Реферат: Новая концепция переработки отходов в Москве
В Москве по имеющимся данным ежегодно образуется 2,5 млн. тонн бытовых отходов, 80 тыс. тонн медицинских отходов и 3 млн. тонн промышленных отходов. Кроме этого имеется более 1500 несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации. Накопленное количество промышленных отходов на предприятиях не учтено и не поддается оценке.
Анализ существующей концепции переработки отходов в Москве
Основой для решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО) является разработанная Департаментом инженерного обеспечения с привлечением отечественных организаций и зарубежных фирм программа санитарной очистки города, на базе которой подготовлен ряд нормативных документов (постановления Правительства Москвы № 239 от 05.05.92 года № 31 от 11.01.94 года, распоряжение № 2ПО-РЗП от 28.08.92 года), регламентирующих организационную структуру, определяющих комплексное решение технических, экологических и экономических проблем развития отрасли городского хозяйства по сбору, транспортировке и обезвреживания ТБО.
Сбор и транспортировка ТБО
Наибольшие изменения в системе санитарной очистки города наметились в сборе и транспортировке ТБО. Практически полностью решен вопрос обеспечения контейнерами для ТБО. Для целей изготовления контейнеров задействован Давыдовский завод сельскохозяйственного машиностроения. Значительно увеличился и парк мусоровозов города, в том числе и за счет современных большегрузных мусоровозов ФАУН, закупленных в Германии в рамках германо-российского кредита. На рынке вывоза ТБО за счет проводимой технической и тарифной политики возникла конкуренция, что положительно отразилось на режиме вывоза мусора от домовладений.
Предполагается, что большой эффект по дальнейшему улучшению ситуации с вывозом ТБО должно дать внедрение двухстадийного вывоза отходов за счет ввода в эксплуатацию мусороперегрузочных станций (МГТС).
Первая МГТС введена в эксплуатацию в 4-м квартале 1994 года на территории Опытно-экспериментального завода ГТТ "Экотехпром". Комплектуются МПС в Восточном АО и Юго-Восточном АО. Более перспективное техническое решение, по мнению авторов концепции - прессование мусора в брикеты высокой плотности, позволяющее увеличить срок эксплуатации полигонов, реализуется при строительстве МПС в Северо-Восточном АО. По согласованию с Префектурой Южного АО в 1995 году осуществлено строительство отечественной МПС "Чертаново", введенной в эксплуатацию в конце 1995 года. Прессование мусора на МПС осуществляется в большегрузных мусоровозах. Переход на двухстадийную систему вывоза ТБО позволит, по мнению авторов концепции, более эффективно использовать малотоннажный мусоровозный парк н на 20% сократить общее количество мусоровозов.
Обезвреживание ТБО. Индустриальная переработка ТБО
Ежегодно в Москве образуется более 2,5 млн. тонн ТБО, более 90% которых захоранивается на двух действующих полигонах (Тимохово и Хметьево). Срок их дальнейшей эксплуатации органичен двумя-тремя годами. Таким образом, существующая техническая база объектов санитарной очистки не соответствует потребностям города.
Утвержденная Правительством Москвы концепция санитарной очистки города (постановление № 239 от 05.05.92 года) предусматривает:
· поэтапный переход к индустриальной переработке ТБО на базе строительства мусоросжигательных и мусороперерабатываюших заводов и реконструкции действующих предприятий (первый этап: 1993-1998 гг.);
· строительство новых экологически безопасных полигонов захоронения ТБО;
· строительство мусороперегрузочных станций.
Функции заказчика на строительство объектов санитарной очистки города возложены на ГП "Экотехпром".
На первом этапе реализации программы предусмотрено строительство двух новых и реконструкция двух действующих мусоросжигательных заводов.
Генеральным подрядчиком на строительство и реконструкцию заводов является АО Мосэнергострой.
Для первого из строящихся заводов (промзона Руднево) в рамках межгосударственного германо-российского кредита закуплено оборудование фирмы "Хельтер", для второго (промзона Котляково) - оборудование чешской фирмы "ЧКД-Дукла", изготовленное по лицензии фирмы "Дойче Бабкок" и ранее закупленное ВО Машиноимпорт для г. Самары.
Срок ввода завода в Руднево в эксплуатацию - 1997 год. Производительность - 250 тыс. тонн ТБО в год. По МСЗ в Котляково завершается разработка ТЭО. Фирмой "ЧКД-Дукла" проведена инвентаризация оборудования, подготовлены предложения по доукомплектации завода. При реализации проекта необходима закупка газоочистного оборудования. Срок ввода завода в эксплуатацию - 1998 год, его производительность - 200 тыс. тонн ТБО в год.
Ведутся работы по реконструкции действующих мусоросжигательных заводов.
