Доклад: Развитие экспортной продукции Украины

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ УКРАИНЫ

И АНАЛИЗ РОЛИ РОССИИ В ИМПОРТЕ

УКРАИНСКОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Украина является традиционным экспортером продукции агропромышленного комплекса. В период с 1985 по 1991 годы, когда Украина еще являлась частью Советского Союза, республика была наибольшим в СССР экспортером сельскохозяйственной продукции: продукции животноводства, сахара, консервов и др. В среднем, продукция, экспортировавшаяся с Украины, составляла 35% межреспубликанского продовольственного рынка Союза. Украина играла большую роль в удовлетворении продовольственных потребностей других республик. Кроме того, украинская продовольственная продукция составляла значительную часть общего объема производства продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в СССР. На экспорт производилось почти 10% объема продукции животноводства, почти треть объема производства растительного масла и сахара.

Принимая во внимание благоприятные природно-климатические условия Украины, уровень развития и практический опыт ведения сельского хозяйства, приоритетными отраслями, ориентированными на внешний рынок, являются зерновое хозяйство, выращивание масличных культур, животноводство (производство мясо-молочной продукции), выращивание сахарной свеклы.

В 1995-2000 годах объемы ежегодного экспорта украинской сельскохозяйственной продукции составляли от 1700 до 3000 млн. долл. Основными товарами украинского сельскохозяйственного экспорта являлись:

мясо и мясопродукты - около 20% объема экспорта;

молоко и молокопродукты - около 5% объема экспорта;

семена подсолнечника - около 10-15% объема экспорта;

подсолнечное масло - около 5-10% объема экспорта;

зерновые - около 5-10% объема экспорта;

сахар - около 5% объема экспорта.

Украина в той или иной степени ведет торговлю сельскохозяйственной продукцией с всеми регионами мира. При этом, на западные рынки экспортируется по большей части продукция с невысокой степенью переработки (семена подсолнечника, сухое обезжиренное молоко, казеин и т.п.). Это связано прежде всего с желанием западных стран перерабатывать сырье на своих предприятиях с целью загрузки своих работников, а также производства продукции, отвечающей местным вкусам и стандартам качества.

Сельскохозяйственное сырье и готовая продукция (мясо и мясопродукты, подсолнечное масло, сливочное масло и т.п.) пользуются большим спросом на рынках стран СНГ и в первую очередь в России. Высокая и постоянная заинтересованность российских потребителей в украинской продовольственной продукции связана, прежде всего, в значительным снижением объема производства сельскохозяйственной продукции в России. Так, в 1998-1999 годах, по сравнению с 1995 годом, производство мяса в России сократилось на почти 40%, колбасных изделий - на 25%, сливочного масла - на 33%, сухого цельного молока - на 40%.

Основными причинами снижения производства продовольственной продукции в России (как, впрочем, и на Украине) являлись:

недостаточные темпы и непродуманность проводимых реформ в сельском хозяйстве;

высокие темпы инфляции и опережающий рост цен на материально-технические ресурсы для села в сравнении с ростом закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

снижение уровня обеспеченности кормами;

сокращение численности поголовья в животноводстве и ухудшение возрастного состава животных;

высокий уровень затрат в сельском хозяйстве, низкая рентабельность собственной продукции и высокая конкурентоспособность импортной продукции;

разрушение прежней заготовительной системы и отсутствие новой (рыночной) торгово-закупочной инфраструктуры.

Несмотря на произошедший значительный спад объемов производства продовольственной продукции в Украине, по многим видам украинской продукции существуют хорошие возможности для экспорта. При этом, значительная часть этого экспорта идет в Россию. Поэтому любые ограничительные меры, предпринимаемые российским правительством по отношению украинского экспорта, ведут к значительному падению общих объемов продовольственного экспорта из Украины.

Анализ украинского продовольственного экспорта мы хотели бы продолжить на примере экспорта мясо-молочной продукции из Украины, как одной из ведущих статей украинского экспорта.

Анализ показывает большую зависимость объемов экспорта украинской мясо-молочной продукции (прежде всего мяса и мясопродуктов) от российских условий ее импорта.

