Доклад: Правовое регулирование оценочной деятельности
Курганский Государственный Университет
Реферат тема:
Правовое регулирование оценочной деятельности.
г. Курган 2001
Ø Правовое положение оценщика.
29 июля 1998 года N 135-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
Статья 14. Права оценщика
Оценщик имеет право:
ü применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
ü требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
ü получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
ü запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
ü привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
ü отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.
Статья 15.Обязанности оценщика
Оценщик обязан:
ü соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
ü сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
ü обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;
ü предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
ü предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
ü не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ü хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
ü в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.
Статья 16. Независимость оценщика
ü Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:
ü в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
ü оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
ü не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.
Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
Статья 17. Страхование гражданской ответственности оценщиков
ü Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ü Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.
ü Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования.
ü Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.
ü Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.
Ø Правовое положение судебных приставов.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ
Принят Государственной Думой
4 июня 1997 года
Одобрен Советом Федерации
3 июля 1997 года /
Статья 1. Задачи судебных приставов
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного по рядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".
3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Статья 4. Судебные приставы
1. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав-исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы).
2. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
3. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
4. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.
5. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации
Статья 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов
1. Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации.
Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации.
2. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.
3. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.
Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.
4. Служба судебных приставов Управления военных судов комплектуется лицами офицерского состава и прапорщиками, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и главного военного судебного пристава
1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:
ü осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;
ü образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;
ü назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;
ü перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;
ü в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;
ü поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;
ü осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;
ü организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава Российской Федерации;
ü рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;
ü несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.
2. Главный военный судебный пристав обладает полномочиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, в отношении судебных приставов военных судов.
Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава
1. Старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов.
2. Старший судебный пристав:
ü организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;
ü обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;
ü координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей;
ü является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;
ü осуществляет специальные полномочия, предусмотренные
ü законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
ü обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
ü выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
ü исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
ü обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
ü проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;
ü поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;
ü взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
ü предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;
ü осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
ü участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;
ü проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:
ü обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;
ü применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей
1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
ü принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
ü предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
ü рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
ü обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:
ü получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
ü проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
ü давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
ü входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
ü арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
ü налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
ü использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
ü в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
ü объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
ü вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
ü совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
Статья 14. Обязательность требований судебного пристава
1. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.
2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.
3. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.
Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;
применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;
обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.
4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.
Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью
1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.
2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "0 прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» ограничивается обзорной статьёй, анализирующей его содержание, место в системе других источников исполнительного законодательства, понятие и полномочия службы судебных – приставов. Дать более детальный комментарий пока не представляется возможным по целому ряду причин.
Во – первых, в полноценном и завершённом виде служба судебных приставов ещё не создана.
Во – вторых, нет достаточно объёмной и результативной практики его применения.
Появления института судебных приставов – это в определённой степени возврат к той российской юридической традиции, которая существовала до событий 1917 года; в какой – то мере возрождение известного института судебных приставов, существовавшего в дореволюционной России. По характеристики видного русского юриста той эпохи – профессора Е.В. Васьковского, судебные приставы являлись органами судебной полиции[1]. Согласно Учреждению судебных установлений, принятому в период судебной реформы при императоре Александре I I, компетенция судебных приставов включала следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по находящимся в производстве делам, исполнение иных поручений судов, в том числе распоряжений председательствующего в судебном заседании.
Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Кроме того, кандидата должность судебного пристава сначала исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего их исполнения, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены.
Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий, и через эти советы могли ходатайствовать о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями.
Причины возрождения института судебных приставов в основном заключается в следующем.
Во – первых, в условиях построения системы государственной власти, основанной на принципе разделения властей, полномочия по организационному обеспечению принудительного исполнения должны осуществляться органами исполнительной власти. Суды же реализуют свои полномочия в сфере исполнительного производства путём разрешения споров и решения иных вопросов, отнесённых к их подведомственности.
Во – вторых, - это обеспечение безопасности судов и судей, порядка в судебном заседании. Усложнение рассматриваемых судами дел, значительные экономические и политические интересы, нередко стоящие за тем или иным делом, давление на суд и судей, в том числе в формах, угрожающих жизни и здоровью самих судей, их близких, а также имуществу повлекли необходимость усиления форм и средств защиты, поскольку обеспечение безопасности судов и судей силами других, как принято сейчас говорить, - «силовых ведомств», оказалось недостаточно результативным. Известны многочисленные случаи угрозы и насилия в отношении судей, в том числе со смертельным исходом.