По спецзаводу № 2 заключен контракт на поставку оборудования с фирмой "КНИМ", завершается демонтаж оборудования завода. В рамках контракта из-за недостатка финансовых средств закуплено основное технологическое оборудование только для двух технологических линий. В ТЭО разработан вариант размещения на заводе трех технологических линий. На базе ТЭО подготовлено заключение о целесообразности увеличения объема контракта с поставкой оборудования для третьей технологической линии. Срок ввода завода в эксплуатацию - 1997 год. Производительность завода после реконструкции увеличится с 75 тыс. тонн до 130 тыс. тонн ТБО в год.
В 1993 году в рамках финансирования ЕБРР датской фирмой "Рамболл и Ханнеман" совместно с фирмой "Волунд" подготовлены технические предложения по реконструкции спецзавода № 3, мощность которого после реконструкции составит 200 тыс. тонн ТБО в год. Параллельно без остановки завода силами ГП "Экотехпром" ведутся работы по строительству на заводе дополнительной системы очистки дымовых газов.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы № 239 предусмотрена разработка оборудования и типового проекта отечественного мусоросжигательного завода (размещение - Южное Бутово).
Помимо строительства и реконструкции мусоросжигательных заводов планируется строительство ряда мусороперерабатывающих заводов на территории Московской области. Заказчиком одного из них (у деревни Фенино) выступает ГП "Экотехпром". Завершается разработка ТЭО его строительства. На заводе будет использована оригинальная технология немецкой фирмы THG, Мусор здесь не будет сжигаться, из него будут извлекаться полезные компоненты, часть отходов пойдет на компостирование, часть - на подготовку высококалорийного (3000 кк/кг) топлива, которое может сжигаться на ТЭЦ Мосэнерго. Срок ввода в эксплуатацию -1998 год. Производительность - 320 тыс. тонн ТБО в год, в т.ч. для Москвы составляет 190 тыс. тонн.
Правительством Москвы и администрацией Московской области подготовлено постановление о долевом участии в строительстве мусороперерабатываюших заводов в Пушкинском, Сергиев-Посадском и Ногинском районах области.
Реализация перечисленных проектов позволит обеспечить переработку 35-40% образующихся в городе ТБО, выработку 800 тыс. ккал тепла, 130 тыс. тонн топлива для сжигания на ТЭЦ, выпуск строительных и дорожных материалов 140 тыс. тонн, компоста - 1 млн. тонн, черного металла - 30 тыс. тонн и цветного металла - 1,5 тыс. тонн в год.
Захоронение ТБО на полигонах
На ближайшую перспективу обеспечение санитарной очистки города возможно только при размещении на полигонах захоронения ТБО не менее 60-65% образующихся в городе отходов.
Вопрос отвода земельных участков под строительство новых экологически безопасных полигонов с администрациями Московской области и районов до настоящего времени не решен.
Соглашение о возможном строительстве нового полигона достигнуто лишь с администрацией Солнечногорского района (расширение полигона "Хметьево"). Заинтересованность в реализации проекта строительства экологически безопасного полигона в Солнечногорске выразил ЕБРР. К разработке технических предложений приступила датская фирма "Рамболл и Ханнеман".
Для обеспечения бесперебойной работы полигонов Правительством г. Москвы подписаны договора с администрацией Ногинского, Солнечногорского и Дмитровского районов, которые предусматривают денежную компенсацию районам за деградацию земли. Прямые платежи администрации составляют по полигону "Хметьево" (Солнечногорский район) - 7.2 млрд. рублей в год, по полигону "Икша" (Дмитровский район) - 6 млрд. рублей в год. Заключение компенсационного договора с Дмитровским районом позволило открыть для эксплуатации с 01.01.96 года полигон "Икша".
Структура управления
Создание новой отрасли городского хозяйства - системы очистки города от ТБО - требует четкого согласования технических, организационных и экономических мероприятий. Изменение технической базы отрасли влечет изменение структуры управления, тарифной политики.
Существующая структура управления санитарной очистки города, имеет следующие основные недостатки:
· многозвенность управления при обилии подрядных организаций, занятых вывозом и захоронением ТБО, делает систему неуправляемой, и, как следствие, приводит к возникновению несанкционированных свалок;
· отсутствие налаженной системы оперативного контроля за вывозом ТБО, децентрализация управления и финансирования приводит к увеличению стоимости услуг;
· отсутствие раздельного финансирования на вывоз и обезвреживание ТБО позволяет Дирекциям единого заказчика муниципальных округов отвлекать средства на другие виды деятельности, что приводит к несвоевременности оплаты работ, возникновению кредиторской задолженности;
· возможность бесконтрольного открытия в Московском регионе несанкционированных свалок, что в результате приводит к отвлечению бюджетных средств города на создание бесперспективных объектов, не отвечающих экологическим требованиям.
