Реферат: Музыкально-социологические исследования

узыкально-социологические исследования    

           

Изучение музыкальных вкусов среди населения одна, на мой взгляд, из интереснейших тем. Конец 80-х - 90-е года пик технического прогресса. На рядового зрителя обрушился поток неведанных ранее музыкальных технических возможностей - магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт диски и прочее. Необходимое техническое оснащение дает возможность даже не имеющим таланта людям блистать на сцене, как звезды, представляя свои песни. Музыкальные кумиры - кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить становление музыкальных вкусов в нашей стране в 60-70 года. Это время зарождения новой культуры - массовой. Именно она заложила основу современной музыкальной культуры.                                                                                                        

                                         

                                                        

            60  -  70-е  годы -  время оживления  эмпирических исследований в области социологии  искусства '.  Причины здесь многообразны:  прежде всего  усиленное внимание  к развитию  общественных  наук  в  нашей стране,  выразившееся в ряде  партийных  постановлений.  Далее,  характерная  для гуманитарных  дисциплин  тенденция  к  использованию  методов  точных  наук. И,  наконец, само  экстенсивное развитие   культуры   (гигантское   распространение  средств массовой  коммуникации  приобщило  к   культурным  ценностям  невиданную по  масштабам аудиторию)  породило естественное  стремление  реально  измерить  пульс  бытования искусства  в народе.  Возникло желание  выяснить, что же  из  огромного  потока выпускаемых  книг, кинофильмов,  спектаклей,  музыкальных  произведений  в  действительности  предпочитается,- а  что и  кем отвергается  и почему

 это  происходит;  что  и  как  воспринимается  в процессе  потребления  данного  вида  искусства,  жанра, произведения;  каковы  факторы,  способствующие  этому  процессу  и тормозящие его.                                       

            Очевидна   необходимость   подобных   исследований   для  конкретизации  чересчур  расплывчато-обобщенного  и потому  сегодня  уже   никого  не   удовлетворяющего  понятия  советский  слушатель (читатель,  зритель), а  ведь речь  идет  о  понятиях,  образующих  фундамент  социологии искусства.  Но  этим  результаты   эмпирических  исследований - в идеале - отнюдь не исчерпываются.                                                                                                                                                                                          

            Но и здесь авторы не остаются на чисто статистическом  уровне, а     осмысливают и обобщают  цифровые  данные, ибо  видят за  ними проис-               

 ходящие в жизни процессы '.                                         

               Эмпирическая музыкальная  социология в  нашей стра               не находится  пока еще  в стадии  первоначального становления. Она располагает весьма малым количеством надежных  фактических  данных,  ей  предстоит  период их накопления; еще меньше  рабочих гипотез,  частных специализированных  теорий,  базирующихся  на  фактах или              

 нуждающихся  в проверке  эмпирическим путем.  После во             многом  несовершенных  опытов 20-х  годов (Р.  И. Грубер и др.) и длительного  периода затишья  во второй   половине 60-х годов начинают проводиться конкретно-социологические исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы массового  - потребления  музыки .              

            Среди  них заслуживает  особого внимания  книга ураль               ского социолога В. С. Цукермана “Музька  и слушатель” (М.,  1972), в  которой предпринята  серьезная попытка раскрыть специфику социологического подхода  к системе “музыка - слушатель”, теоретически  обосновать некоторые   вопросы  методологии   конкретного  исследования              

 (оценка как инструмент познания эстетических потребностей и ценностных ориентаций) . В основе книги  - изучение музыкальных вкусов,  выявление отношения  к различным  музыкальным  жанрам взрослого  населения крупных  промышпенных  городов  -  Свердловска  и Челябинска ', причем следует особо подчеркнуть  широту охвата              

 материала: результаты анкетных  опросов сопоставлялись               анализом статистических и других  объективных данных  (от   социально-демографической   структуры  аудитории                                                                       

 ' (  Можно указать,   например,  на   поднимаемую  в   книге  малоисследованную  проблему “телесмотрения”,  связываемую авторами  с определенным   телевизионно-газетным    типом   повседневной культуры,- проблему, в которой сталкиваются  сложные, противоречивые тенденции. Об интересе  к этой  проблеме свиде          тельствуют конкретно-социологические исследования уральских          социологов под руководством Л. Н. Когана (см.  кн.: Телеви           зионная аудитория:структура,ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973).                                                                                                                                                                                                                                                           

            концертов и оперных спектаклей до цифр  продажи грам            пластинок, музыкальных инструментов и радиотоваров) .          