В – третьих, - обеспечение принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов. Сложилась нетерпимая ситуация, когда решения судов не исполняются годами, а всё это дискредитирует идею правосудия. Следует иметь также в виду, что ещё до принятия Федерального закона «О судебных приставах» в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г.
«О Конституционном Суде Российской Федерации[2]» поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ было возложено на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.
Комментируемый закон состоит из 25 статей и 6 глав по содержанию и структуре он сходен с другими федеральными законам, посвящёнными правовому регулированию федеральных органов налоговой полиции, государственной налоговой полиции, государственной налоговой инспекции и других федеральных государственных служащих.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей), и судебных приставов – исполнителей, исполняющих судебные акты других органов.
Закон предусматривает определённые возрастные и квалификационные требования к судебным приставам. Судебным приставом может быть гражданин России, достигший 20 – летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование. Кроме того, приставом не может быть лицо, имеющее судимость.
Судебные приставы должны проходить специальную профессиональную подготовку, в том числе с целью хранения и ношения огнестрельного оружия и специальных средств. Согласно ст. 4 закона судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют значки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Министром юстиции РФ. С этой целью приказом Министра юстиции РФ от 16 сентября 1998г. № 125 утверждены описание образцов формы одежды сотрудников службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, имеющих классные чины, а также знаков различия, эмблем и шитья на форменной одежде.
Таким образом, статус судебных приставов достаточно существен, они осуществляют функции силового характера, имеют право применять специальные средства и оружие. При этом следует иметь в виду, что судебные приставы – исполнители не применяют оружие и специальных средств, а для этих целей вызывать судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Необходимо также подчеркнуть, что служба судебных приставов носит, если можно так выразится, вертикальный характер. Возглавляет её Главный судебный пристав России, являющийся одновременно заместителем Министра юстиций РФ. На региональном уровне создаются службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые Главными судебными приставами субъектов РФ, а на местах – районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно – территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов. Эти подразделения на местах и занимаются непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и исполнению исполнительных документов, а возглавляют их старшие судебные приставы. Тем самым должна обеспечиваться независимость судебных приставов – исполнителей от воздействия на местах при обеспечении принудительного исполнения исполнительных документов, а также реализации других полномочий системы принудительного исполнения.
Кроме того, вертикальный характер построения системы принудительного исполнения объясняется характером судебной системы, которая в основном носит в Российской Федерации федеральный характер, поскольку регулируется и финансируется на уровне РФ. Ведь основной объём исполнительных документов исходит от судов.
Функции Министерства юстиции РФ в части организации работы службы судебных приставов существенно детализированы. Специальная (вторая) глава закона посвящена вопросам осуществления полномочий органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов.
Дополнительно можно отметить то, что с целью развития и совершенствования системы исполнительного производства, выработки мер по соблюдению законности и интересов участников данной сферы общественных отношений Министерством юстиции РФ создан Экспертный совет службы судебных приставов[3], являющийся консультативным органом, решения которого носят рекомендательный характер. К его целям относится разработка рекомендаций при определении стратегии развития системы исполнительного производства, проектов нормативных актов, создание положительного общественного резонанса вокруг деятельности службы судебных приставов и решения целого ряда других задач.
С учётом вертикального характера судебных приставов приказом Министерства юстиции РФ от 17 сентября 1998 г. №127 утверждено Положение о постоянно действующей специальной комиссии по реализации особо важных исполнительных производств. Основными задачами специальной комиссии является в соответствии с указанным Положением оперативное решение вопросов по осуществлению исполнительных производств, имеющих особое значение для экономики России, своевременное выполнение решений правительственных органов, взаимосвязанных с системой исполнительного производства, и решение целого ряда других задач. Исходя из указанного Положения, главная цель создания данной комиссии - необходимость контроля за исполнением исполнительных документов в отношении определённого должников, например при обращении взыскания на имущество крупного акционерного общества либо банка, имеющих значительную филиальную сеть на территории России, а также защита интересов государства как взыскателя.
