Реферат: Медицина в системе знаний о человеке
Корень слова "медицина"
(индоевропейское - med) означает "середина", "мера". Смысл
этих слов связан и с нахождением средства (меры) исцеления, и с оценкой исцеления
как действия между чудом и знанием, и с "срединным" местом медицины
между естествознанием и антропным (социально-гуманитарным) знанием.
Современная медицина - это уникальная форма
синтезирования достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания.
Но от "чистого" естествознания медицину отличает то, что она работает
не с "веществом", "полем" или "информацией", а с
человеком, знание о котором не ограничивается естествознанием, но предполагает
нравственное измерение.
1. Медицина между нравственностью и моралью
Нравственность - это код человеческих
отношений. Неудивительно поэтому, что религиозная культура, а также любая
фундаментальная философская система обладает "ключом" к расшифровке
этого кода, т.е. включает в себя этику. Латинское слово ethice
означает - учение о нравственности, т.е. систему непротиворечивых суждений об
основаниях, смысле и назначении морали. При определении этики употребляются
слова "нравственность" и "мораль", которые в данном случае
и очень часто в разговорной речи используются как синонимы, т.е. слова, равные
по значению. Тем не менее между ними есть различие.
Этимологический анализ русского слова
"нрав" приводит к исконно-русскому норов, что как нельзя лучше
свидетельствует о том, что слова "нрав", "нравственность"
фиксируют эмоционально-психический характер человека, который не всегда
оценивается положительно. "Норов" или "нрав" человека может
быть вспыльчивым, угрюмым, жестоким и т.п. Это различие сохраняется, когда
поступок человека оценивается как нравственный (человек действовал по своему
нраву), но не морально (т.е. вопреки нормам общества). Типичным примером
несовпадения "нравственности" и "морали" является поступок
Анны Карениной в одноименном романе Л.Н.Толстого. Анна, оставляя мужа, поступает
нравственно, т.е. согласно своим чувствам и характеру, но аморально, т. е.
вопреки долгу и нормам общества. Этот пример свидетельствует, что за понятием
"мораль" закрепилось значение отклассифицированных нравов, приемлемых
(должных, добрых) и неприемлемых (недолжных, злых) для общества, или значение
совокупности принципов и норм поведения людей в обществе.
Схематично каждый поступок человека является
результатом взаимодействия (включая противоборство) его нрава
("природы", "свободы") и моральных норм ("долга",
"обязанности"). "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в
плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать
оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не
хочу, делаю" (Рим. 7, 1819). Многообразие возможных комбинаций и
сочетаний в этом взаимодействии определяется многообразием характеров,
ситуаций, эмоциональных состояний и составляет реальность нравственных
отношений. Исходное многообразие нравственной реальности фиксируется в этике понятием
"относительности". Перенос этого понятия на уровень моральных норм и
принципов типичен, но не вполне корректен. Вряд ли можно говорить об
относительности Библейского Декалога (Десять заповедей Моисея), который
существует уже свыше 3000 лет у разных народов во всей Земной цивилизации.
Более того, история культурных сообществ свидетельствует, что существует
фундаментальное единообразие в главных моральных универсалиях, а разнообразие
культур определяется различием в этических деталях. Современные исследования
свидетельствуют, что "индивиды и культуры не очень глубоко различаются в
отношении того, что они считают конечными этическими ценностями" [ 1 ].
К непреходящим этическим ценностям относятся милосердие, забота, сочувствие,
спасение жизни. Именно эти ценности являются центральными и определяющими для
профессиональной врачебной или медицинской морали.
Независимо от того, на каком континенте работает
врач или в какой стране живет пациент, несмотря на существующие временные и
пространственные границы между людьми и их культурно-национальные различия,
ценности жизни и милосердия принимаются всеми врачами и пациентами. Таким
образом, к принципиальным особенностям профессиональной врачебной морали
относится ее универсальный или интернациональный, или всеобщий характер.
Врачебную мораль можно определить как систему обязательств, которую принимает и
исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Но каково отличие системы
обязательств в профессиональной врачебной морали от любой другой системы
моральных обязательств, в том числе и профессиональной?
Возникновение той или иной формы
профессиональной морали является результатом взаимодействия реальной
практической деятельности и ее идеальных регуляторов. Различие форм
практической деятельности определяет различие форм прикладного этического
знания (политическая этика, юридическая этика, этика бизнеса и т.п.).
Своеобразие прикладного этического знания заключается в том, что идеальные регуляторы
той или иной профессиональной деятельности практически всегда содержат
определенное отступление от общепринятых моральных представлений. Это
отступление имеет форму повышенного значения того или иного морального принципа
(например, "долг" в юридической этике ) или форму снижения порога
требовательности (например, правило этики торгового бизнеса - "покупатель
всегда прав"). Профессиональная этика, как правило, оправдывает тот или
иной вид "отклоняющегося поведения". Мера и формы этого
"отклонения" определяются особенностями профессиональной
деятельности.
