;

5) действуют гласно,информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению.

Работники прокуратуры не могут принадлежать к каким бы то ни было политическим партиям или движениям (ст.6 Закона Украины "О прокурату­ре").

Для эффективного и своевременного исполнения своих функций зако­ном закреплено,что требования прокурора,отвечающие действующему зако­нодательству, являются обязательными для всех органов,предприятий,уч­реждений,организаций,должностных лиц и граждан и исполняются безотла­гательно или в предусмотренный законом либо определенные прокурором сроки.

Статистическая и другая информация или их копии,необходимые для осуществления прокурорского надзора либо расследования выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно.

Невыполнение без уважительных причин законных требований прокуро­ра влечет предусмотренную законом ответственность.

Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам,выясняемой прокурорской провер­кой. В случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции(ст.8 Закона Украины "О прокуратуре").

Для обеспечения законности во всех эшелонах и ветвях власти Гене­ральный прокурор Украины,его заместители имеют право принимать участие

в заседаниях Верховного Совета Украины,его призидиума,постоянных ко­миссий и других органов Верховного Совета Украины,Конституционного Су­да Украины,Кабинета Министров Украины,его Призидиума,коллегий минис­терств,комитетов и ведомств.

Генеральный прокурор Украины,прокурор Автономной Республики Крым,их заместители имеет право принимать участия в заседаниях Верхов­ного Совета Республики Крым,его Президиума,постоянных комиссий и дру­гих органов Верховного Совета,Правительства Автономной Республики Крым, его Призидиума, коллегий министерств,комитетов и ведомств Авто­номной Республики Крым,а также местных Советов народных депутатов,их исполнительных комитетов,комиссий,других органов управления.

Прокуроры областей,городов Киева и Севастополя,районные,межрайон­ные,городские,транспортные и другие,приравненные к ним прокуроры,за­местители и помощники прокуроров имеют право принимать участие в засе­даниях Советов народных депутатов соответствующего уровня,их исполни­тельных комитетов,других местных органов управления.

Прокуроры не могут входить в состав комиссий,комитетов и других коллегиальных органов,образуемых Советами народных депутатов или их исполнительными органами (ст.9 Закона Украины "О прокуратуре").

В случае несоответствия Указа Президента Украины законам Украины Генеральный прокурор Украины в предусмотренном законом порядке обраща­ется с представлением в Конституционный Суд Украины.

Генеральный прокурор Украины может обратиться в Верховный Совет Украины с представлением о несоответствии законам Украины Указа или постановления Президиума Верховного Совета Украины.

Решением Премьер-Министра Украины,постановления и распоряжения Кабинетов Министров Украины,правовые акты,принятые Верховным Советом Автономной Республики Крым,ее президиумом и другими органами Верховно­го Совета Автономной Республики Крым,правовые акты Правительства и других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым,проти­воречащие действующему законодательству,могут быть опротестованы Гене­ральным прокурором Украины. Протест вносится в тот орган,который издал незаконный акт,а в случае отклонения протеста прокурор обращается с представлением к Президенту Украины или в Конституционный Суд Украины. Генеральный прокурор Украины может вносить на представления в Верхов­ный Совет Украины по вопросам,требующим толкования закона (ст.10 Зако­на Украины "О прокуратуре").

При осуществлении своих полномочий прокурор рассматривает заявле­ния и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц,кроме жа­лоб,рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований законода­тельства относительно порядка рассмотрения всеми органами,предприятия­ми,учреждениями,организациями и должностными лицами.

Прокурор проводит личный прием граждан.

Принятое прокурором решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору ,а в предусмотренных законом случаях - в суд.

После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Украины производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается ( ст. 12 Закона Украины "О прокуратуре").

3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

3.1 Предметом общего надзора является:

1) соответственность актов,издаваемых всеми органами,предприятия­ми,учреждениями,организациями и должностными лицами,требованиям Конс­титуции Украины и действующим законам;

2) соблюдение законов о неприкосновенности личности,социаль­но-экономических,политических,личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства,если законом не предусмотрен иной порядок защи­ты этих прав;

3) соблюдение законов,касающихся экономических,межнациональных отношений,охраны окружающей среды,таможни и внешнеэкономической дея­тельности.

Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим со­общениям о нарушениях законности,требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность,если такая деятельность не противоречит действующему законодательству (ст.19 Закона Украины "О прокуратуре").

3.2 При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:

1) беспрепятственно по удостоверению,подтверждающему занимаемую должность,входить в помещения государственных органов,органов местного и регионального самоуправления,объединений граждан,предприятий,учреж­дений и организаций независимо от форм собственности,подчиненности и принадлежности,в воинские части,учреждения без особых пропусков,где такие введены;иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки,в том числе по письменному требованию, содержащим коммерческую либо банковскую тайну или конфиденциальную информацию.

Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки ука­занных документов и материалов,выдачи необходимых справок,в том числе об операциях и счетах юридических лиц и других организаций,для решения вопросов,связанных с проверкой;

2) требовать для проверки решения,распоряжения,инструкции,приказы и иные акты и документы,получать информацию о состоянии законности и мерах ее обеспечивания;

3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок,ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприя­тий, учреждений ,организаций и других структур независимо от форм собственности,а также выделение специалистов для проведение прове­рок,ведомственных и вневедомственных экспертиз;

4) вызывать должностных лиц и граждан,требовать от них устных или письменных объяснений,относительно нарушений закона.