Продолжая характеристику новелл системы исполнения, отметим, что изменения произошли не только в названии и уточнении подчинённости данной системы. В соответствии с новым законом существующая система судебных исполнителей преобразована в службу судебных приставов – исполнителей. Следует отметить существенное расширение полномочий судебных приставов – исполнителей по сравнению с полномочиями судебных исполнителей. Если судебные исполнители значительное число вопросов не могли решать самостоятельно, на соответствующие действия требовалась санкция судьи или суда, то судебные приставы – исполнители вправе самостоятельно решать большинство вопросов исполнительного производства. Лишь на отдельные их действия необходима санкция старшего судебного пристава либо суда общей юрисдикции ил арбитражного суда – в зависимости от характера исполнительного документа.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» обязанности и права судебных приставов – исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом. Судебный пристав – исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Судебный пристав – исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов в отношении работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давть гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения, хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемые другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранения и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, в соответствии с законом изъятого из оборота; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника – помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозок имущества с отнесение расходов за счёт должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребёнка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В Федеральном законе «О судебных приставах» в общем плане отражена необходимость взаимодействия системы органов исполнения с другими федеральными органами исполнительной власти. Такое сотрудничество должно быть достаточно тесным, поскольку и те и другие в конечном счёте - различные звенья государства и призваны обеспечивать правопорядок и стабильность правовых отношений на территории страны.
С целью обеспечения заинтересованности судебных приставов предусматриваются определённые гарантии их правовой и социальной защиты. Такого рода меры содержаться одновременно в обоих Федеральных законах - «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Так, в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» данная служба находится на федеральном бюджете, установлены меры материального обеспечения и социальной защиты судебных приставов, в том числе обязательное государственное страхование их жизни и здоровья. В основном этот закон содержит примерный традиционный набор мер социальной и иной защиты государственных служащих, аналогичный мерам, предусмотренным, например, для сотрудников налоговой полиции, таможенных органов, правда более «скупом» и урезанном виде.
Одновременно в Законе «Об исполнительном производстве» предусмотрено вознаграждение судебному приставу – исполнителю за успешные исполнительные действия. В частности, судебный пристав – исполнитель, обеспечивший реальное с своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера – 5 минимальных размеров оплаты труда. В случае частичного исполнения исполнительного документа по не зависящим от судебного пристава – исполнителя причинам вознаграждение исчисляется пропорционально взысканной сумме. Данная сумма вознаграждения выплачивается судебному приставу – исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.
Таким образом, реализация указанных законов части создания системы судебных приставов потребует достаточно больших средств. Поэтому предусмотрено постепенное создание системы судебных приставов.
Министерству юстиции РФ в течение 1997 – 1999 гг. поручено создать службу судебных приставов, обеспечив с 1 января 1998 г. начало функционирования департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ, службы судебных приставов Управления военных судов, служб судебных приставов Управления военных судов, служб судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, а также подразделение судебных приставов в составе судебных приставов – исполнителей из действующих судебных исполнителей, прошедших аттестацию на право занятия должности судебного пристава – исполнителя.
Только с 1 января 1999 г. должны быть созданы подразделения судебных приставов в полном составе. Завершение этой работы и создание данной службы в полном объёме должно состояться к 1 января 2000 г. Однако поскольку данная система в общем – то должна быть для федерального бюджета самоокупаема (в части деятельности судебных приставов - исполнителей), можно надеяться на её скорое преобразование на новых началах. Вместе с тем последние меры по экономии средств федерального бюджета коснулись и службы судебных приставов, в отношении которой также было принято решение о сокращение штатов. Такое решение в высшей степени нелогично, поскольку система принудительного исполнения вполне способна к самоокупаемости и, наоборот, в определённой части, за её счёт отчислений от сумм исполнительного сбора, помогает формированию федерального бюджета, защищает интересы государства как взыскателя.
В конечном счёт, итогом реализации данного закона должно стать создание новой полноценной и работающей «силой» структуры, обеспечивающей законными средствами уверенности в реальности исполнения судебных и иных актов, в целом – стабильность прав и исполнение обязанностей в обществе.
[1] См. Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 1913. Т. 1. С. 266.
[2] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
[3] Положение об Экспертном совете службы судебных приставов Министерства юстиции РФ утверждено распоряжение Министра юстиции РФ от15 апреля 1998 г. №50.