Доклад: Столкновение рока и разума

Происходящие в Европе международные события имеют значение далеко выходящее за пределы политики. Происходит борьба сил более глубоких и по отношению к ним политика есть лишь накипь. И я хотел бы посмотреть на эти события именно не с политической точки зрения. Я не буду говорить сейчас о радости, которую все испытали, что избегнута хоть на короткий час война. Не буду говорить и о том, что есть вещи более низменные и более подлые, чем война, хотя война есть самое страшное, самое мучительное и самое безобразное, хотя современная война лишена всякого благородства. Лучшие французы писали о том, что нельзя основать мира на страхе. Страх перед войной миролюбивых демократий дает основание диктатурам вести политику шантажа. Чисто психологические моменты играют сейчас огромную роль в международной политике. Французы храбрый народ, думаю, что гораздо более храбрый, чем немцы и итальянцы, это народ — guerrier (воин, воитель - франц.) по своему прошлому. Французы любят драться в войнах и революциях. И тем не менее в данный час истории они одержимы страхом войны. Менее храбрые немцы этого страха не имеют, хотя это не значит, конечно, что они хотят войны. 

Когда я читал в газетах о Мюнхенском собрании, в котором речь шла о судьбе Европы, я очень остро почувствовал, что происходит столкновение разных миросозерцаний и мироощущений, и что это гораздо сильнее политических комбинаций. Несомненно, что великие демократии Европы, Франции и Англии обнаружили слабость и во всем уступили Германии. Думаю, что это объясняется не их военной слабостью и тактическими ошибками, причины гораздо глубже. Чемберлен и Деладье договаривались с Гитлером, как спасти мир. Что стоит за Чемберленом и Деладье и что стоит за Гитлером? Премьеры западных демократий представляют разум, разумный гуманизм, расчет, они хотят политики целесообразной, почитая сохранение мира высшей целью. Они ведут рациональную политику, подлежащую рациональной критике и оценке, хотя могут, конечно, с этой точки зрения делать грубые ошибки. Гитлер представляет совсем иной мир. За Гитлером стоит не разум, не расчет, а рок, фатум, и сила рока определяет его победы и завоевания. Воля к могуществу есть рок. Человек рока совсем не должен обладать особенными интеллектуальными и моральными качествами, он должен быть медиумом нечеловеческих роковых сил. Вероятно, средний французский министр умнее и культурнее Гитлера, но он лишен всякой динамической силы, он человек политических расчетов, парламентской рутины. Гитлер имеет интуицию, которая не есть его личное качество. Вероятно, английский премьер обладает более твердыми моральными принципами, чем Гитлер, для которого все дозволено, как и для всех диктаторов, но твердые моральные принципы лишены в нынешний час истории всякой динамической силы. Мы живем в эпоху, когда лишь иррациональные силы действительно сильны, рациональные же силы бессильны. Наша эпоха научает тому, что разум бессилен бороться с роком, что для победы над роком нужна сверхразумная сила. 

Идея рока всегда была характерна и показательна для германской мысли и для германской эмоциональности. Французскому сознанию категория рока совершенно чужда, она противоречит французскому интеллектуализму. Когда читаешь немецкие книги, особенно послевоенного периода, посвященные философии истории и философии культуры, то поражаешься, как часто употребляется слово Schicksal (судьба - нем.). Вы этого не найдете в французских и английских книгах. 

В глубине германской стихии есть плененность роком. Это заложено уже в старой германской мистике, в учении Я. Беме об Ungraund’e (первооснова - нем.), бездне, лежащей глубже бытия, о яростной борьбе полярных сил в космической жизни. Германская метафизика видела иррациональное начало в первооснове бытия, она волюнтаристична, для нее страстная воля определяет бытие мира. Рационализация есть вторичный процесс. Так у Шеллинга, у Шопенгауера, у Э. Гартмана. Ницше проповедует amor fati (любовь к судьбе - франц.). Тот же дух в музыкальной драме Вагнера. Два противоположных начала слышны в музыке Вагнера — победа и притяжение смерти. Но над всем царствует рок. Когда русские писали о рационализме немцев, они не доходили до глубины проблемы. Немцы легко становятся на грань безумия. Греческая трагедия более всего близка немцам. Ее всегда плохо понимали французы, для которых она была заслонена Расином. Под знаком рока стоит греческая трагедия и досократовское религиозное и философское сознание греков. Идея рока, как и идея первичного хаоса, свойственна не греческой философии, а греческой мифологии. Греческая же философия вынашивала идею универсального разума. И рок и разум имеют греческие истоки, но означают разные направления в европейской культуре, связанной с Грецией. Германская мифология рока проходит мимо христианства, она языческого происхождения. Эта древняя языческая стихия действует в современной Германии. 

