Доклад: Мерно шагая в бессмертие
Ни один другой народ древности
не уделял столь пристального
внимания загробному миру, как
египтяне, для которых смерть
была продолжением жизни.
смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы
примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть
была для египтян продолжением земного существования, умерший человек,
считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий.
Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было
в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было
сохранить его тело - то есть мумифицировать.
Изощренную процедуру бальзамирования описал еще Геродот, побывавший в Египте в V веке до нашей эры. Первым делом удаляли крюком через ноздри часть мозга, его остаток растворялся специальными составами. После этого из тела извлекали внутренности - легкие, печень, желудок, кишки. Их тоже бальзамировали и помещали в специальные каменные сосуды - «канопы». Брюшная полость очищалась растертыми специями и пальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя по некоторым признакам, засыпали природной содой - натроном, которая вытягивала остатки жидкости.
Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого тело в последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы даже надевали золотые футляры.
По рисункам на гробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры.
Такими крючками
у умершего удаляли
мозг, готовя тело
к процессу
бальзамирования.
Амулеты (например
око Хора, скарабей,
сердце) служили
магической защитой
мумии.
|
Крышки канопов
исполнены в виде
голов шакала, сокола,
человека и павиана
- божеств-защитников
и сыновей Хора.
Умерший юным
фараон Тутанхамон
не успел подготовить
себе гробницу.
Ее стены были расписаны
уже после похорон.
гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст
и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего
особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для
того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь и он мог
и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это
сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал
черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы.
В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо,
дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог
питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли на самом
деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали
жрецы - в счет вознаграждения за свои труды.
Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе - судье мертвых и боге загробного мира. Осирис был на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь.
Но прежде чем умерший окончательно обретал способность к вечной жизни, то есть, как писали египтяне, становился «оправданным», он представал перед судом Осириса и произносил так называемую «отрицательную исповедь»:
«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не творил дурного.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною слез.
Я не убивал и не приказывал убивать.
Я не отнимал молока от уст детей...»
Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали
на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу.
В новое время эти тексты получили широкую известность под названием
«Книга мертвых», хотя сами египтяне называли их «Выход в день».
|
|
Литература
Материал из журнала GEO