В целях совершенствования системы управления санитарной очисткой города, проведения контроля над деятельностью организаций, занятых вывозом ТБО, и осуществления единой экономической политики, а также для качественного изменения ситуации, предлагается изменить существующую систему управления, введя функции единого по городу генподрядчика на переработку и захоронение ТБО (предлагается в лице государственного предприятия "Экотехпром").
Предлагаемая структура управления имеет следующие положительные стороны:
1. Уменьшаются бюджетные затраты города: - за счет снижения оплаты банковских услуг (возможность работы с одним банком);
· за счет исключения сверхнормативной прибыли, получаемой подрядчиками при невывозе ТБО на полигоны;
· в результате упорядочения потоков вывоза ТБО на объекты инфраструктуры переработки отходов (мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции).
2. Целевое финансирование захоронения и переработки отходов позволит ускорить прохождение денежных средств, что улучшит ситуацию с платежами, увеличит оборотные средства предприятий.
3. Исключит возможность переброски выделенных средств, в пределах одной статьи затрат, на другие виды работ по усмотрению Дирекций единого заказчика муниципальных округов.
При сложившейся системе транспортировки ТБО, осуществляемой предприятиями различных форм собственности, необходимо введение централизованной системы управления отходами, что подтверждается опытом больших городов различных стран мира.
Несмотря на несомненную прогрессивность этой концепции по отношению к существующему положению с бытовыми отходами - увеличение доли переработки бытовых отходов в 10-15 раз, снижение доли транспортных затрат, вынос значительной части переработки отходов за пределы г. Москвы, она обладает существенными недостатками:
· захоронение бытовых отходов даже при цивилизованной подготовке и гидроизоляции ложа полигона в течение 3-5 лет приводит к отравлению на большую глубину земли под полигоном солями тяжелых металлов, токсичными химикатами, а также диоксинами и фуранами, образующимися в местах загорания отходов, и как следствие к отравлению грунтовых вод и близлежащих водоемов;
· переработка отходов по сжигающей технологии генерирует диоксины и фураны вследствие низких (800-950°С) температур и сопровождается образованием золы (провального шлака) с многократным превышением ПДК по растворимым солям тяжелых металлов (в т.ч. и с абсорбированными диоксинами), пыли газоочистки, токсичность которой на два-три порядка выше, чем у золы. В случае применения сорбентов для улавливания диоксинов возникает также проблема их захоронения на особо длительные сроки на спецполигонах;
· высокие единичные мощности предприятий по переработке предполагают точечный выброс через дымовую трубу больших количеств опасных веществ даже при предельно возможной степени их очистки, а также образование нескольких десятков тысяч тонн токсичной золы (провального шлака) и особотоксичной пыли газоочистки, требующих захоронения на спецполигонах для токсичных отходов;
· вывоз бытовых отходов на полигоны Подмосковья невозможно планировать на обозримый период в связи с позицией населения и властей соответствующих регионов, тем более, что это приводит к серьезному загрязнению почвы, грунтовых вод и атмосферы диоксинами, растворимыми солями тяжелых металлов и токсичными химикатами;
· дальние перевозки отходов грузовиками и тяжелыми трейлерами приводят к дополнительной нагрузке на экологическую обстановку, свойственной транспортным средствам;
· указанная концепция предполагает постоянно увеличивающуюся нагрузку на бюджеты соответствующих структур, поскольку не предполагает никакой окупаемости экологических мероприятий;
· кажущаяся относительная дешевизна полигонов оборачивается длительным задалживанием земельных площадей с полной невозможностью их рекультивации в дальнейшем в связи с отравлением земельного участка на глубину нескольких десятков метров;
· решение вопросов по бытовым отходам не сопровождается соответствующими решениями по перерабатке медицинских, промышленных отходов, отходов жидких и твердых различной степени токсичности, отходов и шламов гальванопроизводств, полиграфии, кожевенных, лакокрасочных и химических производств, т.е. не предполагается заметное улучшение экологической обстановки в г. Москве.
Предлагаемая концепция переработки отходов в Москве
С учетом вышеизложенной концепции региональных центров и особенностей разработанной в АО "ВНИИЭТО" установки ТПО-25 предлагается следующая последовательность в решении проблемы отходов в г. Москве:
1. В течение 1997 года произвести учет и паспортизацию мест накопления, количеств и состава медицинских, бытовых и промышленных отходов, включая жидкие.
2. Разработать схему оптимального расположения мини-блоков по переработке отходов производительностью 50-100 тыс. тонн в год с учетом минимизации транспортных перевозок, наличия промзон с необходимыми расстояниями до жилых застроек, максимального использования выведенных из эксплуатации промышленных зданий, сооружений и энергетических инфраструктур.
