Сочинение: Падеж

Слово падеж произошло от латинского casus - падение. Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин "склонение".

Слова, употребляясь в речи, "падают" той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный - "имя" предмета - начальная форма наименования. Родительный - буквально означает "полученный с рождения". Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный - от слова "дать", так как наиболее типичное его значение - обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие. Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом "вина", в семантике которого в древнерусском языке было также значение "причина". Творительный связан с глаголом "творить" и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.

Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частотные, то есть наиболее употребительные:
на именительный приходится 33% всех падежных форм,
на родительный - 24%,
на винительный - 20%.
На остальные три падежа приходится всего 23%.

А в разговорной речи на именительный падеж приходится целых 50%,
на винительный - 20%,
на родительный - 15%.


Стихотворение о "новых" падежах

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи ?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я :

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит :

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал :

ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,

ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,

ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ

И, наконец,

ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ!

          (Г.Граубин)   


Сказка про спряжения

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.

Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.

Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.

Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось ?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.


Таинственная буква

Знаете ли вы, какую букву считают самой "таинственной" в русской азбуке ?

Возьмем "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина и подсчитаем количество разных букв. В "Песне" 70 букв "п", 86 - "к", 118 - "в"... Буква "ф" не встречается ни разу.

Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе : "Как весеннею теплою порою...". В ней 58 букв "и", 74 - "к", 80 - "в". Но нет ни единой буквы "ф".

Что это - случайность ? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "ф"?

В "Сказке о попе..." среди множества различных букв вы "ф" не встретите, сколько бы не искали.

В поэме "Полтава"среди 30 тысяч букв только три "ф". А "п", "к" или "ж" ? Их там , безусловно, сотни, если не тысячи.

Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем не повинной букве "ф"?

Просто слова с этой буквой не исконно русские, а имеющие "международное хождение", пришедшие из других языков.

Это говорит о глубокой народности, высокой чистоте русского языка у наших великих писателей.

Газета ученика 9 класса Яшина Ильи.

Глагол и вербоиды в русском и казахском языках, их значение и ...
Содержание Введение 1. Глагол как часть речи в современном русском языке 1.1 Спряжение глагола 1.2 Категория вида 1.3 Категория залога 1.4 Категория ...
1.1 Спряжение глагола
При взаимно-возвратных глаголах обычно употребляется творительный падеж с предлогом с, обозначающий соучастника действия: поругаться с другом, помириться с товарищем.
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: дипломная работа
Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Адыгейский Государственный университет Педагогический факультет Кафедра ...
Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: внести улучшения в конструкцию станка, отойти от буквы закона. Но приставки ...
Удаление чётко выражается у глаголов движения; исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от, из, с: уехать с Кавказа, уйти из театра, отплыть от берега, утечь из ...
Раздел: психология, педагогика
Тип: реферат
Общее языкознание - учебник
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЯ ЯЗЫКА В книге рассматриваются проблемы взаимосвязи языка и общества, языка и мышления; формы ...
Так, например, в пермских языках понятие принадлежности одного предмета другому, если обладаемое выступает в роли прямого дополнения к глаголу, выражается не родительным падежом, а ...
Можно предполагать, что какой-то индивид впервые создал в норвежском языке аналитическое образование с предлогом af, которое превратилось в семантический аналог древнегерманского ...
Раздел: Рефераты по языковедению
Тип: реферат
Краткий курс грамматики английского языка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный ...
Сочетание существительного в общем падеже с предлогом "of" преимущественно соответствует русскому родительному падежу:
Между глаголом "let" и инфинитивом ставится существительное в общем падеже или личное местоимение в объектном падеже (me, him, her, us, them), указывающее на лицо, которое должно ...
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: учебное пособие
Категория падежей
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова Факультет иностранных языков ...
История языка не дает никаких оснований для установления правила Зонненшейна, согласно которому дательный падеж (если отвлечься от адвербиального употребления) употребляется только ...
Так, М. Дейчбейн, допускавший понимание падежа как сочетания предлога с существительным в начальной форме, полагал, что в английском языке существует четыре падежа: именительный ...
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: дипломная работа