Принципы профессиональной врачебной этики,
сформулированные Гиппократом, действительно отклонялись от влиятельных в
античной культуре натуралистическо-гедонистических ориентаций, которые были
направлены на культивирование естественных свойств и индивидуальных
потребностей человека. Отклонение в нравственном поведении врача от реальной
практики человеческих отношений Гиппократ видел прежде всего в том, что оно
должно быть сориентировано не на личное индивидуальное благо врача и поиски
путей его достижения (будь то благо материальное, чувственное и т.п.).
Умение подчинить себя интересам больного,
милосердие и самоотверженность - это не только и не просто заслуживающие
уважения свойства личности врача, а свидетельство его профессионализма.
Поведение врача и с точки зрения его внутренних
устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться
интересами и благом пациента. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для
пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и
пагубного", - писал Гиппократ [ 2 ]. Практическое отношение
врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку,
безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ
справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и
результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только
является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно
влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру
врачебного искусства. "Где любовь к людям - писал Гиппократ, - там и
любовь к своему искусству" [ 3 ].
Типологическая близость медицинской
профессиональной и религиозно-деонтологческой этики очевидна.
Православие, являясь исторически и логически
первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического
понимания нравственности, т.е. глубинной включенности нравственности в единое и
целостное "устроение мира". Именно поэтому в православной
нравственной философии моральные ценности и первая из них - любовь к Богу и
ближнему - не только желательная норма поведения. Это - принцип бытия, закон
"устроения мира", без соблюдения которого распадается "связь
времен" и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой
жизни. Смысл же человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан
со служением ближнему. В связи с этим, врачевание по сути дела - одна из
уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально
совпадает с "деланием добра", с христианскими ценностями милосердия,
человеколюбия и спасения жизни. Не случайно первая модель социального института
здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была
реализована в христианских монастырях.
Глубоко символична красно-крестная символика
международной организации медицинской помощи и милосердия, на которую уповают
сегодня в каждом неблагополучном районе мира, что в который раз подтверждает
слова Иоанна Златоуста:"Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и
никогда не может погибнуть" [ 4 ].
Однако задача этики, и общей, и
профессиональной, заключается не только в том, чтобы перечислить основные (в
частности для данной специальности) ценности и связать их в определенное
практическое нравоучение. Одной из задач этики является объяснение и
обоснование того, почему именно эти ценности получают статус основных, какова
природа и причина их обязательности, в каком отношении ценности
профессиональной этики находятся к другим формам регулирования врачебной
деятельности, в частности к медицинскому праву.
2. Медицина между правом и моралью
В XX веке медицинская деятельность
регламентируется двумя формами социального регулирования - моралью и правом.
Принципиальное отличие правового регулирования человеческих отношений от
морального заключается в том, что правовое - реализуется через законы,
правительственные постановления, судебные решения, в то время как моральное
регулирование осуществляется на уровне индивидуального нравственного сознания и
общественного мнения. "Интерес собственно нравственный, - писал Вл.
Соловьев, - относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его
внутреннему существованию в сердце человеческом" [ 1 ]. Такая
локализация нравственных требований предполагает свободное и добровольное
их исполнение, напротив, требования правовые допускают или прямое или косвенное
принуждение.
Принудительный характер права сохраняется
несмотря на то, что в современной культуре произошли серьезные изменения
судебноправовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия.
В рамках этого правосудия права и свободы личности признаются ценностями,
охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых
государств.
В России принципиальные изменения в понимании
права происходят в 90-х годах. В Советском Союзе преобладала карательная, а не
охранительная функция правосудия. Доктрина государственного уголовного
возмездия основывалась на понимании права как средстве предупреждения
преступления. Права гражданина в области здравоохранения сводились к
государственным гарантиям от профессиональных преступлений, подлежащих
уголовному наказанию. Согласно Уголовному кодексу РСФСР от 27 октября 1960 года
к категории преступлений относилось: "неоказание помощи больному",
"незаконное производство абортов", "выдача подложных
документов", "незаконное врачевание", "нарушение правил,
установленных с целью борьбы с эпидемией", "стерилизация женщин и
мужчин без медицинских показаний", "недопустимые эксперименты на
людях", "нарушение правил хранения, производства, отпуска, учета,
перевозки сильнодействующих ядовитых и наркотических веществ",
"халатность", "убийство по неосторожности".
В результате изменений в Уголовном кодексе РФ от
15 мая 1995 года изъята статья о стерилизации и курсовые - 700 р.