При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право:

1) опротестовывать акты Премьер-Министра Украины,Кабинета Минис­тров Украины,Правительства Автономной Республики Крым,министерств,го­сударственных комитетов и ведомств,исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов,предприятий,учреждений,ор­ганизаций,общественных объединений,а также решения и действия долж­ностных лиц;

2) вносить представление или протест на решения местных Советов народных депутатов в зависимости от характера нарушений;

3) возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном пра­вонарушении, передавать передавать материалы на рассмотрение общест­венных организаций;

4) давать предписание об устранении очевидных нарушений закона;

5) вносить представления в государственные органы,общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и спо­собствующих им условий;

6) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства,а также предприятий и других юридических лиц (ст.20 Закона Украины "О прокуратуре").

3.3 Протест на противоречащий закону акт,приносится прокуро­ром,его заместителем в орган,издавший его,или в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится протест на незаконные решения или действия должностного лица.

В протесте прокурор ставит вопрос об отмене акта или приведении его в соответствием с законом,а также прекращения незаконного действия должностного лица,восстановления нарушенного права.

Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или

должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О ре­зультатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.

В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незакон­ным. Заявление в суд может быть подано в течении пятнадцати дней с мо­мента получения сообщения об отклонении протеста или истечении предус­мотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.

Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором, его заместителем органу либо должностному лицу,допустившим нарушения,или вышестоящему в порядке подчинения органу либо должност­ному лицу,которые правомочны устранить нарушения.

Письменное предписание вносится в случаях,когда нарушение закона носит очевидный характер и может причинить существенный ущерб интере­сам государства,предприятия,учреждения,организации,а также гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит незамедли­тельному исполнению,о чем сообщается прокурору.

Орган либо должностное лицо могут обжаловать предписание вышесто­ящему прокурору,который обязан рассмотреть жалобу в течении десяти дней. Решение вышестоящего прокурора является оконченным.

Представление с требованиями устранения нарушений закона, причин этих нарушений и способствующих им условий вносится прокурором,его за­местителем в государственный орган,общественную организацию или долж­ностному лицу,которые наделены полномочием устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты соответствующие меры к устранению нарушений закона,причин и способствующих им условий и о результатах сообщено прокурору.

Коллегиальный орган,которому внесено представление,сообщает о дне заседания прокурору,который вправе лично принять участие в его расс­мотрении.

В случае нарушения закона должностным лицом или гражданином про­курор,его заместитель,в зависимости от характера нарушения закона,вно­сит мотивированное постановление о дисциплинарном производстве,произ­водстве,об административном правонарушении или о возбуждении уголовно­го дела, в отношении этих лиц.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или про­изводства об административном правонарушении подлежит рассмотрению

полномочным должностным лицом или соответствующим органом в десятид­невный срок после его поступления,если иное не установлено законом (ст.ст.21-24 Закона Украины "О прокуратуре").

 З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Принятие нового законодательного акта Украины " О прокуратуре" было вызвано необходимостью развития и конкретизации ее задачи в усло­виях изменения общественно-политической формации украинского общества, полномочия прокуроров по их осуществлению,полнее формулирует принципы организации и деятельности прокуратуры.

Конституция Украины определяет прокурорский надзор как выс­ший,осуществляемый от имени государства,его верховной власти. Высший надзор обеспечивает приоритет общегосударственных интересов над мест­ными и ведомственными.

Нормы Закона о прокуратуре выражают политический и социально-пра­вовой смысл ее деятельности,основным содержанием которой является не­уклонное проведение в жизнь принципов по обеспечению законности и пра­вопорядка. В них заключены высокие государственные требования ,предъ­являемые к прокуратуре в современных условиях,ёё ответственность перед государством и народом Украины за надлежащее осуществление высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов и правильную постановку борьбы с преступностью.

В соответствии с Конституцией Украины некоторые функции прокура­туры переданы судам. Так согласно ст.ст.29,30 Конституции Украины ник­то не может быть арестован или содержатся под стражей иначе как по мо­тивированному решению суда,а также не допускается проникновение в жи­лище или в иное владение лица,проведение в них осмотра или обыска ина­че как по мотивированному решению суда. Ранее для осуществления ука­занных мер необходима была санкция прокурора.

По моему мнению,указанные изменения в системе правосудия своевре­менные и необходимые,так как обеспечивают защиту прав и свобод граждан. Лишают прокуратуру  несвойственной  ей  функции  - взятие под стражу и арест граждан,оставляя за ней только прокурорский надзор за точным ис­полнением законов.

Считаю,что для построения подлинно демократического государства необходимо вывести из органов прокуратуры,МВД,СБУ Украины следственные подразделения в самостоятельный орган Министерства юстиции. Обеспечив тем самым им непредвзятость,освобожденность от каких-либо ведомствен­ных интересов,независимость и самостоятельность в проведении предвари­тельного следствия.

                   5. И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Конституция (Основной Закон) Украины. -принята Верховной Ра­дой Украины 28 июня 1996 г.

2.О прокуратуре:Закон Украины от 5 ноября 1991 г.

3.Юридический энциклопедический словарь.- М.:Луч,- 1984.

4.Юридичний словник.-К.: УРЭ.-1983.