Так, по данным за 1998-1999 годы, около 97% экспорта мяса и мясопродуктов из Украины (на сумму более 200 млн. долл. ежегодно) шло в Россию. В данном экспорте ведущую роль играли:

экспорт мороженой говядины  (около 75% объема экспорта) - из них 99% экспортировалось в Россию;

экспорт мясных консервов (около 20-25% объема экспорта) - из них 94% экспортировалось в Россию.

В то же время, некоторые виды молокопродуктов (например, казеин) экспортировались Украиной большей частью в другие страны. Несмотря на это, около 30% экспорта молокопродуктов в 1998-1999 годах поставлялось в Россию (на сумму более 35 млн. долл. ежегодно). Некоторые виды молокопродуктов активно экспортировались в Россию, например:

экспорт сливочного масла (около 15-20% объема экспорта) - из них 84% экспортировалось в Россию;

экспорт сгущенного молока (около 30-35% объема экспорта) - из них 33% экспортировалось в Россию.

Значимость доли России в общем объеме украинского продовольственного экспорта приводит к тому, что любые негативные действия против украинского экспорта или же кризисные явления, затрагивающие российских потребителей, вызывают резкое падение украинского экспорта в Россию, что в свою очередь негативно влияет на украинских сельскохозяйственных производителей.

Например, введение Россией в 1997 году НДС на украинский экспорт, а также российский финансовый кризис 1998 года серьезно подорвали украинский экспорт. В стоимостном выражении, общий экспорт мяса и мясопродуктов в Россию в 1998 году сократился по сравнению с 1997 годом на 40% (с 335 млн. долл. до 202 млн. долл.).

Что касается молока и молокопродуктов, то значительное падение объемов экспорта произошло здесь еще в 1997 году (очевидно, в связи с введением НДС на украинский экспорт): объемы экспорта в Россию упали в 1997 году в 2,86 раза (с 105 млн. долл. в 1996 году до 37 млн. долл. в 1997 году). Произошли также значительные структурные сдвиги в экспортных потоках: если в 1995 году около 62% экспорта молокопродуктов поставлялось в Россию, в 1998 году в Россию поставлялось только 30% экспорта.

Конечно, падение экспорта продовольственной продукции из Украины в Россию объясняется не только введением последней протекционистских мер. Кризис в украинском животноводстве также привел  к значительному снижению численности поголовья скота и падению объемов производства. Так, производство мяса снизилось по сравнению с 1995 годом на 25% (с 2,3 млн. тонн в 1995 году до около 1,7 млн. тонн в 1998-1999 годах). В то же время, производство молока снизилось на 20% (с 17,3 млн. тонн в 1995 году до около 13,8 млн. тонн в 1998-1999 годах).

Однако, ожидается, что принятые меры по реформированию украинского сельскохозяйственного сектора приведут в дальнейшем к росту объемов производства. В течение последних лет, можно наблюдать тенденцию большого падения объемов производства в так называемом “общественном” секторе (в бывших колхозах и совхозах) при стабилизации и росте объемов производства продукции в частном секторе. В итоге, доля частного сектора в производстве мяса увеличилась с 50-55% в 1995 году до 70-75% в 1998-1999 годах, в производстве молока - с 50% в 1995 году до 60-65% в 1998-1999 годах.

Реформирование “общественного” сектора сопровождается, во-первых, передачей части поголовья скота частным владельцам, и, во-вторых, приходом частных инвесторов в сельское хозяйство. Частные инвесторы, способные более качественно обеспечить уход за скотом, наладить поставку кормов, каналы переработки и реализации продукции, являются силой, способной обеспечить рост объемов производства и экспорта мясо-молочной продукции из Украины.

В этой связи, наличие стабильного российского экспортного рынка для украинской продовольственной продукции привело бы к гарантированию стабильного поступления доходов от реализации продукции. Это, в свою очередь, послужило бы основой для привлечения инвестиций в развитие украинского сельского хозяйства.

В существующих же условиях, украинский продовольственный экспорт в Россию конкурирует с экспортом продовольствия из других стран. При этом, падению украинского продовольственного экспорта способствуют такие меры, как:

субсидии, выделяемые иностранными правительствами своим производителям для поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции (субсидии понижают цену на продукцию, экспортируемую из этих стран, что создает ценовое преимущество для этой продукции по сравнению с украинской);

продовольственная помощь, под прикрытием которой американские и европейские власти бесплатно или за дешевые долгосрочные кредиты поставляют излишки своего продовольствия в Россию.