Но произошла милитаризация рока. Гитлер убежден, что рок за него и принесет ему победу. В этом его сила. Он слушает веления рока, который предназначает Германию к мировому господству. Он верит в свою звезду. Чемберлен и Даладье, вероятно, не верят в свою звезду и вообще в звезду. В этом их слабость. Человек рока есть человек одержимый, он не представляет человеческого начала, не представляет и Бога, а третью силу. Энигматичность (загадочность - от лат. enigma - загадка) Гитлера связана с тем, что в нем так слабо выражено человеческое начало. Именно стоящий за Гитлером рок создает динамическую силу, которая должна поражать представителей старой дипломатии. Рок в прошлом был окружен ореолом трагической поэзии. Но когда рок милитаризовался и вульгаризовался, когда он начал приносить практические победы, он перестал быть прекрасным, он стал уродливым и отталкивающим. Массы, увлеченные динамической силой рока, конечно, этого не замечают, они сами находятся в уродливой одержимости. Рок в конце концов приводит к гибели. Не ему принадлежит последнее слово. Но до гибели он может принести ряд побед. 

Сила рока, влекущая современную Германию, в значительной степени определяется слабостью тех, которые ей противостоят. Эта сила действует в момент глубокого кризиса европейских демократий. В столкновении фашистских, тоталитарных государств нужно быть на стороне демократий. Это элементарный моральный вопрос. В демократиях, все-таки, сохранились некоторые свободы человека, в них не произошло окончательного отречения от человечности. Но дух буржуазных демократий таков, что они не могут быть достаточной силой в борьбе, происходящей в мире. Буржуазные демократии разлагаются, они принадлежат прошлому. Целая мировая эпоха кончается. Рассудочная, расчетливая, боязливая политика буржуазных правительств не может противиться расковавшимся в мире демоническим силам. Для борьбы нужна вера, которой нет. Свобода, вечная ценность, не находит сейчас в мире достойных защитников, обращенных не к прошлому, а к будущему. В этом трагизм положения. 

Фашизм, терроризирующий весь мир, не есть творческий и свободно-человеческий выход из мирового кризиса. Фашизм есть рок капиталистических обществ, буржуазных демократий, он соответствует разложению этих обществ. В разложившихся обществах расковываются демонические силы и это производит впечатление необычайного динамизма. Диктатура есть обратная сторона анархического распада. Но в мире действует еще третья сила, она действует в самой большой стране мира, в целой части света. Я говорю о русском коммунизме. Он тоже был фатальным, а не свободным выходом, порождением фатума войны. Эта третья сила могла бы сыграть огромную и решающую роль в нынешнем мировом конфликте, если бы она не подтачивалась внутренней духовной болезнью и не занималась самоистреблением, если бы духовное рабство не овладело ею. Русская идея иная, чем идея германская, это не идея рока, а идея конца, идея эсхатологическая. На вершине своего сознания русские стремились к всеразрешающему концу, к осуществлению окончательной правды в жизни. 

Русские самых разных направлений верили, что русскому народу суждено разрешить социальный вопрос, как вопрос мировой. Но идеи народного призвания осуществляются в извращенной и искаженной форме. Это можно сказать про Германию и про Россию. Германия в осуществлении воли к могуществу перестала быть страной великих философов, музыкантов, поэтов и мистиков. Россия в осуществлении социальной справедливости перестала быть страной великой литературы и христианского милосердия. Когда народ хочет осуществить свое призвание в мире через иррациональную силу рока, делающую его одержимым и насильником, когда свобода не участвует в осуществлении этого призвания, то искажается идея этого народа и, может получиться диавольская карикатура этой идеи. Рок есть сознание народного призвания в темной стихии, без свободы человека и без благодатной силы Бога, без просветления этого сознания светом универсальной истины. Так и осуществление окончательной и абсолютной правды русским народом без света христианской истины и против нее оборачивается демоническими чертами. Народы проходят через великие соблазны и им придется пережить последствия этих соблазнов, они сами подчиняют себя року, который победил Христос. 

Демоническим соблазнам нельзя противопоставить буржуазную рассудочность и разумность, буржуазную отрицательную и формальную свободу. Пожирающей силе демонического огня противопоставить можно лишь огонь же, но иной, светоносный и освобождающий. Европа находится в состоянии тяжелой духовной болезни и нуждается в духовном излечении. Покоя не будет, пока не будет сокрушен фашизм. Вот тревожная проблема, перед которой мы поставлены: может ли опрокинуть диктатуры сила, которая сама не станет диктатурой, может ли свобода осуществлять справедливость в мире? Пока никакие вопросы не решены, ужас лишь отложен, почва остается вулканической. И никакие вопросы не могут быть решены страхом, они могут быть решены лишь победой над страхом. Страх войны ведет к войне, страх фашизма поддерживает его в мире. Бесстрашие, мужество нужны не только для войны, но и для мира. Люди рока по своему побеждают страх, люди разума не находят у себя силы победить страх. Страх побеждается силой веры. 

Список литературы

 "Человек": публикация А.Н. Богословского