3. В течение 7-10 лет довести степень переработки отходов, которых ежегодно образуется около 2,5 млн. тонн бытовых и не менее 3 млн. тонн промышленных, учитывая также накопленные запасы, до 100%.
После строительства производств по переработке отходов в течение первых трех лет с ежегодным вложением около 80 млн. у.е. для строительства б блоков производительностью 300 тыс. тонн отходов, дальнейшее расширение строительства заводов по переработке отходов осуществлять за счет прибыли этих производств.
Проработать вопросы инвестиций в эти производства банков и коммерческих структур с учетом налоговых льгот, законодательно принятых в г. Москве.
4. Учитывая наличие в установке ТПО-25, производительность которой по переработке отходов равна 25 тыс. тонн в год, мощных систем сушки, металлургической обработки в специальных шлаках, термохимической обработки газов и фильтрации газа от пыли, а также тепловой выброс ТПО-25, расположить в зоне действия этих систем дополнительные технологические комплексы для переработки других видов отходов:
o электрошлаковые установки для переработки кабельной продукции в электроизоляции, электронного лома и электронных фольгированных на стеклопластиках плат;
o индукционных печей для переплава стружки, металлической части бытовых отходов и т.д. с получением металлофибры;
o установки с использованием СВЧ-техники и озонаторов для отделения резиновой крошки от изношенных автопокрышек и других РТИ с переработкой оставшихся фрагментов корда в ТПО-25;
o установку для сушки, удаления влаги и краски с алюминиевых банок с получением товарного пищевого алюминия;
o установку для переплава стеклобоя;
o установку для СВЧ-переработки битумных кровельных материалов с вытапливанием товарного битума и передачей остатка материалов в ТПО-25;
o установку для переплава снега, загрязненного противообледенительными химикатами, с переработкой отделенных шламов в ТПО-25;
o систему для переработки отработанных нефтепродуктов с минеральной составляющей;
o систему технологий для нейтрализации солей тяжелых металлов и химикатов в шламах водной очистки (в основном для ЮВАО) с последующим обезвоживанием и переработкой в ТПО-25.
5. Учитывая наличие экологически чистых шламов, металла и стекла, дополнять ТПО-25 при необходимости производством следующих товарных продуктов:
o производством пирозита (аналога керамзита, но в 2-3 раза более легкого);
o производством пирозитобетонных и пирозито-пенобетонных (в т.ч. остеклованных с применением минеральных пигментов) блоков для коттеджного строительства;
o производством фибробетонных изделий (тротуарная плитка, бордюрный камень и т.д. с повышенным ресурсом работы);
o производством товарных минеральных пигментов из шламов обработки гальваностоков ферроферригидрозолем и других шламов действующих гальванопроизводств;
o минипроизводством особопрочного цемента беспылевым процессом с применением нагрева расплавом чугуна в индукционной канальной печи.
6. Определить оптимальные соотношения комбинированной переработки различных видов отходов в одной установке с учетом их калорийности, влажности, токсичности и т.д.
7. Обеспечить экспорт отработанных технологий и образования в другие регионы России, страны СНГ и др.
Преимущества предлагаемой концепции: - значительное ежегодное увеличение доли перерабатываемых отходов с обеспечением в обозримый период отказа от их перевозки на полигоны Подмосковья;
· резкое снижение транспортных перевозок с соответствующими экономическими и экологическими преимуществами;
· рассредоточение предприятий по переработке отходов с отсутствием значительных точечных концентраций даже нормативно приемлемых выбросов;
· комплексная и более экономичная переработка практически всех отходов с использованием наиболее мощных средств предотвращения выбросов пыли, вредных химсоединений и жидких отходов;
· использование выведенных из эксплуатации зданий, сооружений и энергетических инфраструктур с созданием заметных количеств новых рабочих мест;
· существенная экономия капитальных затрат - 180-250 У.С./Т. годовой производительности вместо 1000-1200 у.е./т годовой производительности, свойственных переработке по сжигающей технологии;
· производство экологически чистых видов товарной продукции, прежде всего для строительного комплекса г. Москвы;
· предотвращение загрязнения водоемов и грунтовых вод вредными химическими веществами и растворимыми солями тяжелых металлов;
· предотвращение образования несанкционированных свалок, а в перспективе - глубокая переработка имеющихся там отходов и восстановление почв;
· в случае перевода двух или одной колеи Московской кольцевой железной дороги на применение электричек с рекуперативным торможением, возможность использования неравномерных выбросов энергии для питания электропечи в ТПО-25 с соответствующим снижением себестоимости переработки отходов;
· появление возможности перетапливания загрязненного снега, удаляемого с городских трасс, переработки шламов водной очистки, шламов поверхностных стоков, шламов автомоек, отработанных нефтемаслопродуктов и т.д., по которым отсутствовали разумные экономичные способы переработки.