Субсидируемая, а тем более бесплатная поставка продовольственной продукции в Россию в значительной мере разрушает российский продовольственный рынок. При этом страдают не только украинские производители, которые не имеют возможности выигрывать в условиях несправедливой ценовой конкуренции. Сами российские производители, не имея возможности производить продукцию по низким субсидируемым ценам, не покрывая при этом своих затрат, все больше снижают объемы производства продукции. Это приводит к замкнутому кругу: “продовольственная помощь” - падение производства при низких ценах на продукцию и неработающем рынке - дальнейшая необходимость в “продовольственной помощи”. Происходит вытеснение как украинских экспортеров, так и самих российских производителей с российского продовольственного рынка.

Что касается мясо-молочной продукции, следует также учитывать тот факт, что значительная часть продукции, поставляемой с Западной Европы на российский рынок, могла с целью удешевления производиться с нарушением санитарных норм. Об этом свидетельствует разгорающийся кризис, связанный с эпидемией “коровьего бешенства” в Европе, приведшей к значительному падению потребления говядины и продукции из нее, ее перепроизводству и связанному с этим падению цен в странах Западной Европы.

Это может привести к легальным и нелегальным попыткам поставки говядины из Западной Европы в Россию по бросовым ценам. Если российские власти смогут перекрыть возможный нелегальный поток говядины, у украинских производителей появится возможность увеличить свое присутствие на российском рынке мясной продукции.

В настоящее же время, экспорт продовольственной продукции из Украины в Россию ограничен российским спросом на эту продукцию, при ценах, складывающихся в условиях зачастую несправедливой ценовой конкуренции с европейскими и американскими поставщиками “гуманитарной” помощи.

В условиях отсутствия возможностей стабильного экспорта, большая часть украинской сельскохозяйственной продукции идет на переработку, что снижает объемы продукции, идущей на экспорт в Россию. Оживление местного украинского спроса на мясопродукты и молокопродукты вызвало появление значительного числа обновленных частных мясо- и молокоперерабатывающих производств, конкурирующих между собой за украинского потребителя. В этих условиях, предприятия, производящие, например, мясо КРС (традиционно, около 75% производства мяса КРС 1-й категории экспортировалось в Россию), начинают переориентироваться на местный украинский рынок и снижать объемы производства мяса глубокой заморозки на экспорт. В итоге, экспорт мяса КРС в Россию в 2000 году снизился на 10% по сравнению с 1999 годом.

В настоящее время, основными экспортерами продовольственной продукции из Украину в Россию являются крупные оптовики, имеющие стабильные связи с российскими покупателями. Кроме того, в периоды значительного повышения спроса со стороны России в экспорте растет удельный вес небольших мясокомбинатов и молокозаводов.

Более глубокой формой интеграции можно считать появление некоторых российских компаний на украинском рынке. Так, собственником одного из киевских молокозаводов стала известная российская компания “Вимм-Билль-Данн”. Украинский рынок привлек компанию отсутствием значительных барьеров и различий, сходством в предпочтениях потребителей. Реконструкция завода, налаживание производства новых видов продукции, установление стабильных прямых отношений с поставщиками сырья, в том числе в виде закупки высокопроизводительного оборудования, улучшения племенного стада и т.п., как планируется, позволят компании занять одно из ведущих мест на украинском рынке молокопродуктов.

Подобные инвестиции со стороны российских компаний помогут увеличить объемы производства мясо-молочной продукции на Украине, что, в свою очередь, позволит поставлять больше продовольственной продукции на экспорт, в том числе в Россию.

Для развития украино-российских отношений в области торговли продовольствием, необходимым, по нашему мнению, является:

развитие продовольственного рынка этих стран, что будет способствовать установлению действительных рыночных цен на поставляемую продукцию и увеличению привлекательности как экспорта, так и местного производства данной продукции;

отсутствие ограничений на торговлю продукцией и инвестиции, что поможет накопить капитал и установить прямые долгосрочные связи, необходимые для привлечения инвестиций и развития производства.

АВТОРЫ

Гоменюк Ольга Александровна,

старший преподаватель кафедры менеджмента факультета экономики и менеджмента

Украинского государственного университета пищевых технологий, г. Киев

Косенюк Андрей Владимирович,

ведущий экономист Центра исследований, менеджмента и обучения, г. Киев