Доклад: Российская культура в начале ХХ в.
Развитие образования. Социальное развитие, вызванное экономическими процессами на рубеже двух веков, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 21 % в 1897 г. до 31% в 1917 г. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250). Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Национальная идея способствовала усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения. Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок). Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.
Развитие науки. В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Е.Н. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик В.И. Вернадский; физиолог И.П. Павлов; иммунолог И.И. Мечников; родоначальник космонавтики К.Э. Циолковский и др. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева и др. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. М.Н. Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин).
Литература и искусство. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна и др. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников “искусства будущего” – футуристов (В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский).
Живопись, архитектура, музыка. В российской живописи и графике, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, продолжало действовать Товарищество передвижных выставок, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто о себе заявил. В 1898 г. было создано общество художников “Мир искусства” (А.Н. Бенуа, К. Сомов, Н.К. Рерих и др.), провозгласившее автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Появление в 1910 г. общества “Бубновый валет” (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем - “Ослиный хвост” (МФ. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход к российскому авангарду. Одновременно развивался экспрессионизм. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель “супрематизма К. Малевич; создатель “аналитической живописи” П.Н. Филонов; “бытовой символист” М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры. В 90-х гг. XIX в. в архитектуре оформился в качестве ведущего новый стиль “модерн”. Его особенностью стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. Родоначальником русского модерна стал Ф.О. Шехтель. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский). В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и “Могучей кучки” Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры. Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. Свой вклад внесли также режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность. В России массовой формой искусства становится кинематограф (Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная и др.). Таким образом, в России произошла так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства от отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности. При этом развитие российского национального самосознания проявилось в появлении оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и обращенных к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М., 1992.
2. Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв.) М., 1994.
3. Щетинина Г. Духовная жизнь русской интеллигенции в н. ХХ в. М., 1997.
4. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве 19-нач. 20 вв. М., 1991.
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.