             Ценность представляют наблюдения автора над динамикой развития музыкальной культуры  населения рассматриваемого  региона  в  60-е годы,  зафиксированные им    тревожные факты снижения удельного веса серьезной музыки в общефилармонических концертах, нарастания

количества продаваемых  пластинок с  записями эстрадной            музыки в сравнении с серьезной и т. д. Автор приходит к важному  выводу: само  по себе  широчайшее распространение средств воспроизводения музыки (проигрыватель и магнитофон) отнюдь не ведет  автоматически к  повышению музыкальной  культуры народа.  Нужны целенаправленные и хорошо  скоординированные воспитательные действия.                                                   

      Значение исследования снижается из-за недостатков           методики опросов  (“звучащей анкете”  предпочтена вербальная форма опроса, о чем см. дальше), слабости теоретических  основ  (неубедительная   дифференциация  и    классификация  музыкального материала;  неточное представление  о  факторах,   способствующих  полноценному  восприятию, и т. д.) . В результате возникает сомнение         

 в полной достоверности тех фактических данных, которые           получены  путем  анкетировапия (данные  анализа объективных материалов, наоборот,  никаких сомнений  не вызывают) '.                                                     

               Одна   из  фундаментальных   и  сложных   задач,  стоящих

 перед   эмпирической   музькальной  социологией,   -  нарисовать  реальную   картину  бытования   музыки  в   нашей  стране,  иначе  говоря,  показать,  какая  музька   какими  группами   слушателей   предпочитается.   Сложность   задачи   заключается   в   том,    что,   видимо,    отсутствует   единое  основание   для   группировки   слушателей,  для   их  типологии,-   на   формирование   слушательских   групп  воздействует   множество   порой   конкурирующих   факторов:   от  социально-демографических   (пол,   возраст,   род   деятельности)

 и   социалъно-культурных   (образование,    ценностные   установки   среды,   слушатепьский   опыт)   до   личностно-характерологических

потребность в удовлетворении субъектив                                                                                                                                                                                  новке,   уменьшается   значение   исследований  замкнутых аудиторий  -  посетителей  концерта,  музыкального  спектакля и  т. д.  (такие исследования  нужны, но  в качестве дополняющих,  ибо  составить  общую  картину  по  ним  не возможно)   .  Объектом   музыкально-социологического  исследования  становится  все  население страны,  ибо каждый человек   сегодня   -   фактический    слушатель   музыки.

             Оставляя  пока  в стороне  характер, качество,  самый уровень  восприятия,  нельзя  все же  не признать,  что более или  менее  систематический  контакт  с  самой разнообразной  музыкой  (о  чем  дальше)  не  может  не  способствовать  выработке  собственной  ориентации  в  мире  звуков, установлению  собственной,  пусть  не   всегда  осознанной шкалы  симпатий  и  антипатий,   которая  и   должна  быть выявлена.                                                

            Во-вторых,   происходит  колоссальное   расширение  рамок  звукового  мира,  в  котором  живет  сегодня человек. Ежедневно  работающие  радиостанции,   значительная  часть вещательного  времени  которых  отведена   музыке  (вспомним  хотя  бы  о   круглосуточной  информационно-музыкальной   программе  “Маяк”),   фирмы  грампластинок,   в  несколько  меньшей  мере  телевидение  и  кино  включают  в массовый   обиход,   предназначают   массовому   слушателю (что  и  как  им воспринимается  - вопрос  особый) поистине  безграничный  поток  музыки. В  этом потоке  есть все: от  глубокой старины  до произведений,  созданных буквально  вчера,  от признанных  вершин человеческого  гения до шлягера  и  непритязательной  танцевальной  мелодии. Правда,  большая  часть  музыкальной  продукции  МК  (массовых коммуникаций),  как  об  этом  давно  говорят и  пишут музыканты,   представляет  собой   развлекательную'  музыку.

 Но  и,  остающаяся  на  долю серьезного  искусства меньшая  часть  -  есл  учесть  масштаб  работы средств  МК сама по себе достаточно велика.                          

                Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Музыка звучит не только в качестве самостоятельного субъекта восприятия,  она  широко  и  во  все  увеличивающихся масштабах  (причем   серьезная  классическая   музыка  также) используется  в   качестве  компонента   других  искусств, и не только искусств, но и в спорте, в быту, в разнообразнейших  сочетаниях  с  изображением  и  словом:  от музы

 кальных  заставок  постоянных  радиорубрик  до  видовых  и документальных  кинофильмов,  от  балетных  постановок  на                                                                                                          

(а  ведь  эти   потоки  суммируются),   представляет  собой причудливое,  гевероятно  пестрое   чередование  произведений   и  фрагментов,   принадлежащих  различным   стилям  и жанрам и выполняющих самые разнообразные функции ".,      

               Не  менее  важна  другая  сторона  рассматриваемого  явления.   При   восприятии  музыки   через  средства   МК  в какой-то  мере  размываются  и  четкие границы  многих жанров,  основывающиеся  - не  в последнюю  очередь -  на различии  мест  исполнения,  исполнительских средств  и составов.-Для  слушателя,  лишенного   непосредственных  контактов  с  исполняемой   музыкой  и   зрительных  впечатлений (радио,  механическая  запись), отдаленного  от нее  в про странстве и во времени,  различие, скажем,  между оперой, ораторией,  симфонией,  балетом -  особенно если  он слушает  их  не  целиком, а  фрагментарно (и  тем более  если он не  знаком  с  сюжетом,  текстом) -  будет далеко  не столь существенно  и  безусловно,  как  для  слушателя, воспринимающего  их  в  концерте   или  музыкальном   театре.  Есть

 основания  полагать,  что гораздо  большую роль  здесь играет  разграничение  на  стилевом   и  языково-содержательном  уровне:  различие между  старинной и,  условно говоря, классической  музыкой,  привычной  и   непривычной,  остроритмичной,   моторной  и   мелодичной,  созерцательной  и  т.  д.  Во  всяком  случае средства  МК снимают  ту   приподнято-благоговейную   атмосферу  концертного  зала,  которая  сама   возвышает  восприятие   и  в которую  столь  легко  вписывается   любая  музыка   -  от Шютца  и  Могтеверди  вплоть   до  опусов   крайнего  авангарда",-  и,  наоборот,   ярче  обнажают   различия  самого музыкального материала.                                   

           Итак, мы приходим к выводу, что в новых условиях,       создаваемых МК, границы слушательской аудитории установить а ргiori невозможно.

                                                         

            " В конце концов и здесь  сохраняется возможность  выбора - хотя бы  в переключении  или выключении  репродуктора, приемника, телевизора в ситуации резкого  неприятия предлагаемого. Но в этом случае,  как остроумно  заметил А.  Моль в своей спорной  по общим  концепциям, но  интересной ценными наблюдениями  книге  “Социодинамика  культуры”  (М., 1973), как  раз пассивность  слушателя нередко  оказывается решающим факгором, ведущим к “принудительному потреблению”, ниспровергательские тенденции, на службу которым ставится  круг  <музыкального  потребления>,  определить  на  основании   каких-либо   объективных   характеристик,   кто  на какую   музыку   ориентирован   (что   в   предыдущую   эпоху специализированных   помещений   и   естественного   разделения  функций  между   ними,  а   следовательно,  дифференциации   аудитории   было   вполне   достижимо)   .  Разумеется, в  области  массовых  вкусов  нет  недостатка  в  разнообразных  суждениях  и  умозаключениях,  вроде,   например,  такого:    сегодня   происходит    дифференциация   слушательских

 групп  на  две  полярные  категории  -  слушателей  серьезной  и  слушателей  развлекательной  музыки,  и   между  этими  категориями  весьма   мало  точек   соприкосновения.  Но решительность,   с   которой   высказываются   подобные  суждения,-  увы!  -  не  может превратить  их в  твердо установленные   факты,  не   говоря  уже   об  условности   и  порой зыбкости   критериев   деления   всей  музыки   на  серьезную

 и   развлекательную.   Дифференциация   слушательской  аудитории  сегодня  -  сложная  проблема,  которую   не  решить без  эмпирическых  работ,  без  экспериментов  и  теоретического обсуждения.                                               

               Поэтому,  с  точки  зрения Э. Алексеева,  приступая  к  конкрет ным    музыкально-социологическим     исследованиям    массового  музыкального  потребления,  нужно  исходить  из  приведенных   выше  положений,   которые  можно,   очень  упрощая,  кратко  изложить  в  виде  тезисов: 1)  каждый сегодня может  услышать  все,  2)  наслушанность  человека  в мире музыки шире его осведомленности в этом мире.                                                                                            

        В зародившейся музыкальной массовой культур социологи 60-70 годов уже отмечали резкий упад интереса к классической серьезной музыке, возросшие потребности слушателя (зрителя) к музыкальным исполнениям. Это связано и с пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими возможностями ( телевидение, радио). Изучение музыкальных вкусов населения продолжается.               

                                          

                                                                

  Литература:

1. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов - Э Алексеев “ Вопросы социологии искусства”1979

2. Сохор А. Социология и музыкальная культура, М. 1975